Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Министр охраны окружающей среды Н. Искаков: По курсу устойчивости — к качеству жизни

Министерство охраны окружающей среды в этом году перешло на качественно новый уровень работы. Об экологии теперь говорят не только в государственных органах. Меняется и сознание граждан. Казахстан развивается бурными темпами, и вполне закономерно встал вопрос экологической безопасности страны. Об итогах 2006 года и заделе на будущее корреспонденту «Казправды» рассказал министр охраны окружающей среды Нурлан ИСКАКОВ.

— Нурлан Абдильдаевич, на последней коллегии вашего ведомства вы говорили об определенных успехах. Каковы основные?

— Да, на счету министерства есть определенные достижения. Приняты концепция, кодекс, разработан уникальный Национальный атлас республики, в целом одобрена программа по устойчивому развитию Балхаш-Алакольского региона, разработан проект программы по Щучинско-Боровской курортной зоне. По индексу экологической устойчивости, который разработан Йельским и Колумбийским университетами, наша республика занимала в 2005 году 75-е место среди стран мира, а в нынешнем — поднялась на семидесятое. Прогресс Казахстана отметили международные агентства. Выбросы вредных веществ в атмосферу на единицу ВВП в стране ежегодно снижаются на 10—15 процентов. Казахстан более активно участвует в международных организациях, форумах, соглашениях по экологическим вопросам. Активизировалось взаимодействие с общественными организациями. Впервые начато издание еженедельной республиканской газеты «Эколог», которая становится трибуной министерства в выражении наших позиций по ключевым вопросам охраны окружающей среды. Важную роль играет реализация сетевого графика: это одна из важных новаций, инструмент активизации и систематизации работы подразделений министерства. Я подписал и совершенно новый документ — Экологическую политику министерства. В соответствии с ним ведомство начинает внедрение международных стандартов ISO 14001.

— А что реализовано из намеченных мероприятий? Что можно отметить отдельной строкой в природоохранной ситуации Казахстана?

— В позитивной статистике нужно отмечать в первую очередь то, что ведет к реальному улучшению экологической ситуации. Вот, например, по нашему настоянию на Аксуской ГРЭС внедрены новые фильтры. Не только Аксу, но и Павлодар вздохнет свободнее, небо будет чище, без черных шлейфов, которые отходят от труб наших теплоэлектростанций. И министерство начало важную работу по разработке программы внедрения альтернативных источников энергии. Мы планируем создать в Астане уникальный Солярный центр — своеобразную выставку новых экологически чистых энергетических технологий.

— В этом году впервые разработан реестр экологических проблем. Как он реализовался? До сих пор остаются проблемы с расходованием средств, получаемых от экологических платежей. Как их решить?

— В реестр экологических проблем, утвержденный 12 июня, включено 205 пунктов, из них 189 относятся к проблемам местного характера, и их решение предусмотрено в основном за счет местного бюджета. В этом году на решение экологических проблем из местных бюджетов выделено 849,5 миллиарда тенге. В целом по республике фактическое финансирование природоохранных мероприятий к фактическому поступлению средств от платы за загрязнение окружающей среды за десять месяцев 2006 года составило 24,7 процента, за аналогичный период прошлого года этот показатель достигал 11,9 процента. Хотя определенный прогресс в этом вопросе есть, вы сами видите, что мы еще не достигли намеченного уровня финансирования природоохранных мероприятий. Вообще, если экологические платежи не расходуются местными бюджетами на природоохранные цели, то лучше их и совсем не взимать. Пусть предприятия сами их расходуют на улучшение ситуации, внедрение новых технологий очистки. Уже есть депутатские инициативы, мнения членов Верховного суда о том, что нужно менять Налоговый и Бюджетный кодексы в части, касающейся экологических вопросов. Но хочу обратиться к акимам областей: экологические вопросы нельзя финансировать по остаточному принципу. Это вопрос нашего будущего, вопрос выполнения указа Президента, который недвусмысленно требует видеть в охране окружающей среды важнейшую составляющую качества жизни, один из основных приоритетов развития.

— А достаточно ли эффективно применяются меры, карающие за нарушение законодательства?

— За девять месяцев текущего года территориальные управления охраны окружающей среды провели 12 688 проверок за соблюдением требований природоохранного законодательства, в результате которых выявлено 11 077 нарушений. Это большая работа. Однако считаю, что пока еще недостаточно применяются инспекциями административные и претензионно-исковые меры воздействия за нарушения природоохранного законодательства. Согласно нашему анализу, почти по трем тысячам нарушений никаких мер принято не было. Разумеется, выявленные нарушения и штрафы — не самоцель. Необходимо теснее работать с системами производственного экологического контроля, добиваться повышения эффективности каждой инспекционной проверки. Существенной проблемой остается лабораторная база территориальных управлений. У нас все еще нет возможности фиксировать изменения в состоянии окружающей среды и оперативно реагировать, проводя соответствующие инспекции. Мы намерены переориентировать наши мониторинговые подразделения на решение в том числе и конкретных вопросов, необходимых для инспектирования.

— Какова ситуация с выдачей разрешений на природопользование? И что в республике в этом году наблюдалось с выбросами крупных предприятий?

— Разрешительная система во всем мире — важнейший элемент экологического регулирования. Законодательство в области охраны окружающей среды — огромная, сложная система требований. Разрешение призвано очертить для природопользователя конкретные условия, которые он должен соблюдать. В этом году в целом по республике наблюдается рост количества природопользователей на 7 643, или на 15 процентов. Экономика страны растет бурными темпами. К сожалению, это порой связано с увеличением антропогенного прессинга, выбросов, сбросов. Например, в этом году наблюдается увеличение объемов выбросов в среднем на девять процентов. Мы ставим задачу — снижать эмиссии. Поверьте, что без этого нельзя. Иначе мы не повернем нашу промышленную махину к новым технологиям. Крупным предприятиям нефтегазового сектора, угольной промышленности, энергетического комплекса страны, являющимися основными загрязнителями, необходимо рекомендовать проведение мероприятий по сокращению выбросов и сбросов загрязняющих веществ, утилизации попутного газа. Промышленность работает как огромный завод по переработке отходов. В дело идет каждый килограмм шлака, пыль из фильтров газоочисток, даже сточные воды и те возвращаются в производство, чтобы ничего не потерять. Мы должны быть такими же рачительными хозяевами.

— Деятельность МООС теперь будет строиться через призму Концепции перехода к устойчивому развитию. Каких основных результатов в этом плане вы добились в этом году и намерены добиться в будущем?

— Вступление в силу концепции позволяет нам по-новому взглянуть на цели и задачи, стоящие перед нашим министерством. Документ, который разрабатывался Министерством охраны окружающей среды как рабочим органом Совета по устойчивому развитию, определяет охрану окружающей среды как важнейшую задачу по повышению качества жизни населения. Поставленная Президентом страны цель вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных и развитых стран мира находит в концепции свое воплощение и конкретизацию. Указ № 216 говорит о том, что Казахстан должен стремиться к лидерству не только в экономической сфере, но и в социальных, и в экологических вопросах. 2006 год можно назвать подготовительным и в то же время плодотворным. Следующий будет уже воплощением Концепции устойчивого развития. Она ставит конкретные количественные индикаторы, которые необходимо достичь поэтапно — к 2009, 2012, 2018 и 2024 годам. Уже к 2009 году в соответствии с концепцией нам необходимо повысить индекс экологической устойчивости с нынешних 63 до 68 баллов. Это требует реальных шагов по снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду, снижению загрязнения воздуха в крупных городах, повышению эффективности деятельности государственных органов на всех уровнях, расширению нашего взаимодействия с международным сообществом по экологическим вопросам.

— Охарактеризуйте действия министерства касательно создания условий для экологической безопасности. Наверное, немалая роль в этом отводится территориальным управлениям?

— В качестве основной задачи я вижу создание условий для постоянного улучшения состояния окружающей среды, повышения экологической безопасности и устойчивости на всей территории страны. Основой для этого должно стать индикативное планирование, определение конкретных задач и количественных показателей для каждого региона, обеспечение решения приоритетных экологических проблем. Роль территориальных управлений в решении этих задач очень велика. Экология страны начинается с регионов. Именно теруправления — та сила, которая позволит нам вовлечь в реализацию Концепции перехода к устойчивому развитию все регионы страны, дойти до каждого населенного пункта, до каждого жителя.

— Как вы намерены выстраивать свою работу с природопользователями и какие изменения в этой сфере произошли за 2006 год?

— В первую очередь нужно создать четкие, понятные, прозрачные условия. Говоря проще, необходимо идти к единому природоохранному пространству с Европой, с другими развитыми странами. Например, экологические требования для функционирования предприятий в Германии и в Казахстане могут быть различны в связи с разными природными условиями, но должна быть одна и та же модель установления таких требований. В этом отношении я бы отметил состоявшуюся в 2006 году разработку проекта Экологического кодекса. Проект прошел все этапы согласования и представлен в Парламент уже в июне. Документ одобрен в Мажилисе и в Сенате. Уверен, что кодекс будет принят в установленный Главой государства срок — до конца года.

Кодекс вводит в практику нашей работы немало важных новаций. Мы переходим на международную терминологию: будем использовать понятия «эмиссия», «производственный экологический контроль». У нас появляется возможность разработки целевых показателей качества окружающей среды, которые будут играть роль региональных экологических нормативов и будут достигаться постепенно, по мере технологического обновления промышленности, реализации природоохранных программ. Будут выдаваться разрешения на эмиссии, а далее — комплексные природоохранные разрешения, где будет сделан упор на обновление технологий. Предстоят перемены в эколого-экономическом механизме. С ратификацией Киотского протокола будет задействован предусмотренный в кодексе механизм снижения выбросов парниковых газов.

Опираясь на кодекс, мы намерены работать с природопользователями не в качестве вечного оппонента. Мы будем помогать предприятиям внедрять наилучший опыт. Если мы хотим, чтобы предприятия снижали выбросы, мы должны указать им направление работы, предоставлять информацию. Деятельность Агентства по охране окружающей среды США, наверное, на 70 процентов состоит в распространении информации для природопользователей: как работать безопасно для окружающей среды.

— Как обстоят дела с внедрением инноваций в аппарате министерства и территориальных подразделениях?

— Наши самостоятельные подразделения — РГП — мощная сила, которая нуждается в дальнейшем развитии. Например, РГП «Казгидромет» — структура, без метеопрогнозов которой никто не обходится. Мы хотим сделать из РГП «КазНИИЭК» полноценную научную базу, которая обеспечивала бы непрерывный цикл поддержки наших управленческих решений. Работа предстоит большая. Мы не добьемся прогресса в управлении охраной окружающей среды, если не будет создана единая автоматизированная информационная система министерства, которая связала бы центральный аппарат и территориальные управления. Именно на это должны быть направлены усилия в вопросах внедрения новых информационных технологий. В кабинетах министра, вице-министров должны быть «ситуационные центры», которые будут показывать карты страны, где должны быть видны регионы, их текущие показатели, ситуация с сетевыми графиками, реестром экологических проблем. А в перспективе все это должно быть доступно в Интернете для населения, природопользователей. Все мы должны быть в постоянном поиске инноваций, которые завтра могли бы найти широкое распространение в нашей работе. Хочу отметить, что впервые лаборатория Западно-Казахстанского управления сертифицирована по стандартам ИСО-9001. Имеется позитивный опыт теруправления Астаны по внедрению возобновляемых источников энергии. Со второго квартала 2006 года городским территориальным управлением охраны окружающей среды столицы прием расчетов сумм текущих платежей за загрязнение окружающей среды ведется по принципу «одного окна». Без науки, без инноваций невозможно решать проблемы современной экологии.

Об экологической обстановке в стране заботится не только Министерство охраны окружающей среды, эти вопросы волнуют и парламентариев, которые стараются помочь своим избирателям. Именно потому узнать от мажилисменов их оценку работы министерства представляется достаточно важным. Своей точкой зрения по этому поводу с нашей газетой поделился председатель Комитета по вопросам экологии и природопользованию Мажилиса Парламента РК Ерлан Нигматулин:

— Должен сказать, что в этом году работа министерства претерпела значительное изменение в сторону более тщательного соблюдения экологического законодательства, внедрения ряда новшеств, положительно сказывающихся на решении экологических проблем нашего государства. Министерством составлен реестр экопроблем республиканского и местного уровней, в котором отражены наиболее специфические и злободневные вопросы, причем с обобщением всех депутатских запросов и пожеланий. Большое значение, на мой взгляд, имеет такая инициатива министерства, как проведение ежегодных конкурсов среди областных центров республики, Астаны и Алматы на звание «Экологически чистый город» с подведением итогов к Международному дню охраны окружающей среды (5 июня).

Но мы неоднократно говорили о том, что ведомство недостаточно настойчиво в направлении поступающей в местные бюджеты платы за загрязнение окружающей среды на природоохранные мероприятия.

А один из важных элементов цикла природоохранного регулирования — процесс выдачи экологических разрешений. Все новшества, планировавшиеся министерством в этой сфере, приобретут законодательную основу, с вступлением в силу Экологического кодекса. В основном они касаются сокращения бюрократических процедур, что особенно важно, если иметь в виду, что в стране наблюдается постоянный рост количества природопользователей.

Что касается инспекционной деятельности. Выявление нарушений и наложение штрафов — очень нужный элемент в регулировании охраны окружающей среды. К сожалению, многие нарушения сейчас еще остаются безнаказанными, хотя министерство постоянно улучшает профилактическую работу, стремится теснее работать с системами производственного экологического контроля, добиваться повышения эффективности каждой инспекционной проверки. Во многом это связано с недостаточной оснащенностью лабораторной базы территориальных управлений МООС, что снижает уровень аналитической работы министерства.

Одним из новшеств в работе министерства является информирование предприятий о новом опыте в области охраны окружающей среды — проведении мероприятий по сокращению выбросов и сбросов загрязняющих веществ, утилизации попутного газа, рекультивации нарушенных земель, основанных на применении новейших технологий. Я считаю это очень позитивным моментом.

В текущем году депутаты Парламента направили в министерство охраны окружающей среды 39 запросов, и на все из них мы получили ответы. Эти показатели говорят об экологической ситуации в стране и об активности депутатов в решении экологических проблем, о большой заинтересованности, которая проявляется нами в отношении охраны окружающей среды. Хочу заметить, что в большинстве ответов чувствуется ответственность министерства за решение поднятых депутатами вопросов. Об этом можно судить по тому, что многие из запросов, требующие кардинального решения, включены в упомянутый реестр экологических проблем. Реализация основной массы депутатских запросов обусловливается выделением бюджетных средств. Сумма скорректированного бюджета министерства на 2006 год составляет шесть миллиардов тенге. При рассмотрении бюджета на будущий год депутатским корпусом поддержаны расходы министерства в сумме 8,4 миллиарда. Как видите, рост значительный, хотя не на все проблемные вопросы удалось обеспечить выделение финансовых средств. Хотелось бы порекомендовать министерству проявлять большую настойчивость по реализации некоторых неоднократно поднимаемых проблем. Это касается многих вопросов Каспийского региона, «керосинового озера» в Семипалатинске, военных полигонов.

Добавлю, что принятие Концепции устойчивого развития Казахстана на 2007—2024 годы обязывает нас по-новому взглянуть на цели и задачи, стоящие перед министерством охраны окружающей среды. Уже сегодня на уровне регионов нужно проявлять инициативу, усиливать межведомственные контакты, активнее пропагандировать идеи устойчивого развития как среди населения, так и в акиматах, во всех государственных органах. Министерство охраны окружающей среды в непрерывном взаимодействии и тесном контакте с местными исполнительными органами должно добиваться достижения конкретных результатов день за днем. Ведомство должно в полной мере владеть ситуацией, располагать самой объективной мониторинговой информацией. Нужно повышать образовательный уровень наших специалистов. Должны безотлагательно внедряться международные стандарты менеджмента ИСО. Необходимо, чтобы на местах уже сейчас видели в наших территориальных управлениях главный региональный «мозговой центр» по концепции, к работе которого нужно подключить медиков, гигиенистов, работников социальной сферы, все заинтересованные стороны.


MINI-MBA — ваш путь к высокооплачиваемой работе. - 43%. Успейте!

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...