Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

У таможни есть задел для совершенствования. Беседа с председателем Комитета таможенного контроля МФ РК А. ШАКИРОВЫМ

Казахстан неуклонно движется к цели, поставленной Главой государства, по развитию страны в соответствии с глобальными тенденциями. Одними из самых эффективных инструментов политики экономической модернизации призваны стать таможенные органы. О том, какие изменения происходят в структуре ведомства, непосредственно связанного с внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) страны, в беседе с нами рассказывает председатель Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан Аскар ШАКИРОВ.

— Аскар Оразалиевич, какова, по вашему мнению, роль таможни в государстве и каков на сегодняшний день вклад таможенных органов в его экономику?

— Безусловно, таможенные органы играют важную роль в экономическом развитии страны, обеспечивая около 30 процентов поступлений в республиканский бюджет. В 2004 и 2005 годах этот показатель был на уровне 20,1 и 28,3 процента соответственно. Только за 11 месяцев и 15 дней текущего года таможенными органами в бюджет республики перечислено 462,5 миллиарда тенге таможенных платежей и налогов, что на 148,8 миллиарда тенге больше, чем за аналогичный период прошлого года. Сумма взысканных платежей, приходящаяся на одного таможенника, составляет свыше 81 миллиона тенге, тогда как его содержание обходится государству по итогам текущего года в среднем менее 800 тысяч.

— Что больше дает таможенных платежей и налогов в бюджет — экспорт или импорт?

— В казну больше поступает платежей от импорта, доля которых составляет 85 процентов, поскольку ввозимые товары облагаются более существенной налоговой нагрузкой, чем при экспорте (15 процентов). Импорт товаров облагается таможенными сборами, пошлинами, НДС и акцизами, а экспорт только таможенными сборами и пошлинами.

— Расскажите, пожалуйста, о главных направлениях деятельности таможенных органов, и как вы оцениваете результаты этой деятельности по итогам уходящего года?

— В качестве таковых в первую очередь необходимо выделить так называемый фискальный, или бюджетообразующий, вектор деятельности, о котором я частично уже сказал, а также правоохранительную работу, направленную на предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений в таможенной сфере, прежде всего контрабанды. Резкий рост показателей взимания таможенных платежей и налогов, помимо фактора увеличения внешнеторгового оборота страны, произошел еще и за счет улучшения таможенного администрирования и совершенствования существующей таможенной инфраструктуры.

В рамках Программы развития таможенных органов на 2004—2006 годы набирает темпы строительство единых контрольно-пропускных пунктов, осуществляющих контроль на границе по принципу «одна остановка», что значительно ускоряет процесс прохождения необходимого оформления и, соответственно, позволяет увеличить пассажиро- и грузопоток.

В текущем году благодаря поддержке Правительства построены и введены в эксплуатацию железнодорожный таможенный терминал «Достык» на казахстанско-китайской границе, автомобильный терминал «Капланбек» и железнодорожный «Сары-Агаш» в Южно-Казахстанской области, автомобильные терминалы «Айша-Биби» и «Нововоскресеновка» в Жамбылской области, железнодорожный терминал «Жайсан» в Актюбинской области, которые позволят осуществлять таможенные процедуры в соответствии с современными стандартами, а также будут способствовать увеличению транзитного потенциала нашей страны и дальнейшему развитию приграничной торговли.

Например, пропускная способность станции Достык, оснащенной новым инспекционно-досмотровым комплексом, позволяющим проводить дистанционный досмотр товаров и транспортных средств в движении, без вскрытия вагонов и контейнеров, увеличилась более чем в два раза. Так, среднесуточное перемещение через него только в ноябре текущего года составило 400 вагонов и контейнеров против 190 единиц за аналогичный период 2005 года.

Другим, не менее важным вектором работы следует считать правоохранительную деятельность, правом ведения которой таможенные органы наделены законодательно. К сожалению, криминогенность таможенной сферы продолжает и до сегодняшнего дня оставаться достаточно высокой. Только за 11 месяцев текущего года нами возбуждено 671 уголовное дело и 11 508 дел за административные правонарушения.

Проведен ряд крупных спецопераций по предотвращению контрабанды, среди которых заслуживают внимания следующие: пресечение в феврале контрабандного ввоза крупной партии товаров народного потребления, прибывших авиарейсом из ОАЭ в Караганду, на общую сумму в один миллион долларов США; задержание совместно с пограничной службой в июне на таможенном посту «Сырым» в Западно-Казахстанской области наркокурьера из Узбекистана, пытавшегося провезти в тайнике, расположенном в топливном баке КамАЗа, через казахстанско-российскую границу партию наркотиков, в том числе 117 килограммов героина и свыше 27 — опия-сырца; задержание совместно с пограничниками на автотрассе Уральск — Бузулук рефрижератора под управлением гражданина России, перевозившего без таможенного оформления контрабандный товар — 22 тонны рыбы осетровых и 4,5 тонны рыбы частиковых пород. Общая сумма возмещения государству ущерба от контрабанды за 11 месяцев составила один миллиард 895 миллионов тенге, что на 650 миллионов превышает показатели аналогичного периода 2005 года.

С коллегами из сопредельных государств выработаны планы взаимодействия по обмену оперативной информацией об организованных преступных группировках, о конкретных физических лицах, а также проведению совместных оперативно-розыскных мероприятий.

— Не могли бы вы более подробно рассказать о борьбе с контрабандой: какие конкретно меры принимаются и какие существуют проблемы в данной работе?

— Действительно, контрабанда является существенным негативным фактором, наносящим большой ущерб экономике и серьезно осложняющим криминогенную обстановку, поскольку в ее сферу вовлечен широкий круг участников, в том числе и организованные преступные группы. На сегодняшний день у нас имеется достаточно сил и средств для ведения борьбы с ней, однако данная работа требует активного участия и скоординированных действий не только таможенных органов. В обыденном представлении считается, что контрабанда поступает в страну только через официальные таможенные посты. Вместе с тем значительная часть государственной границы, скажем, с нашими соседями по СНГ, по существу, открыта, что позволяет порой беспрепятственно контрабандно перемещать товары. Пропускная способность незаконного перемещения грузов на отдельных участках составляет свыше ста тонн в сутки.

Приведу один пример, который, на мой взгляд, достаточно хорошо иллюстрирует вышесказанное. Так, согласно официальным статистическим данным, в первом квартале 2006 года в Казахстан было ввезено 309 тонн свежих томатов, а вывезено в Россию 1 409,9 тонны, что указывает на огромную разницу в 1 100 тонн между импортом и экспортом и вызывает вопросы об их происхождении. Вместе с тем при таможенном оформлении томатов на экспорт в РФ владельцами товара были предъявлены документы, подтверждающие право собственности и при необходимости казахстанский сертификат происхождения. Согласно требованиям законодательства, оформление сельскохозяйственной продукции на экспорт производится на основании именно этих документов, что не дает оснований таможенникам считать вывоз этой продукции противозаконным.

Разумеется, случай с упомянутыми томатами не является исключением. Серьезную озабоченность, в контексте вашего вопроса, представляет резкий рост в последнее время так называемого «лжетранзита», борьбу с которым первыми начали таможенные органы.

Суть его вкратце заключается в транзитном перемещении через Казахстан товаров из одной страны в третью страну и его последующее практически незамедлительное, контрабандное перемещение обратно в республику. Очевидно, что в данном случае увеличение транзита носит искусственный характер, вследствие чего из-за непоступления должных таможенных платежей и налогов в бюджет наносимый Казахстану ежегодный ущерб, согласно статистическим данным, может составлять более 40 миллиардов тенге.

Анализ ситуации свидетельствует о том, что контрабанда, в сферу которой вовлечено немалое количество людей, фактически является частью жизни для приграничных жителей, что значительно затрудняет борьбу с ней. Этому сопутствует коррупция и правовой нигилизм, в том числе и среди государственных служащих, которые дают возможность транснациональным преступным элементам порой контролировать ситуацию на границе.

В арсенале контрабандистов немало других способов незаконного перемещения грузов через границу: это и использование так называемых товаров прикрытия, и заявка на прохождение мнимого порожнего транспорта и так далее — с которыми таможенникам приходится бороться в их повседневной работе. В качестве действенной меры по борьбе с контрабандой в первую очередь необходимо выделить реальное взаимодействие всех заинтересованных ведомств как правоохранительных, так и местных органов власти.

Вышесказанное отнюдь не означает положительной оценки нашей борьбы с контрабандой. Более того, она еще не отвечает тем возможностям, которыми таможенные органы обладают для организации должной работы, о чем достаточно жестко говорилось на состоявшемся в ноябре расширенном совещании с участием руководителей территориальных подразделений и таможен.

— Не секрет, что в обществе есть мнение о том, что таможенные — одни из наиболее коррумпированных органов. Каким образом ведется борьба по противодействию коррупции в ваших рядах?

— Конечно, нас не успокаивает то, что таможенные органы не входят в число лидирующей тройки в этой печальной статистике. Например, Ассоциация таможенных брокеров Казахстана по итогам проведенного социологического опроса по уровню коррупции поставила таможню на пятое место. Тем не менее согласен с вами в том, что существует устойчивое мнение, что «пальма первенства» за таможней. Недавно довелось услышать на этот счет достаточно серьезные рассуждения о том, как в Китае, например, проблема коррупции в таможенных органах была решена посредством расстрела группы коррумпированных таможенников. Как китаевед, могу сказать, что применение жесткого уголовного законодательства является не главной мерой в осуществлении нашим великим южным соседом успешных экономических реформ.

Если говорить серьезно, то коррупция в таможне продолжает оставаться, и мы осознаем, что нужны системные меры по ее искоренению. Эта задача поставлена перед нами Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым, и мы прилагаем все усилия для ее выполнения. Вместе с тем следует отметить, что в 2006 году наблюдается заметный рост выявления коррупционных правонарушений собственными силами. С начала года из 48 совершенных должностными лицами таможни подобных противозаконных деяний 20 выявлены подразделениями внутренней безопасности. Весьма важным инструментом в борьбе с коррупцией в своих рядах является наделение таможенных органов правом ведения оперативно-розыскной деятельности, которое, надо признать, используется пока еще не достаточно эффективно.

В таможенных органах существуют специальные подразделения внутренней безопасности, которым предоставлены полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению фактов коррупции должностными лицами таможенных органов. Вместе с тем категория коррупционных преступлений неподследственна таможенным органам, что, на наш взгляд, является парадоксом и снижает эффективность работы на данном участке.

Общеизвестно, что под вывеской «Таможня» на границе, кроме нас, функционируют и другие контролирующие органы. Однако, при совершении любых негативных действий, в том числе коррупционных правонарушений, они, как правило, ассоциируются с таможенниками, хотя нередкая причастность к ним других органов является секретом полишинеля.

Одной из причин неэффективности борьбы с коррупцией является отсутствие взаимодействия правоохранительных органов с подразделениями внутренней безопасности и борьбы с контрабандой таможенной службы. В этом вопросе на сегодняшний день, к сожалению, мы имеем не сотрудничество, а стремление разоблачить и искоренить коррупцию в таможенных органах извне. Такой подход не только неэффективен, но зачастую вызывает курьезные последствия. Нередки случаи, когда отдельные органы, проведя ту или иную акцию с возбуждением уголовного дела, затем официально обращаются в Комитет таможенного контроля за разъяснениями положений таможенного законодательства по их применению в расследовании этого дела, как это было при инициативном сопровождении или задержании транзитного груза вне зоны таможенного оформления.

К примеру, если создаются некие мобильные или другие оперативные межведомственные группы, то в них должны входить все без исключения службы, обеспечивающие контроль и правопорядок на границе. За 11 месяцев 2006 года в другие правоохранительные органы передано 196 уголовных дел, из которых направлено в суд — 59 (30 процентов), прекращено производством — 10 (5 процентов), приостановлено производством — 36 (18 процентов) и находятся в производстве 91 (46,4 процента).

Говоря о взаимодействии, мы очень рассчитываем также на содействие со стороны участников внешнеэкономической деятельности. На сегодняшний день становится очевидным, что используемые разного рода посредниками пресловутые «серые схемы», предусматривающие, кстати, не только таможенное оформление ввозимых грузов, но и гарантированную их доставку до пункта назначения, вполне устраивают реальных владельцев товаров. Мы неоднократно встречались с работающими в этом направлении крупными участниками ВЭД «за круглым столом» для обсуждения данного вопроса. Предлагались разные варианты «выхода их из тени», вплоть до осуществления сопровождения и растаможки товаров непосредственно в пунктах реализации, но при условии их оформления на реальных получателей. Однако согласованного решения принять так и не удалось.

Чтобы у вас не создалось впечатления, что таможенные органы готовы упрекать или перекладывать ответственность за наличие коррупции в своих рядах на кого угодно, скажу, что мы предпринимаем необходимые меры по оздоровлению ситуации. За последнее время комитетом самостоятельно были вскрыты четко налаженные и действовавшие схемы лжетранзита и «мнимого порожняка», за которые были освобождены от занимаемых должностей руководители таможен «Кордай» и «Бахты». По итогам проведения упоминавшегося мной расширенного заседания комитета за недостатки в работе были привлечены к строгой дисциплинарной ответственности руководители правоохранительного блока как самого комитета, так и территориального уровня. Отдельные из них были отстранены от занимаемых должностей. Необходимо отметить и тот факт, что деятельность таможенных органов находится под бдительным контролем. Так, за 11 месяцев этого года государственными органами были осуществлены 804 проверки, в том числе 641 — органами прокуратуры, результаты которых помогли нам сверять результаты проводимой работы. Очевидно, что решение проблемы борьбы с коррупцией и в целом с преступностью в таможенной сфере лишь силовыми методами, без системного улучшения таможенного администрирования и совершенствования законодательной базы, будет носить временный и незаконченный характер.

— В таком случае, какие системные меры, о которых вы говорите, принимаются или будут приняты для исправления ситуации?

— В соответствии с поручением Главы государства Комитетом таможенного контроля МФ РК завершена разработка проектов Программы модернизации таможенной службы и Закона «О внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс РК». Данная работа была проделана совместно с Всемирным банком при участии Всемирной таможенной организации, Евротаможни, а также таможенных администраций Швеции, Бельгии, Турции и России.

Необходимо отметить, что синхронизация подготовки этих документов позволила выявить актуальные и приоритетные вопросы, которые требуют законодательного решения и, соответственно, являются объектами предстоящего реформирования.

В качестве наиболее важных преобразований, которые призваны поднять таможенное администрирование на качественно новый уровень, укрепить доверие во взаимоотношениях предпринимателей с государством и устранить условия для коррупционных проявлений в таможенной сфере, можно выделить следующие намеченные меры.

Это — внедрение электронного декларирования, имеющего конечной целью автоматизированную интеграцию участников ВЭД с заинтересованными государственными органами и переход на дистанционную подачу по назначению в течение максимально короткого времени таможенных деклараций.

Это — внедрение автоматизированной системы управления рисками, суть которой заключается в предоставлении определенных преференций при таможенном оформлении участникам ВЭД в зависимости от степени доверия им. Международный опыт использования данной системы показывает, что она является наиболее действенной и стимулирующей в установлении доверительных отношений с бизнесом, минимизации так называемого человеческого фактора при принятии решений.

Ныне действующая практика отдает все же предпочтение осуществлению тотального таможенного досмотра, который не только не дает должного эффекта, но создает условия для коррупции и противоречит положениям «Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли».

Это — создание и использование принципиально новой системы оценки и контроля таможенной стоимости, что позволит нам интегрироваться в международную систему пользователей источников информации о ценах на товары. Создание собственного электронного банка данных о ценах, налаживание информационного обмена в рамках Всемирной таможенной организации о стоимости импортируемых товаров позволят повысить ее достоверность и предотвратить возможности ее искажения как со стороны участников ВЭД, так и со стороны сотрудников таможенных органов. Что приобретает особую актуальность в связи с предстоящим вступлением Казахстана в ВТО.

До настоящего времени отсутствие четкого механизма оценки таможенной стоимости товаров создает условия для существенного и повседневного ее занижения. Например, в ходе проведения дознания по уже упоминавшемуся делу о задержании в феврале в карагандинском аэропорту контрабанды на сумму один миллион долларов, предварительная ее оценочная стоимость, официально подтвержденная Торгово-промышленной палатой РК, была занижена почти втрое.

Это — приведение в соответствие с международными стандартами интегрированного контроля на границе, предусматривающего передачу функций контролирующих органов на границе, за исключением пограничной службы, таможенным органам. Подобная практика передачи функций таможенникам, в частности радиационного контроля, третий год успешно реализуется в Казахстане. Это позволит значительно сократить временные и материальные издержки участников ВЭД по принципу «одна остановка», а также персонифицировать ответственность конкретного органа за совершаемые правонарушения в зоне таможенного контроля. Например, в Швеции таможенные органы выполняют также функции и пограничной службы. Срок задержания ими на границе любого груза ограничен законом шести часами, который может быть продлен только по решению судебного органа.

Это — введение в Таможенный кодекс нормы об обязательном представлении экспортных грузовых таможенных деклараций при ввозе товаров в Республику Казахстан (при необходимости на основе заключения соответствующих двусторонних соглашений). Подобная мера позволит сверять данные деклараций и исключить действующую практику фальсификаций товаросопроводительных документов, повысить достоверность декларируемых сведений о номенклатуре товаров и их таможенной стоимости, поставив тем самым заслон дальнейшему росту расхождений в статистических данных о внешнеторговом товарообороте.

Законодательно закрепленное требование заверенных копий экспортных ГТД (грузовая таможенная декларация) должно побудить непосредственных получателей товаров самим заниматься таможенным оформлением, без разного рода посредников, сделав экономически невыгодным применение противозаконных схем. Анализ неофициально полученных копий ГТД дает основание говорить о массовом характере упомянутых фальсификаций, размеры которых в отдельных случаях превышают 1 000 процентов.

В настоящее время проекты программы и закона одобрены заинтересованными представителями деловых кругов страны (общенациональным союзом предпринимателей и работодателей «Атамекен», Форумом предпринимателей РК, Ассоциацией таможенных брокеров РК, Союзом международных автомобильных перевозчиков и др.) и в установленном порядке проходят внутригосударственное согласование.

— Вы только что упомянули о проблеме расхождения в статистических данных о внешнеторговом обороте. Например, такое расхождение в статистике торговли между Казахстаном и Китаем якобы составляет около трех миллиардов долларов США. Какая работа проводится по преодолению данной проблемы?

— Да, такая проблема имеет место, как, впрочем, и у Китая с Россией, где эта цифра достигает девяти миллиардов, или с США, где она исчисляется десятками миллиардов. На сегодняшний день проведены несколько раундов переговоров и консультаций между экспертами двух стран, в ходе которых выявлены основные причины упомянутых расхождений. Среди них необходимо выделить методологические различия в учете товаров, различные статистические пороги декларирования, транзит товаров через территорию Казахстана, который в статистике КНР учитывается как экспорт в нашу страну, а также несоответствия при определении стоимости товаров и недостоверное декларирование.

Следовательно, весь объем расхождений в статистических данных относить, как полагают некоторые, исключительно к нелегальному перемещению товаров через границу, без учета вышеуказанных факторов, неверно.

На последнем заседании казахстанско-китайского подкомитета по пунктам пропуска и таможенному сотрудничеству были достигнуты существенные, я бы сказал, прорывные подвижки в переговорном процессе, в результате чего было принято решение о создании совместной рабочей группы, которая будет реально вырабатывать меры по преодолению расхождения в статистике двусторонней торговли, осуществлению совместного таможенного контроля, обмену ценовой информацией, налаживанию информационного обмена в режиме он-лайн в пилотных зонах. По признанию китайской стороны, такие договоренности о сотрудничестве в таможенной сфере на границе Китай заключает впервые.

Одним из ключевых решений данного вопроса, на мой взгляд, следует считать введение в таможенное законодательство нормы об обязательном предоставлении экспортной декларации страны отправления, что должно существенно повлиять на решение вопроса расхождений в статистике.

— Вы сегодня упоминали о международных стандартах, которым должна соответствовать таможенная служба Казахстана. Насколько она соответствует таким стандартам, а если нет, то что делается в этом направлении?

— Прежде всего, таможенная служба, как, впрочем, и другие государственные органы страны, должна соответствовать уровню поставленных Главой государства Нурсултаном Назарбаевым задач вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран, присоединения к Всемирной торговой организации. На сегодняшний день наша страна уже признается в качестве региональной державы, а ее авторитет в мире неуклонно растет.

Именно с этими обстоятельствами следует увязывать то, что Казахстан первым из стран постсоветского пространства был избран в Политическую комиссию Всемирной таможенной организации, являющуюся ключевым органом этой организации, в которую входят руководители таможенных служб 23 государств из 170 ее членов.

В текущем году комитет принял диагностические миссии Всемирного банка, Всемирной таможенной организации и Евротаможни, которые как раз и определяли степень нашего соответствия существующим стандартам с предоставлением соответствующих консультаций и рекомендаций. Большая их часть была использована при разработке уже упоминавшихся мной проектов программы модернизации таможенной службы и законопроекта о внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс. Кроме того, наши специалисты прошли обучающие курсы в таможенных органах США, Турции, Швеции.

Признанием активной роли Казахстана и его таможенной службы в рамках Всемирной таможенной организации следует рассматривать достижение договоренности о проведении в январе 2007 года в Алматы субрегиональной конференции по вопросам борьбы с коррупцией в таможенной сфере, в работе которой примут участие генеральный секретарь этой организации Мишель Дане, а также руководители таможенных администраций десяти стран.

Должен отметить, что направление международного сотрудничества в деятельности комитета занимает существенное место. В условиях ускоряющихся темпов глобализации, интенсивного развития, мировой торговли, транспортных коммуникаций вопросы эффективного взаимодействия таможенных служб приобретают все большую актуальность. Мы присоединились практически ко всем основным конвенциям в сфере таможенной деятельности, с 17 странами заключили соответствующие соглашения о сотрудничестве.

Большая работа проводится в рамках Советов руководителей таможенных служб стран СНГ и ЕврАзЭС. Она приобретает особую важность в свете развивающихся интеграционных процессов в экономике, в частности в связи с планируемым созданием Таможенного союза.

— Аскар Оразалиевич, вы имеете дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посланника I класса, были послом Республики Казахстан в Индии, заместителем министра иностранных дел. Помог ли опыт дипломата на новом поприще?

— Опыт дипломатической работы, конечно же, востребован. В первую очередь он касается международной сферы, поскольку деятельность комитета связана не только с вопросами таможенного законодательства, но и с вопросами международного права, межгосударственных отношений. Много полезного дал и опыт работы в бывшем союзном МВД, где также занимался вопросами международного сотрудничества. Вместе с тем многие вещи постиг уже на месте. В связи с этим особо хотел бы отметить работу моих предшественников. Ведь я пришел не на пустое место, а в сложившийся, опытный коллектив со своими традициями. Пользуясь случаем, хотел бы поздравить своих коллег, а также коллектив вашей редакции и читателей «Казахстанской правды» с 15-летием независимости и наступающим Новым годом.

Беседу вел Аскар БЕЙСЕНБАЕВ


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...