Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Аудит не позволит «распиливать тихо»

Аудит не позволит «распиливать тихо»

Парламентские баталии по поводу главного финансового документа страны, как правило, сосредоточены на расходных статьях бюджета. Каждое министерство стремится как можно убедительнее обосновать необходимость финансирования отраслевых программ и проектов. Но, получив свою долю государственного «пирога», зачастую не способно «переварить» весь объем ассигнований. Сенатор Александр ГУСИНСКИЙ выделяет несколько принципиальных моментов, от решения которых во многом зависит государственная бюджетная стратегия, успешное развитие экономики и гражданского общества в целом. Своими размышлениями депутат поделился в интервью с нашим корреспондентом.

— Увеличение бюджетных траншей без урегулирования вопросов прозрачности государственных финансов, разумности и эффективности их использования не может дать ожидаемого результата, — полагает Александр Владимирович. — Сегодня речь идет о налаживании такой системы финансового контроля, которая бы четко отслеживала использование бюджетных ассигнований и не допускала их расхищения, которое сейчас прикрыто формулой «распиливать по-тихому».

В этом плане весьма полезен опыт организации финансового контроля западных стран, где упор делается на независимый аудит, цель которого — изучить финансовое положение организации и выработать рекомендации для его улучшения. Именно аудит должен стать ключевым инструментом и стабилизирующим фактором бюджетного регулирования.

Мне довелось познакомиться с системой финансового контроля Великобритании. Принятие государственного бюджета там не занимает столько времени, как у нас. Во-первых, он утверждается на три года, во-вторых, сам принцип реализации бюджетных программ предполагает определенную гибкость и возможность оперативного реагирования на происходящие изменения. У них нет такого понятия — «неосвоение бюджетных средств». Бюджет в основном корректируется в сторону увеличения ассигнований по обоснованным ходатайствам отдельных министерств и ведомств. При проведении финансового аудита внимание специалистов сосредоточено на главном вопросе: насколько эффективно использованы средства, не допущен ли их перерасход?

— Неужели у них не возникает иных проблем и нарушений в сфере бюджетного регулирования?

— Самое серьезное финансовое нарушение — использование командировочных средств не по назначению. Оно квалифицируется как мошенничество. Статьи расходов на каждое министерство прописываются одной или двумя строками, то есть указываются общие объемы ассигнований. Там элемент доверия к администраторам программ просто колоссальный. В нашем же бюджете средства распределяются более чем по 600 спецификациям, и руководители ведомств находятся в жестких рамках, не позволяющих корректировать расходы, исходя из ситуации.

В Англии также отсутствует специальный закон, регулирующий порядок организации закупок товаров, работ и услуг для нужд государственных организаций. Если их сумма превышает 250 тысяч фунтов стерлингов, то они осуществляются на конкурсной основе.

В организации, проводящей конкурс по закупкам, образуются независимые друг от друга комиссии. Первая рассматривает техническую сторону предложений потенциальных поставщиков, вторая — финансовую. После изучения предложений выбирается оптимальный вариант, не обязательно самый дешевый. Наш Бюджетный кодекс и система Казначейства породили сложную систему освоения бюджетных средств, оторванную от реалий, не учитывающую ни условий сезонности, ни чрезвычайных ситуаций, ни изменения цен.

К сожалению, в закостенелых регламентирующих тисках вязнет и нивелируется любая деловая инициатива руководителя. На тендерные процедуры уходит по три-четыре месяца, а то и полгода, нет четких критериев по ценовым спросам. Тендер представляет собой, скорее, «спектакль» с участием аффилиированных фирм. Жесткие барьеры ведут к коррупции.

— Позвольте, Александр Владимирович, не противоречите ли вы сами себе, с одной стороны, ратуя за сохранность государственной казны, с другой — призывая к творческому подходу и свободе при использовании выделенных ассигнований?

— Все дело в организации системы контроля, которая должна быть прозрачной, эффективной, налагающей на администраторов программ определенные, я бы сказал, повышенные обязательства.

На мой взгляд, важно законодательно закрепить следующие принципиальные моменты. Прежде всего, разграничить полномочия субъектов финансового контроля: высшего, внутреннего и регионального. Значительно повысить статус Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. Для этого нужно, чтобы его финансирование не зависело от Министерства финансов. Серьезное внимание должно быть уделено качественному составу этого комитета, оценке труда его работников.

Еще один немаловажный момент: и в центральном, и в региональном звене к проверкам расходования бюджетных ассигнований необходимо активнее привлекать частные аудиторские службы крупных фирм. За рубежом это повсеместно практикуется.

— Не приведет ли это к лоббированию частных интересов?

— Ни в коей мере. Мировая практика показывает, что именно частный бизнес с особой тщательностью анализирует свою финансовую деятельность, и этот опыт позволит им также качественно проверять бюджет государственных учреждений.

Их участие в этом процессе как раз и гарантирует прозрачность бюджета, его сбалансированность и стабильность. Именно посредством подключения к контролю бизнес-сообщества, составляющего основу гражданского общества, можно добиться позитивных изменений. Независимый аудит, основанный на взаимодействии и взаимопроникновении государственных и частных структур, — это и есть фундаментальная защита демократии.

Финансовый контроль подобен лакмусовой бумаге, на которой реально проявляется весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная со стадии формирования и заканчивая результатами. Сегодня необходимо делать акцент именно на качестве аудита, направленного на проверку эффективности и экономности расходования государственных средств.

В начале 90-х годов жизнь ежедневно ставила перед нами колоссальные задачи. Закрывались больницы, объекты культуры, все рушилось, финансирование было мизерным, но нам позволяли проявлять инициативу и самостоятельно решать многие вопросы. Именно тогда одни районы приходили в упадочное состояние, другие более или менее выживали. Хотя по исходным условиям были схожи. Там, где аким «шевелился», проявлял хозяйскую смекалку, там быстрее находили выход из создавшегося положения, и не возникало чувства беспомощности. Тогда не было таких жестких ограничений. И мне думается, именно поэтому мы выжили и поднялись, пережив сложнейшее кризисное время. Сегодня мы вышли на качественно новый уровень, и в данной ситуации также необходимо подключать творческий потенциал менеджеров разных уровней. Время требует личностей — неординарных, думающих, творческих, ответственных.

Татьяна БРЕДИХИНА


Лучший выбор – инвес-тиции в свое образо-вание! MINI-MBA -43%

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...