Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

«Общая проблема естественных монополий - недостаточные инвестиции в модернизацию» - председатель АРЕМ

АСТАНА. 5 февраля. КАЗИНФОРМ /Муратбек Макулбеков/ - Антимонопольная политика в Казахстане проводится в рамках общей стратегии вхождения в число 50 наиболее конкурентоспособных государства мира, обозначенной Президентом Н. Назарбаевым в его Послании народу Казахстана от 1 марта 2006 года. В настоящее время Агентство по регулированию естественных монополий РК осуществляет регулирование и контроль деятельности более чем 900 субъектов естественных монополий, включенных в республиканский и местные разделы Государственного регистра. Об итогах деятельности ведомства в 2006 году и планах на текущий год говорилось на расширенном заседании коллегии Агентства по регулированию естественных монополий, прошедшем 2 февраля под председательством руководителя АРЕМ Бахытжана Сагинтаева.

Как и в любом отчете, здесь без статистики не обойтись. В сфере водоканализационных систем осуществляют свою деятельность 471 предприятие - субъект естественной монополии. В сфере электро- и теплоэнергетики - 346 предприятий. В сфере хранения, транспортировки газа и нефти - 44. В сфере транспорта - 151. Девять субъектов естественных монополий работает в сфере телекоммуникаций и почты. При этом регулируемая доля составляет в тепло- и водоснабжении 100 процентов, железнодорожном транспорте - 46 процентов, в энергетике - 33-35 процентов, в газоснабжении - 17-18 процентов, в сфере телекоммуникации - менее 2 процентов.

Доля услуг естественных монополий в потребительской корзине составила в 2005-2006 годах 9,67 процента. Из них на услуги водохозяйственной и канализационной систем приходится 4,04 процента, на производство тепловой энергии - 4,16 процента, на передачу и распределение электрической и тепловой энергии - 0,921 процента, на услуги железнодорожного транспорта - 0,293 процента.

В Перечень субъектов государственной монополии и сфер, в которых данные субъекты занимают монопольное положение, включено 15 предприятий, осуществляющих свою деятельность в 18 сферах государственной монополии, в том числе: 14 государственных предприятий и одно государственное учреждение.

В прошедшем году в Агентство были представлены 225 заявок монополистов на утверждение 463 тарифов. Из них, в связи с выявленными нарушениями законодательства о естественных монополиях, 276 тарифов были отклонены. Из рассмотренных 187 тарифов: оставлено на уровне действующих - 32 тарифа; утверждено с повышением - 141, со снижением - 14.

По мнению председателя Агентства Бакытжана Сагинтаева, основными причинами роста тарифов являются: увеличение заработной платы, рост цен на уголь, мазут, увеличение стоимости материалов, включение в затраты ранее непредусмотренных законодательством услуг экологического страхования, страхование риска за причинение вреда третьим лицам. Играет свою роль и приобретение дорогостоящего оборудования для поддержания в рабочем состоянии изношенного основного и вспомогательного оборудования.

Для снижения влияния этих и других факторов на уровень тарифов Агентством проведена определенная работа по совершенствованию системы регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Так, в 2006 году в Закон «О естественных монополиях» были внесены концептуальные поправки. В частности, восстановлена единая вертикаль регулирования субъектов естественных монополий республиканского и регионального уровней путем передачи Агентству от местных исполнительных органов функций по регулированию и контролю деятельности субъектов естественных монополий, включенных в местные разделы Государственного регистра.

Первым этапом по формированию комплексного полноценного регулятора в сферах естественных монополий стало наделение Агентства функциями по утверждению технических и технологических норм расходов сырья, топлива, энергии, нормативов численности персонала субъектов естественных монополий.

Услуги теплоснабжения были признаны сферой естественной монополии. В целях уменьшения затрат на топливную составляющую тарифа на законодательном уровне установлено понятие «стратегические товары» - уголь, газ, мазут, дизельное топливо и электрическая энергия, и закреплена обязанность субъектов естественных монополий закупать такие товары непосредственно у их производителей. Кроме того, Агентством разработана Методика перерасчета стоимости услуг по теплоснабжению с учетом фактической температуры наружного воздуха. В результате применения данной методики Агентством произведен перерасчет за фактически потребленную тепловую энергию бытовым потребителям в целом по республике на сумму порядка миллиарда тенге. Уже возвращено потребителям 563 миллиона тенге. Дополнительно прорабатывается, в том числе в судебном порядке, возврат средств потребителям на сумму 414 миллионов тенге.

Установлен фиксированный срок обеспечения субъектами естественных монополий всех потребителей регулируемых коммунальных услуг приборами учета - до 1 января 2009 года.

Для стабилизации уровней тарифов Агентством в текущем году введены новые Правила утверждения предельного уровня тарифов и тарифных смет на регулируемые услуги субъектов естественных монополий. В них существенно упрощены процедуры для перехода субъектов на тарифы, действующие на средне- и долгосрочный периоды.

Разработаны Правила утверждения нормативных технических потерь и технологических норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии субъектов естественных монополий.

По результатам рассмотрения представленных заявок на утверждение нормативных технических потерь Агентством приняты решения по снижению ранее утвержденных уровней потерь 9 субъектам, ни одному субъекту не допущено их увеличение. К примеру, снижены технические потери в электрических сетях АО «АПК» с 19,28 процента до 17,2 процента, а по тепловой энергии - с 22,8 процента до 15,3 процента. При этом общее снижение затрат данного субъекта в стоимостном выражении составило 2,4 млрд. тенге. Снижены нормы технических потерь ГКП «Астана су арнасы» с 41,4 до 33,6 процента за счет исключения расходов воды на полив территорий, зеленых насаждений, обслуживание автотранспорта, а также коммерческих потерь.

Более чем у 50 базовых субъектов естественных монополий были проведены комплексные проверки деятельности, экспертизы и публичные слушания по исполнению утвержденных тарифных смет. В результате установлено 34 субъектам естественных монополий 54 временных компенсирующих тарифов. Максимальное снижение тарифов в сравнении с уровнем действующих тарифов составило 36,8 процента.

Агентством завершена работа по передаче непрофильных функций и активов субъектов естественных монополий в конкурентную среду. В целом по итогам данной работы по 79 субъектам естественных монополий приняты решения по прекращению непрофильных видов деятельности, реализовано, в том числе на открытых торгах, 47 объектов непрофильных активов.

На сегодняшний день в стране уже сформирована методологическая и нормативно-правовая база тарифного регулирования, адекватная уровню развития экономики. Только за 2005-2006 годы АРЕМ разработало 26 правил, 27 методик, 5 инструкций.

В 2006 году проведено 221 публичное слушание по рассмотрению проектов тарифов, 71 публичное слушание по отчетам об исполнении тарифных смет, 16 публичных слушаний по рассмотрению нормативных технических потерь, три форума по совершенствованию системы государственного регулирования и тарифообразования в городах Астана, Атырау, Алматы. Опубликовано более 700 материалов в республиканских и региональных СМИ.

В то же время остаются нерешенными многие важные вопросы. В частности, это - отсутствие законодательной базы по водоснабжению и теплоснабжению и программных документов по их развитию; недостаточное инвестирование в модернизацию активов; низкая производственная эффективность и потери, отсутствие АСКУЭ; неэффективный менеджмент; дисбаланс платежеспособного спроса и предложения.

Председатель Агентства Бакытжан Сагинтаев считает, что ситуация в сферах естественных монополий показывает общность проблем системного характера. Взаимосвязь этих проблем создает порочный круг, из которого очень сложно выбраться. А их комплексность выходит за рамки тарифного регулирования, а потому оно не в состоянии обеспечить устойчивое развитие регулируемых субъектов. Более того, в результате длительной нерешенности этих проблем снижается эффективность самого регулирования.

Центральной проблемой, общей для большинства субъектов естественных монополий независимо от сектора, в котором они осуществляют свою деятельность, является недостаточное инвестирование в модернизацию активов предприятий. Отчасти это обусловлено существующим нестимулирующим подходом государственного регулирования, отчасти связано с общими для переходной экономики институциональными проблемами корпоративного управления и собственности.

Экономическая теория и опыт развитых стран говорят о том, что предприятия инфраструктуры и коммунальной сферы не могут обойтись без активного участия государства в финансировании объектов инфраструктуры на базе эффективных механизмов государственно-частного партнерства.

В связи с этим очень актуальным вопросом является разработка государственных целевых программ по развитию систем водо- и теплоснабжения городов, по примеру программы питьевой воды для сельской местности, а также разработка специального законодательства, регулирующего данную сферу.

Как сообщил Б.Сагинтаев, Агентством и его территориальными органами определен ряд задач на текущий год. Необходимо разработать эффективный механизм прогнозирования предельных индексов изменения тарифов на среднесрочный период, с целью стимулирования инвестиций в инфраструктуру, прежде всего в сферу коммунальных услуг, и приступить к формированию методологии расчета тарифов - на основе применения фактора эффективности в целях повышения мотивации к снижению затрат и стимулирования инвестиций. Нуждаются в проработке вопросы участия государства в финансировании модернизации и обновления производственных активов коммунальных предприятий. Требуется завершить формирование комплекса моделей по оценке влияния динамики тарифов субъектов естественных монополий на макроэкономические показатели, позволяющего также выявить и обеспечить баланс интересов субъектов естественных монополий и потребителей их регулируемых услуг.

В ближайшее время предстоит начать последовательное снижение уровней потерь энергии в сетях субъектов путем поэтапного установления стимулирующих ограничений по уровням потерь, учитываемых при формировании тарифов, и применения экономических санкций. Кроме того, необходимо способствовать развитию конкуренции посредством обеспечения беспрепятственного и недискриминационного доступа к услугам СЕМ, устранения институциональных и технологических барьеров и применения жестких санкций. В текущем году будут определены целевые индикаторы и показатели стратегических целей деятельности Агентства на пять лет.


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...