Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Успешное развитие казахстанско-китайских отношений стало важным фактором обеспечения стабильности в регионе - мнение китайского эксперта

ПЕКИН. 4 января. КАЗИНФОРМ /Талгат Баймухамбетов/ - Прошедший 2006 год отмечен интенсивными казахстанско-китайскими контактами, заключительным аккордом которых в преддверии 15-летия установления дипломатических отношений между РК и КНР послужили успешные итоги декабрьского государственного визита в Китай Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.

Свою оценку состоянию казахстанско-китайского сотрудничества с момента установления дипломатических отношений между двумя странами в эксклюзивном интервью корреспонденту Казинформа дал директор исследовательского Центра региональной безопасности Института международных исследований господин Ши Цзе (Shi Ze).

- Господин, Ши! В январе 2007 года исполняется 15 лет с момента установления дипломатических отношений между Казахстаном и Китаем. Каковы, на Ваш взгляд, основные вехи развития межгосударственного взаимодействия двух стран за прошедший период? Ваши оценки пройденного пути?

- Казахстанско-китайские отношения сейчас вступили в новый этап развития. Казахстан является крупным региональным соседом КНР, оказывающим значительное влияние на ситуацию в приграничных с Китаем районах. Развитие добрососедских отношений с Казахстаном является одним из ключевых моментов внешней политики нашего государства.

С момента установления дипломатических отношений между Казахстаном и Китаем прошло уже 15 лет. На этом фоне большим событием в истории двусторонних отношений является недавний визит в КНР Президента РК Нурсултана Назарбаева. Этот визит привнес новое содержание в развитие сотрудничества между нашими странами, способствовал его дальнейшему углублению.

Я считаю, что отношения между РК и КНР динамично развиваются в позитивном русле и являются самыми дружественными среди всех соседей Китая. Во-первых, у нас самый высокий уровень доверия в области государственных границ. Во-вторых, мы самые первые реализовали крупные совместные экономические проекты. Сначала мы установили взаимовыгодное сотрудничество в разработке Актюбинского нефтяного месторождения, а затем успешно реализовали проект нефтепровода Атасу-Алашанькоу. Примеров такого сотрудничества с другими приграничными государствами у Китая пока нет.

Кроме того, я полагаю, что Казахстан и Китай поддерживают самые тесные контакты, которые также выражаются во взаимных визитах и переговорах глав двух государств. Я подсчитал, что декабрьский визит Н.Назарбаева в Китай уже 14-ый по счету. В свою очередь, Председатель КНР Ху Цзиньтао уже совершил 4 визита в Казахстан. Такого интенсивного обмена визитами с другими странами у нас нет.

Я очень удовлетворен процессом развития отношений между нашими странами, и должен отметить хорошее взаимодействие между РК и КНР на международной арене по вопросам регионального и международного характера. Такое взаимодействие является важным звеном сотрудничества между нашими странами в целом и требует большого внимания. Оно является важным показателем состояния двусторонних отношений, которые, как мы называем, находятся на уровне стратегического партнерства.

Китай поддержал Казахстан, когда Президент РК объявил вашу страну свободной от ядерного оружия. Наши интересы совпадают и в вопросах обеспечения безопасности, потому что обе страны заинтересованы в сохранении региональной стабильности и безопасности. Казахстан и Китай тесно взаимодействуют и поддерживают друг друга в рамках СВМДА и ШОС, согласуют свои позиции по вопросам, относящимся к деятельности ООН. Что очень важно, Казахстан неизменно поддерживает Китай по тайваньскому вопросу и выступает против, так называемой, независимости Тайваня.

В целом, можно обозначить 3 основных момента в истории казахстанско-китайских отношений за 15-летний период времени. Во-первых, успешное развитие казахстанско-китайских отношений стало важным фактором обеспечения стабильности в регионе. После обретения независимости Казахстан смело пошел по пути реформ и, используя, в числе прочих, богатые запасы энергоресурсов, постепенно превратился в региональную державу, обладающую достаточным влиянием и авторитетом на пространстве Евразии. Поэтому Китай всегда принимает во внимание позицию казахстанской стороны по вопросам обеспечения безопасности и стабильности в Центральной Азии и полагает, что отношения дружбы и добрососедства между РК и КНР оказывают положительное влияние на политико-экономическую ситуацию в регионе.

Очень интересны казахстанские инициативы по развитию международных транспортных коридоров. Казахстан через территорию Китая получает выход на Восточную Азию, а Китай может через казахстанскую территорию установить транспортные связи со странами Европы. Я уже подчеркивал, что такие совместные проекты представляют интерес для обеих стран и необходимы для экономического развития Казахстана и Китая.

В прошлом году в Казахстане состоялись выборы президента страны, которые проходили на фоне волны цветных революций, докатившейся и до Центральной Азии. Однако казахстанское государство продемонстрировало свою политическую устойчивость, и Ваша страна по-прежнему играет большую роль в обеспечении региональной стабильности.

Далее, развитие казахстанско-китайского сотрудничества идет на благо народов наших стран. Сейчас по объемам товарооборота Китай стал третьим партнером для Казахстана среди всех стран мира. Вместе с тем, из всех соседних стран Казахстан также является третьим по величине торговым партнером Китая после России и Индии. И сейчас просматривается тенденция того, что объемы казахстанско-китайской торговли могут превзойти объем товарооборота между Китаем и Индией.

В-третьих, хотелось бы вновь затронуть тему международного сотрудничества. Каждое государство во внешней политике исходит из собственных интересов, которые у наших стран совпадают, когда речь идет о необходимости обеспечения социально-экономического развития, безопасности и стабильности в регионе Центральной Азии. Не секрет, что многие эксперты называют Центральную Азию регионом с большим конфликтным потенциалом. Поэтому в процессе двусторонних и многосторонних отношений важно не только совпадение интересов по взаимовыгодным проектам, но и умение найти точку соприкосновения в случае расхождения мнений по разным вопросам. РК и КНР смогли показать пример решения доставшихся в наследство от истории спорных пограничных вопросов и установления отношений политико-экономического партнерства.

Конечно, нельзя отрицать, что в двусторонних отношениях иногда возникают проблемные вопросы. Но мы решаем такие вопросы путем переговоров, учета мнений и взаимных уступок на основе принципов мира и равноправия. В духе партнерства и добрососедства решаются вопросы делимитации границы, загрязнения окружающей среды и взаимной миграции населения. Я хочу сказать, что нет неразрешимых вопросов. Надо решать их путем мирного диалога на основе принципов сотрудничества и учета взаимных интересов. Отношения стратегического партнерства между РК и КНР включают в себя механизм сотрудничества, который позволяет решать любые возникающие вопросы. Президенты двух стран поддерживают очень тесные контакты и едины во мнении, что на основе компромиссов и взаимопонимания можно решить любые вопросы.

Я подчеркиваю, что казахстанско-китайские связи являются не просто контактами между двумя странами, а отношениями между двумя державами, оказывающими влияние на экономическое развитие континента Евразии и даже на ситуацию в мире. В ходе прошедшего визита в КНР Президента РК были подписаны Стратегия сотрудничества между Казахстаном и Китаем в 21 веке, которая обозначила основные направления стратегического партнерства между нашими странами в новом веке. Это открывает еще большие перспективы для сотрудничества между РК и КНР.

- Нынешний этап сотрудничества между Казахстаном и Китаем характеризуется установлением отношений стратегического партнерства. В чем, по Вашему мнению, заключается главный смысл такого уровня двусторонних отношений?

- В термин «стратегическое партнерство» заложен очень глубокий смысл. Я уже говорил, что отношения между нашими странами вступили в новый этап развития. Это говорит о том, что, начав с отношений взаимного доверия, наши страны перешли на новый уровень партнерства. В сфере политики мы продолжили всесторонний диалог, укрепив политическое взаимодействие. А в области экономического партнерства мы перешли от приграничной торговли к комплексному торгово-экономическому сотрудничеству, что значительно способствовало социальной стабильности и росту благосостояния населения наших стран.

Я думаю, что, в первую очередь, мы добились хороших результатов в сфере энергетического сотрудничества. Мы первые из числа других соседних с Китаем стран, в том числе центральноазиатских, установили такой вид партнерства. Замечу, что с Россией и другими приграничными странами у нас ещё нет таких совместных проектов. Полагаю, что взаимодействие в сфере энергоресурсов было насущной необходимостью для обоих государств. Казахстан стоял перед необходимостью поиска новых рынков сбыта нефти, а Китай для обеспечения дальнейшего развития экономики нуждался в дополнительных источниках энергоресурсов. И именно в этой сфере наше стратегическое партнерство продолжает неуклонно углубляться.

Во-вторых, отношения стратегического партнерства между нашими странами надо рассматривать сквозь призму подписанной Стратегии партнерства в 21 веке. Дело в том, что глобализация бросает новые вызовы, как Китаю, так и Казахстану и вынуждает нас укреплять сотрудничество для того, чтобы подобающим образом отвечать на подобные вызовы. Современная действительность требует усиления и активизации взаимодействия между нашими странами.

В действительности, договор о стратегическом партнерстве между РК и КНР создает основу для дальнейшего укрепления сотрудничества между двумя государствами, которое наряду с широкими перспективами ставит перед нами и новые задачи и требования. Отношения стратегического партнерства кроме политико-экономического взаимодействия включают в себя культурно-гуманитарное сотрудничество, и даже взаимодействие в рамках ШОС, СВМДА и других многосторонних структур. Поэтому я надеюсь, что такого вида отношения не только подразумевают создание взаимовыгодных условий и механизмов сотрудничества, но и гарантируют дальнейшее углубленное развитие двусторонних отношений.

С прагматической точки зрения, Казахстан и Китай демонстрируют самые динамичные темпы развития экономики на пространстве Евразии с показателем свыше 9% процентов в год. Поэтому стратегическое партнерство между РК и КНР преследует также задачу стимулирования экономического развития всего региона и обеспечения региональной стабильности.

Вообще-то экономическое партнерство является самой показательной и чувствительной сферой межгосударственных отношений. Если государства демонстрируют диаметрально противоположные темпы развития экономики, то тут уже трудно найти точки соприкосновения. Но с Казахстаном совсем другая ситуация, при которой быстрые темпы экономического развития Вашей страны являются основой и предоставляют много возможностей для создания базы двустороннего взаимовыгодного сотрудничества.

Поэтому полагаю, что наши двусторонние отношения могут послужить прообразом для развития партнерства в регионе Центральной Азии и Евразии в целом, и хотел бы предложить распространить сферу стратегического партнерства между РК и КНР на решение вопросов региональной стабильности. Известно, что сейчас обстановка в странах Центральной Азии очень быстро меняется. Во внутриполитической ситуации центральноазиатских стран присутствует ряд деструктивных факторов, которые могут оказать негативное влияние на стабильность в масштабах данного региона. К таким факторам можно причислить положение в Кыргызстане и последние события в Туркменистане. Поэтому нам надо совместно уделять пристальное внимание сохранению стабильности и безопасности в Центральной Азии, в том числе через реализацию среднесрочных и долгосрочных программ двустороннего и многостороннего регионального сотрудничества.

- Исходя из общей логики и перспектив совершенствования стратегического партнерства, в каких сферах нашим странам можно и нужно усиливать сотрудничество? Рассматриваются ли новые крупные совместные экономические проекты, в том числе в областях энергетики, сельского хозяйства, высоких технологий или оборонной промышленности?

- По моему личному мнению, в рамках стратегического партнерства мы должны усилить совместную работу по многим направлениям, включая сферы политики и экономики. Во второй из указанных сфер нам необходимо расширить масштабы и поднять на новый качественный уровень торгово-экономическое партнерство, начать научно-технологическое сотрудничество и развивать деловые связи между крупными и средними предприятиями.

Мы уже реализовали первый этап проекта нефтепровода, и теперь настало время приступить ко второму. Необходимо изучить возможность сотрудничества в области транспорта и коммуникаций, тщательно исследовать проекты добычи и транспортировки природного газа. Кроме того, надо не только ограничиваться сферой торговли, но и расширять объемы взаимных инвестиций.

Отдельно надо сказать об энергетическом сотрудничестве, которое уже привлекает внимание мировой общественности. Китай заинтересован в развитии казахстанской энергетики. Сотрудничество в этой отрасли может включать не только разведку и добычу природных ресурсов, но и перегонку и переработку, производство сопутствующего оборудования и обмен технологиями. Можно не ограничиваться только поставками сырой нефти и нефтепродуктов, а создать предприятия по углубленной переработке продукции. Сфера энергетики представляется мне самой взаимовыгодной областью сотрудничества.

Далее я коснусь транспорта и коммуникаций. Это направление сотрудничества также представляется взаимовыгодным. Китай сейчас приступил к строительству железной дороги и автотрассы по маршруту Цзинхэ-Хоргос. Знаю, что казахстанской стороной сейчас также исследуется проект автомобильной и железной дороги от Алматы до Хоргоса. Соединение железнодорожных веток с китайской и казахстанской стороны могло бы значительно расширить пропускные возможности казахстанско-китайского направления и взять ему на себя роль трансконтинентального моста между Европой и Азией. Это даст мощный толчок экономическому развитию, как Европы, так и Азии.

Китай уделяет пристальное внимание расширению сотрудничества с Казахстаном, граничащим с китайским Синьцзяном. СУАР имеет по периметру границы 7 пропускных пунктов, из которых 4 приходится на Казахстан: Достык-Алашанькоу, Хоргос, Бахты и Майкапчагай-Цзимунай. Если с Таджикистаном у нас работает только один сезонный (на летний период) КПП, то пограничные пункты на казахстанском направлении работают в круглодичном режиме. Поэтому я ставлю партнерство в области транспорта и коммуникаций на второе место по важности после энергетики в перечне отраслей казахстанско-китайского сотрудничества. Сотрудничество в области транспортных перевозок влечет за собой взаимодействие в таможенном деле. Согласованность таможенных тарифов может значительно поднять объемы двусторонней торговли, и это вполне реально.

Интерес представляет и научно-техническое сотрудничество. Китай более 20 лет назад начал проводить политику открытости и реформ, и сейчас мы обладаем новыми технологиями, которыми можем поделиться с казахстанскими партнерами. Я полагаю, что экономическое партнерство между РК и КНР должно включать также сотрудничество в сфере информационных технологий и аграрного сектора. В частности, в последнее время в Китае особенно быстро развиваются сельскохозяйственные технологии.

Кроме сфер политики и экономики имеется также и третья сфера сотрудничества - гуманитарная. В ходе последних переговоров глав двух государств этому направлению сотрудничества было уделено очень пристальное внимание. Надо учитывать, что наши страны расположены в регионе Азии, образно говоря, на Востоке. Поэтому у нас много общего в языке, культуре, национальных обычаях и традициях. Мы принадлежим к восточной культуре, что облегчает нам взаимопонимание. Отрадно, что казахстанцы проявляют интерес к изучению китайской культуры, а китайцев манит казахская национальная культура и традиции. Интенсивные гуманитарные связи между населением двух стран создают прочную основу для политического сотрудничества.

Обращаю ваше внимание на то, что 2006 год был отмечен Днями культуры Китая в Казахстане, а в 2007 году предстоят Дни культуры Казахстана в Китае. Это очень большие события в области культурно-гуманитарных связей между нашими странами. Китай придает этому большое значение и надеется на то, что через изучение казахской культуры китайцы научатся глубже понимать казахстанцев.

Ну и нельзя забывать про контакты и обмен между молодым поколением двух стран, которые надо усиливать.

- Известно, что Китай стремится к построению гармоничного общества в стране и заявляет о необходимости построения гармоничного мира в целом. В этом контексте как Китай намерен строить свои отношения с соседними странами, решать имеющиеся проблемы, в том числе совместного использования и охраны трансграничных водных ресурсов, загрязнения окружающей среды, нелегальной миграции и др.?

- Прошедший год явился особенным для китайской дипломатии. На Шанхайском саммите ШОС в июне 2006 года председатель КНР выдвинул термин «гармонии в масштабах нашего региона и стремления в гармоничному миру в глобальных масштабах». Ху Цзиньтао особо подчеркнул важность построения гармоничного мира в регионе Центральной Азии и континенте Евразии. Начиная с конца 70-х годов прошлого века, эта идея лежит в основе внешних сношений Китая.

Что подразумевается под гармоничным обществом, гармоничным регионом и миром? Эта идея является главной задачей внешней политики КНР и заключается в том, что всем странам надо с учетом взаимных интересов прилагать усилия к взаимовыгодному социально-экономическому развитию и построению гармоничного мира. Китай уже заявлял о своей готовности идти в указанном направлении. Мы уже на раз говорили о мирном развитии Китая.

Говоря о гармоничном мире, мы в первую очередь подразумеваем отношения с соседними странами. Ху Цзиньтао определенно заявлял, что в сфере политики мы должны укреплять сотрудничество с соседними странами, выводя его на уровень стратегического партнерства; укреплять добрососедские отношения. Именно таким образом Ху Цзиньтао отобразил стоящие перед нами задачи развития отношений со странами Центральной Азии. Это подразумевает, в том числе, необходимость внимательного отношения и учета интересов каждого государства-члена ШОС. В равной степени обращается внимание на необходимость усиления международного сотрудничества в области региональной безопасности, доверия и взаимопонимания. Это насущная необходимость для стран-участниц ШОС.

Во-вторых, имеется в виду необходимость углубления практического взаимодействия на благо каждой из стран Центральной Азии. Конечно же, сюда мы включаем улучшение благосостояния населения наших стран, также являющееся залогом региональной стабильности.

В третьих, Ху Цзиньтао подчеркивал необходимость развития гуманитарных связей между странами-участницами ШОС, в том числе в области, науки, культуры, образования, спорта, туризма, масс-медиа и воспитания молодого поколения. А также запуск механизма пограничного сотрудничества между членами ШОС. Границы между нашими странами должны быть границами мира, дружбы и процветания.

В-четвертых, мы говорим о политике открытости, мира и стабильности по периметру границ стран-участниц ШОС. На саммите ШОС эти идеи и предложения прозвучали впервые, а сейчас настал период их углубленного осмысления.

Итак, Китай придает огромное значение развитию отношений с граничащими странами. Сохранение регионального мира и стабильности отвечает нашим коренным интересам. Мы заинтересованы в синхронном (или согласованном) развитии с экономиками соседних стран и, конечно же, в развитии отношений с региональным лидером западных границ Китая - Казахстаном.

Я думаю, что в области казахстанско-китайского сотрудничества за 15 лет заложен хороший фундамент для реализации задач гармоничного развития всего региона.

Я подчеркиваю, что развитие Китая не идет во вред другим странам, это мирное и открытое для сотрудничества с другими странами развитие. Внешняя политика Китая носит оборонный характер, ни в коем случае не наступательный. Говоря таким образом, мы ответственно относимся к соблюдению интересов других стран. Китай не направлен на расширение сферы влияния, не направлен на создание военных блоков и участие в гонке вооружений, не стремится к расширению своей территории. Мы выбрали путь мирного развития. Это в историческом плане не имеет сходства с развитием какой-либо другой крупной державы, потому что развитие КНР проходит в эпоху глобализации, когда все страны взаимосвязаны и взаимозависимы.

Таким образом, Китай никоим образом не претендует на развитие за счет других стран, а заинтересован в цивилизованном развитии, которое подразумевает учет интересов всех партнеров, содействие миру во всем мире и гармоничное и взаимовыгодное сотрудничество в международных масштабах. Это является основой нашего понимания «гармоничного развития».

- Как Вы оцениваете деятельность ШОС и СВМДА, налажено ли взаимодействие между ними, а также с ОДКБ и ЕврАзЭС?

- Мы видим, что обе структуры - СВМДА и ШОС - действуют на пространстве Центральной Азии, оказывают большое влияние на региональную и глобальную ситуацию и преследуют одну цель обеспечения региональной безопасности.

Конечно же, ШОС - это форма сотрудничества Китая с постсоветскими республиками. Она превратилась в авторитетную структуру с известными стратегическими целями развития, представляющую интерес для больших и средних государств. Таким же образом СВМДА, созданная по инициативе Президента РК, превратилась в очень влиятельную структуру на пространстве Европы и Азии. Китай активно поддерживает Казахстан в его стремлении расширить сферы деятельности СВМДА.

Эти объединения уже осуществили свое структурное оформление и разработали необходимые регулярные механизмы взаимодействия в своих рамках. В ШОС это Секретариат, а в СВМДА - механизм саммитов и консультаций между главами государств. То есть обе структуры полностью завершили системное становление. Они ставят перед собой одинаковые задачи обеспечения безопасности, к выполнению которых подходят с разных углов, являются взаимодополняющими и ни в коем случае не конкурируют между собой.

Уверен, что у ШОС и СВМДА большее будущее. Я уже говорил, что Китай полностью поддерживает казахстанскую инициативу СВМДА и принимает активное участие в работе этого объединения. Руководители нашей страны - сначала Цзян Цзэминь, теперь Ху Цзиньтао - участвовали во всех мероприятиях СВМДА. Развитие СВМДА свидетельствует о возросшем авторитете Казахстана на международной арене. Эта структура в значительной степени проявила свою позитивную роль в решении вопросов безопасности. Китайская сторона очень позитивно оценивает деятельность СВМДА.

Также важно взаимодействие ШОС и СВМДА с другими региональными структурами. Известно, что в регионе существует множество других механизмов взаимодействия, сфера деятельности которых в той или иной степени пересекаются. Это ОДКБ, ЕврАзЭС, ЦАС.

ШОС и ОДКБ дополняют друг друга в обеспечении региональной безопасности и обречены на взаимодействие в этой сфере. ШОС также подписала соглашения о взаимодействии с ЕврАзЭС в вопросах экономического развития, которые включают в себя торговлю, туризм, транспорт и коммуникации, таможенное дело и др.

Таким образом, ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС и СВМДА дополняют друг друга и поддерживают отношения сотрудничества, для чего во всех структурах учреждены группы экспертов.

- На июньском саммите в Шанхае Нурсултан Назарбаев назвал несколько совместных казахстанско-китайских экономических проектов, отнеся их к категории двусторонних. При этом он отметил, что в рамках ШОС пока нет многосторонних проектов, находящихся на стадии реализации. Планируется ли в среднесрочной перспективе принятие каких-либо многосторонних экономических проектов между странами-участницами Организации, в том числе энергетических?

- Действительно, Н.Назарбаев высказал мнение по этому вопросу на июньском саммите в Шанхае, отметив богатое содержание и реальное воплощение программ казахстанско-китайского экономического сотрудничества.

В числе других он назвал Международный центр приграничной торговли «Хоргос», который на современном этапе отнесен пока к двусторонним проектам, но подает очень хороший пример поиска новых областей сотрудничества. При МЦПС создана свободная экономическая зона с льготной налоговой и таможенной политикой для инвесторов и возможностями организации сферы высококачественного сервиса, переработки, торговли, складирования товаров, транспортировки и т.д. Это пока экспериментальный проект, и если он даст хорошие результаты, то можно будет распространить опыт и на другие страны региона.

Приоритетными в плане многостороннего сотрудничества могут стать сферы транспорта и коммуникаций, а также энергетики. Мы сейчас изучаем предложение о создании Энергетического клуба на пространстве Евразии. На первом этапе необходимо согласовать позиции каждой из стран-участниц и разработать единую энергетическую стратегию. Уже сейчас Казахстан, Китай и Россия могут реализовать совместный проект добычи и транспортировки туркменского газа.

В-третьих, нам надо внедрить единую таможенную политику, активизировать партнерство в перерабатывающей отрасли и поднять наше сотрудничество на новый уровень.

В процессе интеграции стран Центральной Азии просто необходимо многостороннее сотрудничество. Это неизбежная тенденция и наш единственный выбор в условиях глобализации, без которого у Центральной Азии не может быть светлых перспектив.


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...