Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Реквием по «нациям» Казахстана

Нуртай МУСТАФАЕВ

Сколько наций в Казахстане? Есть ли вообще казахская нация, русская нация, уйгурская и другие? В нынешних реалиях Казахстана, здесь и сейчас. Многие, как ни странно, смутно предполагают, что есть. Национал-патриоты же, даже не ставят этот вопрос, считая ответ на него само собой разумеющимся. С исчезновением с карты мира СССР в повестку дня для значительной части населения полиэтничного Казахстана остро встал вопрос самоидентификации. Что является определяющим в понятии “нация” в новой постсоветской реальности - происхождение (этническая принадлежность - казах, русский, уйгур, немец и т.д.) или гражданство?

Парадоксально, но несмотря на многочисленные теоретические изыскания специалистов, завидное постоянство “национальной” тематики в риторике политиков, политико-правовые дефиниции “нации” в конституции, других законодательных актах, неиссякаемый “вал” публицистики о нации, как в академической, политической, так и в бытовой среде, как и прежде, остается неоднозначным. Часто - взаимоисключающим.

Расхождения обусловлены не только и не столько различиями политических позиций и взглядов, но и, очевидно, в первую очередь, разными смыслами, вкладываемыми в понятия “нация”, “национальность”, “этнос”.

Нация и Этнос

Понятие “этнос” в значении “род”, “племя”, “народ” известно со времен античности. В научный оборот понятие в значении “народ” введено в XIX веке, интерпретируясь позднее во второй половине XX веке, с позиций примордиализма, инструментализма и конструктивизма.

Термин “нация” в научной литературе получает распространение после образования (провозглашения независимости народа/нации от Британской короны) США, Великой французской революции XVIII века, революционных войн “эпохи” Наполеона, образования в XIX веке современных государств и наций.

Понятие “нация”, “национальное государство”, относится к числу таких фундаментальных понятий, как “государство”, “демократия”, “гражданское общество”, является важнейшим в теории международных отношений, как основной компонент, поскольку без нации нет государства, и соответственно, нет и международных отношений.

С 1930-х годов (Лига наций) и по настоящее время, в базовых международно-правовых документах и, в частности ООН, утвердилось политическое понимание понятия “нация” в значении гражданской, “государственной общности” [см.: Устав ООН].

Известны 2 основные трактовки нации - политическая и этническая. Согласно первой трактовке нация - политическая общность на основе согражданства конкретного государства. Согласно второй - высшая форма (стадия) этнической общности.

Во втором случае нация понимается как этнонация. Этнический подход к понятию “нация” известен с конца XIX века, в рамках германской традиции (в противовес английской и французской традиции). В странах же СНГ, этнический подход концептуально, вероятно, восходит к советской стадиальной классификации “род-племя-народность-народ-нация”, с ее четко выраженной многоуровневой иерархией на сложившиеся социалистические нации (русскую, украинскую, казахскую и другие, имевшие квазигосударственность в форме союзных республик), народы (татары, башкиры, карелы, якуты и другие, имевшие квазигосударственные образования в форме автономных республик) и народности (ханты, манси, ненцы и другие, имевшие территориальные автономии в форме областей, округов, районов).

В начале 1990-х годов, в условиях стремительного краха прежней социальной структуры, “атомизации” общества, формирования новой социальной стратификации, резко возросла “замещающая” роль этнической идентичности у представителей всех этнических групп Казахстана. В условиях “посткоммунистического” идейного “вакуума”, разрушения прежней системы ценностей, экономического кризиса, массовой безработицы, этническая идентификация стала для многих своего рода психологическим убежищем.

Феномен этнического возрождения, усилившаяся этническая идентификация сопровождались кризисом гражданской идентичности у части представителей нетитульных этносов, продолжавших осознавать себя гражданами прежнего СССР, либо ассоциировавших себя с другими нациями, являвшимися титульными в пределах других государств - исторической родине.

В силу отмеченной выше утраты прежней идентичности значительной частью населения, прямой заинтересованности большей части этнических элит в монопольном доступе к властным и иным ресурсам в странах СНГ, в том числе и Казахстане, возобладал этнический подход к определению нации.

Нации “капитанов”, “серебра”, “чистых” и других

В Казахстане, как и в некоторых других постсоветских странах произошло смешение лишь фонетически схожих, однокоренных, но различных по содержанию понятий “нация” и “национальность”, а также “нация” и “этнос”.

В современных полиэтничных государствах понятие “нация” - политическая общность, объединяющая всех граждан государства, вне зависимости от этнической принадлежности. В России нация - россияне (представители всех этносов страны), в Швейцарии - швейцарцы (этнические немцы, французы, итальянцы, ретороманцы), в Бельгии - бельгийцы (фламандцы, валлоны, этнические немцы, французы), Пакистане - пакистанцы (пенджабцы, синдхи, пуштуны, белуджи и др.).

Тезис абсолютного (везде и всегда) тождества нации и этноса противоречит реальности. Сторонникам этнонации следует тогда признать и мифические, никогда не существовавшие этносы “элементов таблицы Менделеева” (аргентинцы), “капитанов” (американцев, колумбийцев), “чистых” (пакистанцы) и т.д.

Наименования наций большей частью происходят от названия страны. Зачастую, никак не связаны с каким либо конкретным этносом, этнонимом, поскольку отсутствуют аналогичные нациям по названию этносы. Либо исчезли, либо попросту никогда не существовали. Например, пакистанцы (“страна чистых”), афганцы (возможно, от санскр. Upa-Ghana-Stan - земля объединенных племен), австрийцы (нем. Ostarrichi, Osterreich - Восточное королевство), филиппинцы (по имени испанского монарха Филиппа), американцы (по имени капитана Америго Веспуччи), колумбийцы (по имени капитана Христофора Колумба), аргентинцы (argentum - серебро, “страна серебра”), эквадорцы (исп. - экватор), австралийцы (от лат. terra australis incognita - неизвестная южная земля), исландцы (страна льда) и т.д.

Во многих полиэтничных государствах нации есть, а соответствующих одноименных этносов - нет. Предвидя возможные возражения этнонационалистов, подчеркиваем, не только иммигрантских странах Нового света, но и в Старом свете - Пакистане, Афганистане, Молдове, Швейцарии, Филиппинах и т.д. Понятно, что никаких этносов “паки”, “афганы”, “швейцары” и прочих в истории - не было, и нет.

Во многих странах Европы и Азии титульных, давших названия стране, государству (“титульные” - термин, заимствованный политиками и политологами из демографической статистики, исключительно инструментального характера) этносов нет. Были когда-то в истории, но впоследствии исчезли. Например, такие этносы как, египтяне, бритты, белги, существовавшие в начале н.э., давшие имя Египту, Британии, Бельгии, но впоследствии сгинувшие по выражению летописцев “аки обре”.

Иногда названия этносов, стран и наций могут совпадать. Последнее имеет место, как правило, в “моноэтничных” странах, к числу которых можно условно отнести такие редкие примеры, как Германия в объединенной Европе и Армения в СНГ. Да и то, лишь до развертывания программы “гостевых рабочих” 1960-1970-х годов в первой, и вынужденной тотальной эмиграции с развертыванием азербайджано-армянского межэтнического и межгосударственного конфликта в конце 1980-х годов всех азербайджанцев - из второй. Германия было моноэтничной до 1970-х годов. Армения стала исключительно моноэтничной “одномоментно” - после 1989 года.

В мире известны порядка 190 наций и государств, входящих в Организацию Объединенных Наций, за исключением ряда “управляемых территорий” и самопровозглашенных республик. В то же время, численность этносов, по разным подсчетам, составляет от 3 - до 4 тысяч этносов. Иными словами, нации включают в себя множество этносов. Тождественность нации и этноса в одном государстве - единичные исключения из правил, наблюдаемые лишь в моноэтничных странах. Да и “моноэтничность” этих исключений условна, поскольку абсолютно моноэтничных стран в мире практически нет.

В Казахстане одна нация - казахстанцы

Сколько в Казахстане наций? Вопрос не праздный. Большинство представителей крупных численно этносов, по крайней мере, в отношении собственной этнической группы, вероятнее всего признает, что минимум одна нация в Казахстане есть, а именно, представителем которой он и является. Возможны вариации - казахская и собственная; казахская, русская, украинская … и собственная; казахстанская и собственная и т.д. Такая сумма единиц и дает неизбежный итог от десятка, до свыше ста наций в одном государстве. Чего не было, и нет, ни в одном государстве.

Вопрос о содержательной стороне нации все годы независимости властями, как правило, не акцентировался. Тем не менее, достаточно активно обсуждался в прессе и обществе. Все же на политико-правовом уровне вопрос, конечно, не мог быть полностью обойден. Так в Конституции 1993 года во вводной части давалось определение Республики Казахстан, как формы “государственности самоопределившейся казахской нации”.

Таким образом, Конституция 1993 года фиксировала наличие нации, включающей в себя представителей исключительно одного этноса. Уже тогда возник вопрос: кем же тогда являются все остальные граждане Казахстана - представители свыше 100 этнических групп? Именно тогда четко обозначилась “неадекватность” (несостоятельность) этнического подхода к вопросу о нации.

Учитывая ярко выраженный полиэтничный состав населения страны, возникло противоречие. Русские, узбеки и другие этнические группы Казахстана - тоже нации (русская, узбекская и т.д.)? Если да, то логически неизбежно: 643 кумыка, 375 чуванцев или 212 шорцев Казахстана, учтенных в числе 130 этносов в переписи - тоже нации?

Конституция Республики Казахстан 1995 года уже не содержит прежнюю формулу о нации, тождественной только одному этносу. Вместо прежнего моноэтничного определения нации зафиксирована консолидирующая формулировка “Мы народ Казахстана”, объединяющая всех граждан, представляющих многочисленные этнические группы страны.

Казалось бы, Конституция достаточно четко закрепляет: в стране одна нация - “Мы, народ Казахстана”. Нация именуется как “народ”, очевидно, как дань традиции, восходящей к первым конституциям демократий Запада конца XVIII - первой половины XIX веков, когда понятие “нация” еще не заместило формулу “народ”.

Заявление президента Н.Назарбаева 31 августа 2004 года на встрече с представителями национально-культурных центров республики о том, что в Казахстане сформировалась казахстанская нация, как и ожидалось, имело широкий резонанс в стране, вызвав своего рода “Большой переполох” в “маленьком стане этнических движений и объединений”.

При этом, декларируемая политическая общность “казахстанцы”, по крайней мере внешне, вызвало неприятие со стороны только казахских этнических объединений (неказахские объединения либо согласились, либо воздержались от открытого выражения несогласия). Причем, не только радикальных активистов движений, что можно было ожидать, но и традиционно лояльных к инициативам президента представителей казахской творческой интеллигенции.

Характерна, например, позиция казахского драматурга Дулата Исабекова, высказанная тогда же, осенью 2004 года, в интервью газете “Айкын”: “Невозможно создать единую (казахстанскую) нацию, потому что у всех народов, населяющих Казахстан, есть своя родина, они никогда по-настоящему не привяжутся к этой земле, их всегда будет волновать историческая родина. Поэтому Казахстан для других народов - это территория, где они просто живут. Если здесь им будет плохо, уедут туда, где лучше живется. С казахами могут объединиться только те, у кого нет своей исторической родины”.

Наиболее ясно и однозначно, этническая позиция по вопросу о нации в казахской среде, выражена лидером партии “Алаш” Ароном Атабеком: “В Казахстане есть только один народ и одна нация - казахи, все остальные - диаспоры”.

Очевидно, что лидерам, активистам казахских этнических движений и творческой интеллигенции в формировании казахстанской нации видится угроза казахскому этносу, равнозначному понятию казахская нация.

Как и все почти 15 лет независимости, по этническому и национальному вопросу ясно и однозначно высказались отдельные, выражающие не весь спектр мнений в собственных общинах, представители лишь двух, наиболее многочисленных этнических групп - казахов и русских.

Относительно недавно, в феврале 2006 года, однозначно в поддержку политической, а не этнической нации в Казахстане, заявили представители двух русских общественных объединений в Казахстане. Что нашло отражение в “Политической платформе русской диаспоры”, содержащей ясную позицию по вопросу о нации: “Кроме того, русская диаспора должна бороться за гражданское общество в том плане, чтобы де-факто звание “Гражданин Казахстана” стало выше этнической принадлежности, чтобы де-факто права и свободы граждан не зависели от национальной принадлежности”.

Россия, даже имея в своем составе “этнические” республики, с целью содействия общероссийской гражданской идентичности пошла на отмену фиксации этнической принадлежности (национальность) в паспортах.

С 1997 года внутренние российские паспорта нового образца вообще не имеют графы “национальность”. Вероятно, с целью уйти от прежнего отождествления населением национальности (этнической принадлежности) и нации. Что ведет к формуле: в РФ нация - россияне, а не 142 “нации”, включая, например и 1 509 юкагир или 834 нганасан, неизбежного при тождестве этносов и наций. Данный шаг встретил ожесточенное сопротивление в ряде республик РФ, в результате которого последним удалось отстоять лишь право фиксировать, исключительно по желания владельца паспорта, этническую принадлежность в специальных вкладышах.

Важным в контексте формирования российской национальной идентичности стало выступление президента России В.Путина в Чебоксарах в феврале 2004 года, в котором было заявлено: “Полагаю, что сегодня мы имеем все основания говорить о российском народе как о единой нации… Представители самых разных этносов и религий в России ощущают себя единым народом. Они используют все свое богатство, культурное многообразие в интересах всего общества и государства”.

В странах СНГ, в Казахстане, в частности, в основном, утвердилось искаженное восприятие широкими слоями населения и рядом исследователей нации, отрицающее гражданское, а не исключительно этническое содержание понятия. Отождествление нации и этноса характерно для идеолого-публицистических работ.

Даже в недавно принятой (15.06.2006 г.) правительственной “Программе казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия на 2006-2008 годы” экспертами-разработчиками зафиксировано: “В Казахстане проживают представители 130 наций, народностей и этнических групп”. Таким образом, и сегодня в 2006 году, как и прежде, в одном из наиболее важных документов, направленных на межэтническую интеграцию, укрепление гражданской идентичности и, в конечном счете, на формирование казахстанской нации как согражданства, вновь постулируется тезис о нациях (не уточняется, сколько их в Казахстане, но исходя из множественного числа термина следует, что много), народностях (интересно, кто эти нации, а кто народности, и кого отнесли к этническим группам?).

В политико-правовом лексиконе корректно применение лишь терминов нация (одна нация, объединяющая всех граждан страны), этнические группы, этнические (а не национальные) меньшинства. В любом современном государстве, как правило, - одна, объединяющая всех граждан нация, а не множество наций. В Казахстане, как и во всем мире, в государстве одна нация - казахстанцы, объединяющая, вне зависимости от этнической принадлежности, всех граждан страны. Отличие Казахстана, как и любого другого государства, от других стран, может быть лишь в степени консолидации на политической основе - гражданской идентичности.

Сторонники этнического подхода, этнонации не учитывают угрозу сепаратизма, разрушительный конфликтный потенциал подобных построений, наглядным примером чего служит распад всех полиэтничных государств с доминированием этнонации (этнополитический фактор, как один из ведущих, в числе других факторов). Советского союза с его полутора десятками социалистических наций и свыше ста народностями (чеченцами и др.), “многонациональной” Югославии в 1990 году, недавний, в этом году распад союзного государства Сербии и Черногории - отделение малочисленной (полумиллионной) Черногории, грядущие в ближайшее время референдумы в Аджарии, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровской Молдавской Республике.

Совершенно безосновательны изредка встречающиеся даже среди специалистов рассуждения об ассимиляции, как пути формирования казахстанской нации. Это пройденный, не выдержавший испытания жизнью проект, декларировавшийся в первой половине XX века в США и потерпевший фиаско. Как в США, так и в странах Старого света приоритетом являются политическая нация на базе гражданства, межэтническая интеграция, не исключающая, а наоборот поощряющая этническое многообразие.

В качестве одного занимательного штриха, отражающего как в капле воды преимущества этнического многообразия, при наличии одновременно сильной надэтнической политической идентичности, можно привести пример из времен Второй Мировой войны, когда мощной германской разведке до конца войны, так и не удалось расшифровать активную радиосвязь между американскими подлодками в мировом океане, которая велась радистами индейцами навахо.

Если же серьезно, то есть много и иных примеров эффективности взаимодействия наших этнических культур в рамках надэтнической политической общности. Столь же ярких, экзотичных для иностранцев из дальнего зарубежья, но из прошлого постсоветских стран, включая тот же период Второй мировой войны.

Журнал “Правила игры” №8 2006г


MINI-MBA — ваш путь к высокооплачиваемой работе. - 43%. Успейте!

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...