Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Сначала — экономика, политика — потом

Сначала — экономика, политика — потом

Демократическое правовое государство невозможно без развитой открытой экономики — таким фундаментальным постулатом руководствовался Казахстан в своей стратегии модернизации на раннем этапе независимости. Поэтому в первую очередь в республике были внедрены рыночные отношения.

Анализ пятнадцатилетней практики преобразований на постсоветском пространстве свидетельствует о наличии особенностей в каждом государстве. За прошедшие годы появились черты национальных моделей, свойственные для той или иной страны направления, сроки и этапы рыночных реформ. Сформировались своеобразные типы переходных экономик. Экономические и социально-политические преобразования в СНГ ведутся разными темпами, со специфическими чертами в различных регионах. Во многом это обусловлено тем, что бывшим республикам СССР присущи свои исторические, экономические и социокультурные особенности.

Нюансы национальных интересов прежде всего находят выражение в экономической политике каждой страны, определяют ту или иную модель функционирования экономики. На сегодня существует широкая палитра таких моделей в зависимости от целей национального развития и имеющихся ресурсов. При этом понимание задач и методов формирования социально-ориентированной экономики, путей ее реализации имеет диапазон от рыночно-либеральных (Казахстан, Россия, Украина) до директивно-централизованных (Беларусь, Туркменистан, Узбекистан).

В целом страны постсоветского ареала можно условно разделить на две группы: девять, в той или иной мере продвинувшихся в построении рыночной экономики и политической либерализации, — Казахстан, Азербайджан, Армения, Грузия, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Украина и три, где прежний уклад реформирован лишь незначительно и в которых преобразования носят ограниченный характер, — Беларусь, Туркменистан и Узбекистан. Эти группы выявляются как на уровне экономических показателей, так и социально-политических.

Основная масса населения практически всех стран Содружества вначале не была готова к реформам. При отсутствии опыта функционирования демократии и гражданского общества в странах СНГ в первые годы реформ демократические преобразования были инициированы элитой, пришедшей тогда к власти. И подавляющее большинство жителей бывших советских республик в первые годы рыночных реформ испытали своего рода «транзитный шок», прежде всего, под воздействием возникших масштабных социально-экономических проблем.

Тем не менее следует отметить, что в настоящее время в странах СНГ наблюдается улучшение экономической конъюнктуры. Факторы, свидетельствующие о стабилизации экономик, позволили им приступить к разработке средне- и долгосрочной стратегий развития. Однако Казахстан все же заметно выделяется устойчивым экономическим ростом и стабильной политической ситуацией. Республику рассматривают не только в качестве экономического локомотива Центральной Азии, но и в числе лидеров среди стран Содружества по экономическим реформам.

Как известно, Европейский союз и США признали Казахстан первым на постсоветском пространстве государством с рыночной экономикой. Кроме того, наша республика является неоспоримым лидером в регионе и для зарубежных инвесторов. Рейтинг ее экономической свободы за 2005 год поднялся на 17 пунктов. По этому показателю, опубликованному Всемирным экономическим форумом в отчете по конкурентоспособности, Казахстан занял 113-е место, опередив Россию (122-е) и другие страны СНГ и вплотную приблизившись к Китаю (111-е). Таким образом, у страны имеются значительные экономические преимущества не только перед другими центральноазиатскими республиками, но и перед большинством государств СНГ.

Теперь главным приоритетом казахстанской экономической политики стали снижение зависимости экономики от производства сырья, обеспечение качественного прорыва по ключевым направлениям ее развития, создание новых направлений индустриального роста.

За годы независимости некоторые постсоветские государства добились определенных успехов не только в экономической, но и в социально-политической сфере. Однако практически во всех странах СНГ посттоталитарный транзит принял затяжной характер. Во многом это было связано с рядом обстоятельств. Прежде всего, элиты этих стран в первые годы после обретения независимости были вынуждены направить основные усилия на выстраивание институтов государственности и новой системы госуправления. В таких условиях невозможно форсировать демократические реформы. В результате трансформации государственно-политического устройства стран СНГ в большинстве из них установилась президентская форма правления, сочетающаяся с сильной исполнительной властью, как правило, доминирующей над представительной.

Тем не менее относительно реформирования политических институтов в Казахстане следует отметить, что быстрые темпы развития экономики и стабилизация социально-экономического положения населения стали основой для позитивного движения. За годы независимости созданы институты государственности, обеспечивающие защиту суверенитета страны. Дальнейшая последовательная экономическая и социально-политическая модернизация, обеспечение конкурентоспособности республики в условиях глобализации являются главными направлениями развития Казахстана в предстоящий период.

Важнейшим направлением преобразования политической системы Казахстана выступает реализация институциональных политических реформ. В целом на сегодняшний день постсоветские страны вступают в период относительной политической и социально-экономической стабилизации. Хотя политические реформы сравнительно продвинулись, но уровень демократизации общественной жизни и внедрения рыночных отношений остается весьма различным.

По характеру политических реформ выделяются, пожалуй, Украина, Грузия, Армения и Кыргызстан. К примеру, в России и Казахстане на данный момент уже осуществлены важнейшие экономические реформы, страны приступили к новому этапу политических преобразований, и уже можно наблюдать позитивные результаты этих трансформаций. В таких государствах, как Беларусь, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, значительная часть населения по-прежнему остается неинтегрированной в новые экономические и социально-политические условия.

Казахстан является одним из лидеров в СНГ в социально-экономических преобразованиях. За пятнадцать лет суверенитета республика достигла значительных успехов в реформировании экономики и социально-политической сферы. В целом казахстанцы сумели преодолеть многие трудности периода формирования новой государственности. Благодаря этому в нашей стране отсутствуют какие-либо признаки открытых конфликтов, очагов напряженности, противостояний в обществе. Сегодня в республике наблюдается реальное улучшение ситуации во всех сферах жизни общества, что способствует активному росту международного авторитета страны.

Вместе с тем очень важно осознавать, что дальнейший экономический рост необходимо конвертировать в качественное развитие личности, общества и государства. Создание устойчивой экономической и демократической политической систем — следующий этап в развитии Казахстана.

Санат КУШКУМБАЕВ,

первый заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК


Лучший выбор – инвес-тиции в свое образо-вание! MINI-MBA -43%

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...