Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Закон как критерий эффекта. Бизнесмены страны дождались: введен в действие Закон "О частном предпринимательстве"

Закон как критерий эффекта

Бизнесмены страны дождались: введен в действие Закон «О частном предпринимательстве». Его разработку и принятие Глава государства определил приоритетом, поскольку отечественному предпринимательству важно иметь правовой инструмент, регулирующий взаимоотношения власти и частного бизнеса. Проект разрабатывался при активном участии представителей многих объединений предпринимателей, в том числе и общенационального союза предпринимателей и работодателей «Атамекен». Насколько «жизнеспособен» новый нормативный акт, дабы придать частному предпринимательству тот импульс, который позволит отечественной экономике подняться на совершенно новый — стабильный и эффективный — уровень? Об этом состоялся разговор с исполнительным директором союза «Атамекен» Сериком Ахметовым.

— Серик Ныгметович, прежде чем стать законом республики, проект прошел все стадии законотворческого процесса. В обсуждении представители власти и бизнеса высказывали множество соображений, предлагали немало концепций... Порой полярных. Весь ли спектр мнений вошел в закон?

— Ни один закон не может включить в себя буквально все мнения. Однако из предложенного представителями бизнеса и власти была скомпонована фактически новая модель их взаимоотношений. Теперь она закреплена на уровне закона. Необходимость принятия закона назрела уже давно. До 7 февраля вопросы предпринимательской деятельности регулировались целым рядом как специализированных законов («О защите и поддержке частного предпринимательства», «Об индивидуальном предпринимательстве», «О государственной поддержке малого предпринимательства»), так и довлеющих отраслевых и секторальных законов и подзаконных актов. На определенном этапе развития экономики страны они, несомненно, сыграли роль, но их отдельные нормы противоречили друг другу, дублировали и не содержали четких механизмов реализации. Новый закон позволил освободить действующее правовое поле от ряда коллизий, от устаревших и потерявших правовую значимость положений. Его формат, думается, обеспечит новые критерии эффективности бизнеса.

— Выходит, вы уверены в том, что новый закон отвечает сложившимся реалиям и основным направлениям государственной политики по развитию и поддержке частного предпринимательства? И союз «Атамекен» безоговорочно принял его положения?

— У нас все же есть ряд замечаний к отдельным статьям, но в числе неоспоримых преимуществ закона следует выделить несколько концептуальных положений. Первое, что устраивает, думаю, всех, — это переход от множественности норм в отраслевых и секторальных нормативных правовых актах к комплексному закону с нормами прямого действия. Во-вторых, этим законом конкретизированы пределы администрирования частного предпринимательства и четко определены виды государственного контроля и надзора. Немаловажное новшество — норма о том, что центральным госорганам запрещается принимать подзаконные акты, определяющие порядок проведения проверок их подчиненными органами. Вся процедура проверок устанавливается теперь не самими проверяющими органами, а Парламентом, то есть путем принятия законов.

Только одно это влечет отмену порядка сотни подзаконных актов министерств и ведомств, которые были обязательными не только для должностных лиц госорганов, но и для предпринимателей. Кроме того, закон предусмотрел четкие сроки проведения проверок, определил права, обязанности и ответственность не только предпринимателей, но и госорганов и их должностных лиц. Государственный контроль распространится лишь на моменты, которые обеспечивают безопасность продукции, услуг, производственных процессов для жизни и здоровья человека, окружающей среды, а также на то, что касается вопросов национальной безопасности.

— Поясните, пожалуйста, характер обязательной экспертизы проектов аккредитованными ассоциациями предпринимателей?

— Это тоже новшество закона. Экспертиза производится объединениями бизнесменов через экспертные советы. Такие решения подлежат обязательной публикации. Одним из важнейших элементов закона являются положения, посвященные особенностям разработки и принятия нормативных правовых актов, в том числе и законов, затрагивающих интересы предпринимательства.

Это означает, что нормативное регулирование сферы бизнеса со стороны государства будет происходить теперь с обязательным учетом мнения бизнес-сообщества.

— Неужто ни одна, к примеру, инструкция или правила Налогового или Таможенного комитета не будут приняты и введены в действие без предварительной их оценки объединениями предпринимателей?

— Это так. И шаг этот обусловлен тем, что госструктуры иногда не могут увидеть тот или иной акт глазами предпринимателя, «прочувствовать» на себе его действие и, с другой стороны, в ведомственных нормативных актах могут оставлять для себя «рычаги воздействия» на предпринимателей, никак не предусмотренные законом.

— Возникает вопрос, как же госорганы собираются учитывать мнение бизнес-объединений, если их уже более двухсот? Кроме того, по одному и тому же вопросу разные объединения могут иметь полярные мнения.

— Естественно, госорганы и в целом Правительство, проводя все государственные решения, не в состоянии вести работу одновременно со всеми существующими и потенциально возможными ассоциациями, объединениями предпринимателей. Поэтому доступ к таким проектам в каждом министерстве получат имеющие аккредитацию республиканский союз, который объединяет ассоциации предпринимателей, республиканское отраслевое объединение предпринимателей и республиканское объединение по малому предпринимательству. Если их будет несколько, то аккредитации подлежит то, которое представляет интересы большего числа работающих. Это создаст здоровую конкуренцию в среде объединений предпринимателей и отсеет псевдоконструктивные и популистские формирования.

Заключения таких объединений хотя и носят рекомендательный характер, тем не менее станут обязательным приложением к проекту нормативного правового акта на всех этапах его продвижения — до принятия госорганом или должностным лицом. Тот же порядок распространится и на нижестоящих уровнях госуправления. Необходимо обратить внимание: такой порядок будет введен в действие уже с первого июля.

— Видится так, что для реализации положений нового закона необходимо сформировать общереспубликанскую сеть экспертных советов, организовать их эффективную работу? Этим кто-либо займется?

— Надо понимать, что экспертиза проектов, разработанных в недрах всего госаппарата и имеющих отношение к частному бизнесу — непростая задача для объединений предпринимателей. Ведь она требует значительных трат — временных и денежных, а также привлечения высококлассных специалистов по всем отраслям экономики, бизнеса и права. Решение этой задачи значительно осложняется отсутствием механизма стабильного финансирования бизнес-ассоциаций самим деловым сообществом республики. Мы предлагали таковой в проекте закона, но в его окончательную редакцию наше предложение не вошло.

— Не пришло время?

— Думаю, что предприниматели вскоре поймут выгоду финансирования своеобразного «аппарата», который станет продвигать их предложения. И закон будет дополнен соответствующим образом.

А среди уже имеющихся в законе особенностей — для успешного и стабильного развития частного бизнеса — предусматривается механизм, скажем так, «самоподдержания». То есть субъектам частного предпринимательства предоставляется возможность на возмездной основе предоставлять средства (займы) другим таким же субъектам.

— Иными словами, кредитовать своих коллег?

— Верно.

— По отзывам предпринимателей, не менее революционна та норма закона, что касается выдачи лицензий...

— Речь идет о второй части пункта № 2 в статье № 34. Ее суть заключается в том, что, если госорган в установленный срок не выдает субъекту предпринимательства лицензию либо письменно не уведомляет его об отказе, то по истечении того срока лицензия будет считаться полученной. И ответственность в данном случае полностью возлагается на государственный орган. Можно с уверенностью констатировать, что эта норма послужит «началом конца» бесконечных и затратных по времени и ресурсам мытарств субъектов частного бизнеса, желающих заниматься лицензируемыми видами деятельности. С другой стороны, здесь — рычаг сдерживания коррупционных проявлений.

Особой строкой в законе выделяются положения о субъектах малого предпринимательства, которым, в сравнении со средним и крупным бизнесом, предоставляются приоритетные и льготные условия для жизнедеятельности.

И еще: новый нормативный правовой акт ясно и недвусмысленно закрепляет важнейший принцип демократии: для предпринимателя — «Разрешено все, что не запрещено законом», а для госорганов и их должностных лиц — «Разрешено только то, что предусмотрено законом».

Ирина НОС


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...