Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Расширяя «зону порядка»

Три месяца бюрократических мытарств и специальное решение Верховного суда понадобились для того, чтобы Министерство образования и науки соизволило-таки выдать в позапрошлом году заявителю — адвокату одного из членов правящей партии Бельгии обыкновенную справку. Отнюдь не служебные или коммерческие тайны интересовали бельгийца. Ему нужно было знать, состоит или нет на учете министерства ребенок, которого он намеревался усыновить...

Тот, кто думает, что случай этот не типичен, должно быть, никогда не сталкивался с унизительным тиранством мелких клерков, безосновательно и безапелляционно требующих то одну бумажку, то другую. Здесь скорее удивляет «благополучный» исход тяжбы: три месяца — не три года. Что до остального, то ситуация вполне укладывается в рамки сегодняшней правовой коллизии, при которой любой жалобщик напоминает этакого «витязя на распутье». Направо пойдешь, то есть гражданско-правовым процессуальным путем, — попадешь в суд общей юрисдикции, где в каждой инстанции заявления рассматриваются и обжалуются по месяцу. Налево двинешь — и очутишься на едва проторенной дорожке административного судопроизводства, сфера применения которого сегодня в основном ограничивается разбором мелких правонарушений. Правда, делается это не в пример быстрее. Вот правоведы и вопрошают: а нельзя ли, мол, соединить ужа и ежа? То есть расширить компетенцию административных судов, в которых практикуется более простая и быстрая процедура разбирательства.

По мнению судьи Верховного суда РК Сансызбека Раимбаева, административная подсудность должна быть распространена на категорию дел по обжалованию действий или бездействия государственных органов власти и управления, общественных объединений, должностных лиц (гл. 27 Гражданского процессуального кодекса). Компетенцией административных судов также должны стать разбирательство фактов нарушения выборного законодательства (гл. 25 ГПК) и оспаривание законности нормативно-правовых актов (гл. 28 ГПК).

Административной Фемиде можно поручить и дела о приостановлении или прекращении деятельности общественных объединений. Сейчас упомянутые выше категории дел рассматриваются судами общей юрисдикции и специализированными экономическими судами. Однако назрела необходимость изменения подсудности.

Философия намечаемых перемен состоит не просто в стремлении под маркой дальнейшей специализации разгрузить обычные суды и улучшить тем самым качество судебного разбирательства. Нет, замысел шире: превратить административное правосудие в реальный (а главное — быстрый) инструмент защиты прав человека. Во всяком случае, на эту мысль наводят законодательные поправки, разработанные при содействии Верховного суда. Они предусматривают, в частности, ускоренное рассмотрение исков. К примеру, если административный суд удовлетворил требование истца, скажем, рядового гражданина, которому кто-то под различными предлогами не выдавал ту или иную бумагу, то ответчик — ведомство или чиновник лишается возможности бесконечно обжаловать это решение. После рассмотрения иска судом первой инстанции апелляция может быть подана в областной суд и — все. Далее наступает так называемая «зона порядка», суды уже не вмешиваются. И только прокурор вправе внести протест.

Мне возразят, мол, стоит ли огород городить? Без разработки и принятия специального Административно-процессуального кодекса, регламентирующего рассмотрение конфликтов публично-правового характера, предложенные поправки выглядят паллиативом. Парламентариям их еще надлежит рассмотреть и одобрить, на это уйдет немало времени. При таком раскладе не обернулась бы «зона порядка» затяжной полосой неразберихи. Что же касается зарвавшихся чиновников, то и при существующем положении на них найдется управа...

Так-то оно так, да только простой и быстрый (а значит — эффективный) механизм восстановления попранных прав, пусть пока и не вполне прописанный с точки зрения формальных процедур, все же предпочтительней громоздкого, перегруженного бюрократической казуистикой судебного разбирательства общей юрисдикции. Разбирательства, которое, по признанию того же С. Раимбаева, «зачастую оборачивается новым ущемлением прав. В данном случае — на судебную защиту».

Да, любой гражданин может нанять адвоката, подать иск в суд, и суд примет соответствующее решение, но как скоро? Пять дней уйдет на так называемую досудебную подготовку дела, месяц — на судебное разбирательство, еще месяц — на обжалование его в апелляционном порядке, дальнейшее обжалование в надзорном порядке и так далее. Административная «волынка» какого-нибудь чиновника Пупкина рассматривается вплоть до Верховного суда. А истец, возможно, хотел лишь одного: сдать документы на регистрацию юридического лица, которые у него под надуманным предлогом не приняли.

Правда, можно было бы пожаловаться на такое самоуправство вышестоящему начальству. Однако к нему нынче просто так не попасть: всюду охрана. Ни к заместителю начальника управления, ни к замминистра, тем более — министру. Вот и получается, нам нужен суд, двери которого всегда были бы открыты для граждан, столкнувшихся с чиновничьим произволом. Чтобы люди, находясь в «зоне порядка», получали бы доступ к безотлагательной судебной защите.

Поскольку отложенное правосудие — синоним бесправия. А значит — видимость закона.

Юрий ФОМЕНКО


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...