Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Парламентаризм и стабильность

Важнейшая стабилизирующая роль во внутригосударственной жизни и развитии внешних отношений Казахстана принадлежит Парламенту республики. Масштаб деятельности этого государственного органа, история его становления, перспективы развития требуют отдельного рассмотрения.

Сегодня мы остановимся лишь на некоторых аспектах роли парламентаризма в обеспечении стабильности в государстве. Это особенно важно в период завершения реформ, закрепивших наш суверенитет, и начала нового этапа экономических и политических реформ, разрабатываемых в целях дальнейшей демократизации общества, укрепления государственности Казахстана и вхождения его в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.

Конституция 1993 года признала Верховный Совет единственным законодательным и высшим представительным органом страны. Он был наделен весьма широкими полномочиями, что затрудняло осуществление принципа разделения ветвей государственной власти и создание системы сдержек и противовесов, необходимых при переходе к новым экономическим и политическим отношениям. Поэтому в августе 1995-го после республиканского референдума была принята новая Конституция, проект которой широко обсуждался народом.

В самом начале деятельности первого в истории Казахстана профессионального двухпалатного Парламента в речи перед депутатами 30 января 1996 года Президент Нурсултан Назарбаев сформулировал программу деятельности народных избранников, в которой, в частности, подчеркнул: «необходимо окончательно стабилизировать политическую, экономическую, социальную ситуацию с тем, чтобы выйти на этап поступательного развития нашей страны».

Десятилетняя практика наглядно продемонстрировала позитивный опыт казахстанского Парламента, когда палаты находят полное взаимопонимание и удачно дополняют друг друга, а при возникновении разногласий находят оптимальное решение в интересах государства. Именно двухпалатная система обеспечила значительный стабилизационный потенциал высшего законодательного органа, создав условия для внутрипарламентского диалога и совершенствования действующего законодательства.

Большое значение для обеспечения стабильности в стране имеют взаимоотношения законодательной и исполнительной ветвей власти. Так, в соответствии с Конституцией в случае выражения Парламентом вотума недоверия Правительству оно заявляет Президенту об отставке. А при ее отклонении Глава государства вправе распустить Парламент. Однако в действующем законодательстве есть достаточно инструментов, чтобы не доводить ситуацию до подобного исхода: Парламент наделен правом утверждения бюджета страны, дает согласие на назначение Премьер-Министра, вправе выразить недоверие Правительству, настоять на его отставке и потребовать освободить от должности любого министра. Высший представительный орган обладает также правом внесения изменений и дополнений в Конституцию страны.

Указом Главы государства от четвертого мая 2005 года в целях дальнейшего использования потенциала Конституции, поэтапной политической модернизации казахстанского общества, повышения роли Парламента введено в практику назначение министров социально-экономического блока после предварительного обсуждения их кандидатур профильными комитетами Мажилиса и Сената, глав дипломатических представительств РК — после предварительного обсуждения профильным комитетом Сената, председателя и двух членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, назначаемых Главой государства, — после предварительного обсуждения их кандидатур в палатах Парламента.

Депутаты Парламента направляют запросы в Правительство, другие госорганы по конкретным вопросам, интересующим население и затрагивающим жизнь как отдельных граждан, так и регионов в целом. По принципиальным вопросам государственного строительства, развития экономики, социальным, экологическим и иным проблемам проводятся парламентские слушания с участием представителей всех ветвей власти, НПО, ученых и специалистов. Первые руководители министерств представляют законопроекты в Парламенте и затем активно рассматривают их в рабочих группах, основу которых составляют депутаты.

Безусловно, в рамках одной статьи невозможно осветить всю законодательную деятельность Парламента, поэтому остановлюсь только на нескольких моментах.

Общеизвестно, что центральным звеном любой демократической политической системы является регулярное проведение свободных выборов. Не случайно Конституционный закон «О выборах в РК», принятый в 1995 году, постоянно совершенствуется. Так, 14 апреля 2004 года в него внесены изменения и дополнения, устраняющие отдельные недоработки закона, проявившиеся в ходе выборов 1999 года с учетом рекомендаций и предложений ряда политических партий и общественных объединений.

Согласно поправкам, политическим партиям была предоставлена возможность создания избирательных блоков, исключены безальтернативные выборы, что сделало избирательный процесс более конкурентным, соревновательным, а следовательно, и демократичным. Закреплен новый принцип формирования избирательных комиссий — маслихатами по представлению партий. Исключены наиболее критикуемые общественностью нормы, согласно которым не могли быть зарегистрированы в качестве кандидатов на выборные должности граждане, привлекавшиеся в течение года перед регистрацией к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения или на которых налагалось в судебном порядке административное взыскание за умышленное правонарушение. Уменьшен размер избирательного взноса.

Другим шагом по приведению национального выборного законодательства в соответствие с международным стало принятие высшим представительным органом страны в декабре минувшего года очередных изменений и дополнений в упомянутый конституционный закон. Было исключено положение, не допускавшее любые формы выражения общественных, групповых или личных интересов и протеста, способствующих оказанию воздействия на избирателей или членов избирательных комиссий с момента окончания предвыборной агитации и до официального опубликования итогов выборов.

Впереди предстоят новые политические реформы. Это неизбежный закон поступательного развития общества, и определяющими здесь должны быть, прежде всего, долговременные интересы стабильности государства. Такой продуктивный подход можно проиллюстрировать на примере взвешенной и четко выверенной национальной политики в Казахстане. В этой связи необходимо отметить, что наиболее демократичным на постсоветском пространстве нередко признается принятый Парламентом в 1997 году Закон «О языках в РК». В нем учтены интересы всех народов нашей страны. Так, государственным языком признан казахский — язык государственного управления, законодательства, судопроизводства и делопроизводства, действующий во всех сферах общественных отношений на всей территории государства. В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский, и каждый гражданин имеет право на использование родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

По инициативе Президента, озвученной на 11-й сессии Ассамблеи народов Казахстана, Парламент в конце 2005 года принял Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон «О труде», согласно которым первый день Курбан-айта и Рождества объявлены выходными днями. Законодательный орган не остается в стороне от процесса установления межконфессионального согласия и диалога в республике и во всем мире. Так, проведению Второго съезда лидеров мировых и традиционных религий в Астане предшествовала плодотворная работа его секретариата, организованная при активном участии Сената Парламента.

Для дальнейшей интеграции Казахстана в мировое сообщество депутаты много внимания уделяют международному сотрудничеству. Проделана целенаправленная работа по укреплению взаимоотношений с авторитетными международными структурами. В их числе Парламентский союз стран — членов Организации «Исламская конференция», Азиатский форум парламентариев по народонаселению и развитию, Межпарламентский союз, Парламентская ассамблея Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и многие другие.

Особое внимание уделяется участию сенаторов и мажилисменов в деятельности межпарламентских ассамблей СНГ и ЕврАзЭС. В реалиях нашего региона и в контексте интеграционных усилий государства значимость работы органов парламентского сотрудничества Содружества и сообщества трудно переоценить. В рамках этих интеграционных институтов ведется разработка единых модельных законопроектов, идет сближение и приведение к единому знаменателю законодательных норм, изучение опыта и обмен информацией. Наша международная деятельность проходит под знаком укрепления партнерских связей и всестороннего сотрудничества с различными государствами. Парламент за минувшее десятилетие ратифицировал порядка четырехсот многосторонних, двусторонних договоров и соглашений.

В целом опыт становления и укрепления казахстанской государственности показывает, что в переломные моменты важно объединять усилия всего народа для обеспечения стабильности и благосостояния, которые необходимы для успешного социального и экономического развития страны, всеобщего уважения и соблюдения прав и свобод человека, установления мирных и дружественных отношений между нациями. И в этом процессе возрастает позитивная стабилизирующая роль Парламента как главной диалоговой площадки и высшего законодательного органа республики.

Ахан БИЖАНОВ,

председатель Комитета Сената Парламента РК по международным делам, обороне и безопасности, доктор политических наук


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...