Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Приоритеты внешнеполитической ориентации Казахстана

Приоритеты внешнеполитической


Внешняя политика страны определяется ее интересами и является выражением идентичности нации.

Главными целями стратегии национальной безопасности должны быть процветание и развитие страны, опирающиеся на энергию и патриотизм граждан. Только полное соблюдение прав человека и верховенство закона могут способствовать становлению устойчивого политического сообщества и конкурентоспособной экономики.

В отличие от авторитарных демократические модели государственности выстроить значительно труднее, поскольку они являются сложными системами, требующими тонкой настройки, сглаживания противоречий несиловыми методами и главное - постоянного участия общества.

Несмотря на все сложности и вызовы времени, должно быть ясное понимание того, что безопасность Казахстана зависит от внутренней интеллектуально-духовной силы страны, конкурентоспособности экономики, эффективности государства и умения достойно вписаться в мировой порядок.

Казахстан является страной с уязвимой государственностью и произвольной политической системой, расположенной в нестабильном регионе. Политический кризис в Кыргызстане, неопределенность ситуации в Туркменистане, высокий конфликтный потенциал в Узбекистане, неясность перспектив развития Таджикистана и продолжающиеся военные действия в Афганистане создают ряд угроз и рисков для безопасности Казахстана.

Переживший “тюльпановую революцию” соседний Кыргызстан еще не вышел из постоянных пертурбаций. С одной стороны, массовые выступления в 2005 году, приведшие к смене власти, и повторные протесты в 2006 году, выразившие недовольство правлением тандема Бакиев - Кулов, могли стать предтечей трансформаций в ЦА, считающейся архаичной и не готовой к демократизации. С другой стороны, страна ослабела и находится на грани неуправляемости. Если политические кланы не смогут выработать общее видение и консолидировать страну, Кыргызстан может превратиться в “неудавшееся государство”, провоцирующее вмешательство извне.

Узбекистан находится в экономическом и политическом тупике. Все более очевидна необходимость реформ, а “окно возможностей” практически закрылось. Ташкент, считавший себя ключевой страной в регионе с естественным правом доминирования над соседями, не рассчитал свои силы. Расставленные им внешнеполитические акценты оказались неадекватными. Репрессивная внутренняя политика вошла в противоречие с прозападным внешнеполитическим курсом, что особенно остро проявилось в результате андижанских событий. “Отвергнутый” Западом Узбекистан резко развернулся в сторону России, по отношению к которой до этого вел жесткую и не всегда дружественную политику. Был подписан договор о союзнических отношениях, Узбекистан вернулся в ОДКБ. Москва рассматривает такое развитие событий как победу своей дипломатии, однако перспективы этого союза, скорее всего, чреваты серьезными проблемами для России.

Жизнь в Таджикистане относительно стабилизировалась. Некоторый политический плюрализм, сложившийся по окончании гражданской войны, был сведен на нет, и утвердилось типичное для ЦА авторитарное правление. Проблемы внутренней безопасности схожи с соседними, но отличаются еще большей остротой: очень низкий уровень жизни, коррупция, наркотрафик и неэффективное государственное управление. Население, травмированное вооруженной междоусобицей, вряд ли способно на политическую активность в ближайшей перспективе. Ситуация усугубляется соседством с Афганистаном. Таджикистан - слабое государство и поэтому не может проводить самостоятельную политику. Россия продолжает выполнять роль главного спонсора его безопасности.

Ситуация в Туркменистане является самой непредсказуемой. Неожиданная смерть диктатора оставила политическую систему без центральной фигуры, вокруг которой она была выстроена. Отсутствие легитимных институтов власти не дает оптимистических оснований рассчитывать на долговременную стабильность. Будущее вызывает озабоченность, что вкупе с заинтересованностью в богатых газонефтяных ресурсах Туркменистана стимулирует активизацию внешних игроков.

Крайне сложное положение сохраняется в Афганистане, который, по всей видимости, еще не скоро сможет перейти в разряд дееспособных государств. Международные силы, главным образом НАТО, контролируют часть территории страны. Талибы смогли восстановиться и начать контратаку. На юге идут активные боевые действия. Возросло возделывание мака, что привело к росту наркотрафика, существенная часть которого идет через ЦА.

Как видно, Казахстан находится над дугой нестабильности и рискует со временем стать ее частью.

Казахстан зажат между двумя региональными державами - Россией и Китаем. Эти страны являются источником как определенных возможностей, так и самых серьезных вызовов безопасности Казахстана в средне- и долгосрочный период.

С Россией Казахстану удалось выстроить тесные добрососедские отношения. Для РФ Казахстан - ключевой партнер на постсоветском пространстве. Можно обозначить следующие основные интересы России в Казахстане:

* безопасность южных рубежей - РК выполняет роль буфера, отделяющего проблемный юг от российской территории;

* минеральные ресурсы, нефть и газ, контроль над транзитом;

* значительное русское население;

* геополитическое соперничество - РК входит в сферу “жизненно важных интересов” и является участником интеграционных процессов под эгидой России.

РФ в значительной мере пересмотрела свой внешнеполитический курс: дистанцировалась от Запада и стала рассматривать отношения с некоторыми постсоветскими странами в качестве приоритетных. Она начала оказывать поддержку экспансии российского бизнеса, что позволяет приобретать выгодные активы и усиливать политическое влияние. Россияне характеризуют свою политику как прагматичную и наполненную новоприобретенной уверенностью в своих силах.

Отношения России с США и ЕС ухудшились, и их улучшения в ближайшей перспективе не предвидится. РФ разочарована в “стратегическом партнерстве” с США и все реже заявляет о своем “европейском выборе”. Такая тенденция не является благоприятной для Казахстана. В конфронтации и отрыве от Запада Россия не может предложить сколь-нибудь содержательное партнерство, тем более лидерство для постсоветских государств. Различные конструкты “евразийства”, “суверенной демократии” и тому подобное не наполнены практическим смыслом.

Взамен неудавшегося “стратегического партнерства” с США Россия сделала ставку, по крайней мере публично, на “стратегическом партнерстве” с Китаем. В основе сближения лежит стремление противостоять западному влиянию и американскому доминированию в Азии и в мире. Такие отношения на данном этапе отвечают как интересам уменьшившейся России, так и потребностям растущего Китая. Они пытаются полюбовно разрешить имеющиеся проблемы во взаимоотношениях и найти баланс интересов и влияния в лежащем между ними ЦА. В то же время российско-китайские отношения характеризуются значительной степенью взаимного недоверия. Стороны не воспринимают друг друга в качестве надежных партнеров и видят потенциал для будущих расхождений и конфликтов интересов. В российском политическом классе растут опасения по поводу крепнущего Китая. В числе основных угроз России выделяются следующие:

* эрозия контроля и суверенитета на малонаселенном востоке страны из-за китайского демографического фактора;

* потеря лидерства в ЦА - Китай потихоньку вытесняет Россию из региона;

* маргинализация в АТР и в мировых отношениях.

Также стратегическому партнерству не способствует и тот факт, что как для Китая, так и для России отношения с США являются приоритетными, а политика по отношению друг к другу в существенной степени является производной от этих отношений. Таким образом, их “стратегическое партнерство” имеет довольно противоречивую основу.

Политика Китая в отношении Казахстана и остальной ЦА определяется следующими интересами:

* недопущение создания баз для уйгурских сепаратистских движений в ЦА;

* противодействие росту американского влияния в этом регионе, являющемся стратегическим тылом Китая;

* привязка к китайским рынкам и его превращение в источник импорта энергии, создание региональной торгово-экономической зоны.

Китай инициировал форму регионального сотрудничества в области безопасности - Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Основные направления деятельности ШОС: борьба с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом (так называемые “три зла”) и развитие экономического сотрудничества.

В настоящее время Китай очень осторожно ведет себя в отношении ЦА, заявляя о принципе “невмешательства во внутренние дела” других стран. Можно прогнозировать рост влияния Китая на внутренние дела Казахстана и других стран ЦА в среднесрочной перспективе, а в будущем и на внутренние дела России.

Поскольку КНР - растущая держава с глобальным подходом, растет и поле ее национальных интересов. Некоторые считают “мирное развитие” транзитной стратегией, используемой Китаем временно. В случае такого развития событий структуры безопасности в Азии, скорее всего, поляризуются, и центральноазиатские государства окажутся в крайне сложном положении.

Казахстан должен выстраивать линию своего поведения исходя из следующих соображений:

* китайская экономическая экспансия в регион растет;

* вместе с экономическим внедрением увеличивается и китайская трудовая миграция, что, учитывая малонаселенность страны, представляет потенциальную угрозу;

* экономическая зависимость и привязанность к Китаю может подорвать государственный суверенитет;

* нестабильность в ЦА может спровоцировать вмешательство КНР во внутренние дела государств;

* рост китайской вовлеченности в дела региона не способствует процессам политической модернизации в ЦА; США и ЕС

Американская политика в отношении Казахстана и ЦА продиктована следующими интересами:

* геополитическое соперничество - максимально вывести страны региона из зависимости от России, не допустить их попадания под влияние Китая и по возможности привязать их к евроатлантическим структурам безопасности;

* сотрудничество в области безопасности, возросшее в связи с “войной с терроризмом”;

* коммерческие и энергетические - политика направлена на сохранение позиций в нефтегазовом секторе и диверсификации путей транспортировки энергоносителей;

* политические и экономические реформы, без которых государства ЦА могут со временем дестабилизироваться, потерять суверенитет и стать источниками угроз безопасности для соседей по региону и мира в целом;

* стабилизация Афганистана с помощью центральноазиатских стран через создание “Большой Центральной Азии”.

Важность региона для США в первую очередь определяется его расположением между Россией и Китаем. США стараются не допустить возникновения любой “евразийской империи”, которая бы могла бросить им вызов, а только Россия и Китай являются возможными кандидатами. В русле этого интереса они проводят политику поддержки суверенитета новых независимых государств, включая Казахстан.

США беспокоит антиамериканская направленность ШОС, формируемая двумя лидерами этой организации - Китаем и Россией. Американские политики занялись выработкой планов сдерживания влияния ШОС на развитие ситуации в регионе. На данный момент Казахстану в этих планах отведена определенная роль: благодаря новым веяниям в американо-казахстанских отношениях РК должен стать сдерживающим началом в ШОС, не позволяющим организации принять антиамериканскую направленность. США также нацелены на развитие отношений и с другими странами ЦА.

Политическое сообщество США рассматривает безопасность Центральной Азии как в узком (военном), так и в широком ключе (с точки зрения долгосрочной стабильности, политического и экономического развития), и у него сложилось определенное мнение относительно региона:

* страны ЦА - слабые государства с высоким потенциалом нестабильности;

* центральноазиатские общества предрасположены к авторитаризму в силу культурных норм и исторического наследия;

* невысокая вероятность ускоренной демократизации региона в обозримом будущем и недостаток эффективных рычагов давления делают более предпочтительной политику вовлечения.

Касательно перспектив развития региона, то считается, что смена режимов вряд ли произойдет путем нормальных политических процессов, например выборов. Должны произойти другие значительные события для того, чтобы катализировать изменения. Поскольку лидеры центральноазиатских государств далеко не молоды, их смена не за горами, а потому могут появиться возможности для благоприятных трансформаций. Главная задача в регионе, как считают США, - стимулировать перемены в долгосрочном плане, не подрывая отношений с нынешними правителями, поскольку дестабилизация может привести к геополитическим и экономическим потерям.

У ЕС нет четкой стратегии в отношении Центральной Азии в целом и Казахстана в частности. Главными причинами этого являются удаленность региона от границ союза (ЦА не попадает под программы “соседства”) и невыраженность геополитических амбиций Европы, связанная со спецификой ЕС как наднационального политического проекта, большая часть энергии которого уходит на самоорганизацию внутреннего пространства.

Однако у европейских стран есть ряд и общих интересов в ЦА, продвижение которых и определяет внешнеполитический курс ЕС в регионе:

* противодействие нетрадиционным угрозам и вызовам безопасности (наркотрафик, эпидемии, исламский радикализм, миграция);

* энергетическая безопасность;

* продвижение европейских ценностей.

Вопросы энергетической безопасности в последние годы являются приоритетными в европейской повестке. Еще более актуальными они стали после газовых споров между Украиной и Россией, которые продемонстрировали готовность Москвы использовать энергоресурсы для политического давления. Европейские политики озабочены зависимостью от России. Желание снизить ее придало новый импульс планам по диверсификации поставок нефти и газа. Такая политика повышает значимость ЦА как альтернативного источника углеводородов и ставит в практическую плоскость вопрос о новых путях их транспортировки.

Американский геополитический проект - нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД) - уже начал работать. Ожидается, что строительство газопровода по тому же маршруту завершится в недалеком будущем. После украинско-российских газовых баталий вновь начала обсуждаться идея Транскаспийского газопровода.

Если ЕС сделает ставку на энергоресурсы из ЦА, возникнет необходимость большей вовлеченности Европы в дела региона.

Европейские ценности являются базой европейской идентичности и политического проекта - ЕС. По убеждению европейцев, лучшей основой для построения стабильных и процветающих государств являются принципы защиты прав человека, верховенства закона, демократии и рыночной экономики. Таким образом, создание безопасного пространства вокруг Европы связано с максимальным распространением этих принципов.

Авторитарные режимы ЦА не рассматриваются Европой как стабильные в долгосрочной перспективе. Поэтому, пока не произойдет ощутимой демократизации центральноазиатских стран, они будут рассматриваться евроатлантическим сообществом как не совсем респектабельные и надежные партнеры.

Участие европейцев в делах Казахстана направлено на достижение положительного, а не нулевого баланса интересов в регионе. Порой как страны ЕС, так и их организации рассматривают сотрудничество с Казахстаном сквозь призму отношений с РФ. В этом смысле европейские подходы до некоторой степени отличаются от более жестких и геополитически ориентированных установок США.

Что касается Китая, то его расширяющееся присутствие в регионе, по всей видимости, не очень пугает европейцев. Оно воспринимается наверняка как диверсификация связей, сопутствующая развитию региона, и вписывается в политику участия и учета интересов всех. В целом ЕС еще не выработал стратегическую позицию в отношении Китая.

Огромные природные богатства Казахстана, с одной стороны, способствуют значительным инвестициям в экономику, а с другой - могут наложить так называемое “ресурсное проклятие”. Нерациональное использование минеральных ресурсов может подорвать безопасность страны изнутри. С точки зрения внешней безопасности сырьевое изобилие может сыграть роковую роль, так как в мире растет соперничество за ограниченные ресурсы. Казахстану необходимо проводить очень дальновидную политику, чтобы не стать заложником своего богатства. В первую очередь это касается энергоресурсов. В настоящее время в нефтегазовом секторе страны сложился определенный баланс за счет присутствия компаний, представляющих как Запад, так и Россию, Китай и Индию. Однако это равновесие может со временем нарушиться. Зависимость какого-либо государства от наших углеводородов создает не только рычаги влияния для казахстанского руководства в отношениях с ним, но и соблазн для этой страны объявить РК зоной своих интересов.

Необходимо тщательно просчитывать приоритетность маршрутов транспортировки нефти и газа, поскольку выбор направления и объемы должны способствовать продвижению внешнеполитического курса страны и обеспечивать не только краткосрочные, но и долгосрочные интересы национальной безопасности. Следует отслеживать тенденции развития мирового энергетического рынка и геополитики, связанной с ним, а также изменения в стратегии крупных стран по обеспечению своей энергобезопасности. Безопасность Казахстана во многом зависит от того, какие формы примет соперничество держав за ресурсы.

Центр тяжести мировой политики постепенно смещается на Азиатский континент. Здесь находятся такие гранды мировой экономики, как Япония, Китай, Южная Корея, Индия, Россия и страны Юго-Восточной Азии. Ожидается, что к 2025 году в Азии будет сосредоточено около половины мирового производства.

Вызывает озабоченность то, что экономический динамизм региона не снижает высокий потенциал конфликтогенности. Противостояние Китая и Тайваня, разделенный Корейский полуостров, территориальные споры между Индией и Пакистаном, Китаем и Индией, Китаем и Японией, Россией и Японией, Китаем и его юго-восточными соседями - это те проблемы, которые могут спровоцировать серьезные военные конфликты и дестабилизировать не только Азию, но и обстановку в мире.

Эти противоречия представляют особую опасность, поскольку вышеперечисленные страны - Россия, Китай, Индия, Пакистан и Северная Корея - ядерные государства. Япония, которая находится под ядерным зонтиком США, может также со временем обзавестись ядерным оружием, для чего у нее имеются все технические возможности.

Быстрыми темпами идет милитаризация и в области обычных вооружений. По данным SIPRI, в период с 1990 до 2005 года совокупные военные расходы в Восточной и Южной Азии выросли на 77% (с 82 до 145 млрд. долл. США). Регион стал самым быстрорастущим рынком оружия, обогнав Ближний Восток.

До сих пор конфликты в Азии сдерживались во многом благодаря американскому присутствию. Военные альянсы азиатских стран с США являлись каркасом архитектуры безопасности на континенте. Однако назревающие геополитические сдвиги, вызванные в первую очередь подъемом Китая, могут бросить вызов американской гегемонии. Есть вероятность будущей поляризации Азии вокруг старого гегемона - США и нового претендента - Китая. Соперничество между Китаем и Индией, Китаем и Японией, а также позиция России и стран Юго-Восточной Азии определят расклад сил в регионе.

В Азии нет надежной системы региональной безопасности, которую удалось выстроить в Европе, и на ближайшую и среднюю перспективу ее создание, по всей видимости, маловероятно. Казахстан должен внимательно отслеживать развитие событий в регионе и очень продуманно развивать сотрудничество в области безопасности.

Следует отметить, что в отличие от вопросов военно-политической безопасности такие нетрадиционные угрозы, как наркотрафик, эпидемии и изменение климата, имеют очевидный объединяющий потенциал. Они являются весьма серьезными проблемами, стоящими перед регионом, и способны подорвать как экономический рост, так и безопасность государств в целом. Этим угрозам можно противостоять только совместными усилиями. Согласованные действия, направленные на решение проблем нетрадиционной безопасности, могут заложить базу для создания региональной системы общей безопасности.

Основные направления внешней политики РК

Казахстан должен определиться с базовыми приоритетами своей внешней политики исходя из следующих целей:

* создание внешнеполитических условий для развития и процветания Казахстана путем ориентации на успешные демократические страны как на Западе, так и на Востоке;

* способствование стабилизации и развитию Центральной Азии.

Казахстан должен предпринимать активные усилия по развитию ЦА. Главные инструменты - это экономическая кооперация и интенсификация торговых связей. Политическая интеграция является преждевременной, поскольку государства ЦА к ней не готовы. Более многообещающим представляется вариант ускоренного развития Казахстана и превращения его в успешное экономически и прогрессивное политически государство, чей пример мог бы вдохновить соседей по региону. РК может стать образовательным, культурным, информационным и финансовым центром региона. У них должно сложиться благожелательное отношение к Казахстану. Крайне вредной для страны стала бы репутация “экспансиониста”, который, воспользовавшись временной слабостью, захватывает ресурсы окружающих. Очень важно не давать волю тщеславным амбициям и не проявлять высокомерия по отношению к пока менее успешным соседям. Иначе это вызовет отторжение и не будет благоприятствовать развитию региона. Необходимо сохранять взвешенность и реалистичность. Добрососедство и позитивный пример - ключ к долгосрочной безопасности.

С Россией необходимо строить отношения на основе равноправия и взаимного уважения к интересам друг друга.

Московские политики должны понять, что наличие у Казахстана дополнительных транспортных выходов в конечном итоге положительно повлияет на развитие по-настоящему партнерских отношений между РФ и РК. В противном случае у Казахстана будут оставаться опасения возобновления имперской политики, а вместе с ними и желание избавиться от ее воздействия. Казахстан всегда будет дружественным России государством.

Надо постараться убедить Кремль пересмотреть перечень внешних угроз, в особенности замшелое восприятие Запада в виде извечного противника России, и сосредоточиться на реальных и потенциальных угрозах и вызовах.

Казахстан заинтересован в том, чтобы Россия геополитически и цивилизационно быстрее самоопределилась и стала органично взаимодействовать с евроатлантическим сообществом. Важно, чтобы Запад учитывал причины отхода России от него. Было бы лучше, если бы Европа и в особенности США не оттолкнули Россию еще больше, муссируя ее проблемы, и не списывали ее в разряд “чужих” и неисправимых.

Заявив о своем “европейском выборе”, Казахстан мог бы подтолкнуть и Россию вернуться на это направление. В некоторой степени РК легче этот выбор сделать, поскольку полная автономность не является сколько-нибудь привлекательным и жизнеспособным вариантом для нас, и мы не обременены воспоминаниями о былой великодержавной славе и связанными с этим чувствами разочарования и обиды. Казахстан мог бы стать опережающим партнером, еще одной евразийской страной, наряду с Турцией и Россией тяготеющей к Европе.

Необходимо интенсивно развивать отношения с европейскими странами, особенно используя растущий интерес ЕС к Центральной Азии.

Надо максимально использовать позицию Казахстана как “соседа соседей” Европы. Южный Кавказ становится еще одним мостом, помимо России, связывающим ЦА с Европой географически и геополитически. В связи с этим соединение нашей нефтегазовой системы с европейской будет полезным во всех отношениях.

Казахстан может позиционировать себя как евразийское государство, сознательно сделавшее европейский выбор. Для этого он должен вступить в различные европейские структуры, в первую очередь Совет Европы, или как минимум стать наблюдателем в них.

В долгосрочной перспективе необходимо осуществить вариант перехода отношений с ЕС на более продвинутый уровень ассоциации.

Соединенные Штаты - супердержава и лидер евроатлантического мира, отношения с которыми крайне важны. Однако развитие связей с США не должно вредить отношениям с Россией, КНР и другими. В целом лучше не провоцировать обострения геополитического соперничества в регионе. Необходимо и дальше расширять сотрудничество с США.

Надо постараться переубедить Россию во враждебности НАТО, тем более что Москва сама явно не отрезает себе путь к сближению с альянсом, несмотря на риторику.

Китай является самым большим вызовом безопасности РК. Для его преодоления следует:

* четко знать свои интересы и создать такие механизмы, чтобы узкие и сиюминутные интересы не превалировали над национальными;

* отрегулировать вопросы миграции;

* интенсифицировать отношения и не упускать с ориентира другие центры силы, в первую очередь ЕС, а также азиатские державы - Индию и Японию;

* подталкивать Россию в сторону интеграции с Европой.

Необходимо при расширении ШОС добиваться принятия в нее Японии и Индии, которые бы естественным образом стали заинтересованными партнерами в обеспечении безопасности РК.

Вхождение технологически передовой Японии в ШОС в дальнейшем повысило бы привлекательность организации как способной содействовать экономическому развитию участников. Вступление же самой большой в мире демократии Индии могло бы позитивно повлиять на процессы политической модернизации региона.

Таким образом, внешнеполитическая составляющая стратегии национальной безопасности Казахстана должна быть ориентирована на партнерство и сближение с теми государствами, сообществами и центрами силы, которые способствовали бы укреплению политики, по-настоящему отвечающей долгосрочным интересам страны, хорошо понимаемой и принимаемой всеми.

Тулеген Жукеев, руководитель проекта,

Наргиз Касенова, советник руководителя


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...