Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Нам необходимо максимально защитить национальные интересы - Аскар Нурша

АЛМАТЫ. 5 января. КАЗИНФОРМ /Куанышбек Кари/ - Что ждет мир в наступившем 2007 году? Как будет развиваться мировая и региональная политика, каковы роль и место нашей страны в этом процессе - на эти и другие вопросы корреспондента Казинформа отвечает заведующий отделом внешнеполитических исследований Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при Президенте РК Аскар Нурша.

- Как Вы думаете, предполагаются ли в этом году какие-нибудь перемены в системе мировой политики?

- Развитие обстановки в мире в 2007 году будет происходить под воздействием двух противоборствующих тенденций: роста антагонизма в международных отношениях и расширения международного сотрудничества. В первом случае, речь идет о дестабилизирующем влиянии локальных и региональных конфликтов, внутриполитической нестабильности в ряде стран и усилении напряженности между отдельными державами вследствие роста противоречий, продуцируемых складывающейся глобальной военно-политической, политической и экономической реальностью. Наблюдаемая в последние годы активизация деятельности террористических организаций является проявлением вхождения современной международной системы в стадию системной нестабильности и турбулентности.

Доминирующие позиции США в мировой политике в последнее время все активнее оспариваются другими мировыми державами, которым все труднее становится поддерживать баланс интересов. Ускоряется гонка вооружений, совершенствуются виды вооружений. Все большее число государств, подражая действующему руководству США, заявляют о своем праве применения военной силы в одностороннем порядке. Доктрина превентивных ударов по противникам с каждым годом обретает все новых сторонников. Переход к военно-силовому решению внешнеполитических проблем - опасный сигнал для мирового сообщества.

В результате фундаментальная правовая база, на которой строится вся система межгосударственных отношений и формальные правила их взаимодействия, продолжает разрушаться. Отсюда - появление и расширение неохватываемой международными нормами «серой зоны» в принятии важных политических решений - содержание пленников в «Гуантанамо», «оранжевые» перевороты и референдумы в непризнанных республиках на постсоветском пространстве, несанкционированные ООН военные операции. Характерен пример с вводом войск Израиля в июле 2006 года на территорию Ливана. Не менее показательно то, что боевые действия велись против движения «Хезболлах», в то время как правительственные войска Ливана оставались в стороне, что говорит о возрастающей роли в международной политике негосударственных образований.

Следующий год продолжит данную тенденцию. Внимание международной общественности будет сконцентрировано на Ближнем и Среднем Востоке, на ситуации вокруг ядерных программ Ирана и Северной Кореи, локальных конфликтах на Африканском континенте, глобальной политике США, деятельности террористических организаций и военизированных формирований.

Наряду с ростом конфликтности, которая сопровождает борьбу великих держав за геополитическое переустройство мира, мы будем свидетелями углубления регионального сотрудничества и укрепления региональных политических и экономических форумов и организаций, созданных как для внутрирегиональной кооперации (АСЕАН, АТЭС, ШОС, ЕС, ЕврАзЭС, Африканский Союз), так и для решения конкретных международных проблем. К этому подталкивают процессы экономической глобализации и требующие широкого межгосударственного взаимодействия глобальные проблемы современности.

В целом характерным признаком для всей мировой системы международных отношений, считаю, будет усиление тенденции установления многополярного мира, в котором большую роль играют наши соседи - Россия и Китай, а также такие азиатские страны, как Индия, Пакистан, Иран.

- В связи с таким курсом развития мировой политики ожидаются ли какие-либо изменения во внешней политике нашей страны?

- Особых поворотов во внешнеполитической стратегии нашего государства ожидать не следует. Приоритеты здесь остаются неизменными: наше ближайшее окружение (Россия, Китай, страны Центральной Азии) и внешнеполитические партнеры (США, ЕС, страны мусульманского мира, АТР). В то же время эффективность казахстанской внешней политики в международных отношениях зависит от качества участия Казахстана в международных и региональных организациях и транснациональных структурах и объединениях, влияние которых огромно. Поэтому Казахстан последовательно ведет стратегический курс на углубленное и эффективное участие в СНГ, ЕврАзЭС, ШОС, ОДКБ, ООН, ОБСЕ, ОЭС. Это дает свободу для маневра и открывает возможности интеграции в мирохозяйственные и политические отношения. Практическая работа в этом направлении еще более усилится.

Продолжится и будет набирать ход переговорный процесс по вступлению Казахстана во Всемирную торговую организацию, и здесь нам необходимо максимально защитить национальные интересы. С мая 2006 года Казахстан является председателем СНГ, предстоит дальнейшая проработка и реализация вопроса реформирования Содружества. С января 2007 года Генеральным секретарем ШОС становится казахстанский представитель, наша республика возглавит усилия стран-участниц, направленные на придание данной организации динамичности и эффективности.

Очевидно, во внешней политике Казахстану большее внимание следует уделять ведущим странам Азии с учетом изменения баланса сил в мировой экономике в пользу динамично развивающихся азиатских экономик. Наблюдается усиление роли и значения энергетического, прежде всего, нефтяного фактора в мировой политике, и нам необходимо грамотно распорядиться этим ресурсом. Опираясь на возросшие возможности в сфере экономики, казахстанской дипломатии также необходимо в сотрудничестве с партнерами по региону сосредоточиться на решении региональных проблем Центральной Азии.

- В этом году намечаются президентские выборы в Туркменистане и Узбекистане, в Кыргызстане идет борьба за власть. В России начинается предвыборная кампания. Как это отразится на регионе?

- Действительно, 2007 год несет в себе определенные политические риски. В активную фазу вступит президентская кампания в России, и на операцию «преемник», очевидно, будут брошены все политические и силовые ресурсы власти. Президентские выборы ожидают Узбекистан, что внесет дополнительную напряженность во внутриполитический процесс в этой стране. В Туркменистане казавшийся незыблемым режим С.Ниязова канул в небытие с его смертью, и теперь стране пророчат серьезные потрясения, связанные с переходным периодом, пока в полной мере не утвердится новая власть. Несмотря на принятие конституции, не утихает борьба за власть между президентом и оппозицией в Кыргызстане. Отставка правительства Ф.Кулова, согласно замыслу инициаторов, должна логически повлечь за собой роспуск парламента и выборы нового состава законодательного органа, что, видимо, спровоцирует новый раунд борьбы. Таким образом, ближайшее окружение Казахстана будет проходить испытание выборами, что может отрицательно сказаться на стабильности в регионе.

В целом обстановка в странах Центральной Азии находится под контролем властей. По всей видимости, передача власти в Туркменистане пройдет управляемо. Власти Узбекистана постараются осуществить президентские выборы по таджикскому сценарию в ноябре 2006 года. Политический процесс в Кыргызстане будет сопровождаться перманентной нестабильностью еще долгие месяцы, но это неизбежно, принимая во внимание отсутствие демократического опыта у кыргызских политиков и государственных деятелей. Главное, и у оппозиции, и у власти есть понимание общегосударственных задач и национальных интересов, которых они будут придерживаться. Разумеется, нельзя исключать неожиданные события и политические кризисы, которые значительно влияют на политический ландшафт и архитектуру безопасности во всем регионе.

- Каковы цель и задачи Центрально-азиатской стратегии нашей страны, которая разрабатывается в данное время?

- Страны Центральной Азии занимают ключевое место во внешней политике Казахстана, и их значение со временем будет только возрастать, что ставит на повестку дня вопрос о формировании региональной стратегии и четко выверенной линии поведения в регионе.

Какие цели и задачи должны ставиться перед данной стратегией? Думаю, в первую очередь, необходимо будет сосредоточиться на конкретных проблемах хозяйственно-экономического плана. Надо осознать, что каждая страна имеет свою отличительную политическую систему, экономическую модель, свою денежную единицу. Необходимо добиться сближения и координации наших политик в транспортно-коммуникационной сфере, использовании водных ресурсов, энергетической отрасли, банковской сфере.

Доля стран Центральной Азии в общем товарообороте Казахстана пока незначительна. Необходимо поощрять двустороннюю торговлю и создание совместных предприятий, приходить на рынки соседних республик в качестве инвестора и, конечно, уделять большее внимание культурно-гуманитарному сотрудничеству. К сожалению, до сих пор не был создан полноценно функционирующий общерегиональный телеканал.

Это очень многоплановая тема и по этому вопросу множество различных мнений. Но в чем все будут в принципе согласны, так это в том, что странам Центральной Азии необходимо держаться вместе. Мы нужны друг другу, и добиться положительных результатов можно только совместными усилиями. Конечно же, для решения этих проблем нужно определенное время.

- Если учитывать потенциал и ресурсы Центральной Азии, то она могла бы стать субрегионом земного шара…

- Центральная Азия обладает огромным потенциалом и всеми необходимыми ресурсами - интеллектуальными, трудовыми, экономическими, демографическими, чтобы стать активным субъектом мировой политики. Но надо констатировать, что до последнего времени связи между странами Центральной Азии были аморфными, предпочтение отдавалось налаживанию «стратегического партнерства» в двустороннем формате с внешними державами, чем между собой. Проблема заключается в сохраняющихся между отдельными странами региона противоречиях, недооценке назревающих проблем во внешнем окружении и отсутствии политической воли к формированию общерегиональной общности. В этом плане своевременно была озвучена идея Президента РК Н.Назарбаева о создании Союза центральноазиатских государств.

Состоявшийся в сентябре 2006 года в Астане неформальный саммит глав государств региона, участившиеся политические консультации между Казахстаном и Узбекистаном, а также смена власти в Туркменистане позволяют надеяться, что механизм политического и экономического общения между странами региона в формате «пятерки» будет воссоздан, и со временем идея интеграции на равноправных и взаимовыгодных началах расширит число своих сторонников. Только при условии единства страны Центральной Азии смогут сохранить свою независимость и обороноспособность.

- Каковы перспективы сотрудничества с нашим великим восточным соседом - КНР?

- Социально-экономическое и политическое развитие сегодняшнего Китая, его растущие возможности и активность в мировой экономике убедительно показывают повышение его глобальной и региональной роли. Несомненно, не учитывать этот фактор во внешнеполитической стратегии Казахстана нельзя. Ежегодные темпы роста китайской экономики колеблются в пределах 8-10 %. В течение ближайших 20 лет КНР способна превратиться во вторую экономическую державу мира. Для нас важно развитие партнерских отношений и поддержание двустороннего диалога по значимым международным и региональным вопросам.

Об этом убедительно свидетельствует состоявшийся в декабре 2006 года государственный визит Президента РК Нурсултана Назарбаева в КНР. Его результативность для перспектив казахстанско-китайского сотрудничества подтверждается следующими фактами: подписаны Стратегия сотрудничества между странами в XXI веке и Концепция развития экономического сотрудничества. Поставлена задача увеличения к 2015 году объема товарооборота почти вдвое, это около 15 млрд. долларов США. Правительство КНР готово увеличить квоту для казахстанских студентов, обучающихся в Китае. Сейчас в вузах Пекина, Шанхая, Урумчи, Гуанчжоу учатся около 1 200 наших ребят.

Достигнута договоренность об участии китайской стороны в вопросах индустриализации Казахстана, т.е. развития несырьевого сектора. Предполагается, что первоначальные капиталовложения составят не менее 5 млрд. долларов. Как известно, в конце прошлого года состоялся запуск казахстанско-китайского нефтепровода Атасу-Алашанькоу, поэтому немаловажное значение приобретает достигнутая в ходе визита Президента Казахстана в Китай договоренность о строительстве его второй очереди. Лидеры обеих стран пришли к соглашению о развитии научно-исследовательского сотрудничества, чтобы совместными усилиями снять сохраняющиеся проблемы в сфере использования трансграничных рек.

Кроме того, состоялись плодотворные встречи Главы нашего государства в ходе поездки в специальный административный район Сянган (Гонконг), которые позволили обсудить и определить приоритетные направления взаимовыгодного сотрудничества Казахстана с Сянганом. Наша страна заинтересована в привлечении крупных инвестиций в такие проекты, как строительство международного центра свободной торговли «Хоргос», создание регионального финансового центра Алматы, осуществление ряда инфраструктурных проектов. В Гонконге был подписан меморандум о взаимопонимании между Агентством по регулированию деятельности финансового центра Алматы и Гонконгской фондовой биржей, а также соглашение об открытии воздушного сообщения между РК и Гонконгом.

Таким образом, декабрьский визит Президента РК в КНР обозначил перспективные направления и проекты взаимовыгодного сотрудничества, реализация которых будут служить процветанию наших стран. Как заявил Глава нашего государства на пресс-конференции по итогам своего визита в КНР: «Китай всегда был и будет неизменным приоритетом нашей внешней политики».

В более широком плане расширение двустороннего сотрудничества в сфере экономики ставит перед правительством Казахстана вопрос о проведении более эффективной экономической политики внутри государства и росте конкурентоспособности отечественных компаний, для которых активное проникновение китайского капитала и товаров в перспективе может стать серьезным испытанием.


MINI-MBA — ваш путь к высокооплачиваемой работе. - 43%. Успейте!

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...