Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Миссия: правовое государство

Подвести юридические итоги года — вовсе не значит скрупулезно подсчитать и перечислить каждый мало-мальски стоящий ведомственный почин. Подытожить достижения страны в сфере права можно и более творчески — вычленяя и обобщая те яркие события и явления, что произошли за истекшие двенадцать месяцев. А их немало в каждом правоохранительном, судебном или надзорном ведомствах. Если говорить о Минюсте, на память тотчас приходят ЦОНы, легализация имущества и план законопроектных работ нынешнего года, кстати, уже выполненный министерством на все сто. С Верховным судом ассоциируются такие новации, как финансовый суд и суд присяжных. В «актив» Комитета национальной безопасности можно, в частности, зачислить арест членов преступных сообществ, создавших криминальные схемы массовых поборов на таможнях «Коргас» и «Бахты», ликвидацию ячеек экстремистской организации «Хизб-ут-Тахрир», в том числе банды террористов из Степногорска, а также 23 перекрытых наркоканала и 875 изъятых килограммов опия и героина.

Обо всем об этом и многом другом размышляют главные правоведы «Казправды» — Юрий Фоменко и Татьяна Бредихина.


Две беды: наркота и дороги

И все же «рабочей лошадью правопорядка» вполне уместно было бы назвать Министерство внутренних дел республики. Не потому, что в уходящем году МВД себя ничем особенным не проявило, напротив, каждое плановое оперативное мероприятие, будь то «Мигрант», «Мак», «Кару» или «Бекiре», достигало своей цели, позволяя не только пресечь вал противоправных проявлений, но и выработать рекомендации по решению проблем на законодательном уровне. Тем не менее основная нагрузка повседневной черновой работы по обеспечению правопорядка легла на плечи полицейских.

Не случайно на исходе года, выступая перед депутатами Парламента РК, министр внутренних дел Бауржан Мухамеджанов отметил, что «...криминогенная обстановка в стране остается в целом стабильной. Общее количество преступлений сократилось на 3,1 процента, меньше произошло убийств, причинений тяжкого вреда здоровью, грабежей, разбойных нападений, краж, а также преступлений, совершенных ранее судимыми, несовершеннолетними и лицами в состоянии опьянения...».

В текущем году в рамках административной реформы в МВД созданы комитеты криминальной, административной и дорожной полиции, а также следственный комитет, что позволило почти вдвое сократить количество департаментов, устранить дублирование их функций, сконцентрировать усилия министерства на ключевых направлениях деятельности.

В соответствии с поручениями Главы государства активизированы меры борьбы с наркобизнесом и наркоманией. Разработаны и реализуются стратегия и программа борьбы с наркоманией и наркобизнесом. В текущем году органами внутренних дел выявлено 8,3 тысячи наркопреступлений, что на 6,7 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года, из них 3,7 тысячи — факты сбыта. Из незаконного оборота изъято свыше 20 тонн наркотических средств, в том числе 152 кило героина. В сфере наркобизнеса ликвидировано восемь организованных преступных групп.

Совместно с акиматом столицы реализуется программа «Астана — город без наркотиков», рассчитанная на 2006—2008 годы. В ее рамках осуществляется комплекс мер по перекрытию каналов поступления наркотиков в столицу, расширению сети досуга для детей и молодежи, по активизации профилактики наркомании в учебных заведениях.

Особое внимание в уходящем году уделено вопросам безопасности дорожного движения. Количество ДТП за последнее пятилетие возросло на 16 процентов, число погибших — на треть. Только за 11 месяцев года произошло свыше 14,5 тысячи аварий, в результате которых погиб 3 971 человек и 18 тысяч получили ранения.

Вот почему Совбез одобрил инициативу МВД по разработке государственной программы обеспечения дорожной безопасности на 2008—2010 годы, которая в настоящее время согласовывается заинтересованными государственными органами. Программа позволит, начиная с нового года, внедрить в городах современные автоматизированные системы управления дорожным движением. Получит дальнейшее развитие видеоконтроль с фиксацией нарушений правил движения. Будет повышено качество подготовки водителей.

Нынешний год оказался отмечен и усилением миграционного контроля, борьбой с нелегальной миграцией. С начала года в полиции зарегистрировалось свыше 1,6 миллиона иностранцев, в том числе 1,5 миллиона — из стран СНГ. За нарушения миграционного законодательства к административной ответственности привлечены 63 тысячи, выдворено из страны свыше десяти тысяч иностранцев. С августа в республике проводится акция по легализации незаконных трудовых мигрантов. На сегодняшний день легализовано свыше 140 тысяч иностранцев. Из них основная доля — граждане Узбекистана (100 тысяч), Кыргызстана (19,5 тысячи), России (девять тысяч), Таджикистана (четыре тысячи).

Что касается законопроектной деятельности МВД, то министерство намерено в будущем году внести в Парламент проекты законов, предусматривающие усиление ответственности за наркобизнес и нарушения правил безопасности дорожного движения.

Законодательные параметры года

На все сто выполнило план законопроектных работ 2006 года Министерство юстиции Республики Казахстан, тогда как за аналогичный период 2004 года исполнение составило 81, 2005 года — 98 процентов.

В своем нынешнем Послании Президент РК Нурсултан Назарбаев «Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира» особо подчеркнул, что республика выходит на новые рубежи. Для дальнейшего развития региональной и глобальной экономики, освоения международных рынков за счет повышения конкурентоспособности национальных товаров и услуг необходимо принятие дополнительных законодательных мер. Таким образом, участие в формировании национального законодательства, включая законопроектную работу, анализ, совершенствование, систематизацию законов, осуществление юридической экспертизы проектов становятся важнейшей составляющей деятельности отечественного Министерства юстиции.

Следует отметить, что в текущем году план законопроектных работ министерством исполнен на все сто, тогда как объемы, скажем, юридической экспертизы проектов возросли вдвое. Достижение? Безусловно. Но удастся ли отряду министерских юристов и впредь держать марку? С этим вопросом редакция «Казахстанской правды» обратилась к министру юстиции Загипе Балиевой.

— В прошлом году Минюстом разработаны 24 законопроекта, столько же их предстоит выдать в году текущем, — обозначила министр количественные параметры законодательного сезона. — Как правило, это комплексные проекты, касающиеся основ казахстанской государственности, защиты конституционных прав и свобод граждан. С удовлетворением хотелось бы отметить, что с опережением сроков идет исполнение сетевого графика в части законодательного обеспечения (из 38 законопроектов 17 подписаны, а два находятся на подписи у Главы государства, 16 — в Парламенте, три — в Правительстве).

Это стало возможным благодаря совместной работе всех государственных органов, Администрации Президента, Канцелярии Премьер-Министра. В настоящее время уже одобрены планы законопроектных работ Правительства на 2007 (46 законопроектов), 2008—2009 годы (27 законопроектов).

Следует отметить, что законотворческому процессу Минюстом придан системный характер: активизирована деятельность межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности, созданы и функционируют аналогичные комиссии по совершенствованию административного и гражданского законодательства. Если в 2004 году проведено 15 заседаний, в 2005-м — 23, то в текущем году — 53. Заседания комиссий стали реальной площадкой для диалога, дискуссий и поиска компромисса между государственными органами, депутатами и учеными.

Для улучшения качества законопроектов Минюст разработал проекты нормативных правовых актов по обязательной научной экспертизе концепций законопроектов, антикоррупционной экспертизе подзаконных актов и одновременной с проектом закона разработке проектов подзаконных актов для его реализации.

Если говорить о структурных изменениях в недрах самого министерства, то следует сообщить, что для улучшения процесса юридической экспертизы законопроектов в отраслевом департаменте открыты отделы и управления с учетом специфики правовых отраслей. Мы также пошли на создание самостоятельного отдела, занимающегося организацией законопроектной работы, в результате участие в ней министерства активизировалось и стало, если так можно выразиться, более профессиональным.

Минюст обеспечивает работу межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности. Главная ее цель состоит в выработке предложений по совершенствованию действующего законодательства, а также законопроектной деятельности Правительства и уполномоченных государственных органов республики.

Сформированы и действуют две межведомственные комиссии по вопросам совершенствования административного и гражданского законодательства, при Генеральной прокуратуре планируется создать межведомственную комиссию по вопросам совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Но самым, пожалуй, главным законотворческим «резервом» можно назвать упрочившиеся деловые контакты министерства с парламентариями. Депутаты сегодня включены практически во все группы по разработке законопроектов.

Для предварительного ознакомления каждому депутату представлены материалы по всем законопроектам, разрабатываемым нами в текущем году.

Такие меры, на наш взгляд, позволяют держать депутатов в курсе всех проектов законов, разрабатываемых Правительством, а также предусмотреть возможные вопросы, замечания и предложения.

В целом принимаемые меры позволили упорядочить взаимодействие всех ветвей власти в законотворческой сфере, что и обеспечило имеющиеся на сегодняшний день результаты.

В настоящее время министерством прорабатывается вопрос трансформации Концепции правовой политики в государственную программу, которая бы позволила эффективно реализовать правовую политику республики в целом, с учетом наиболее важных задач общенационального характера и реформ, проводимых в стране.

Вектор силовой и правовой

Борьба с международным терроризмом и религиозным экстремизмом была и остается приоритетной для органов национальной безопасности, подчеркнул, открывая расширенное заседание коллегии КНБ РК, последнее в уходящем году, председатель комитета Амангельды Шабдарбаев. Подводя итоги оперативно-служебной деятельности в 2006 году и намечая задачи на год 2007-й, «чекисты» как позитив отметили, что «активно велась работа по предупреждению и пресечению других преступлений».

Достаточно сказать, что год начался и закончился судами над террористами.

9 января от восьми до 25 лет лишения свободы получили члены террористической организации «Жамаат моджахедов Центральной Азии», организовавшие взрывы в Узбекистане в 2004 году и готовившиеся к новым терактам. В настоящее время в Алматы идет суд над боевиками международной террористической организации «Исламская партия Туркестана». Данная группировка по заданию из-за рубежа вербовала граждан Казахстана для последующего их использования в террористических атаках.

16 ноября текущего года в Степногорске Акмолинской области арестована банда из десяти человек, которая намеревалась взорвать здания городского управления полиции и акимата, а также совершить бандитский налет на инкассаторов.

КНБ РК по запросам компетентных органов других государств осуществлялся розыск лиц, причастных к террористической деятельности. В истекшем году разысканы и задержаны десять человек, совершивших тяжкие преступления на территории России. В частности, Муталиев, Измаилов и Сампиев, члены чеченской бандгруппировки «Халифат», которую возглавлял арабский наемник Абу-Дзейт (международный террорист, в 2005 году уничтожен российскими спецслужбами), организовавший серию тяжких преступлений, в том числе захват школы в Беслане. Экстрадиция вышеуказанных лиц в Россию позволила ФСБ обнаружить новые схроны с оружием, раскрыть ряд преступлений на Северном Кавказе.

Органами КНБ осуществлена операция по пресечению деятельности сети ячеек запрещенной в Казахстане религиозно-экстремистской партии «Хизб-ут-Тахрир».

В ходе обысков изъяты компьютеры, свыше 25 тысяч листовок, около 700 экземпляров религиозно-экстремистской литературы, а также современное типографское оборудование.

Углубление оперативной работы подкреплялось деятельностью Антитеррористического центра КНБ по созданию общегосударственной системы реагирования на террористические угрозы. Через работу Межведомственной координационной комиссии и региональных координационных групп удалось сконцентрировать усилия министерств и ведомств на решении узловых проблем взаимодействия.

Принятыми мерами пресечены 297 преступлений в сфере экономики, в том числе 131 преступление, связанное с коррупционными проявлениями. Выявлены 455 коррупционных правонарушений, привлечены к дисциплинарной ответственности 284 госслужащих, уволены и освобождены от должности 22 чиновника. Государственными и судебными органами на основе материалов КНБ предотвращено попыток нанесения экономического и экологического ущерба на общую сумму более 7,8 миллиарда тенге, возмещено в бюджет государства 7,3 миллиарда.

Вскрыты факты системной коррупции в сфере таможни. Так, выявлены схемы вымогательств на казахстанско-китайских таможенных постах «Коргас», «Бахты», автотрассе Коргас — Алматы, факты сращивания организованной преступности с должностными лицами таможенных и других правоохранительных органов. Доказана причастность к противоправной деятельности начальника таможни «Коргас» Жумабекова и его заместителя Баймуханова, ряда работников органов прокуратуры и внутренних дел.

Реализован ряд мероприятий по вскрытию коррупционных схем в налоговых органах. По расследуемым уголовным делам в сфере налогообложения, незаконного возврата налога на добавленную стоимость документально зафиксирована причастность к преступным деяниям 22 налоговых инспекторов.

В частности, пресечена противоправная деятельность председателя налогового комитета Темиртау Жапарова, вымогавшего с руководителей коммерческих структур денежные и материальные средства. Преступник осужден на семь лет лишения свободы с конфискацией имущества.

Вскрыты противоправные деяния начальника департамента здравоохранения Жамбылской области Жетибаева, который получал денежное вознаграждение за предоставление государственного заказа на оказание услуг по бесплатному лечению. При обыске по месту жительства у него изъято 26 миллионов тенге и 100 тысяч долларов.

Разоблачена организованная преступная группа под руководством заместителя начальника управления по раскрытию экономических и финансовых преступлений департамента финансовой полиции по Алматы Кистаубаева, который, используя должностное положение, организовал систему поборов с предпринимателей.

В 2006 году по линии борьбы с коррупцией возбуждены и расследуются уголовные дела в отношении 261 должностного лица органов власти и управления, в том числе правоохранительной системы.

В итоге целенаправленных разработок в 2006 году совместно с зарубежными коллегами проведено восемь крупных спецопераций. Так, в рамках операции «Московский вектор» ликвидирована международная наркогруппировка, состоявшая из граждан Узбекистана, специализировавшаяся на поставках наркотиков из Афганистана в Россию. На казахстанско-российской границе задержан их курьер, который перевозил в бензобаке грузовой автомашины 117 килограммов героина и 27 — опия. В Москве арестован лидер группировки Умаров с тремя сообщниками.

Существенному снижению активности наркодельцов в столице страны способствовали меры по реализации региональной программы «Астана — город без наркотиков». Задержан ряд наркосбытчиков, среди которых директор одной из частных фирм, пытавшийся организовать канал реализации крупных партий героина, а также группа лиц, организовавшая весь производственный цикл по культивированию, изготовлению и сбыту на территории Астаны марихуаны.

В целом по стране органами национальной безопасности ликвидированы 23 наркоканала и десять наркогруппировок, из незаконного оборота изъято около 3,2 тонны наркотических средств и психотропных веществ, в том числе свыше 875 кило опия и героина.

О правиле четырех «З»

Прошедший год вполне соответствовал символу Огненной Собаки, рьяно взявшейся за тех, кто норовил воспользоваться «черным ходом», путал свой карман с государственным и плел коррупционные сети. Вместе с тем не только астрологи утверждают: подавляющее большинство судей работают на совесть.

Ежегодно суды рассматривают около миллиона дел, и каждое решение должно отвечать духу и букве закона, соизмеряться с нравственными критериями. Ведь мораль — главный индикатор любого противоречия. Судья же, равнодушный к нравственным критериям, никогда не будет пользоваться доверием народа.

В комиссиях, рабочих группах и на конференциях нередко поднимался вопрос о необходимости увеличения зарплаты судьям районного и областного уровней. И с этим трудно не согласиться, поскольку на них ложится вся черновая работа, с которой могут справиться лишь высококвалифицированные и нравственно безупречные люди.

Жаль, конечно, но находятся еще подобные «экземпляры в мантиях», по выражению Николая Гоголя, «думающие не о том, чтобы не делать дурного, а о том, чтобы только не говорили, что они делают дурное». Для защиты от таких «добродетельных человеков» Верховный суд принял Нормативное постановление «О соблюдении принципа гласности судебного разбирательства по гражданским делам».

В рамках совершенствования процессуального законодательства внесены изменения и дополнения в Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы по вопросам разграничения подсудности. Новации направлены на упрощение судопроизводства, повышение роли судов, апелляционных инстанций и соблюдение конституционных прав граждан.

Все чаще юридическая общественность говорит о необходимости принятия Административно-процессуального кодекса.

Развитие интеграционных процессов, реализация инвестиционных проектов предполагают соответствующую готовность судебных органов к решению возникающих экономических споров.

В текущем году инициаторам проекта создания финансового центра Алматы (РФЦА) сопутствовала удача. Центр был образован с учетом опыта аналогичных учреждений Сингапура, Дубая, Дублина. У РФЦА два основных приоритета — особый правовой режим, связанный с налоговыми преференциями, и возможность обращения в суд для оперативного, качественного разрешения конфликтов, связанных с экономическими, инвестиционными правоотношениями, спорами между участниками центра. Ожидается, что инвесторами РФЦА будут казахстанские пенсионные фонды, паевые фонды, страховые организации, казахстанские и иностранные банки и инвесторы. Будем надеяться, что и этот проект, направленный на развитие финансового и фондового рынков Казахстана и экономики в целом, окажется успешным.

В новом году, наконец, будет реализована норма, заложенная в Конституции, — заработает суд с участием присяжных. В связи с этим вспоминаются дебаты, разгоревшиеся по поводу конструкции этого важного судебного института. Изучался зарубежный опыт, кипели споры, ломались копья. Одни утверждали, что самая демократичная модель — классическая, другие ратовали за англосаксонский вариант отправления правосудия.

В итоге, как заметил на одной из международных научно-практических конференций спикер Сената Парламента Нуртай Абыкаев, нам удалось создать модель судопроизводства, основанную на смешанной форме народного участия, которая представляет собой оригинальное комплексное решение, сформированное на осмыслении отечественного и международного опыта и соответствующее социально-правовой ситуации, исторически сложившейся в Казахстане.

Председатель Верховного суда Кайрат Мами убежден в прогрессивности данного шага и считает, что чувство гражданского долга и ответственности сограждан позволит с честью выполнить почетную обязанность. В целом осуществление правосудия с участием присяжных будет способствовать дальнейшему развитию демократических институтов, содействовать обеспечению принципа состязательности сторон, повышению профессионального уровня следователей, качества отправления правосудия, доверия населения к суду.

Конечно, утверждать, что Огненной Собаке удалось всего за 365 дней решить все насущные проблемы в сфере правосудия, избавить суды от волокиты и вывести на чистую воду всех нечистых на руку служителей Фемиды, было бы слишком самонадеянно.

В то же время желание представителей судейского корпуса действовать гласно, открыто и самостоятельно внушает оптимизм. Поэтому хочется пожелать им, чтобы в год Огненного Кабана в полной мере было реализовано правило четырех «З»: ЗНАНИЙ, ЗАКОННОСТИ, ЗДОРОВЬЯ и, конечно же, достойной ЗАРПЛАТЫ!

Дуб на страже леса

В системе правоохранительных органов, безусловно, одно из ключевых мест принадлежит прокуратуре. Она следит за точным и единообразным применением законодательных актов, принимает меры по выявлению и устранению правонарушений. Но в реформаторском запале отдельные правозащитники иногда довольно категорично ставят вопрос о целесообразности ее существования. Совсем как у Гамлета: быть или не быть?

С учетом нынешних реалий очевидно, что столь радикальные суждения явно неуместны. Пока в полной мере не окрепнет судебная власть, не появится реальная возможность компенсировать прокурорский надзор иными институтами государственной власти, нетрадиционная по некоторым международным меркам прокуратура будет необходима. И сегодня можно говорить лишь об отмирании некоторых функций, как это произошло с санкционированием ареста.

К примеру, вот как высказался в свое время известный юрист Анатолий Кони по поводу судебно-правовой реформы середины XIX века в России, коснувшейся и прокуратуры: «В торопливом осуществлении страстного желания поскорее расчистить для новых насаждений место, поросшее бурьяном и полусгнившими деревьями, был срублен дуб, стоящий на страже леса».

И если посмотреть на крону нашего богатыря, то можно убедиться в его жизнеспособности и безусловной полезности. Неоспорим и тот факт, что сегодня главным объектом прокурорской защиты стал человек, его конституционные права и свободы.

Подводя итог пятнадцатилетней деятельности органов прокуратуры в новых условиях, Генеральный прокурор Рашид Тусупбеков сказал: «За годы независимости мы провели очищение от несвойственных нам задач, отказались от всеобъемлющего прокурорского надзора, обвинительного уклона, прежних критериев оценки деятельности».

Следует также отметить, что правозащитная деятельность надзорного органа была весьма продуктивной. Только за 11 месяцев уходящего года в целях обеспечения реальной защиты прав и свобод граждан прокуратурой республики восстановлены конституционные права более 230 тысяч граждан.

В текущем году Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры работал над совершенствованием учета заявлений, фиксируемых в единой автоматизированной системе учета и мониторинга. Анализ поступающих обращений свидетельствует о том, что по-прежнему в печальных лидерах жалобы, связанные с распределением жилья, судебными решениями и их неисполнением, с неправомерными действиями сотрудников правоохранительных и исполнительных органов. Для исключения формального подхода к обращениям граждан, фактов волокиты при их рассмотрении Генеральной прокуратурой разработан и внесен в Парламент законопроект «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц».

В развитие положений Уголовно-процессуального кодекса приказом Генерального прокурора четвертого января 2006 года была принята Инструкция об организации надзора за законностью следствия и дознания. Согласно этому документу, надзор за легитимностью процессуальных решений и действий должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, должен пронизывать все стадии досудебного производства.

С этой целью в подразделениях полиции действовали «кабинеты прокуроров». Таким образом, были защищены права более полутора тысяч граждан, попавших в орбиту уголовного преследования. А в отношении сотрудников правоохранительных органов, совершивших преступления, связанные с нарушением прав граждан в уголовном процессе, прокуратурой были возбуждены 44 уголовных дела.

Прокурорский надзор влияет и на качество следствия. Не случайно в отчетном периоде существенно снизилось количество уголовных дел, возвращенных судами на дополнительное расследование.

Благодаря прокурорскому вмешательству отменено и изменено свыше 28 тысяч незаконных актов, принятых органами исполнительной власти, приведено в соответствие с законом свыше 2 200 судебных приговоров.

Таковы некоторые результаты деятельности прокуратуры в уходящем году. Словом, ее миссия вполне отвечает высоким стандартам правового государства, стоящего на страже прав и интересов граждан, общества и государства.


MINI-MBA — ваш путь к высокооплачиваемой работе. - 43%. Успейте!

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...