Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

ВТО: Нам выгодно стандарты соблюсти

В ежегодном Послании народу Казахстана Глава государства охарактеризовал вступление страны во Всемирную торговую организацию как дополнительный инструмент экономической модернизации. Убежден, сказал тогда Нурсултан Назарбаев, что вступление нашей страны в эту международную экономическую организацию открывает широкие возможности для укрепления конкурентоспособности Казахстана на международных рынках. Однако, считает он, эти возможности нужно умело и выгодно использовать.

Переговорный процесс по вступлению Казахстана в ВТО, начавшийся с подачи в секретариат организации официального заявления в январе 1996 года, идет полным ходом. Многие законы, регулирующие внешнеторговый режим, уже приведены в соответствие с нормами ВТО или находятся на обсуждении в Парламенте.

В феврале 1996 года Казахстану был присвоен статус страны-наблюдателя в ВТО. Одновременно с этим была создана рабочая группа по вступлению Казахстана во Всемирную торговую организацию, в состав которой в настоящее время входит 39 стран — членов ВТО. На сегодня Кыргызстан, Грузия, Пакистан, Турция, Китай, Южная Корея, Оман, Япония, Куба, Мексика, Норвегия, Гондурас, Доминиканская Республика, Болгария, Швейцария и Египет подписали с нами протоколы о завершении двусторонних переговоров по доступу на казахстанский рынок товаров и услуг в рамках вступления Казахстана в ВТО. Еще семь стран — Австралия, Бразилия, ЕС, Индия, Канада, Малайзия, США — вступили в двусторонние переговоры с нашей страной. Согласно информации, озвученной на семинаре, организованном департаментом развития торговой политики и вступления в ВТО МИиТ РК, в рабочую группу вошли основные торговые партнеры, пожелавшие обсудить условия и обязательства Казахстана при вступлении в ВТО.

В активную фазу переговорного процесса со странами — членами рабочей группы по определению условий членства в ВТО Казахстан вступил, завершив информационный период процесса, в 2003 году. Правительство РК ведет переговоры на многостороннем и двустороннем уровнях по четырем основным направлениям — по системным вопросам, сельскому хозяйству, доступу на рынок товаров и доступу на рынок услуг.

На переговорах по системным вопросам рассматриваются внешнеторговый режим и внешнеторговое законодательство Казахстана и их соответствие многосторонним торговым соглашениям ВТО. Кроме того, определяются меры, необходимые для гармонизации национального законодательства с нормами и правилами этой организации. На сегодня Казахстан провел девять заседаний рабочей группы по вступлению нашей страны в ВТО. На последнем заседании, состоявшемся первого ноября текущего года, его участники получили информацию о новых законах и изменениях в действующие законодательные акты, принятых с момента предыдущей встречи. Страны — члены ВТО высоко оценили усилия казахстанского Правительства по приведению национального законодательства в области внешней торговли и экономической политики страны в соответствие с нормами и требованиями соглашений ВТО, а председатель рабочей группы посол Финляндии в ВТО Веса Химанен отметил необходимость ускоренного обмена информацией, что позволит решить проблемные вопросы.

Опыт других стран свидетельствует, что переговоры по вопросам сельского хозяйства становятся одними из наиболее сложных и длительных, поскольку сельское хозяйство играет важную роль в экономике. Основополагающими документами по сельскому хозяйству в ВТО на сегодня приняты соглашения так называемого Уругвайского раунда по сельскому хозяйству и о санитарных и фитосанитарных мерах. Основная их идеология заключается в транспарентности применяемых мер, устранении и неприменении государством необоснованных мер, ограничивающих торговлю, в частности по ветеринарии и карантину растений и гармонизации внутренних регламентов и стандартов с принятыми в международной практике.

Можно выделить два основных направления переговоров по условиям присоединения к ВТО в сфере сельского хозяйства. Это достижение двусторонних договоренностей вступающей страны со странами-участницами по закреплению «потолочных» уровней ставок импортных пошлин на сельскохозяйственные товары и многосторонние переговоры по снижению мер государственной поддержки, влияющих на себестоимость и цену товара.

Субсидирование сельского хозяйства — одна из наиболее чувствительных областей переговорного процесса. Присоединяющуюся страну обязывают не вводить субсидирование для сельскохозяйственной продукции, тем более если невозможно доказать подобную практику поддержки в стране за последние три года. Учитывая, что Казахстан проводит активную аграрную политику и намерен обеспечить себе равные с другими государствами условия конкуренции, Правительство ведет переговоры по отстаиванию допустимого уровня внутренней поддержки села.

Внутренний рынок сельскохозяйственных товаров в любой стране защищается как импортными пошлинами, которые взимаются таможенными органами на границе, так и нетарифными мерами. К последним относятся импортные количественные ограничения, переменные импортные сборы, минимальные импортные цены, процедуры импортного лицензирования, соглашения о «добровольном» ограничении экспорта, а также ограничения, осуществляемые государственными торговыми предприятиями. В соответствии с соглашением ВТО по сельскому хозяйству нетарифные меры запрещены и должны быть немедленно отменены или преобразованы в обычные импортные пошлины после вступления в ВТО.

Практически все государства мира оказывают поддержку своему сельскохозяйственному сектору в виде выделения финансовых средств из бюджета и регулирования с помощью нормативных правовых актов. Такая протекционистская политика, в особенности широко применяемая в развитых странах, приводит к искажению внутренних и мировых цен на сельскохозяйственные товары и, как следствие, к несправедливой конкуренции. Поэтому в ходе Уругвайского раунда было принято решение о дисциплинировании мер государственной поддержки, искажающих торговлю.

Соглашение по сельскому хозяйству выделяет две основные категории господдержки сельского хозяйства. Это меры так называемой «зеленой корзины» — государственная поддержка, оказывающая как можно меньшее неблагоприятное воздействие на торговлю или производство, предоставляемая на основе правительственных программ и не преследующая цель поддержки цен для производителей. Такие меры сокращать не требуется при условии их соответствия четко определенным критериям, описанным в соглашении по сельскому хозяйству. К ним можно отнести финансирование научных исследований, выделение денежных средств на борьбу с вредителями и болезнями растений и животных, подготовку кадров, консультативные услуги и услуги по маркетингу, строительство автодорог, электроснабжение, рыночное и портовое оборудование, водоснабжение и дренажные системы, включающие только капитальное строительство и оборудование без эксплуатации, государственные закупки в государственные резервы для обеспечения продовольственной безопасности, закуп государством у фермеров сельхозпродукции для оказания внутренней продовольственной помощи нуждающейся части населения, участие государства в программах по страхованию урожая при стихийных бедствиях.

Основным предметом споров в рамках вступления в ВТО становятся меры господдержки, называемые агрегированной мерой поддержки (АМП), или меры «желтой корзины», оказывающие негативное воздействие на конкуренцию на мировом рынке, в частности искусственное занижение цен путем прямой или косвенной поддержки, и поэтому должны быть сокращены. К ним относят интервенционные закупки государством сельхозпродукции у фермеров с целью поддержания высоких цен на внутреннем рынке, гарантирующих фермерам определенную рентабельность и конкурентоспособность на внутреннем рынке, субсидирование элементов себестоимости сельхозпродукции, например удешевление стоимости внесения минеральных удобрений, выплата компенсации для снижения фермерами цены реализации сельхозпродукции, списание или отсрочка долгов.

Однако ввиду того, что сельское хозяйство является «чувствительной отраслью», в ходе Уругвайского раунда было принято решение о выделении определенного объема субсидий, разрешенного не сокращать. Этот объем поддержки был назван — уровень «de minimis». Он может предоставляться как для поддержки конкретного продукта, скажем молока, так и для общей поддержки, которую невозможно разделить по продукции. Его размер в развитых странах составляет пять процентов, в развивающихся — десять процентов.

Каждая вступающая страна в начале переговорного процесса должна определить «базовый период», как правило три года, предшествующих подаче в секретариат ВТО данных по внутренней поддержке. Поддержка в течение этих трех лет ляжет в основу для составления мер «зеленого ящика» и расчета суммарного АМП, подлежащего сокращению. В качестве основы для переговоров о мерах поддержки «желтой корзины» служит среднее значение внутренней поддержки за «базовый период». Согласно условиям Уругвайского раунда, развитые страны — члены ВТО, имеющие обязательства по сокращению, должны снизить АМП на 20 процентов в течение шести лет, а развивающиеся страны-участницы — на 13,3 процента в течение десяти лет.

Экспортные субсидии в рамках ВТО запрещены, как наиболее искажающие конкуренцию. За исключением случаев, когда страна применяла их до вступления в ВТО и сумела добиться возможности их применения после присоединения, но при условии, что они будут сокращаться в соответствии с принятым после заключения Уругвайского раунда графиком.

Переговоры по доступу на рынок товаров включают определение и согласование со странами — членами ВТО максимальных уровней связывания ставок импортных таможенных пошлин, по которым Казахстан получит право их применения после присоединения к ВТО. Основой для переговоров служат связанные ставки импортных пошлин, разрабатываемые с учетом предложений отраслевых министерств и мнений ведущих ассоциаций товаропроизводителей. При формировании обязательств по доступу на рынок товаров учитываются потенциал отраслей в долгосрочной перспективе и развитие кластеров.

Политика формирования тарифных предложений Республики Казахстан по доступу на рынок товаров учитывает реальное положение экономики страны и предусматривает необходимую защиту национальных производителей товаров в среднесрочной и долгосрочной перспективе. При этом выдерживалась схема тарифной эскалации, когда на сырьевые товары устанавливаются относительно низкие тарифы, на промежуточные на среднем уровне, на готовую продукцию более высокой степени переработки устанавливается максимальный тариф.

Для эффективной защиты национальной экономики в среднесрочной и долгосрочной перспективе после вступления Казахстана в ВТО тарифные обязательства пересматриваются с учетом распределения товаров по четырем группам. В первую группу входят товары, производство которых налажено на сегодняшний день в республике и защищено от импорта аналогичной продукции путем относительно высоких действующих тарифных ставок. Вторую категорию составили товары, производимые на сегодняшний день и выпуск которых предусмотрен в долгосрочной перспективе, требующие повышения уровня тарифной защиты. В третью группу включены товары, которые представляют экспортную специализацию республики. И, наконец, к последней относятся товары, которые не производятся и производство которых не планируется в долгосрочной перспективе на территории Казахстана. В первую и вторую группу вошли такие товары, как маргарин, соки, яйца, рис, овощи, мясо, сливочное масло, подсолнечное масло, колбаса, сахар, молоко, сыры, творог, строительные материалы, моющие и чистящие средства, двери, окна, обои, пряжа, одежда, обувь, ковры, трубы из пластмасс и черных металлов, сельскохозяйственная техника, клапаны, подшипники, трансформаторы, проводники электрические, транспортные средства, мебель.

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) — первый свод многосторонних юридически обязательных правил и норм, охватывающих международную торговлю услугами. Соглашение включает в себя общие рамки, содержащие основные правила и нормы, приложения, уточняющие специальные условия в отдельных секторах услуг.

Одним из основных принципов соглашения стал режим наибольшего благоприятствования, согласно которому правительства не должны дискриминировать услуги и поставщиков услуг других стран-членов. Казахстан в 1997 году официально представил в секретариат ВТО предложения по доступу на внутренний рынок услуг. Детальные переговоры по специфическим интересам со странами-переговорщиками проводятся с июля 2001 года.

В нашей стране работают над совершенствованием перечня специфических обязательств по услугам с учетом достигнутых договоренностей со странами — членами ВТО, экономических программ развития секторов услуг и изменений в законодательной базе секторов услуг Казахстана. В перечень так называемых чувствительных секторов услуг, требующих разумного уровня защиты для казахстанской экономики, входят финансовые, правовые, транспортные, почтовые и курьерские, телекоммуникационные, энергетические, туристические, услуги в областях строительства, исследований и разработок.

Дулат МОЛДАБАЕВ


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...