15°

Астана

Ясно

Вероятность осадков: 2%

Влажность: 28%

Давление: 737 мм рт. ст.

Ветер: юго-восточный, 4.0 м/с

Завтра

Завтра
Подробный прогноз

Выбрать другой город

  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Астана
  • Атырау
  • Байконур
  • Костанай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Кызылорда
  • Мерке
  • Павлодар
  • Петропавловск
  • Семипалатинск
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
  • Шымкент
182.00

3 сентября 

Курс НБРК

182.00

-

АЛМАТЫ

Покупка

181.54

Продажа

182.55

АСТАНА

Покупка

181.54

Продажа

182.30

Подробнее
238.73

3 сентября 

Курс НБРК

238.73

-1.09

АЛМАТЫ

Покупка

238.57

Продажа

239.96

АСТАНА

Покупка

238.46

Продажа

240.22

Подробнее
Новости за сегодня

Правовое регулирование и порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств (А. Лобков, юрист-аудитор, эксперт по бизнесу)

7 февраля 2007, 12:21

Каждое предприятие имеет имущество и товарно-материальные запасы, которые отражаются в бухгалтерском балансе и время от времени требуют проверки их фактического наличия. Одним из способов такой...

Каждое предприятие имеет имущество и товарно-материальные запасы, которые отражаются в бухгалтерском балансе и время от времени требуют проверки их фактического наличия. Одним из способов такой проверки и является инвентаризация. В предпринимательском лексиконе инвентаризацией (от лат. inventarium - инвентарь) называется проводимая в целях контроля за сохранностью активов и действиями материально ответственных лиц фиксация наличия, состояния и оценка имущества организации и ее финансовых обязательств на определенную дату и последующее сопоставление фактического их наличия с данными бухгалтерского учета. При этом под имуществом организации понимаются фиксированные активы (основные средства и нематериальные активы, учитываемые в бухгалтерском балансе), финансовые вложения, товарно-материальные запасы (сырье и материалы, незавершенное производство, готовая продукция и товары), прочие запасы, деньги и другие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.

Виды инвентаризации весьма разнообразны и условно их можно разделить на следующие группы:

1) по срокам проведения:

- плановые (в установленные сроки);

- внеплановые (по мере необходимости);

- внезапные (по требованию правоохранительных, налоговых и иных контрольных органов).

2) по полноте охвата:

- полная (обычно в конце года перед составлением годового отчета);

- частичная;

- выборочная.

3) по форме проведения:

- вещественная;

- инвентаризация первичных документов;

- бухгалтерская (книжная инвентаризация);

- техническая.

4) по степени организации:

- актуальная;

- перманентная (продолжающая);

- ежегодная;

- обязательная.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими проведение инвентаризации, являются следующие:

1. Закон РК от 26.12.95 г. № 2732 «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности».

2. Приказ Департамента методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов РК от 06.03.98 г. № 47 «Об утверждении Методических рекомендаций «О порядке проведения юридическими лицами (организациями) инвентаризации имущества и обязательств».

3. Приказ Департамента Казначейства Министерства финансов РК от 23.07.98 г. № 335 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения инвентаризации активов, материальных запасов, денег, расчетов и других статей баланса в организациях, содержащихся за счет республиканского и местных бюджетов РК».

4. Стандарт бухгалтерского учета (СБУ) 24 «Организация бухгалтерской службы».

5. Приказы Председателя Комитета регистрационной службы Министерства юстиции РК от 14.12.99 г. № 270 «Об утверждении Правил по проведению технической инвентаризации (технического обследования) недвижимости для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и от 14.08.2000 г. № 185-Л «Об утверждении Правил по проведению технической инвентаризации объектов водоснабжения и канализации для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

6. Приказ Министра финансов РК от 01.11.2000 г. № 470 «Об утверждении Инструкции о порядке списания имущества, закрепленного за государственными предприятиями и государственными учреждениями».

В соответствии со СБУ 24 инвентаризация имущества и финансовых обязательств должна проводиться не реже одного раза в год (общее количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются субъектом в учетной политике предприятия) и обязательно в следующих случаях:

1) при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

2) при установлении фактов хищения или злоупотреблений, а также порчи товарно-материальных запасов;

3) в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

4) при ликвидации (реорганизации) субъекта перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством.

Ответственность за правильное и своевременное проведение инвентаризации возлагается на руководителя и главного бухгалтера предприятия.

Инвентаризации могут подлежать принадлежащее предприятию имущество независимо от его местонахождения, а также не принадлежащее ей, но числящееся в бухгалтерском учете (находящееся на ответственном хранении, арендованное согласно договору, полученное для переработки, принятое на комиссию), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам, и все виды обязательств.

Документами, составляемыми в период проведения инвентаризации и подтверждающими фактическое наличие и состояние имущества и обязательств на определенную дату, являются инвентаризационные описи и (или) акты инвентаризации.

Для проведения инвентаризации приказом руководителя предприятия создается рабочая инвентаризационная комиссия (в ряде случаев такая комиссия может создаваться в качестве постоянной). В состав комиссии входит один из руководителей организации (председатель комиссии), главный бухгалтер, юрист и специалисты других служб, хорошо знающие инвентаризуемое имущество, цены и первичный учет, а также, в случае необходимости, независимые эксперты и аудиторы (по согласованию).

После подписания приказа о назначении инвентаризационной комиссии ее председателю выдается письменное распоряжение за подписью первого руководителя предприятия, в котором, кроме состава комиссии, указываются: номер и дата приказа, объект, подлежащий инвентаризации, причина проведения инвентаризации, сроки начала и окончания инвентаризации.

До проведения инвентаризации члены инвентаризационной комиссии должны ознакомиться с материалами последней инвентаризации по данному предприятию и выяснить, какие меры были приняты по ее результатам.

Перед началом инвентаризации необходимо:

- опломбировать складские и подсобные помещения, подвалы и другие места хранения имущества, имеющие отдельные входы и выходы;

- проверить исправность и соблюдение сроков проверки весов и других измерительных приборов и устройств, которые будут использоваться при проведении инвентаризации;

- ознакомиться с наличием и состоянием инвентарных карточек, инвентарных описей и списков по учету основных средств;

- получить последние на дату начала инвентаризации реестры приходных и расходных документов или отчеты о движении имущества, подлежащего инвентаризации;

- от материально ответственных лиц взять расписки о том, что к началу инвентаризации все имущество, поступившее на ответственное хранение, оприходовано, а выбывшее списано в расход, и все расходные и приходные документы на имущество, находящееся у них в подотчете, сданы в бухгалтерию и что никаких не оприходованных и не списанных в расход материальных ценностей у них нет. Аналогичные расписки отбираются и от лиц, имеющих подотчетные денежные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества;

- материально ответственным лицам составить товарные отчеты. В которых вывести остатки товаров и тары на дату проведения инвентаризации.

Председатель комиссии до начала проведения инвентаризации обязан просмотреть и завизировать все представленные документы, приложенные к товарным отчетам, что является для бухгалтерии важным условием при определении учетных остатков товаров и тары на начало инвентаризации.

Проверка фактических остатков должна производиться при обязательном участии материально ответственного лица, которое однако, не может являться членом инвентаризационной комиссии на своем участке. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственного лица в инвентаризационных описях лицо, принявшее это имущество, расписывается в его получении, а сдавшее - в его сдаче.

Согласование данных фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета достигается путем пересчета, перемеривания и перевеса всех материальных ценностей, имеющихся у материально ответственного лица.

К моменту окончания инвентаризации должна быть закончена обработка всех документов по приходу и расходу активов (имущества) и сделаны соответствующие записи в аналитическом учете на дату инвентаризации.

Инвентаризационные описи, заполняемые не менее чем в двух экземплярах (один экземпляр составляет материально ответственное лицо, остальные - член инвентаризационной комиссии), подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственным лицом. В конце описи материально ответственное лицо дает расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в его присутствии и об отсутствии у него к членам комиссии каких-либо претензий, а также содержащую запись о том, что оно принимает указанные ценности на дальнейшее ответственное хранение. Каждую страницу описи подписывает материально ответственное лицо и все члены комиссии. Исправления в описях должны быть оговорены и заверены подписями всех членов комиссии. Затем члены комиссии производят сравнение данных бухгалтерского учета и данных инвентаризации.

По активам, при инвентаризации которых выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости и в них отражаются результаты инвентаризации расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей (актов).

На предметы имущества, пришедшие в негодность, составляется отдельная инвентаризационная опись, а в протоколе комиссии указываются причины порчи и виновные лица, если таковые установлены.

В тех случаях, когда материально ответственное лицо обнаружит после инвентаризации ошибки в инвентаризационных описях, оно имеет право (до открытия склада, кладовой и т.п.) заявить об этом инвентаризационной комиссии, которая эти факты проверяет и в случае их подтверждения производит соответствующие исправления в описях.

За внесение в инвентаризационные описи заведомо неправильных данных о фактических остатках с целью сокрытия недостач или излишков члены комиссии несут ответственность в установленном законодательством порядке.

На основании инвентаризационных описей и данных бухгалтерского учета бухгалтерия предприятия составляет сличительные ведомости, в которых выводятся излишки и недостачи ценностей. Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета признаются: излишки - доходом и подлежат оприходованию, недостачи - расходом.

Одновременно материально ответственное лицо составляет дополнительный товарный отчет, в котором указывается сумма недостачи или излишка. В результате этого в товарном отчете фактические остатки ценностей будут соответствовать данным, полученным при инвентаризации.

Недостача и порча товарно-материальных запасов сверх норм естественной убыли при наличии виновных лиц возмещается виновными лицами. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков, то убытки списываются на финансовые результаты или зачисляются на увеличение (уменьшение) финансирования

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных запасов одного и того же наименования и в тождественных количествах.

Проведение каждой инвентаризации каждого вида имущества (основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных запасов и др.) и обязательств имеет свои особенности и свою технику проведения, которые подробно изложены в вышеперечисленных нормативных правовых актах.

Не позднее 10 дней после окончания любой инвентаризации проводившая ее комиссия должна по данным итогов всех инвентаризационных описей и сличительных ведомостей составить и подписать протокол с предложениями о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия имущества и данных бухгалтерского учета (устранении недостатков). Протокол после рассмотрения утверждает первый руководитель предприятия, который вправе при определенных обстоятельствах принять решение организовать контрольную проверку, то есть перепроверить итоги проверки инвентаризационной комиссии. В случае выявления контрольной проверкой значительных расхождений с данными составленных инвентаризационных описей руководитель назначает новый состав инвентаризационной комиссии и определяет ответственность за допущенные нарушения членов первого состава инвентаризационной комиссии.

Для своевременного и объективного отражения результатов инвентаризации в учете бухгалтерия к моменту ее завершения обязана:

- обработать, проверить и записать в учетные регистры все представленные и оформленные материально ответственными лицами отчеты;

- произвести сверку данных бухгалтерского и натурально-стоимостного учета имущества, завершив ее при необходимости составлением акта;

- вывести учетные остатки активов на дату инвентаризации;

- проверить записи по всем соответствующим счетам в сопоставлении с корреспондирующими счетами.

Результаты инвентаризации должны быть отражены бухгалтерией в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовой финансовой отчетности. В этих целях председатель инвентаризационной комиссии после окончания инвентаризации должен передать в бухгалтерию инвентаризационные описи фактических остатков товаров, сличительные ведомости и другие документы, составленные во время инвентаризации.

Анатолий Лобков, юрист-аудитор, эксперт по бизнесу


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Гость_Андрей 29 ноября 2008 02:41
0
Данная информация послужила базой в моей курсовой работе. здесь дана наиболее полная информация по данной теме.
Спасибо!
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код