Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Какой была и какой стала экономика Казахстана в 2006 году

Итоги социально-экономического развития страны за 2006 год, с нашей точки зрения, следует оценивать с позиции реализации Стратегии вхождения Республики Казахстан в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, основные направления которой определены февральским посланием Президента РК Нурсултана Назарбаева и его последующими выступлениями.

В своем послании президент выделил несколько приоритетов социально-экономического развития в рамках Стратегии повышения конкурентоспособности страны. Наиболее важными из них являются:

 Успешная интеграция Казахстана в мировую экономику - основа качественного прорыва в экономическом развитии республики.

 Дальнейшая модернизация и диверсификация экономики Казахстана как фундамент устойчивого роста.

 Современная социальная политика, защищающая наиболее «уязвимые слои населения», поддерживающая развитие экономики.

 Развитие современного образования, непрерывное повышение квалификации и переквалификации кадров и дальнейшее процветание культуры народа Казахстана.

Программа действий правительства на 2006-2008 годы в данной связи была направлена на реализацию этих приоритетов и преодоление сложившихся в республике негативных тенденций, на создание институциональных и экономических условий повышения международной конкурентоспособности казахстанской экономики и качества жизни казахстанского народа. Насколько реализация правительственной программы способствовала созданию предпосылок для закрепления на траектории устойчивого развития, можно судить по итогам 2006 года.

Немного статистики. Казахстанская экономика на протяжении нескольких последних лет развивается достаточно высокими темпами (Общепризнанно, что высокие темпы экономического роста за последние годы достигнуты за счет благоприятной внешней конъюнктуры, больших цен на нефть, черные и цветные металлы, которые составляют основу казахстанского экспорта. Если исключить ценовой фактор, то среднегодовые темпы экономического роста составят, в лучшем случае, не более 2-3%, причем значительная часть прироста продукции получена в добывающей промышленности посредством увеличения объемов добычи нефти. Вклад обрабатывающей промышленности, несмотря на высокие темпы роста, незначителен из-за ее низкого удельного веса в промышленности в целом). Не стал исключением и 2006 год, в котором ожидается прирост ВВП на уровне 10%.

Судя по итогам социально-экономического развития страны за 11 месяцев текущего года, объем промышленного производства составил в действующих ценах 5825 млрд. тенге и увеличился на 6,8%, в том числе горнодобывающей промышленности - на 6,8%, обрабатывающей - на 7,2%, производства и распределения электроэнергии, газа и воды - на 4,3%.

Объем валовой продукции сельского хозяйства составил в текущих ценах 777,9 млрд. тенге и увеличился, по сравнению с аналогичным периодом 2005 года., на 7,5%. Объем грузоперевозок возрос на 5%, объем розничного товарооборота - на 14,3%, объем инвестиций - на 20%. Важно отметить, что инвестиции в жилищное строительство осуществлялись более высокими темпами и возросли более чем на 40%.

Высокий уровень мировых цен на основные казахстанские товары обусловил значительный рост экспортных поступлений. Внешнеторговый оборот увеличился на 38% и составил за январь-октябрь 2006 года 50,8 млрд. долларов США, в том числе экспорт - 31,8 млрд. долларов и импорт - 19,0 млрд. долларов.

Реальная заработная плата наемных работников за отчетный период увеличилась на 11,1%, а реальные доходы населения возросли на 5,3%.

Численность официально зарегистрированных безработных составила 642 тыс. человек или снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а официальный уровень безработицы составил 7,9% от экономически активного населения, если не учитывать 2,5 млн. человек, отнесенных к самозанятым, и не имеющих стабильных источников доходов.

Негативные тенденции. Если исходить из статистических данных, то можно было бы утверждать, что казахстанская экономика прочно закрепилась на траектории устойчивого роста и способна войти в число эффективно и динамично развивающихся стран мира, обеспечить высокие стандарты жизни населения. Однако в текущем году сохранились негативные тенденции, которые ставят под сомнение такое предположение.

Во многом это связано с тем, что закрепилась зависимость казахстанской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры. Так, по нашей оценке, более 80% прироста ВВП обеспечиваются за счет роста экспортных цен на казахстанское сырье и продукты неглубокой переработки, в первую очередь, экспортных цен на нефть. Естественно, что снижение мировых цен на продукцию, составляющую основу казахстанского экспорта, может сильно сказаться на благосостоянии основной массы населения страны, которое, безусловно, ухудшится.

Анализ развития социально-экономической ситуации в стране позволяет выделить несколько проблем, которые затушевываются среднестатистическими успехами. За высокими среднереспубликанскими показателями скрываются детали, что не позволяет правильно оценить приоритеты социальной политики, эффективность действий правительства и местных органов власти в решении социальных проблем. С нашей точки зрения, можно выделить несколько проблем, недостаточное внимание к которым может отбросить Казахстан на периферию мирового развития.

Главная из них - уровень и качество жизни казахстанского народа в целом не корреспондирует с темпами экономического роста, что создает социальную напряженность в обществе. Это проявляется в низком платежеспособном спросе населения из-за невысокой оплаты труда наемных работников в целом. Сохраняются резкие, ничем не оправданные различия в оплате труда работников одинаковой квалификации, занятых в разных отраслях производства, существенные отличия в уровне денежных доходов горожан и сельских жителей, между жителями различных областей, крупных и малых городов. Это уже привело к резкому социальному расслоению общества, причем как в региональном, так и отраслевом разрезах.

Действительно, статистика показывает, что при среднемесячной номинальной заработной плате, равной 39312 тенге (рост к соответствующему периоду 2005 года на 20,7%, в реальном исчислении - на 11,1%), в ряде отраслей народного хозяйства - образование, здравоохранение, сельское хозяйство, она практически в 2 раза ниже среднереспубликанской.

Так, в октябре среднемесячная заработная плата работников образования составила 24,8 тыс. тенге, медицинских работников - 21,1 тыс. тенге. Зарплата наемных работников в сельском хозяйстве - 21,7 тыс. тенге. Учитывая то, что в сельском хозяйстве занято около 2,5 млн. человек в сферах образования и здравоохранения, соответственно, - около 600 и 300 тыс. человек, можно констатировать, что около 50% наемных работников имеют номинальную заработную плату, которая ниже среднереспубликанской. Доля жителей, которых можно отнести к низкооплачиваемой категории работников, может существенно возрасти, если учесть, что 2,7 млн. человек отнесены к категории самозанятых.

Важно отметить, что разрыв в заработной плате наемных работников, занятых в различных сферах, растет. Так, в 2002 году разрыв в оплате труда между работниками горнодобывающей отрасли и сельского хозяйства составлял 31,9 тыс. тенге, в сферах образования и здравоохранения - 27,2 и 29,2 тыс. тенге, соответственно. К настоящему времени разрыв в уровне оплаты между работниками горнодобывающей промышленности и занятыми в сельском хозяйстве увеличился до 56,1 тыс. тенге или в 1,8 раза, в сфере образования и здравоохранения такой разрыв увеличился, соответственно, до 52,3 и 56,1тыс. тенге или в 1,9 раза. Во многом это обусловлено более низкими, по сравнению с ростом средней заработной платы, темпами роста заработной платы работников бюджетной сферы. Так, если зарплата учителей в 2002 году составляла свыше 63% средней заработной платы, то в настоящее время - только 58%. Соответственно, в сфере здравоохранения номинальная заработная плата с 53% снизилась до 51% средней зарплаты в целом по республике.

В этой связи можно констатировать, что более половины численности наемных работников имеют номинальную заработную плату, которая существенно ниже среднереспубликанской. Отсюда следует, что медиана доходов (медиана доходов (срединный доход) - величина личных доходов, которая делит шкалу доходов на две одинаковые в количественном отношении группы, одна из которых имеет доходы ниже медианы, а другая - выше) в Казахстане существенно ниже среднедушевых доходов, что характерно для стран с высокой степенью неравенства в распределении доходов.

Необходимо подчеркнуть, что высокая в среднем заработная плата работников добывающей промышленности скрывает дискриминационную систему оплаты труда в этих отраслях. Так, по данным средств массовой информации, местные работники получают заработную плату на порядок ниже, чем иностранцы, выполняющие аналогичную работу. Учитывая, что в добывающем секторе иностранная рабочая сила занимает значительный удельный вес, то на деле номинальная зарплата казахстанцев, занятых в этом секторе, намного ниже официальных статистических данных.

Правительством Республики Казахстан предпринимаются меры по привязке роста заработной платы к росту производительности труда, чтобы избежать инфляции. Привязка роста оплаты к росту производительности труда необходима при условии нормальной оплаты труда, которая обеспечивает расширенное производство рабочей силы. К сожалению, существующая в Казахстане система оплаты труда не соответствует этому требованию, а ее сохранение приведет к воспроизводству бедности в возрастающих масштабах, снижению качества человеческого капитала из-за нарастающего снижения уровня притязаний населения.

Поэтому для предотвращения дальнейшего социального расслоения требуется кардинально изменить политику доходов, которую проводит правительство республики. С нашей точки зрения, первоочередными мерами должны стать резкое повышение заработной платы работников бюджетной сферы, законодательное установление минимальной заработной платы на уровне, обеспечивающем не простое, а расширенное производство рабочей силы, то есть минимальная заработная плата должна быть не меньше 2,2 размеров минимального прожиточного минимума.

Стратегия выхода на траекторию устойчивого развития. Нужно отметить, что правительством принимаются меры по преодолению закрепившихся негативных тенденций в рамках повышения конкурентоспособности страны и выхода республики на траекторию устойчивого развития. В этом направлении созданы институциональные предпосылки для более активного участия государства в модернизации казахстанской экономики, в частности образован фонд «Казына», целью которого является координация всех институтов развития для концентрации усилий на реализации «прорывных» проектов международного значения. Это будет достигнуто как путем создания новых научных центров, соответствующих международным стандартам, так и активизацией на международном рынке наукоемких технологий для повышения научно-технологического уровня производства.

Определенные надежды с диверсификацией казахстанской экономики связываются с реализацией кластерной инициативы, что должно повысить конкурентоспособность отечественной продукции на внешнем и внутреннем рынках.

Вот почему нужно подчеркнуть, что в текущем году были приняты ряд стратегических документов, успешная реализация которых может способствовать закреплению страны на траектории устойчивого развития. К ним можно отнести: Стратегию развития транспортного комплекса Казахстана до 2015 года, Стратегию территориального развития, Концепцию создания регионального финансового центра в Алматы, Концепцию устойчивого развития Казахстана, Концепцию формирования социально-предпринимательских корпораций (СПК) и другие. Разработка таких документов, безусловно, является позитивным моментом, свидетельствует об уверенности в завтрашнем дне. Первые шаги в этом направлении уже сделаны, насколько они будут успешными, покажет время.

Но мода на разработку стратегических документов, без восстановления системы стратегического планирования, ее научно-методического и организационного обеспечения привела к принятию ряда программ, цели которых не будут и не могут быть достигнуты из-за отсутствия реальных экономических предпосылок и конструктивных предложений по решению поставленных задач.

В качестве примера можно привести опыт реализации Государственной программы жилищного строительства, о недостатках которой неоднократно говорилось на всех уровнях. Это же относится и к закону «Об амнистии в связи с легализацией имущества», который был принят вне рамок программы сокращения масштабов теневой экономики.

Нужно изменить приоритеты макроэкономической политики. Принципиальным недостатком стратегических документов по будущему развитию страны является сохранение планирования «от достигнутого». Здесь действует логика принятия решений исходя из принципа: сложившаяся ситуация и имеющиеся предпосылки обусловливают цели развития. В этой связи ожидать прорыва Казахстана в число развитых стран мира в обозримой перспективе не приходится.

Действительно, в рамках принятой модели экономической политики, доминантой которой является сохранение макроэкономической стабилизации любой ценой, невозможно мобилизовать все внутренние источники инвестирования для развития других секторов экономики. Доходы страны от добывающего сектора экономики не инвестируются в перерабатывающий сектор и в развитие человеческого капитала, а стерилизуются в Национальном фонде, работают на экономику зарубежных стран.

С нашей точки зрения, главным препятствием на пути устойчивого развития является проводимая макроэкономическая политика, которая стремится удержать инфляцию в коридоре 5-7% любой ценой, в том числе «замораживанием» заработной платы и стерилизацией нефтяных доходов. В этой связи «все меры в области антиинфляционного регулирования фактически взяты из пакета рекомендаций Международного валютного фонда. Других каких-либо системных и концептуальных мер, разработанных в рамках антиинфляционного регулирования, предложено не было». (Из выступления Даниала Ахметова на совещании правительства 7 февраля 2006 года).

Статистика показывает, что реализация рекомендаций зарубежных консультантов по повышению ставки рефинансирования, проведению более жесткой денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики не привела к повышению качества экономического роста. Поэтому прав французский экономист Жак Сапир, который пишет, что консультанты международных финансовых институтов являются адептами монетарной теории и «подчиняют экономику достижению политических целей - вопреки логике и здравому смыслу». Вот почему приоритетной задачей должна стать не борьба с инфляцией как таковой, а определение оптимального уровня инфляции, стимулирующего экономический рост и структурные изменения в экономике.

Использование средств Национального фонда. Наиболее трудно объяснимым с позиции коренной модернизации казахстанской экономики является новая концепция Национального фонда. Основная причина стерилизации нефтяных доходов - это попытка избежать инфляционного воздействия средств фонда на казахстанскую экономику. Здесь нужно отметить ряд моментов, некоторые из них были более подробно рассмотрены в предыдущих публикациях на данную тему в нашей газете.

Во-первых, преувеличенным является мнение, что нам грозит перенакопление основного капитала. Действительно, норма накопления основного капитала в Казахстане приближается к 30%. При этом на долю промышленности приходится свыше 51% всех инвестиций, в том числе в нефтедобывающей промышленности - 39,1% или около 78% инвестиций в промышленности в целом. Доля добывающего сектора в ВВП не превышает 20%, а на нее приходится 39,1% инвестиций в основной капитал. На такие прогрессивные отрасли как химическая промышленность, в 2005 году приходилось всего 0,5% всех инвестиций, машиностроение - еще меньше. В этих условиях серьезно говорить о модернизации производственного аппарата, выпуске конкурентоспособной продукции не приходится.

С нашей точки зрения, Казахстан испытывает огромный дефицит инвестиций в реальный сектор экономики, основным источником покрытия которого могут стать средства Национального фонда.

Особенность модели казахстанской экономики. В экономической теории известны различные типы моделей развития. Казахстану, с нашей точки зрения, нужно разработать свою модель развития, которую можно назвать моделью развития «с двумя профицитами» - профицитом торгового баланса и бюджетным профицитом, по аналогии с моделью «с двумя дефицитами». Отсутствие такой модели, использование рекомендаций, полученных на основе неадаптированных к нашей экономике моделей, приводит к тому, что ожидаемые и реальные результаты проводимой экономической политики сильно разнятся.

Поэтому, как мы считаем, макроэкономическая политика направлена на предотвращение мнимых угроз, которые стоят перед республикой - превышение уровня инфляции над предусмотренным в рамках индикативного плана уровнем и возможного «перегрева» экономики, а не создание условий для устойчивого экономического роста.

Решение проблемы модернизации казахстанской экономики в этой связи требует пересмотра теоретических основ проводимой экономической политики. Для модернизации производственного аппарата необходимо мобилизовать все внутренние источники инвестирования, которые пока не используются. В частности, нужно пересмотреть концепцию использования средств Национального фонда, который пока играет нейтральную роль в экономике страны. В противном случае вероятным становится сценарий инерционного развития, а Казахстан не сможет закрепиться на траектории устойчивого развития.

Вот почему объективной необходимостью становится разработка общенациональной программы социально-экономической модернизации Казахстана, что требует создания системы стратегического планирования и прогнозирования для исследования долгосрочных тенденций социально-экономического развития страны, ее отдельных областей и отраслей экономики.

Канат Берентаев


MINI-MBA — ваш путь к высокооплачиваемой работе. - 43%. Успейте!

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...