Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Выступление Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева перед представителями общественно-политических и деловых кругов ФРГ (Берлин, 30 января 2007 год)



Уважаемые Дамы и господа!

16 декабря 2006 года Республика Казахстан отметила 15-летие своей Независимости. Полтора десятилетия по историческим меркам небольшой срок. Но для Казахстана он вместил в себя фундаментальные политические и социально-экономические реформы, коренным образом изменившие жизнь всего нашего многонационального народа. По основным показателям экономического, социального развития и уровня жизни населения Республика Казахстан занимает сегодня лидирующие позиции на постсоветском пространстве и продолжает развиваться высокими темпами. Благодаря успешному развитию нашей республики политики, эксперты и журналисты начали говорить о новом «казахстанском пути» развития.

К моменту обретения независимости в конце 1991 года Казахстан находился в очень трудном экономическом положении. Мы не обладали ни знаниями, ни опытом самоуправления и не имели достаточного представления, как функционируют современные рынки. В определенной мере независимость обрушилась на нас вследствие распада Советского Союза. Мы понимали, что если не будем действовать быстро, то вместо нового и независимого казахстанского государства у нас будет анархия.

Задача построения современного государства в Казахстане осложнялась теми же двумя факторами, какие стали причинами проблем на Ближнем Востоке: этническими и религиозными. Казахстан является преимущественно мусульманским, при этом его население составляют более ста тридцати этнических и религиозных групп, и поэтому мы стояли перед угрозой прорыва региональной нестабильности через наши границы.

Условия для строительства новой государственности были, мягко говоря, не совсем благоприятными. Но с тех пор, как мы взяли ответственность за наше собственное политическое будущее в свои руки, наступили быстрые перемены.

Казахстан сейчас является крупным экспортером нефти и готов стать одним из пяти ведущих нефтепроизводителей в следующие десять лет.

По мере преодоления экономического хаоса, вызванного распадом Советского Союза, Казахстан сегодня стал одной из самых быстро растущих экономик мира - мы достигли 10-процентного роста в последние пять лет. Наша республика первой среди стран бывшего СССР получила статус страны с рыночной экономикой и высокие рейтинговые оценки инвестиционного класса. По объему прямых иностранных инвестиций на душу населения мы занимаем первое место в СНГ и опережаем ряд стран Восточной Европы. По оценке Всемирного Банка, сейчас Казахстан входит в двадцатку стран мира, наиболее привлекательных для инвестиций.

На сегодняшний день доля малого и среднего бизнеса в объеме ВВП превышает 30 процентов.

За эти годы нам удалось создать экономические механизмы наращивания высоких темпов экономического роста за счет несырьевых секторов, прежде всего, обрабатывающей промышленности. К примеру, показательно, что за последние семь лет прирост объемов производства в машиностроении составил 600 процентов.

Мы выплатили наши долги МВФ на семь лет раньше срока, приватизировали более восьмидесяти процентов экономики, в 2000 году создали подобный норвежскому стабилизационный фонд, который помог избежать перегрева экономики. В настоящее время активы Национального фонда превысили 12 миллиардов долларов. При этом бюджет страны целиком формируется за счет несырьевого сектора экономики, без участия поступлений от нефтегазовых ресурсов.

Мы создали лучшую накопительную пенсионную систему на постсоветском пространстве.

Сегодня у нас, несомненно, окрепло чувство уверенности в казахстанской государственности.

Возможность для Казахстана построить современное демократическое государство появилась в результате распада империи, а не военного вторжения, но внезапность этого распада означала, что от нас также ожидали, что мы почти сразу научимся новым подходам и приобретем новые навыки. С самого начала мы столкнулись буквально с лавиной советов и давлением со стороны западных правительств, международных институтов и НПО. Никакого опыта либеральных взаимоотношений не было.

Большинство таких советов - особенно в части экономических вопросов, а также важности права собственности и верховенства закона - были бесценны. Но некоторые советы в ускоренных демократических преобразованиях - особенно от тех, кто был в моей стране всего несколько часов - были во многом неадекватными, не учитывали наших условий - культуры, истории.

Я знал, что устойчивой стабильности не может быть без экономического прогресса, а без стабильности шансы на успешные демократические перемены были бы равны нулю. Для того, чтобы использовать шанс для утверждения демократии, она должна была развиваться постепенно, предпочтительно на фоне растущего благосостояния и появления институтов гражданского общества. Это означало, что нам пришлось прислушиваться с особой осторожностью к большинству добрых советов. Я поставил экономические реформы во главе демократических не потому, что посчитал их более важными, а потому, что был уверен, что развитие демократии будет иметь больший успех именно при такой расстановке приоритетов.

Таким образом, в построении нового Казахстана мы старались идти постепенно, адаптируя и модифицируя существующие институты, в случае необходимости создавая новые, убеждаясь, что они отражают национальные особенности.

За короткий исторический период обеспечены основные права и свободы человека в Казахстане: на свободных выборах избираются Президент и Парламент, обеспечена свобода слова, отменена цензура, развивается более 2 тысяч независимых СМИ, существуют десятки политических партий и объединений, развиваются более 5 тысяч НПО. Государство создает все условия для свободы выбора рода занятий, свободы передвижения, учебы казахстанцев.

Главная наша ценность состоит в том, что обеспечена стабильность и равенство прав 130 наций и 45 религиозных конфессий. Это уникальный опыт межнационального и межконфессионального согласия.
Всего этого никогда в истории нашего народа не было. Теперь кажется, что это было всегда.

Сегодня мы движемся дальше по пути развития гражданского общества. Создана и успешно функционирует Госкомиссия по развитию демократизации. В ее работе участвуют представители всех политических партий и объединений. И все они вместе и сообща разрабатывают дальнейшие шаги политических реформ.

Сегодня для нашей страны наступает время новых достижений и амбициозных задач, когда рост казахстанской экономики позволяет говорить о системном этапе лидирующего, опережающего развития.

Перед страной стоит важнейшая задача - в ближайшее десятилетие Казахстан должен войти в число 50-ти наиболее конкурентоспособных государств мира.

В рамках реализуемой Стратегии индустриально-инновационного развития в практическую плоскость переведена деятельность созданных мной институтов развития. Для повышения их скоординированности, а также в целях повышения эффективности приоритетных секторов индустрии созданы Фонд устойчивого развития «Казына» и Холдинг «Самрук», куда вошли ряд финансовых и сервисных институтов развития, крупные национальные компаний.

Фонд «Казына», к примеру, имеет широкий инструментарий для поддержки не только отечественного, но и иностранного бизнеса.

Мы также приняли ряд практических шагов, направленных на диверсификацию экономики и повышение ее конкурентоспособности.

В частности, мы активно снимаем преграды на пути бизнеса, переводим нашу экономику на международные стандарты качества и менеджмента, создали благоприятный инвестиционный климат. Казахстанская система государственной поддержки и стимулирования иностранных инвесторов предусматривает предоставление инвестиционных налоговых преференций по корпоративному подоходному налогу, налогу на имущество и землю, а также освобождение от обложения таможенными пошлинами, государственными натурными грантами.

В целях модернизации экономики Казахстан крайне заинтересован в сотрудничестве с компаниями из Германии, являющейся мировым лидером в области новых технологий и инжиниринга.

Для придания дополнительного импульса развитию казахстанско-германских отношений мы могли бы активизировать сотрудничество в экономической сфере по следующим направлениям:

Первое. Создание новых производств.

Первые успешные начинания уже имеются. В частности, мы надеемся на успешную реализацию проектов с немецкой компанией «Тиссен Крупп» по строительству металлургического завода по производству металлического кремния.

Большие перспективы имеет также создание производств стали высоких переделов, биохимической продукции, новых сплавов, машиностроения, сети перерабатывающих производств текстильной, деревообрабатывающей продукции, строительных материалов.

Наиболее перспективными в сфере строительной индустрии представляются проекты по строительству цементных заводов. Сегодня в Казахстане уже изучают эту возможность такие немецкие компании как «Хайдельберг» и «Дикендорф».

Второе. Сотрудничество в сфере новых технологий.

Мы заинтересованы в трансферте и совместной реализации проектов, направленных на развитие самых современных информационных технологий, нанотехнологий, биотехнологий, новых материалов.

В Казахстане создана первая очередь инновационной инфраструктуры, включающая Парк информационных технологий и три региональных технопарка в городах Алматы, Караганда и Уральск.

Мы также начали развивать венчурную индустрию. У нас создано 10 венчурных фонда. АО «Национальный инновационный фонд», входящий в состав Фонда «Казына», стал акционером венчурного фонда «Велингтон Партнерс» и реализует совместные проекты. Кроме того, один из институтов развития Фонда «Казына» приобрел 19,6% акций немецкой компании «Сэйф АйДи Солюшинз».

Думаю, что у нас есть большой потенциал в этой области.

Третье. Развитие инфраструктуры, в том числе энергетической.

Наше положение между Европой и Азией обуславливает возможность использования транзитного потенциала. Приглашаю немецких инвесторов к строительству новых транспортно-логистических узлов, способствующих эффективной интеграции Казахстана в региональную и глобальную экономику.

Во внешней политике Казахстан продолжает политику укрепления взаимосвязей и сотрудничества со всеми заинтересованными государствами. Существующее геостратегическое положение Казахстана на стыке Европы и Азии, приоритеты социально-экономического и политического развития, откладывают несомненный отпечаток на наши внешнеполитические ориентиры. Казахстан придерживается принципа многовекторности международной политики и развивает взаимовыгодные отношения со всеми государствами, как на Востоке и Западе, так и на Юге и Севере.

Значительным вкладом в региональную и глобальную безопасность нашей страны является не только добровольный отказ Казахстана от ядерного наследия Советского Союза, но и обеспечение стабильности на огромном пространстве на стыке Европы и Азии. Республика Казахстан является крупной и важной региональной страной. По оценкам ведущих западных политиков, «Казахстан играет роль якоря стабильности в нестабильном центральноазиатском регионе». Эту роль Казахстан намерен играть и в дальнейшем.

Одним из основных приоритетов внешнеполитической деятельности нашей страны является дальнейшее укрепление региональных международных структур, таких как Евразийское экономическое сообщество, Шанхайская организация сотрудничества, Совещание по мерам взаимодействия и доверия в Азии, Организация Договора о коллективной безопасности, продолжение работы по формированию Единого экономического пространства. Особое значение придается борьбе с новыми угрозами, такими, как международный терроризм, организованная преступность, наркотрафик, нелегальная миграция. Интеграционные инициативы Казахстана на постсоветском пространстве это также весомый вклад Казахстана в безопасность не только Азии, но и в глобальном масштабе.

Важным приоритетом внешней политики Казахстана является развитие отношений с Европейским Союзом.

Казахстан заинтересован в придании сотрудничеству с ЕС большей содержательности в области региональной и международной безопасности, экономики, социального и культурного развития. В этих целях мы создаём для наших европейских партнеров благоприятные условия для инвестиционной деятельности, реализации крупных международных проектов, привлечения в нашу страну передовых технологий и знаний.

Одним из важных направлений сотрудничества с ЕС является энергетическое партнёрство. Подтверждением тому служит состоявшийся в декабре 2006 года мой визит в Брюссель, в ходе которого был подписан Меморандум между Республикой Казахстан и Европейским Союзом о взаимопонимании в области энергетики и парафировано Соглашение о сотрудничестве в области использования ядерной энергии в мирных целях. Это подтверждает наш курс на диверсификацию поставок энергоносителей на мировые рынки. В рамках упомянутого визита со стороны руководства ЕС была выражена поддержка Казахстану в проведении дальнейших реформ, высказана общая убежденность в необходимости вывода отношений между Казахстаном и Евросоюзом на качественно новый уровень.

Ключевым европейским партнёром Казахстана является Германия. О взаимной заинтересованности сторон в дальнейшем развитии двусторонних отношений свидетельствует активизация политических контактов.

В течение прошлого года одной из важных тем двусторонних встреч и переговоров была разработка к нынешнему председательству Германии в ЕС специальной стратегии Евросоюза в отношении стран Центральной Азии. Данная инициатива представляется весьма актуальной на фоне возрастающего внимания, которое привлекает к себе центральноазиатский регион. Мы благодарны за неё Федеральному правительству Германии так же, как и за последовательную поддержку заявки Казахстана на председательство в ОБСЕ в 2009 году. В свою очередь мы поддерживаем кандидатуру Германии на пост постоянного члена Совета Безопасности ООН в рамках общего процесса реформирования организации.

Успешно развиваются двусторонние торгово-экономические отношения.

Казахстан является для Германии важнейшим рынком в Центральной Азии. Внешнеторговый оборот между РК и ФРГ в период январь-ноябрь 2006 г. составил 2,1 миллиарда долларов (в 2004 году - около 1,2 миллиарда долларов.). Таким образом, фактически реализована установка об удвоении двустороннего товарооборота, достигнутая по итогам встреч на высшем уровне в 2003-м и 2004 годах.

Большинство крупнейших компаний ФРГ, олицетворяющих экономическую мощь страны, активно работают в Казахстане. У нас представлены такие известные германские концерны и банки, как Сименс, ДаймлерКрайслер, Фольксваген, Люфтганза, ЕАДС, МАН, ТиссенКрупп, Кнауф, ХайдельбергЦемент, Бош, Байер, БАСФ, Дойче, Дрезднер и Коммерцбанк. Они успешно реализуют свои проекты в различных сферах казахстанской экономики и рассматривают нашу страну в качестве надежного инвестиционного партнера и ключевого государства в регионе Центральной Азии и СНГ.

В целях модернизации экономики Казахстан крайне заинтересован в привлечении передовых технологий из Германии. Со своей стороны, вступив в качественно новый этап диверсификации своей экономики, Казахстан представляет собой для германских компаний выгодного и надёжного партнёра по привлечению немецких технологий в несырьевой сектор.

Таким образом, по моему глубокому убеждению, потребности и возможности Казахстана и Германии совпадают, что является залогом дальнейшего поступательного развития двусторонних отношений.

Динамично развивается сотрудничество между двумя странами в сфере культуры и образования.

Германское правительство оказывает содействие в вопросах образования, выразившееся, в частности, в поддержке Казахстанско-германского университета в Алматы, поддержке обучения казахстанских студентов в ВУЗах Германии. В настоящее время свыше 150-ти студентов из Казахстана проходят обучение в ВУЗах ФРГ в рамках государственной программы «Болашак». Это программа, по которой одаренные молодые казахстанцы направляются в лучшие университеты мира для получения образования по приоритетным для республики специальностям. С 2006 года мы увеличили число стипендиатов для обучения в ведущих высших учебных заведениях мира до трех тысяч человек.

Важной точкой соприкосновения и связующим звеном между нашими двумя странами являются проживающие в Казахстане граждане немецкой национальности и переселенцы из Казахстана в Германии. Оба правительства заинтересованы в поддержке этнических немцев, проживающих в Казахстане, укреплении их экономической самостоятельности путем содействия программам развития малого и среднего предпринимательства. На это работает казахстанско-германская межправительственная комиссия по вопросам поддержки этнических немцев, проживающих в Республике Казахстан.

Таким образом, можно говорить о том, что на сегодняшний день сформировалась логическая триада (политика, экономика, культурно-гуманитарные аспекты), позволяющая реально ставить вопрос о выводе двусторонних казахстанско-германских отношений на более качественный уровень партнерства. Полагаю, что такая постановка вопроса соответствует интересам как Казахстана, так и Германии.

Уверен, что все сидящие сегодня в этом зале внесут свою лепту в развитие этого процесса.

Спасибо за внимание!


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...