Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

ТРУДный кодекс - мнение депутата-разработчика

АСТАНА. 27 февраля. КАЗИНФОРМ /Зауреш Балкенова/ - На поле обсуждения долгожданного Трудового кодекса сломано немало копий. Цена этого важнейшего документа, который должен определить судьбу огромной армии работников и работодателей, неизмеримо высока. Сроки рассмотрения в парламенте двух вариантов проекта кодекса - правительственного и депутатского - всякий раз откладываются: депутаты не хотят принимать его в спешке. В поддержку первого выступает, как известно, Конфедерация работодателей, второй, инициированный депутатом Мажилиса Ш.Уразалиновым, защищают профсоюзы. Парламентариям предстоит прийти к нелегкому компромиссу, сотворив вместо двух разноречивых документов - единственный, который станет гарантом соблюдения интересов всех участников трудовых отношений.

Свое мнение о ходе обсуждения проекта Трудового кодекса корреспонденту Казинформа высказывает депутат Мажилиса Парламента РК Шаймерден Уразалинов.

- Шаймерден Абильмажинович, давайте пройдемся по тем болевым точкам, которые обозначены в Вашем варианте Трудового кодекса. Нормирование и оплата труда - одна из них…

- До принятия того самого Закона о труде в республике действовал КЗОТ, в котором четко регламентирована система оплаты труда с отраслевой тарификацией, предусматривающей сложность, трудоемкость профессии, условия труда и так далее. И соответственно для каждой отрасли, для каждой профессии вводился коэффициент. Он служил для установления минимальной ставки оплаты труда в той или иной профессии.

Был дифференцированный уровень оплаты труда - в тяжелых, опасных, трудоемких производствах.

Это была своего рода компенсация за нанесение вреда здоровью

работника. То есть работнику была предоставлена частичная компенсация

за то, что он работает во вредных условиях труда. В действующем Законе

о труде вот эта обязательная дифференциация, тарифная система

предложена работодателю не как обязательная норма, а как

рекомендательная. Вы знаете, что каждый год Правительство утверждает

минимальный уровень заработной платы, для работников разных отраслей

она одинакова. В результате, например, в 2003 году средняя зарплата в

угольной промышленности была 30 тысяч тенге. Средняя зарплата

работника гостиничного хозяйства - 43 тысячи. И в предлагаемом

правительством варианте эта норма прописана опять в рекомендательной

форме. Ну, скажите мне, какой работодатель не воспользуется вот этой

брешью? Сегодня тариф заработной платы шахтера или металлурга

составляет в среднем 38 процентов. Остальная часть заработка - это

различные надбавки, которых работодатель может лишить в любой момент,

а это делает наемного работника бесправным. Никакой мотивации к труду у тех же горняков не остается. Они спускаются в шахту вынужденно, надо семью кормить, и податься больше некуда.

В будущем мы можем столкнуться с еще одной серьезной проблемой - работать на тяжелых производствах будет некому, потому что молодежь уже сейчас в шахту не загонишь. Раньше на угольных шахтах Караганды работало 110 тысяч горняков. Сегодня их только 25 тысяч. Цифры говорят сами за себя. Если в свое время шахтеры шли в шахту из-за высокой зарплаты и возможности льготного выхода на пенсию, то сейчас не просто нет таких стимулов, сейчас горняка превратили в заложника.

Чем более трудоемкая отрасль, тем выше должен быть коэффициент и тем

больше будет уровень оплаты труда. Эта норма была в КЗОТе обязательной

для всех работодателей. С 1999 года и эту норму почему-то сделали

рекомендательной.

- Сегодня говорить о роли профсоюзов, как о значимой силе в трудовых коллективах, пока не приходится. Будут ли законодательно укреплены их позиции?

- Во всем цивилизованном мире ничего умнее и лучше не придумали, как определить представителя наемного работника в лице профсоюза. Мы пережили те времена, когда профсоюзы ликвидировали повсеместно, чуть ли не в приказном порядке. Если вам известно, в Законе о труде 1999 года о профсоюзах, как о представителях наемного работника, практически ничего не сказано. Работодатель, зная эту брешь в законодательстве, с успехом пользуется ею. Нами предложено представителями работников обозначить именно профсоюзы. Это, в свою очередь, послужит стимулом для создания на предприятиях первичных профорганизаций, которые должны строить взаимоотношения с работодателями. Однако этот момент вызывает неприятие как Правительства, так и представителей работодателей. Но если мы сегодня не примем эти меры, завтра своим бездействием, в том числе в

законодательном плане, породим серьезные социальные противостояния.

Также затрагиваем мы вопросы разрешения споров на предприятиях.

Давайте будем откровенны и признаем - коллективный договор фактически

не имеет никакой юридической силы. Мы настаиваем на том, чтобы

коллективный договор имел статус нормативного акта, с тем, чтобы на

его основании можно было вести даже судебные разбирательства. Но трудовые конфликты могут выйти за рамки трудовых отношений, и в этом случае мы предлагаем законодательно установить способы разрешения трудовых споров. Мы четко и внятно расписали эту схему: если на предприятии конфликтная ситуация, стороны создают оперативную комиссию по разрешению трудовых споров, в рамках которой ведут переговоры. Если этой комиссии не удается прийти к соглашению, должен быть задействован другой институт, так называемый трудовой арбитраж. И только на третьем этапе разрешения споров используются суды. То есть мы предлагаем увеличить число институтов разрешения трудовых споров, исключая, тем самым, социальное противостояние. Эта трехступенчатая процедура дает возможность цивилизованно и выгодно для всех сторон разрешить конфликт.

- Но ведь трудовые споры решаются в судах, также разбираются инспекциями при МТиСЗН?

- Сегодня инспекция труда очень малочисленна, поэтому рассчитывать на

ее действенность не приходится. Что же касается судов, то, простите за

скептицизм, я уверен, что решения суда в 99 процентах будут

приниматься в пользу работодателя.

Поэтому новые институты должны быть созданы непосредственно на

производствах - только так можно обеспечить объективность в интересах

каждой из сторон.

- Ваши оппоненты считают, что нельзя работодателя перегружать

обязательствами, по их мнению, это приведет к снижению предпринимательской активности и уходу бизнеса в тень. Каково Ваше мнение на этот счет?

- Я еще могу понять, когда нам оппонируют представители работодателей.

Но мне абсолютно непонятна позиция органа, именуемого Министерством

труда и социальной защиты населения, от которого идет нескрываемое

лоббирование интересов работодателей. Мы ни в коем случае не посягаем

на права работодателей. В чем нуждается работодатель? Он нуждается в

стимулирующих экономических условиях для своего развития: в

доступности кредитования, в таможенных и налоговых преференциях,

наличии соответствующих государственных программ и так далее. Вот что

нужно работодателю для того, чтобы он мог развиваться, укрепляться,

увеличивать свои доходы. Что государство и делает. А что может дать

государство в рыночных условиях, не вмешиваясь в деятельность

хозяйствующих субъектов? Оно должно через трудовое законодательство

дать минимальные гарантии наемному работнику. Только исходя из этого,

строилась концепция нашего Трудового кодекса. И почему это

расценивается как вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов

- мне не понятно. Давайте создадим объективную трудовую

нормативно-правовую базу. А все проблемы, трудовые споры будем решать

за столом переговоров. Как во всех цивилизованных странах.

- Шаймерден Абильмажинович, буквально ровно через месяц нижняя палата должна представить окончательный вариант проекта Трудового кодекса. Получит ли человек труда какие-то надежные гарантии, которые позволят ему спокойно жить и работать?

- Сегодня принятие Трудового кодекса вызвано жизненной

необходимостью - социальная напряженность растет, а это угроза для

безопасности общества и государства. Однако принятие Кодекса,

предлагаемого Правительством в лице уполномоченного органа -

Министерства труда и социальной защиты населения, не будет

способствовать улучшению положения наемных работников. Необходимо,

прежде всего, добиться паритетности в отношениях работодателя и

наемного работника в обсуждаемом законопроекте. В этом надеюсь на поддержку своих коллег-депутатов. Общество ждет этого важного закона.


Лучший выбор – инвес-тиции в свое образо-вание! MINI-MBA -43%

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...