Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Включая ресурс Основного закона

Конституция в жизни любого общества занимает исключительное место, выступая главным политическим и правовым документом государства, закрепляя важнейшие стороны политической и социально-экономической системы и определяя основные права, свободы и обязанности граждан. Анализ потенциала Конституции Казахстана показывает, что Основной закон содержит в себе значительные нерастраченные ресурсы, которые способны решать не только современные проблемы и вызовы, но и долгосрочные задачи, поставленные перед республикой.

Принятая в 1995 году Конституция активизировала все процессы, происходящие в нашей стране, выступив благоприятным фундаментом для дальнейших экономических, политических и социальных реформ. За 11 лет конституционные принципы гармонично влились в общественно-политическую жизнь государства и сегодня существуют взаимоуважительные отношения между различными социально-политическими силами общества, экономическая стабильность, гражданский мир, национальное единство и согласие.

Между тем Конституция РК имеет значительный потенциал, который направлен на решение многих долгосрочных задач. При этом Основной закон не является чем-то застывшим, в него могут вноситься изменения и дополнения, что необходимо для совершенствования самого документа и ускорения модернизации государства в целом. В настоящее время назрела необходимость в дальнейшей конституционной реформе Казахстана, которая должна быть направлена на совершенствование ряда положений Конституции.

Так, процесс политической модернизации требует прежде всего усиления политического веса и авторитета представительной ветви власти. Поэтому изменениям могут подвергнуться разделы Основного закона, посвященные Парламенту, в которых говорится соответственно о численном составе и полномочиях высшего представительного органа. Возможным дополнением в этот раздел может стать формирование Правительства на основе парламентского большинства. Таким образом, влияние и контроль народных представителей за органами исполнительной власти выйдет на новый уровень.

Как известно, сейчас в республике идет полномасштабная административная реформа, охватывающая все уровни государственной власти. Однако для усиления ее результативности и эффективности необходимо создание системы местного самоуправления, расширение контрольных полномочий маслихатов, что будет являться важным шагом на пути децентрализации системы государственной власти. Подобные изменения и дополнения будут способствовать в определенной степени повышению темпов модернизационных процессов государства. Проблема здесь заключается в том, что многие ресурсы Основного закона зачастую попросту не используются.

Следует отметить, что вопрос о конституционной реформе возник не на пустом месте. Исходной его точкой выступает процесс активных экономических и политических преобразований. К тому же, совершенствование Конституции является закономерной тенденцией в развитии любого государства.

Мировой практике известны три пути конституционного реформирования. Первый — это принятие новой конституции. Здесь объективно есть как преимущества, так и недостатки. Типичным примером в этом смысле является Таиланд, современный политический режим которого характеризуется как неустойчивая демократия. С 1932 по 1997 год в Таиланде произошло 17 государственных переворотов и сменилось 15 конституций.

Второй путь — внесение изменений в действующую конституцию и конституционное законодательство. Здесь наглядным примером является Малайзия. Эта инициатива была обусловлена прежде всего достаточным либерализмом текста действовавшей конституции. Благодаря чему сторонники демократии и рыночных реформ заняли сугубо охранительные позиции по отношению к основному закону и не принимали участия в обсуждении путей его изменения. Проявили предельную осторожность в этом вопросе и власти Малайзии.

И третий путь — совершенствование законодательства без внесения изменений в основной закон. За основополагающий принцип в данном случае было принято утверждение, что политическая система государства адекватна для обеспечения динамичного развития экономики и внутриполитической стабильности. Так, к примеру, в Сингапуре с помощью такой конституционной реформы удалось прежде всего укрепить систему сдержек и противовесов, в результате чего был обеспечен оптимальный баланс между ветвями власти. Впоследствии основным направлением конституционных реформ в стране стало поэтапное внедрение принципов верховенства закона через обеспечение прозрачности системы управления и эффективной законодательной базы, которые позволили противодействовать коррупции и другим злоупотреблениям во власти.

Несмотря на ряд идейных различий, Казахстану, думается, следует обратить внимание на второй и третий пути конституционной реформы. Однако это не означает, что мировой опыт нужно слепо копировать и накладывать на наши реалии. Прежде чем приступать к конституционной реформе, важно четко и ясно определить, в чем ограничивается развитие экономической, социальной и политической сфер казахстанского общества. В противном случае форсирование процесса реформы Основного закона может привести к дестабилизации политической системы.

Кроме того, внутренние факторы, как, например, переход к рыночной экономике и поэтапная демократизация, не всегда являются достаточными предпосылками для инициирования конституционной реформы. В казахстанских условиях более оправданно исходить из того, что ключевым фактором начала конституционного реформирования следует считать становление институтов гражданского общества, без нормального функционирования которых любые, даже самые радикальные меры по форсированию конституционного процесса не способны ускорить или качественно улучшить процесс демократизации политической системы.

В любом случае, процесс конституционного реформирования, по своей сути, не обязательно должен быть радикальным, так как существуют другие, менее безболезненные, но не менее эффективные пути его проведения.

Сегодня в республике продолжается обсуждение возможных конституционных преобразований, в котором приоритетное значение имеет работа Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ. На наш взгляд, широкая дискуссия о конституционных основах развития Казахстана является весьма полезной и результативной. Очевидно, что ее участникам необходимо прежде всего руководствоваться стратегическими интересами общества и государства.

Санат КУШКУМБАЕВ,

первый заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК


MINI-MBA — ваш путь к высокооплачиваемой работе. - 43%. Успейте!

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...