Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Закон и порядок. Судебному исполнителю «косметика» не поможет

Закон и порядок. Судебному исполнителю «косметика» не поможет

Проблема исполнения судебных решений является жизненно важной как для судебной системы, так и всего общества. Предназначение правосудия — защита и восстановление нарушенных прав — логически завершается исполнением судебного акта. Полнотой и своевременностью исполнения определяется эффективность правосудия. Не случайно вопросы совершенствования исполнительного производства обозначены в выступлении Главы государства на четвертом съезде судей в числе приоритетов.

Мне, как практику, много лет работающему в судебной системе и знающему эту проблему изнутри, хотелось бы поделиться с общественностью своими мыслями по данному вопросу.

С момента принятия в 1998 году Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» в него уже семь раз вносились изменения и дополнения. Разработан также проект очередных поправок. Однако все они страдают одним недостатком: носят «косметический» характер и решают отдельные вопросы в рамках действующей системы исполнения. Концепция исполнения судебных актов в Казахстане не затрагивается. А без этого решить задачу своевременного и полного исполнения судебных актов невозможно.

Считаю, что краеугольным камнем решения поставленной проблемы является организационный аспект.

В мировой практике существуют различные системы организации исполнения судебных решений. Нам известна российская система исполнения, которая основана на полувоенизированной организации судебных исполнителей и приставов. Мы знакомы с опытом альтернативного исполнения частными судебными исполнителями в ряде западных государств.

Наша задача не слепо копировать чужой опыт. Надо выработать собственную модель, которая учтет специфику и уровень развития нашей правовой системы.

Система исполнительного производства, которую мы сейчас имеем, прошла долгий и противоречивый путь через ведомственный передел, поочередную подчиненность и подконтрольность органам судебной либо исполнительной власти, неоднократное расширение и сокращение функций — от инструкции до закона.

Единая централизованная система с функциями принудительного исполнения, дознания и уголовного преследования начала складываться только со второй половины 1999 года. Тогда был создан Комитет по исполнению судебных постановлений Министерства юстиции РК. Однако комитету не дали времени развернуть свою деятельность и доказать жизнеспособность.

С 2000 года началось усиление независимости судов и отделение их от Министерства юстиции. Был создан Комитет по судебному администрированию при Верховном суде. Тогда такой шаг был оправдан необходимостью разграничения судебной и исполнительной власти. В 2001 году функция исполнения исполнительных документов была передана Комитету по судебному администрированию.

Однако этот комитет изначально создавался как орган материально-технического обеспечения судов и не предназначался для принудительного исполнения. Между тем, как показывает практика, львиная доля исполнения судебных актов производится именно в результате применения к должнику мер принуждения. Комитет, в штат которого передали бесправных судебных исполнителей, не имеющих полномочий активного воздействия на должников, оказался не готов к задаче исполнения актов правосудия.

Именно отсутствие аппарата принуждения обусловливает слабость комитета, беззубость и бессилие судебных исполнителей, необходимость обращения к другим органам за содействием. То есть судебный исполнитель заранее поставлен в условия, когда он самостоятельно не может справиться с возложенной на него задачей.

Возникло противоречие между провозглашенной функцией принудительного исполнения и фактическим отсутствием средств и методов реального принуждения. Так проблемы неисполнения постановлений суда стали хроническими и не решаемыми.

В настоящее время условия изменились. К Министерству юстиции в 2001 году перешла уголовно-исполнительная система. Параллельно Комитет по судебному администрированию и его территориальные органы исполняют постановления суда по гражданским и административным делам, а также по уголовным делам в части имущественных взысканий.

То есть мы имеем две государственные структуры, которые занимаются одним и тем же делом. Однако единое дело из-за борьбы ведомств было в свое время искусственно и необоснованно разделено по видам судопроизводства, категориям дел, видам наказания и взысканий на уголовно-исполнительную систему и систему исполнительного производства.

Считаю, теперь созрели условия для объединения в одной структуре родственных функций по исполнению всех видов постановлений суда. Полагаю, что исполнительное производство необходимо реорганизовать следующим образом.

В Министерстве юстиции следует создать комитет по исполнению судебных постановлений. Это будет единый государственный орган по принудительному исполнению постановлений суда по гражданским, уголовным и административным делам. В рамках комитета должны быть структурные подразделения, которые занимаются исполнением назначенного судом наказания по уголовным делам в отношении личности и исполнением имущественных взысканий по всем административным, гражданским и уголовным делам. В него должен войти на правах департамента нынешний Комитет уголовно-исполнительной системы.

Почему комитет следует создавать именно в рамках Министерства юстиции?

Во-первых, с передачей Минюсту уголовно-исполнительной системы к нему перешел штат бывших сотрудников органов внутренних дел. Поэтому повысить статус судебного исполнителя, расширить его полномочия, усилить аппарат принуждения проще и быстрее под эгидой Министерства юстиции, нежели в Комитете по судебному администрированию, созданном для материально-технического обеспечения судов.

Во-вторых, министерство сейчас объединило под одной «крышей» такие направления деятельности, как лицензирование отдельных видов юридической деятельности, государственную регистрацию юридических лиц и прав на недвижимость, судебную экспертизу, регистрацию актов гражданского состояния, документирования граждан. Следовательно, в рамках Министерства юстиции имеются все условия для создания единого информационного поля по обеспечению деятельности судебного исполнителя: это беспрепятственный доступ к банку сведений о должнике, его месте жительства и перемещении, имуществе должника и оценке имущества.

Таким образом, все основные вопросы исполнения судебных актов: введения института частных судебных исполнителей, лицензирования их деятельности, страхования гражданско-правовой ответственности, взаимодействия судебных исполнителей с силовыми органами и так далее возможно оперативно решать структурам, находящимся под эгидой одного госоргана.

Конституционная норма о разделении властей диктует необходимость строгого разделения функций правосудия и исполнения. Функция исполнения судебных актов вполне «вписывается» в рамки деятельности министерства как органа исполнительной ветви власти.

После организационных преобразований можно решать остальные вопросы совершенствования исполнительного производства. Считаю, что для развития исполнительного производства в обновленной структуре следует принять следующие меры.

Во-первых, усилить аппарат принуждения. Исполнение судебного акта, как и наказание, должно стать неотвратимым. Помогать судебному исполнителю должны мобильные силовые группы, созданные в территориальных органах юстиции. Кроме того, на 2 464 судей республики приходится всего 1 786 судебных исполнителей. Следует довести число судебных исполнителей до числа судей, как того и требует закон.

Во-вторых, повысить статус судебного исполнителя. Сегодня судебный исполнитель намного бесправнее своего коллеги советского периода, у которого была форма, приличная заработная плата, собственный транспорт либо льготы на проезд, стимул в виде вознаграждения пяти процентов от исполнения.

В-третьих, наделить территориальные органы юстиции функцией дознания по преступлениям о нарушениях порядка исполнения судебных постановлений (ст. 357 УК РК «Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации», ст. 362 УК РК «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта»).

В-четвертых, устранить препятствия в процессе исполнительных действий. В том числе пересмотреть и сократить основания для приостановления исполнительного производства.

В-пятых, упростить порядок и сократить срок рассмотрения дел, связанных с исполнением судебного решения. Для этого следует установить сокращенные сроки рассмотрения вопросов исполнения в судебном порядке, пересмотреть права и обязанности участников исполнительного производства и третьих лиц по защите своих прав, а споры об исключении имущества от ареста рассматривать в течение месяца.

Предлагаемый вариант реорганизации не требует больших затрат, так как необходимые материально-технические и человеческие ресурсы в основном уже имеются. Даже острый вопрос повышения заработной платы судебным исполнителям и укрепления материально-технической базы можно решить за счет взыскиваемой исполнительской санкции.

Только осознав необходимость решения вопроса исполнения судебных актов в общегосударственном масштабе, путем системного и комплексного подхода, совместными усилиями, на мой взгляд, можно решить проблему повышения качества исполнения.

Бекет ТУРГАРАЕВ,

председатель Северо-Казахстанского областного суда, заслуженный юрист республики


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...