Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Наталья КОРЖОВА: Системно развиваться. Такова стратегия

Год завершается. Не «финансовый», календарный. Тем не менее это тоже повод, чтобы поговорить о том, чего обывателю привычно недостает, — о деньгах. Между тем, сдается, что сетования об их нехватке искренни не всегда: депозиты в финансовой системе достигли 2,9 триллиона тенге, а вклады населения — 940 миллиардов тенге. Косвенным показателем растущих доходов наших граждан могут быть и пенсионные накопления — их объем перекрыл 860 миллиардов тенге. Возможно, некто «весь в белом» и скажет, что говорить о деньгах — дурной тон. Но разве кто-то откажется узнать, сколько скопилось в «закромах государства» — Национальном фонде, как исполнены обе части государственного бюджета, какое ведомство и на что потратило трансферты да почему? Эти вопросы, как и другие, интересующие обывателей и финансистов, пенсионеров и студентов, адресованы нами министру финансов Наталье КОРЖОВОЙ.

— Наталья Артемовна, вы возглавляете одно из самых, так скажем, прагматичных ведомств, а потому представляется, что говорить именно с вами о деньгах для экономического обозревателя «Казахстанской правды» вполне достойное занятие...

— А о государственных деньгах говорить надо непременно. Буквально несколько дней назад мне довелось выступать перед парламентариями на «правительственном часе», и мы пришли к такому же выводу (улыбается).

— Вы готовы рассказать нашим читателям: где, откуда, сколько, почему и как будет дальше?

— Абсолютно. Начну с того, что к исходу календарного года наше министерство подводит предварительные итоги исполнения государственного бюджета, то есть итоги 11 месяцев. Так вот, за этот период поступления в госбюджет составили 2 112,3 миллиарда тенге с превышением плана на 4,5 процента. Расходы же произведены на сумму 2 035,9 миллиарда тенге, или 94,1 процента от плана. При запланированном дефиците в 141 миллиард фактически сложился профицит в 76,4 миллиарда тенге.

— Случалось слышать, и от депутатов в том числе, что бюджет с профицитом расхолаживает. Как вам этакая сентенция?

— А кого, скажите на милость, может «расхолодить» удачно спланированный и исполненный бюджет: государственный ли, предприятия ли, в собственном кошельке ли? Это досужие разговоры. Растут доходы. И кто назовет это минусом? За 11 месяцев уходящего года доходная часть республиканского бюджета при плане в 1 572,3 миллиона тенге получила 1 656,2 миллиона тенге (105,3 процента). План поступлений доходов местного бюджета исполнен на 101,3 процента. В превышении над запланированными показателями сыграли роль корпоративный подоходный налог и поступления за использование природных и других ресурсов: крупные компании пересмотрели авансовые платежи в сторону увеличения, а также дали плюс крупные поступления по налогу на сверхприбыль по результатам деятельности 2005 года.

В Национальный фонд за 11 месяцев перечислено 614,5 миллиарда тенге, в том числе по прямым налогам от предприятий нефтяного сектора — 578,1 миллиарда тенге.

— «Банк — актив — резерв»: в каких цифрах выражается это триединство? На недавнем Конгрессе финансистов — в кулуарах и вне их — звучало, что показатель отношения активов банков второго уровня к ВВП — 75,4 процента...

— И это соответствует уровню стран Восточной Европы. По другим показателям финансового рынка наше государство также приближается к уровню этих стран. А совокупный собственный капитал банковской системы с начала реализации предыдущей концепции развития финансового сектора вырос в 5,6 раза. Назову как раз цифру, сложившуюся на начало осени и, возможно, фигурировавшую в кулуарах конгресса и вне них, — 896,7 миллиарда тенге. Активы банков опять же за период реализации предыдущей концепции увеличились более чем в 5,7 раза и превысили 6,6 триллиона тенге. Национальный банк наращивает объемы чистых международных резервов, и они выражаются в цифре 15,1 миллиарда долларов. А с учетом активов Национального фонда международные резервы страны — более 28 миллиардов долларов.

— Наталья Артемовна, но вот известно, что расходы республиканского бюджета на первое декабря выразились в 1 772,4 миллиарда тенге и исполнены не на 100 процентов... Тут-то наш «некто в белом» и возопит: мол, весь плюс в бюджете от того, что деньги-то не расходовались, как должно...

— Расходы исполнены на 96,6 процента к плану финансирования по платежам на отчетную дату (1 831,9 миллиарда тенге). А все неисполнение плана финансирования по платежам по состоянию на первое декабря составляло 59,5 миллиарда тенге.

— Кто виновники-то, какие ведомства допускают отставание в исполнении плана финансирования?

— Цифры открыты. Наибольшую сумму неисполнения плана финансирования допустили министерства: транспорта и коммуникаций — 6,2 миллиарда тенге; финансов — 6,2 миллиарда; образования и науки — 5,9 миллиарда тенге; труда и социальной защиты населения — 5,8 миллиарда; сельского хозяйства — 4,4 миллиарда; здравоохранения — 4,1 миллиарда тенге; туризма и спорта — 3,3 миллиарда тенге и КНБ — 3,3 миллиарда тенге.

— В чем причины неисполнения планов и недоосвоения выделенных бюджетных средств?

— Основные — малоэффективное управление бюджетной программой. То есть отсутствие контроля со стороны администраторов над действиями поставщиков товаров, работ и услуг. В частности, несвоевременное предоставление актов выполненных работ, счетов к оплате. Также несостоявшиеся конкурсы по государственным закупкам, длительное проведение конкурсных процедур, вследствие чего позднее заключение договоров и их регистрация. Во-вторых, экономия по текущим расходам, включая заработную плату, отведение мероприятий на более поздние сроки. В-третьих, несвоевременное принятие нормативных правовых актов, направленных на реализацию бюджетных программ. И последнее — несвоевременное выполнение исполнителями государственного заказа объемов работ (услуг), а также нарушение подрядчиками условий договоров.

— Но разве вопрос бюджетной дисциплины не является одним из основных, стоящих перед Правительством и Министерством финансов?

— Конечно, это первейший вопрос! Вы должны знать: с начала года состоялись четыре заседания Правительства, посвященные именно вопросам исполнения государственного бюджета. Были даны соответствующие поручения центральным и местным исполнительным органам по соблюдению бюджетной дисциплины, своевременного и полного исполнения бюджета. Министерство ежемесячно проводит мониторинг освоения бюджетных средств администраторами республиканских бюджетных программ, анализируя причины недоосвоения бюджетных средств.

— На заседаниях Правительства вы докладывали Премьер-Министру о неиспользованных областями целевых трансфертах. Какие регионы здесь «лидеры» и в чем причины?

— Касательно освоения местными исполнительными органами целевых трансфертов из республиканского бюджета могу сказать, что из выделенных средств освоено 210,7 миллиарда тенге, не израсходовано 31,8 миллиарда. Причины — опять же срыв сроков исполнителями государственного заказа, перенесенные или непроведенные конкурсы, более поздние государственные закупки по срокам, чем это планировалось, нарушение подрядчиками условий договоров.

Приведу некоторые примеры. Из госбюджета выделялся трансферт для Астаны на развитие транспортной инфраструктуры. Не освоено 3,7 миллиарда тенге. На развитие и обустройство инженерно-коммуникационной инфраструктуры выделялись средства городу Алматы (не освоено 0,8 миллиарда тенге), Павлодарской, Восточно-Казахстанской, Актюбинской и Южно-Казахстанской областям (не освоено по 0,3 миллиарда тенге). Что касается строительства жилья государственного коммунального жилищного фонда, то здесь не освоен миллиард тенге. Из этой суммы, соответственно, по Астане — 170,8 миллиона тенге, Акмолинской области — 162,1 миллиона тенге, Восточно-Казахстанской области — 128,9 миллиона тенге. Аналогичная ситуация с освоением кредитных ресурсов на строительство жилья. Из выделенных средств освоено 17,1 миллиарда тенге, не использовано 3,7 миллиарда (82,2 процента от плана). Здесь основная доля приходится на Астану — 1,9 миллиарда тенге, Алматы — 0,5 миллиарда, Костанайскую и Атыраускую области — по 0,2 миллиарда тенге.

Думаю, что власть на местах сделала определенные выводы. А Минфин намерен и далее проводить мониторинг.

— Возможно ли, что неисполнение плана финансирования отчасти провоцирует несовершенный закон о госзакупках? Как известно, мажилисмены активно продвигают идею его изменения.

— Вероятно, совершенно только открытие Ньютона (улыбается). Да, в закон о государственных закупках планируется внести ряд дополнений и изменений. За них не только депутаты. Разработанный в Министерстве финансов законопроект внесен для рассмотрения в Мажилис. Отмечу, что планируемые перемены в действующем законе необходимо рассматривать как очередной этап совершенствования правовой основы отечественной системы госзакупок. Их мы основываем на анализе практического применения норм закона и направляем на повышение эффективности государственных закупок.

В нашем проекте закона о государственных закупках предусмотрены нормы для обеспечения прозрачности самого процесса, а также нормы, направленные на своевременность госзакупок. Также учитывалось текущее состояние системы государственных закупок, принимались во внимание критические отзывы и предложения ее участников и общественных объединений предпринимателей.

— Все мы знаем, что в Министерстве финансов реализуется один из пилотных проектов в рамках осуществляемой административной реформы. Это накладывает на вас, как на руководителя, большую ответственность. Что сделано в данном направлении?

— В текущем году нами заканчивается разработка нескольких стратегических документов, регламентирующих идеологию, стратегию и тактику развития Министерства финансов на среднесрочную перспективу. Это стратегический план развития МФ до 2010 года, программа «Совершенствование управления системой МФ РК на 2007—2009 годы». При создании названных документов мы исходили из той особенной роли, которую выполняет МФ. Ведь если вдуматься, то Министерство финансов является единственным государственным органом, который взаимодействует со всеми без исключения субъектами экономики, в том числе и в сфере экономических отношений между государством и его гражданами. При этом в качестве основной цели, стоящей перед Министерством финансов, мы видим создание единого органа, способного эффективно защищать национальные экономические интересы в фискально-финансовой сфере и содействовать повышению качества жизни людей. Важность достижения данной цели обусловлена прежде всего пониманием той ответственности, которую несет Министерство финансов за финансовое обеспечение стратегии государства по вхождению в число наиболее конкурентоспособных стран мира. Цели и задачи определены. Дело за концентрацией усилий и планомерным исполнением поставленных задач.

В соответствии с поручением Главы государства в настоящее время идет работа по повышению эффективности системы государственного управления. Вы отметили, что министерство — один из пилотных госорганов, в первоочередном порядке реализующих мероприятия адмреформы. Это целый комплекс мероприятий. Расскажу лишь о некоторых.

Созданными в Минфине рабочими группами осуществлен анализ функций, выполняемых министерством и его ведомствами. Полным ходом идет разработка и внедрению стандартов государственных услуг. Мы провели «инвентаризацию» всех услуг, оказываемых системой Министерства финансов. Разработали критерии их оценки, установили текущие и целевые показатели. В дальнейшем на основе методических рекомендаций по внедрению стандартов государственных услуг, которые должно утвердить АГС, будет разработан регламент предоставления госуслуг нашим министерством. Таким образом, услуги структурные подразделения министерства станут предоставлять на основе регламента, который будет доступен для потребителей. Основная цель работы — улучшить качество услуг, предоставляемых Министерством финансов, для населения и частного бизнеса. Мы приступили к поэтапному внедрению международных стандартов качества ИСО, которая доказала свою эффективность в бизнесе.

— Время нынче такое, что без передовых и успешных технологий менеджмента не обойтись ни в государственном управлении, ни в бизнесе. Какие еще планы у Министерства финансов в этом отношении?

— Мы рассматриваем вопрос внедрения системы сбалансированных показателей. Это позволит нам успешно реализовывать стратегию развития и успешно достигать поставленных целей. Через новую систему каждый уровень управления в Министерстве финансов получит ясные и понятные показатели и алгоритм ожидаемых действий, по которым будет оцениваться его вклад в реализацию стратегии. Я думаю, если каждый сотрудник системы Министерства финансов будет иметь четкое представление о том, что от него требуется для достижения общей цели, эффективность работы возрастет.

— Функциональный анализ, проведенный в министерстве, наверняка выявил какие-то проблемы. Какими вы видите пути их решения?

— Как вы помните, в своем выступлении на открытии третьей сессии Парламента РК Глава государства поставил задачу по совершенствованию структуры государственных органов. В соответствии с Конституционным законом «О Правительстве РК» за министерством — специальные исполнительные и контрольно-надзорные функции, а также межотраслевая координация либо руководство подотраслью (сферой) госуправления — в пределах компетенции. Часть стратегических функций до сих пор закреплена за комитетами, а некоторые просто реализационные функции выполняются центральным аппаратом министерства. Но это положение дел не продвигает нас к поставленной стратегической цели по формированию Минфина как единого экономического органа страны. Поэтому нами сформирован проект новой структуры министерства и определены функции. Подготовлен пакет первоочередных изменений и дополнений в действующее законодательство (Налоговый и Таможенный кодексы). Законодательные акты позволят нам сформировать новую структуру системы Министерства финансов с четко определенными функциями центрального аппарата и комитетов.

— По всяким меркам, и календарным, и деловым, остался совсем малый срок с того момента, когда наша страна получит членский билет Всемирной торговой организации. Отсюда актуализируется вопрос перехода к международным стандартам финансовой отчетности и аудита. В связи с этим и вопрос: что за трудность с переходом на МСФО и МСА? Насколько приемлема, так скажем, избранная методика?

— Для начала — классическое определение МСФО, так будет проще понять. Итак, международные стандарты финансовой отчетности — комплекс высококачественных, понятных и практически реализуемых глобальных стандартов учета, которые требуют предоставления высококачественной, прозрачной и сравнимой информации в финансовой отчетности для помощи участникам мировых рынков капитала и другим пользователям в принятии экономических решений. На сегодня подготовка отчетности по МСФО предусмотрена либо разрешена почти в сотне стран мира. Наше государство не стало исключением.

Но своего решения требует ряд вопросов. Это прежде всего сложность применения МСФО для субъектов малого и среднего предпринимательства в силу комплексности и методологической сложности программы. Ощутимая проблема — недостаточное участие профессиональных общественных объединений в развитии системы бухучета и финансовой отчетности, а также отсутствие информационно-методических материалов (учебников, книг) по применению МСФО. Так, например, из-за несвоевременной публикации МСФО на государственном и русском языках специалистам, не владеющим английским языком, приходится применять устаревшую редакцию МСФО.

Распоряжением Премьер-Министра был утвержден и исполняется план мероприятий по ускоренному внедрению международных стандартов финансовой отчетности. Он предусматривает совместную работу с госорганами по обеспечению ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в соответствии с МСФО; рабочего плана счетов бухгалтерского учета. Задействованы также акимы областей, городов Астаны и Алматы, холдинг по управлению госактивами «Самрук». Министерство финансов проделало обширную работу. Еще в 2004 году заключен договор с Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности на право перевода и распространения МСФО на государственном языке в пределах Казахстана сроком на пять лет. Тогда же разработаны методические рекомендации по применению 35 МСФО и учетной политики. Кроме того, на web-сайте нашего ведомства опубликованы МСФО на государственном языке. Готовится издание книги по бухучету и финансовой отчетности с разъяснениями по применению МСФО.

Что касается перехода на международные стандарты аудита, то принята новая редакция Закона «Об аудиторской деятельности». Согласно ей, аудит осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита, не противоречащими законодательству РК, опубликованными на государственном и русском языках организацией, имеющей письменное разрешение на их официальную публикацию в РК от Комитета по международной аудиторской практике при Международной федерации бухгалтеров. Из республиканского бюджета выделены средства на закупку услуг по переводу МСА на государственный и русский языки. Минфин заключил договор с Палатой аудиторов РК на предоставление таких услуг.

— Наталья Артемовна, когда я готовилась к интервью с вами, перечитала книгу, рассказывающую о становлении финансовой системы республики. Ее «летоисчисление» через 85 лет от старта привело нас к нынешним успехам. Достойные показатели, признанные и за нашими рубежами. Чего вы пожелали бы своим коллегам-финансистам в связи с профессиональным праздником и накануне Нового года?

— Уважаемых коллег, ветеранов финансовой службы искренне поздравляю с профессиональным праздником — 85-летием со дня образования финансовой системы нашего государства! Финансовая система Казахстана — важнейший инструмент для реализации экономической политики, проводившейся все эти годы. А Минфин на всех этапах занимал особое место среди государственных органов республики! Пройден самый сложный этап нашей истории, связанный с формированием самостоятельной финансовой системы, реализацией непопулярных, но крайне необходимых мер, созданием новых государственных институтов. Уверена, сохраняя традиции и постоянно совершенствуя свое мастерство, финансисты будут и дальше плодотворно работать на благо народа. Коллеги! Благодаря вашему высокому трудолюбию и профессионализму, самоотверженности в исполнении служебного долга выполняются важнейшие государственные функции по приумножению и рациональному расходованию бюджетных средств. Хочу поблагодарить вас за ваш труд, неиссякаемую энергию и искренне пожелать плодотворной и успешной работы, благополучия в семье, доброго здоровья и всего самого наилучшего! Желаю крепкого здоровья, большого личного счастья! Пусть у каждого из вас реализуются личные мечты и задумки! Пусть в доме у каждого будут добро, благополучие и процветание!

Ирина НОС


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...