Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Сколько получают судьи районных судов? Насколько совершенен в РК порядок отбора и назначения судей? Как улучшить исполняемость судебных решений? Гость программы «Жети кун» - Кайрат Мами

Жети кун, 21 января 2007 года

ВЕДУЩИЙ:
НЕДЕЛЮ НАЗАД МЫ ДОВОЛЬНО ПОДРОБНО РАССКАЗАЛИ О ПРОЦЕДУРНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ СУДА ПРИСЯЖНЫХ - НОВШЕСТВА, КОТОРОЕ НАЧИНАЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ В КАЗАХСТАНЕ С ЭТОГО ГОДА. И СЕГОДНЯ РАЗГОВОР О СУДЕБНЫХ РЕФОРМАХ БУДЕТ ПРОДОЛЖЕН. НАПОМНЮ, ЧТО НА ПОСЛЕДНЕМ СЪЕЗДЕ СУДЕЙ ПРЕЗИДЕНТ НАЗАРБАЕВ ГОВОРИЛ О НЕОБХОДИМОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РАБОТЫ КАЗАХСТАНСКИХ СУДОВ - ОСОБЕННО ЕГО НИЗОВЫХ ЗВЕНЬЕВ. ПРЕЗИДЕНТ ТАКЖЕ ЗАТРОНУЛ ТАКИЕ ПРОБЛЕМЫ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ - КАК ИЗЪЯНЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, НЕИСПОЛНЯЕМОСТЬ СУДЕБНЫХ ВЕРДИКТОВ И ОТСУТСТВИЕ ДОЛЖНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА РАБОТОЙ СУДОВ. ОБО ВСЕМ ЭТОМ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ НАШЕЙ ПРОГРАММЫ ДАНИЛ МОСКАЛЕНКО БЕСЕДУЕТ С ГОСТЕМ ПРОГРАММЫ - ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ ВЕРХОВНОГО СУДА КАЙРАТОМ МАМИ.


- Кайрат Абдразакович, в этом году в судебной системе Казахстана произойдут очень важные изменения. Поэтому наш разговор я хотел бы начать именно с нововведений. Суд присяжных. Ваше мнение - готовы ли мы к суду присяжных?

КАЙРАТ МАМИ, председатель Верховного суда РК:
- Уже закон принят, он введен в действие с 1 января. Насколько мы готовы, наша судебная система? На этот вопрос хотел бы ответить. Наша судебная система полностью подготовлена. Мы не сидели сложа руки, когда этот закон еще обсуждался, мы проводили сами по своей инициативе, несколько международных правовых конференций. С участием зарубежных экспертов, в том числе судей из России, из Германии, Англии, других стран. Наши судьи посетили Германию и Россию. Они принимали участие во всех процедурах с самого начала. С подбора присяжных заседателей в судебных заседаниях. Т.е. они уже своими глазами видели весь процесс. И затем они же сами стали у себя в областях готовить своих коллег к этой сложной работе. Нами совместно с местными органами, совместно с правительством проведена большая работа по определению списка будущих, потенциальных присяжных заседателей.
Сегодня ещё в наши суды пока дела не поступили, поскольку, как я уже выше говорил, закон действует с 1 января. Вот, может, на днях, может к февралю, поступят первые дела. Я думаю наши суды на местах готовы заработать по-новому.

- Пожалуй, важнейший вопрос для судебной системы - компетентность судейского корпуса. Помните, Президент говорил о необходимости создания специальной магистратуры для судей? Насколько совершенен, на Ваш взгляд, действующий порядок отбора и назначения судей. Нуждается ли он в дополнительном ужесточении?

КАЙРАТ МАМИ, председатель Верховного суда РК:
- Кадровый потенциал судов, я согласен, для нас это - главный ресурс. Мы впервые пошли на открытый, прозрачный конкурсный отбор судей. Если ранее - 5 лет тому назад - судьями назначались люди по представлению министра юстиции, или Председателя верховного суда совместно, то сегодня действует иной порядок. На любое вакантное место в Казахстане, судейское вакантное место, объявляется в печати конкурс и любой, кто имеет высшее юридическое образование и достиг 25-ти летнего возраста, сдал квалификационный экзамен и прошел специальную стажировку, имеет право принимать участие в этом конкурсе. Конкурсный отбор проводит квалификационная коллегия юстиции, или Высший судебный совет. В его состав - кроме судей - входят представитель генеральной прокуратуры, представитель министра юстиции, представитель адвокатуры, нотариата, депутаты мажилиса, или Сената, ученные и представители общественности. Т.е. такой конкурс позволил нам уйти от келейности. Конечно, нельзя говорить, что даже такой отбор исключает попадаение в ряды наших судей случайных людей. В последние годы мы это видим и некоторые судьи, не проработав даже года, по нашей инициативе или по собственной инициативе, уходят с должности досрочно. Что надо делать? Вы правильно отметили, что на 4 съезде судей глава государства говорил о повышении уровня подготовки судей. И сегодня это уже реализовывается - при Академии управления открыт Институт правосудия. Мы там готовим будущих судей. Кстати, вот почему случайные люди попадают в судебную систему? И почему не все люди, несмотря на такой жесткий отбор, справляются со своей работой? Главная причина в том, что выпускники наших юридических вузов малокомпетентные. Не все они готовы работать судьями. Т.е. качество высшего юридического образования у нас упало. А мы в рамках этого Института правосудия из числа лиц, которые уже имеют высшее юридическое образование, в течении полутора-двух лет готовим высококвалифицированных специалистов.

- Вот вы говорите что качество юридического образования вас не устраивает. Может тогда стоит поднять возрастную планку, т.е. не 25 лет, а с 30. И с обязательным опытом работы по юридической линии?

КАЙРАТ МАМИ, Председатель Верховного суда РК:
- Такой вопрос тоже поднимался, но этот вопрос, связанный с конституционной реформой, поскольку возрастной ценз написан у нас в Конституции - мы не можем произвольно его изменить. Мы смогли только сделать дополнение к конституционному закону. Если раньше было написано, что стать судьей может имеющий двух- или трехлетний юридический стаж, мы эту планку подняли до 5 лет, а в отношении судей Верховного суда - до 10-15 лет. Т.е. без конституционной реформы мы меняем то, что можем, а что касается других изменений - мы будем дожидаться конституционной реформы. Такие предложения есть.

- Я думаю, Вы согласитесь со мной в том, что о качественных изменениях судебной системы нужно судить, прежде всего, по работе районных судов, на которые приходится бóльшая часть дел. Собственно, и общественное мнение о судах во многом формируется после соприкосновения с низовыми звеньями судебной системы. Как бы Вы оценили нынешний уровень районных судов?

КАЙРАТ МАМИ, председатель Верховного суда РК:
- Мы в прошлом году - в 2006 - рассмотрели 1256000 дел из них 92 процента, т.е. около миллиона дел рассматривается районными судьями. В Казахстане насчитывается - по штатной численности - 2500 судей. Из них около 2000 - это районные судьи, львиная доля. И львиная доля всех дел, которые рассматриваются судами Республики Казахстан, рассматриваются именно районными судьями, т.е. вся нагрузка падает на них. Поэтому вы правы - мы должны больше внимания уделять районным судам. Что касается материально-финансового снабжения, то в последние годы очень много сделано. Много районных судов переехало в новые здания, или прошли капитальные ремонты. Все районные суды автоматизированы и компьютизированы. Автоматизирована система распределения дел.
Мы постоянно оказываем практическую помощь и постоянно организовываем прохождение производственной практики, прохождение судебной практики судей районных судов. Мы для вновь избранных судей районных судов ввели институт наставничества, а также институт менторства. Я думаю результаты этих нововведений обязательно положительно скажутся в судебной практике.
Что касается заработной платы, то в районных судах она намного ниже, чем заработная плата вышестоящих судов. К сожалению.

- Действуют ли в судебной системе механизмы общественного контроля? Ведь предвзятость даже одного судьи вредит репутации правосудия в целом. Я знаю, что в областных судах сейчас установлены телефоны доверия, по которым можно сообщить о нечистых на руку судьях. Но тут ведь может сработать и фактор «корпоративных интересов». Быть может, стоит по примеру МВД, создать в судебной системе нечто вроде управления собственной безопасности?

КАЙРАТ МАМИ, председатель Верховного суда РК:
- Данил, вы знаете, служба безопасности для судебной системы - это не новый институт, поскольку в феврале прошлого года во всех областных судах и в Верховном суде создан такой институт. Институт службы внутренней безопасности судов. Но я не сказал бы, что это форма общественного контроля, это скорее ведомственный контроль. Но это дало свои результаты - мы, благодаря тем сигналам, которые поступают через телефон общественного доверия, через ящики жалоб, которые установлены во всех судах, проверили очен много сигналов и по некоторым из них были приняты жесткие решения - мы расстались с некоторыми своими коллегами. Общественный контроль. Мы с вами уже говорили о суде присяжных заседателей - это, безусловно, усиливает демократические начала правосудия, а также вводит общественный контроль, поскольку само население, сами граждане вовлекаются в орбиту судопроизводства. Это действительно общественный контроль. Я мог бы сказать, что есть комиссия по судейской этике при Союзе судей Республики Казахстан, такие комиссии созданы во всех судах. Они рассматривают все сигналы, которые поступают через телефоны общественного доверия, через почтовые ящики и принимают по ним меры.

- Ещё одна проблема, о которой, кстати, говорили и на последнем съезде судей - исполняемость судебных решений. В одном из интервью Вы сказали, что примерно 30 процентов судебных вердиктов остаются только на бумаге. Особенно часто это происходит, когда дело касается исков к бюджетным организациям, например, министерствам. Получить с них деньги практически невозможно, хотя в республиканском бюджете есть специальная статья, предусматривающая расходы на уплату долгов госучреждений. Как быть? Нурсултан Назарбаев предлагал создать конкурентную среду и ввести институт частных исполнителей…

КАЙРАТ МАМИ, председатель Верховного суда РК:
- Да, к сожалению, авторитет судебной системы зависит не только от оперативности рассмотрения дел, от объективности рассмотрения дел. Наверное, гражданина или сторону, которая обращается в суд, больше всего интересует, как исполняется решение. К сожалению, вы правы. У нас исполняется 70-72% судебных решений. Остальные затягиваются. Какой выход? Один из вариантов - создание альтернативных институтов судебных исполнителей. Т.е. это будет частный судебный исполнитель, который будет заинтересован в оперативном исполнении, поскольку он получает проценты от суммы иска или другой суммы, определенной судебным решением. Второй возможный вариант (не создавая альтернативный институт) - наделить точно таким же правом действующих судебных исполнителей, поскольку одна из причин слабой работы судебных исполнителей заключается в его низком статусе. И очень низкой заработной плате - отсюда и большая текучесть кадров. Сегодня у нас каждый год уходит и вновь принимается около 50-60 процентов судебных исполнителей. Такое и качество. Поскольку сегодня заработная плата судебного исполнителя - как правило, им должен быть юрист с высшим юридическим образованием от 25 до 30 лет - таков примерный средний возраст судебных исполнителей, которые начали только создавать семьи (или собираются создать семью) - а у них заработная плата 18 тысяч тенге и очень низкий статус. Почти бесправные, поэтому - это одна из главных проблем. Либо надо поднять очень существенно их заработную плату и общественный статус. Либо надо дать возможность - как раньше было в законе - какой-то процент от исполнения судебных решений, т.е. материально надо заинтересовать.

- Я Вас благодарю, спасибо.


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...