Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Задачник для правительства. Смогут ли Карим Масимов и Аслан Мусин решить проблемы?

Представляя кандидатуру Карима Масимова на пост премьер-министра, Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев сформулировал девять приоритетных задач, на решение которых должна быть направлена деятельность нового правительства. Поручения Главы государства предельно конкретны и сводятся к тому, что «пора от разговоров перейти к делу», нужно прекратить разрабатывать многочисленные глобальные проекты и программы, а нацелиться на достижение конкретных целей, которые постоянно отодвигаются на второй план, существенно повысить качество государственного управления социально-экономическим развитием страны.

Необходимо отметить, что президентом страны сформулированы конкретные поручения новому составу правительства. Это:

1. Разработка четкой программы для реализации Стратегии вхождения Республики Казахстан в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира.

2. Административная реформа, не в смысле сокращения или увеличения штатов, а повышения качества работы государственных органов, усиления их ответственности за принимаемые управленческие решения.

3. Внедрение системы управления, обеспечивающей эффективное взаимодействие перспективного, текущего и бюджетного планирования.

4. Повышение эффективности бюджетного планирования, ориентация бюджетных программ на реализацию целевых показателей, оценка их эффективности по степени достижения поставленных целей, а не по степени освоения бюджетных средств.

5. Реализация Стратегии территориального развития Республики Казахстан, формирование новой системы развития и размещения производительных сил и системы распределения населения с учетом места и роли Казахстана в международном разделении труда.

6. Выявление «центров» или «полюсов» экономического роста, создание условий для повышения конкурентоспособности казахстанской экономики в целом и отдельных регионов страны в международном разделении труда.

7. Решение жилищной проблемы, обеспечение всех нуждающихся доступным жильем.

8. Запуск пилотного проекта социально-предпринимательских корпораций, оценка всех плюсов и минусов деятельности новых организационных структур.

9. Восстановление системы подготовки и повышения квалификации кадров.

Из перечня задач, поставленных президентом перед новым Правительством Республики Казахстан, вытекает, что отставка кабинета Даниала Ахметова была связана, в первую очередь, с тем, что он, являясь чисто техническим органом, который выполняет конкретные поручения президента, за весь 2006 год не смог разработать конкретную программу действий по системной модернизации Казахстана. Действительно, в рамках этой гипотетической программы должны были получить свое решение все остальные поручения Главы государства правительству страны. В данной связи естественным является вопрос: сможет ли правительство Карима Масимова вывести управление страной на качественно новый уровень управления и решить те проблемы, которые поставлены перед ним?

Так как состав правительства практически не изменился, основные ключевые министры сохранили свои посты и в новом кабинете, то качественное изменение экономического курса кажется сомнительным. В каком направлении должна быть скорректирована экономическая политика на этапе выхода и закрепления Казахстана на траектории устойчивого экономического роста, постоянно обсуждалось экономическим сообществом, в том числе и на страницах нашей газеты.

Основным лейтмотивом этих обсуждений была необходимость пересмотра роли государства в управлении социально-экономическим развитием страны, изменения проводимой макроэкономической политики с политики стабилизации на политику экономического роста, предотвращения углубления социального разрыва между отдельными слоями населения и т.п.

Более детальное рассмотрение конкретных задач, поставленных Главой государства перед правительством, и возможные способы их решения будут сделаны позже. В настоящее время важным, с нашей точки зрения, является обоснование необходимости повышения качества теоретического и научно-методического обеспечения принимаемых правительством управленческих решений.

Действительно, для вывода казахстанской экономики на траекторию устойчивого развития требуется принятия политического решения по изменению приоритетов макроэкономической политики, изменению самой идеологии планирования.

В первую очередь, необходимы четкая постановка и научное обоснование целей и задач, выделения этапов, путей и средств их достижения. Для этого нужно широкое использование методов программно-целевого подхода, который позволяет увязать между собой перспективные и текущие цели развития, согласовать групповые интересы хозяйствующих субъектов различных форм собственности с интересами развития страны в целом, наделяет долговременными ориентирами все хозяйствующие субъекты.

К сожалению, знакомство со стратегическими документами, которые были разработаны и приняты в последнее время, показывает, что они не удовлетворяют перечисленным требованиям. В этой связи отметим, что на сегодняшний день отсутствует системное видение будущего облика страны, а без тщательной проработки целевого блока любая программа будет представлять собой простой набор мероприятий, причем мало связанных между собой, не работающих на достижение главной цели - создание эффективного социального государства. Все это не позволяет системно решать жизненно важные проблемы социально-экономического развития как страны в целом, так и отдельных регионов, обеспечить их устойчивое развитие.

Вот почему следует подчеркнуть, что все поучения Нурсултана Назарбаева в той или иной степени связаны с непроработанностью чисто методических вопросов. Это относится и к взаимосвязи долгосрочных планов и программ с индикативными планами, определению места и роли бюджетных программ в системе индикативного планирования, построению взаимоотношений центра и регионов, сдерживанию роста цен и т.д., что непосредственно сказывается на качестве жизни казахстанского народа, его уверенности в будущем развитии страны.

Вот почему основная задача, которая стоит перед правительством - это проблема стратегического выбора варианта долгосрочного развития страны. В соответствии с выбранным вариантом должны быть разработаны и механизмы реализации нового курса - курса социальной и экономической модернизации казахстанского общества. Разработке такого механизма, с нашей точки зрения, по сути, служат поручения Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева правительству Карима Масимова.

Поэтому на первый план выдвигается задача создания системы стратегического планирования страны, ее научно-методического и организационного обеспечения. С нашей точки зрения, система стратегического планирования и управления воспроизводственным процессом должна адекватно учитывать и использовать реальные экономические интересы регионов, корпораций, предприятий и организаций, а также интересы населения конкретных населенных пунктов и регионов. При этом важно всегда исходить из приоритетов населения, так как именно благосостояние граждан является главной целью социально-экономической политики.

К сожалению, до настоящего времени не уделялось должного внимания методическим и организационным аспектам обеспечения стратегического планирования и управления. Сохранение этой ситуации в перспективе может привести к необратимым изменениям, которые, с учетом инерционности экономики, могут привести Казахстан на периферию экономического развития, закрепить его роль как простого поставщика сырьевых ресурсов, полностью зависящего от конъюнктуры мирового рынка.

К чему приводит недостаточное внимание к методическим аспектам текущего и стратегического планирования и управления социально-экономическим развитием страны, наглядно видно на примере бюджетного программирования, которое стало основным методом планирования в РК. Взаимосвязь бюджетных программ со стратегиями развития страны на долгосрочную перспективу весьма иллюзорна, так как, согласно «Правилам разработки программ в Республике Казахстан», они разрабатываются сроком до 3 лет. Естественно, что за три года ни одна серьезная проблема не может быть решена. Но как только завершается срок реализации программы, правительство рапортует, что она успешно реализована, потому что все бюджетные средства освоены. А конечные результаты, ради которых и разрабатывалась программа, остаются на втором и даже на третьем плане. В качестве иллюстрации можно привести в пример программу по обеспечению сельских жителей чистой питьевой водой.

Более свежим является пример с реализацией жилищной программы. Правительство Даниала Ахметова отрапортовало, что она будет завершена за два года вместо трех. Действительно, ввод жилья по всем источникам финансирования превысил программные показатели. Но мы знаем, и средства массовой информации неоднократно обращали внимание на то, что доступное жилье становится все более недосягаемым для абсолютного большинства казахстанцев. Однако проблема доступного жилья связана не только с повышением качества жизни казахстанского народа, реализацией его конституционных прав на жилье, но и с формированием полноценного рынка труда. В этой связи удивляться тому, что в отдельных регионах трудовые мигранты преобладают, не приходится, так как им не нужно полноценное жилье, в отличие от казахстанцев.

Более того, до сих пор не отработаны методические и практические вопросы взаимосвязи между индикативными планами, национальными и бюджетными программами. Бюджетные программы - это же связующее звено между текущими планами и долгосрочными национальными программами, и они предназначены не только для контроля над использованием финансовых средств государства, но и для координации деятельности различных государственных органов в рамках той или иной программы.

В Казахстане же бюджетные программы стали доминирующими, любые обязательные государственные расходы, например, текущий или капитальный ремонт зданий, заработная плата и т.д., финансируются через бюджетные программы. Вот почему контроль над ходом реализации программы и оценка ее эффективности проводятся, в основном, по степени освоения бюджетных затрат, а не степени реализации поставленной цели, полученных при этом результатов. За реализацию программы отчитывались не по степени реализации поставленных целей, достигнутому социальному или экономическому эффекту, то есть именно за те результаты, ради которых она принималась, а по степени освоения бюджетных средств.

Сможет ли новое правительство пересмотреть свои подходы к бюджетным программам, покажет время, но этот процесс, видимо, должен начаться с пересмотра уже принятых программ на текущий год.

Недостаточное внимание к методическому обеспечению принимаемых решений наглядно видно и на разрекламированной модели СПК. По замыслу, СПК - холдинговая компания, которая будет привлекать инвестиции на реализацию новых проектов, а свою прибыль вкладывать в развитие той или иной территории. Реализация пилотного проекта СПК «Сарыарка», возможно, снимет многие вопросы, но до сих пор не совсем понятна сама концепция таких структур, принципов их функционирования.

Негативным следствием сложившейся ситуации может стать замыкание бюджетных финансовых потоков на этих структурах, их вывод из-под контроля акиматов, что может привести к снижению роли акиматов в управлении социально-экономическим развитием областей и городов. Вероятно, задача совершенствования межбюджетных отношений решит эту проблему, но пока не обсуждена сама концепция формирования СПК, трудно предсказать последствия такого шага для сохранения «вертикаля власти» в нашей стране, вернее о взаимоотношении СПК и областных органов.

Для придания экономическому росту нового качества, отвечающего требованиям выхода в число наиболее конкурентоспособных стран мира, нужно, в первую очередь, изменить идеологию разработки стратегии развития страны на долгосрочную перспективу. Оставаясь в рамках прежнего подхода к разработке программы модернизации казахстанской экономики, с нашей точки зрения, нельзя решить ни одной проблемы выхода и закрепления Казахстана на траектории устойчивого развития.

Естественно, что это потребует не только продолжительного времени, но и пересмотра самой идеологии разработки долгосрочной стратегии, роли и места социально-ориентированного государства в рыночной экономике. Вот почему сложность задач, которые поставил Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев перед новым правительством, с нашей точки зрения, состоит не столько в решении технических проблем, сколько в пересмотре своих исходных позиций к управлению социально-экономическим развитием страны. В соответствии с этим потребуется консолидация заинтересованных сторон, прежде всего, политических партий и объединений, для разработки программы социально-экономической модернизации Казахстана. Первым шагом в этом направлении могла бы стать организация научно-практической конференции по модели экономической политики республики на этапе экономического роста.

Если правительство будет оставаться чисто техническим органом, то качественных изменений в проводимой политике не произойдет, а эти задачи, в другой формулировке, перейдут в новый пакет поручений президента страны.

Канат Берентаев


MINI-MBA — ваш путь к высокооплачиваемой работе. - 43%. Успейте!

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...