Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Наступающий год должен пройти под знаком политических реформ - первый заместитель директора КИСИ

АЛМАТЫ. 30 декабря. КАЗИНФОРМ /Данияр Сихимбаев/ - В конце года принято подводить итоги пройденного пути, делать определенные прогнозы на будущее. О том, какие важные события произошли в Казахстане в 2006 году и какие политические трансформации возможны в следующем, 2007, корреспонденту Казинформа рассказал первый заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК (КИСИ) Санат Кушкумбаев.

- В первую очередь, бросается в глаза внешнеполитическая активность Казахстана в 2006 году. Сфера международных отношений была наиболее показательной и результативной. В этом году Казахстан принимал второй Саммит СВМДА в Алматы, Второй Съезд лидеров мировых и традиционных религий в Астане. Плюс к этому, в 2006 году пришла очередь председательствования Казахстана в СНГ, и наша страна предложила свою программу реформирования Содружества. Отсюда вытекает участие Президента Казахстана в саммите «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге, который прошел под знаком энергетического диалога в мире. Было ясно показано, что Казахстан потенциально может занять нишу, которая нас может удовлетворять с точки зрения нашей энергетической и внешней безопасности, отстаивания своих интересов. В этом плане саммит был насыщен и результативен.

После саммита «Большой восьмерки», в котором Президент РК Нурсултан Назарбаев участвовал в качестве председателя СНГ, была целая серия внешнеполитических визитов, которые ориентируют, подчеркивают и поддерживают нашу сбалансированную внешнюю политику. Это визит в США, посещение штаб-квартиры Европейского Союза и НАТО, официальные поездки в Великобританию, Россию и, конечно, под занавес уходящего года, - в Китай. Все эти визиты прошли под знаком диверсификации наших экономических связей и контактов, переговоров по вступлению Казахстана в ВТО. Они показали, что республика не делает односторонних кренов в пользу той или иной страны, а старается создать баланс интересов.

- В этом году произошло объединение ряда крупнейших политических партий страны. Что можно ожидать от наступающего года? Какие изменения возможны во внутренней политике?

- На мой взгляд, 2007 год должен пройти под знаком политических реформ внутри страны. Это самый ключевой и важный аспект внутренней политики. Это было анонсировано и в Брюсселе, где министр иностранных дел РК Касым-Жомарт Токаев говорил о том, что Казахстан стоит на пороге масштабных политических реформ. Более чем вероятно, что программа политических реформ отразится в ежегодном Послании Президента РК, которое озвучивается, как правило, в начале года. Думаю, что те процессы, что начались в 2006 году, особенно в партийной системе и партстроительстве, призваны повысить роль партий в общественно-политической жизни.

Мы знаем, что традиционно партии в цивилизованном обществе выполняют функции представления интересов различных сегментов общества, групп, а также идей. И, конечно, с этой точки зрения партии должны выполнять эту функцию с тем, чтобы репрезентировать интересы различных слоев населения не только при принятии решения в Парламенте, но и при формировании Правительства РК. То, что сейчас происходит вокруг партии «Нур Отан», - так она стала называться после съезда, думаю, в будущем году будет характерно и для ряда других, в том числе, оппозиционных партий. Важно, чтобы у нас существовала нормальная, оптимально существующая в политической системе страны оппозиция - это естественный процесс. Более того, любые партии, которые легитимно существуют в обществе, должны быть встроены в эту систему, и отношение государства к ним должно быть одинаковым. Это самый главный вопрос. Как только мы создадим сбалансированную, с точки зрения права и политики, партийно-политическую систему, мы сможем сказать, что сделан очередной важный шаг в политическом реформировании страны. Поэтому эти задачи будут стоять перед Казахстаном в будущем году.

На мой взгляд, в стране должны определиться идейно-политические полюсы, в которых людям будет легче разобраться. То есть, если речь идет о пропрезидентских силах, то их незачем дробить. Электорату, поддерживающему Президента страны, будет легче отдать свой голос за одну партию. Если есть альтернативные точки зрения, то избирателю будет легче разобраться, в чем партии отличаются друг от друга. Думаю, что, возможно, здесь речь идет о наделении партий определяющим правом на формирование Правительства Казахстана. В том случае, если в Конституцию страны и ряд конституционных законов будут внесены изменения, то, скорее всего, Парламент будет формироваться по следующей системе - 50% по мажоритарной системе, то есть по одномандатным округам, и 50% - по пропорциональной, т.е. по партийным спискам.

На одном из заседаний рабочей группы Государственной комиссии по демократизации было внесено предложение - увеличить количество депутатов парламента в два раза. Если оно будет принято, то может встать вопрос о досрочных парламентских выборах. Если все эти условия будут приняты, то после выборов в Парламент соответственно и Кабинет министров должен формироваться победившей партией или коалицией партий. Но пока это всего лишь предположение.

Что касается нынешнего Правительства, которое уже работает более трех лет, я бы не стал делать прогноз о его отставке. Кабинет Даниала Ахметова достаточно эффективно справляется с теми тактическими и рядом стратегических задач, которые поставлены перед ним. Речь идет о политике. Отставка правительства - это в первую очередь политический акт, и, конечно, он будет связан с политическими изменениями в стране. Если они произойдут, то, естественно, встанет вопрос и о смене правительства. Если изменения не произойдут, то особой надобности в его смене я не вижу.

- Следует ли ожидать трансформации во внешней политике нашей страны?

- Я считаю, что ключевые аспекты внешнеполитического курса не изменятся. Дело не в том, что они законсервированы, а в том, что Казахстан, как уже отмечалось, стремится поддерживать баланс интересов различных сил и стран, присутствующих в нашем регионе и, в частности, в Казахстане. Такая политика, на мой взгляд, будет продолжена в 2007 году. Более того, фундамент, который заложен, и зерна, которые были посеяны в этом году, они не обязательно дадут всходы в следующем. Во многом они ориентированы на долгосрочную перспективу.

Важнейшее направление во внешней политике - это Центрально-Азиатский регион. Казахстан будет внимательно следить за событиями у наших ближайших соседей, так как мы заинтересованы в предсказуемости, стабильности и последовательности развития политического процесса в этом регионе. Наша цель - не отгораживаться и не стремится к изолированности, она заключается в том, чтобы знать, в чем бы мы могли помочь нашим соседям. Без стабильности в Центрально-Азиатском регионе не может быть речи о поступательном и долгосрочном процветании Казахстана.

- Следующий год станет отправной точкой будущих выборов у наших основных стратегических партнеров - США и России. В Туркменистане и Узбекистане выборы состоятся уже в наступающем году. Как Вы считаете, будут ли в этой связи какие-либо изменения в двусторонних отношениях между нашими странами?

На мой взгляд, выборы в США важный, но не определяющий фактор для политики нашей страны, такое происходило неоднократно в истории независимого Казахстана. Смена администрации США существенно не скажется на двусторонних отношениях между нашими странами. Залогом здесь выступают та предсказуемость, стабильность и поступательность в отношениях, которая наблюдается в течение всего периода казахстанско-американских отношений. Здесь больше присутствуют национальные интересы, а они, как известно, более статичны, нежели срок той или иной администрации.

Что касается выборов в России, то здесь также любая администрация Кремля будет учитывать экономическую взаимосвязанность двух стран и роль Казахстана в южном векторе внешней политики РФ. Казахстан за годы независимости продемонстрировал, что является надежным партнером России и всегда выполняет свои обязательства.

В Узбекистане большую роль сыграет фактор личности. В том случае, если действующий президент Ислам Каримов будет баллотироваться в этих выборах, то есть большая доля вероятности, что он останется у власти и продолжит тот курс на потепление казахстанско-узбекских отношений, который был начат в 2005-2006 годах.

Ситуация в Туркменистане вызывает интерес у всех стран, и, в первую очередь, у соседних. Здесь, я думаю, уже определился фаворит - это исполняющий обязанности президента. Скорее всего, именно он придет к власти и сменит ушедшего Сапармурада Ниязова. Соответственно, как преемник, он будет стремиться выполнять договоренности страны без существенных изменений.

- Спасибо за Ваш комментарий и примите новогодние поздравления и добрые пожелания от нашего агентства.


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...