Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Слово к Даниалу Ахметову, экс премьер-министру Казахстана. Итоги работы правительства за 3,5 года

Слово к Даниалу Ахметову, экс премьер-министру Казахстана


Даниал Ахметов возглавлял Правительство Республики Казахстан с июня 2003 года. Деятельность правительства под руководством уже экс премьер-министра Ахметова трудно оценить однозначно. Ему сопутствовали как определенные успехи, так и очевидные неудачи. Вероятно, поэтому неоднократно возникали слухи о скорой отставке кабинета министров, которые сейчас стали реальностью (см. «Капитал.kz» за 31 августа 2006 года). В данной связи, с нашей точки зрения, целесообразно взвесить успехи и неудачи правительства за весь период премьерства г-на Ахметова.

Итак…

Период премьерства Даниала Ахметова в некоторой степени совпал с переломным моментом в развитии страны. К началу 2000-х годов в республике завершился переходный период к рыночной экономике. В Казахстане были созданы и начали более или менее нормально функционировать основные рыночные институты, была достигнута макроэкономическая стабилизация и успешно осуществлены, несмотря на высокие социальные издержки, ряд реформ, которые придали рыночным преобразованиям необратимый характер. В этой связи на первый план выдвигались вопросы создания необходимых условий для оживления казахстанской экономики, обеспечения устойчивого экономического роста, соответствующего потенциальным возможностям страны. Таким образом, во главу угла ставилась проблема разработки и проведения «политики экономического роста», рассчитанной на долгосрочную перспективу.

Здесь можно отметить, что в последние годы наметился поворот экономической политики в сторону поддержки реального сектора, более активной стала роль государства в регулировании экономики. Впервые за несколько лет были разработаны практические программы стимулирования производства, повышения конкурентоспособности казахстанских товаров и поддержки отечественных товаропроизводителей, приняты конкретные меры по повышению совокупного спроса, в том числе платежеспособного спроса населения.

Принципиально важным является то, что Казахстан первым из всех постсоветских республик начал разрабатывать долгосрочные планы и программы социально-экономического развития страны. Как известно, потребность в долгосрочных программных документах появляется тогда, когда социально-экономическая ситуация более или менее стабильная, кризисная ситуация преодолевается, и первостепенной задачей становится вывод экономики на траекторию устойчивого в долговременном периоде экономического роста.

В этом отношении за время премьерства Даниала Ахметова были разработаны несколько стратегических программ, реализация которых во многом будет определять будущий облик казахстанской экономики.

Анализ социально-экономической ситуации показывает, что за последние годы в Казахстане качественно изменилась ее динамика, наметились вполне определенные тенденции, которые позволяют утверждать, что казахстанская экономика приобретает новые качества развития. Достаточно привести несколько цифр: среднегодовые темпы прироста ВВП за последние три года составили более 9%, промышленной продукции - более 7%, сельского хозяйства - 6-7%, инвестиций в основной капитал - более 20%, номинальной заработной платы - более 20%, реальной - 14%. Уровень зарегистрированной безработицы ниже, чем в большинстве развитых стран мира. Такими экономическими показателями могли бы гордиться правительства большинства стран мира.

Вместе с тем, на первый взгляд, высокие темпы экономического роста были достигнуты практически без участия правительства. Благоприятная конъюнктура на мировых товарных рынках в течение этого периода стала главным фактором развития экономики и обеспечения экономического роста - около 80% прироста ВВП получено за счет высоких цен на нефть и другие сырьевые материалы, которые составляют основу казахстанского экспорта. Улучшение внешнеэкономической конъюнктуры, безусловно, благоприятно отразилось на экономике республики, способствовало высоким по международным стандартам темпам роста. Вместе с тем нельзя не учитывать, что рост происходил не только в экспортоориентированных отраслях. Заметно оживились жилищное строительство, легкая и пищевая промышленность, промышленность строительных материалов, ряд отраслей машиностроения и химической промышленности, связанных с сельским хозяйством республики.

Можно выделить несколько проблем, которые затушевываются среднестатистическими успехами. За высокими средними показателями скрываются детали, что не позволяет правильно оценить приоритеты социально-экономической политики, эффективность действий правительства и местных органов власти в решении социально-экономических проблем.

Так, реальный сектор экономики, по существу, разбился на два слабо взаимосвязанных сектора - экспортоориентированный, развитие которого полностью определяется внешнеэкономической конъюнктурой; перерабатывающие отрасли, которые работают, в основном, на внутренний рынок и отрасли специализации в рамках территориального разделения труда со странами СНГ. Это во многом определяет специфику и динамику развития отдельных отраслей промышленности республики, а также их перспективу. Более того, данный разрыв официально закреплен в Концепции управления Национальным фондом, согласно которой нефтяные доходы практически не участвуют в инвестировании казахстанской экономики.

Реформы, проведенные в социальной сфере (реформа медицинского страхования, образования, пенсионная реформа и др.), не достигли своей цели. Основные идеи этих реформ были взяты из опыта других, особенно западных стран, что, безусловно, было правомерно. Однако не критическое использование этих моделей, отсутствие необходимых анализов и расчетов, исходя из казахстанских условий, привело к тому, что для большинства населения социальная защита и медицинское обслуживание резко ухудшились.

Главная проблема - уровень и качество жизни казахстанского народа в целом не корреспондируют с темпами экономического роста. Сохраняются резкие, ничем не оправданные различия в оплате труда работников одинаковой квалификации, занятых в разных отраслях производства, существенно отличаются денежные доходы горожан и сельских жителей, жителей разных областей, крупных и малых городов. Это привело к заметному социальному расслоению общества, причем как в региональном, так и отраслевом разрезах. Так, заработная плата работников здравоохранения, образования, сельского хозяйства, наемных работников ряда отраслей и производств практически в 2 раза ниже средне-республиканской. Причем, разрыв в уровне оплаты не сократился за этот период, а возрос почти в 2 раза - с 28-30 тыс. тенге до 52-56 тыс.

Усиливаются различия между городом и деревней, что ставит 44 процента населения сельской местности на грань нищеты и социального взрыва. Принятые программы подъема села остались на бумаге и реально не реализуются.

Принятые правительством программные документы по развитию казахстанской экономики практически не реализуются или реализуются не в полном объеме. Достаточно вспомнить программы по обеспечению сельских жителей питьевой водой, государственную программу обеспечения населения доступным жильем, кластерную модель и т.п.

Основная неудача правительства, с нашей точки зрения, состоит в том, что оно не учло качественного изменения условий функционирования казахстанской экономики, что действующая модель исчерпала свой потенциал экономического роста. В этой связи объективной необходимостью было изменение приоритетов макроэкономической политики, а не продолжать следовать монетарному курсу, который сдерживает экономический рост. В данном направлении можно отметить ряд моментов, которые не позволили правительству под руководством Даниала Ахметова воспользоваться благоприятной ситуацией и обеспечить выход и закрепление Казахстана на траектории устойчивого развития.

Во-первых, до 2006 года правительство было практически техническим органом, который реализовывал задания, сформулированные в ежегодных посланиях Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева казахстанскому народу, а также в его отдельных выступлениях, где давались четкие поручения конкретным министерствам и ведомствам, акимам областей и городов.

В данной связи разработка и реализация индикативных среднесрочных и годовых планов отходила на второй план, это являлось чисто формальным для подготовки проекта республиканского бюджета. Правительство срочно разрабатывало план реализации поручений президента, процесс реализации плановых мероприятий находился под строгим контролем премьер-министра и Администрации Президента. Соответственно, вносились поправки, причем существенные как в утвержденный бюджет страны, так и в законодательство республики. Достаточно вспомнить, как быстро были приняты поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы в связи с новой концепцией управления Национальным фондом, а ее введение было ускорено на полгода.

Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира» в корне отличается от предыдущих посланий, которые давали конкретные поручения правительству страны со сроками их исполнения и целевыми параметрами. В Послании президент только обосновал предпосылки, которые позволяют реализовать поставленную цель, и сформулировал семь приоритетов социально-экономической политики государства на предстоящий период, а также основные требования к механизму их реализации, то есть определил принципиальные направления деятельности, а конкретизация их, наполнение действенными мерами и целевыми показателями было возложено на само правительство. С данной задачей правительство, на наш взгляд, не совсем справилось. Этим объясняется, наверное, как задержка с разработкой концептуальных документов, так и отсутствие конкретных мероприятий с целевыми показателями в ряде программных документов.

Во-вторых, отсутствие научно-методического обоснования принимаемых решений в области социального и экономического развития страны. Следствием этого является наличие множества проектов и почти полное отсутствие согласованных целенаправленных действий. Нужно подчеркнуть, что до сих пор не отработаны методические и практические вопросы взаимосвязи и взаимоувязки индикативных планов, национальных и бюджетных программ. Поэтому отсутствует и контроль над эффективностью реализации действующих программ, которая проводится по степени освоения бюджетных средств, что приводит к нецелевому и нерациональному их использованию.

Отсутствие системности при решении поставленных проблем, с нашей точки зрения, послужило причиной появления многочисленных концепций, стратегий и программ, которые не только слабо увязаны между собой, но и зачастую противоречат друг другу.

В-третьих, несколько лет идут разговоры о «профессиональном правительстве». На деле это сводится к созданию «электронного» правительства или реализации широко разрекламированных кампаний типа «одного окна». До сих пор не выработаны стандарты государственных услуг, что не позволяет оценить эффективность деятельности исполнительных органов всех уровней, нет четкого разделения функций и полномочий между органами власти.

В соответствии с идеями монетарной теории предполагается, что для эффективного управления отраслью достаточно хорошо управлять финансовыми потоками, а там дальше рыночные механизмы все расставят по своим местам. Только этим можно объяснить длительное нахождение на посту министра здравоохранения финансиста Досаева.

В-четвертых, низкая ответственность членов правительства за вверенный участок работы, попытки уклониться от принятия важных решений, задевающих власть имущих. Здесь достаточно вспомнить события в Шаныраке и Бакае в Алматы, эпидемию СПИДа в Шымкенте. Наиболее ярким примером может служить трагедия в Шахтинске, когда на месте событий не было видно руководителей министерства труда и социальной защиты населения, а причины аварии пытались свалить на человеческий фактор.

В-пятых, слабая поддержка премьер-министра парламентом страны. Действия Даниала Ахметова подвергаются критике всеми депутатами независимо от партийной принадлежности. В настоящее время казахстанский парламент является однопартийным. В случае парламентско-президентской республики он бы пользовался абсолютной поддержкой, но в случае Казахстана премьер-министр фактически является назначенцем и не пользуется парламентской поддержкой.

Наконец, жесткая критика со стороны Главы государства в связи с невыполнением поручений, которые содержатся в его послании. Это относится к многочисленным концепциям и стратегиям, принятым в последнее время. Здесь можно отметить отсутствие концепции создания социально-предпринимательских корпораций (СПК). Не только у общественности, но и у самого правительства нет четкого представления, что такое СПК, чем они будут заниматься, каков механизм их взаимодействия с бизнесструктурами, местными органами, населением.

Утвержденная президентом Стратегия территориального развития не подкреплена ни методическим обеспечением, ни программными мероприятиями, ни схемами развития и размещения производительных сил страны и ее отдельных регионов. Это же относится практически ко всем программным документам развития страны, причем как на перспективу, так и более короткий промежуток времени.

Задача выхода Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира не может быть решена без коренной модернизации общества - социально-экономической и политической. Предлагаемый курс требует разработки целостного комплекса мер по модернизации социально-экономической и общественно-политической системы страны. В первую очередь нужны четкая постановка и научное обоснование целей и задач, выделение этапов, путей и средств их достижения. Для этого необходимо широкое использование методов программно-целевого подхода, который позволяет увязать между собой перспективные и текущие цели развития, согласовать групповые интересы хозяйствующих субъектов различных форм собственности с интересами развития страны в целом, наделяет долговременными ориентирами все хозяйствующие субъекты.

В противном случае экономическая политика будет носить инерционный характер, постоянно приспосабливаться к изменениям социально-экономической ситуации, а задачи становления Казахстана как социально ответственного государства, реализующего интересы всех слоев населения и каждого гражданина страны, будут постоянно отодвигаться на второй план.

В этой связи отметим, что в течение 2006 года правительство не смогло разработать общенациональную программу системной модернизации республики, в рамках которой следует проводить социально-экономические и общественно-политические преобразования в Казахстане.

Необходимость создания условий для нового качества роста требует пересмотра сложившихся подходов к выработке социально-экономической политики, адекватной этапу перехода на траекторию устойчивого развития.

С нашей точки зрения, главными препятствиями на пути социально-экономических преобразований являются:

 Несоответствие проводимой макроэкономической политики требованиям политики экономического роста.

 Продолжение пассивной государственной политики приспособления к внешним условиям и отказа от использования внутренних источников экономического роста.

 Отсутствие преемственности и согласованности принятых программных документов между собой и долгосрочными социально-экономическими целями.

 Низкий уровень управления и несогласованность действий между различными органами управления.

Для придания социально-экономическому развитию Казахстана нового качества, отвечающего требованиям выхода в число наиболее конкурентоспособных стран мира, требуется, в первую очередь, изменить идеологию разработки стратегии развития республики на долгосрочную перспективу. Новая идеология, основанная на принципах программно-целевого подхода, позволит преодолеть инерционность социально-экономических и общественно-политических процессов, направить их в нужное русло и придать им новое качество. Важным в данной связи становится создание системы стратегического планирования и управления воспроизводственным процессом, изменение самой идеологии планирования. Только в этом случае имеется шанс закрепиться на траектории устойчивого развития и войти в число развитых стран мира.

Передача функций по решению стратегических проблем развития казахстанской экономики вице-премьеру Кариму Масимову и оставление Даниалу Ахметову оперативного управления в свое время можно было рассматривать как один из знаковых моментов, сигнализирующий о предстоящей отставке правительства. В этой связи Карим Масимов, кандидатуру которого, собственно, уже одобрил вчера Парламент РК, с нашей точки зрения, является наиболее вероятным претендентом на пост премьер-министра.

Канат Берентаев


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...