Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Национальная идея и гражданское общество

Лора ПАЛМЕР

Реликт прошлого

Прежде всего, обратимся к истории понятия “национальная идея”. Оно возникло еще в 19 веке, в Европе и было связано с распространением и популяризацией философии абсолютного духа Фридриха Гегеля. С точки зрения этого немецкого философа у каждого народа есть свое место и своя миссия в мировом историческом процессе, которую он должен реализовать. Его не интересовало проявление индивидуального, частного. Философия Гегеля - философия общего, где частный индивид - это всего лишь разменная фигура на шахматной доске игры мирового духа. В такие разменные фигуры превращаются и целые нации, как средства достижения более глобальной цели во всеобщем историческом процессе - постижение мировым духом самого себя.

Появление представлений о национальной идее имеет и фундаментальные мировоззренческие предпосылки. Корни этого феномена уходят глубоко в мифологическое прошлое и весьма устойчивы в психологии обыденного сознания. Именно мифологическому мышлению свойственно делить жизненное пространство на “свое” и “чужое”. Самоидетификация индивида с социумом происходит по национальному или родоплеменному принципу, которые получают идеологическое преимущество перед другими социальными способами идентификации (например, сословно гражданским, политическим, экономическим, культурным). Выделение своих национальных интересов, осознание своей уникальной национальной идентичности идет через обособление, а не редко и через противопоставление другим национальностям и “чужой” культуре. Поэтому обычно национальная идея влечет за собой национализм.

Политическое понятие национальной идеи сформировалось в среде французских консерваторов после буржуазной революции. Тогда и стали различать этнос и нацию. Возникновение понятия нации связано с разложением родоплеменных отношений, ослаблением религиозного влияния и священной власти правителей. Нация имеет под собой уже не природную, а политическую основу. Национальная же идея отождествляется с понятием государства. В эпоху объединения Германии и формирования немецкой нации национальная идея обнаружила себя в идеологии фашистского Рейха со всеми вытекающими последствиями. Что стало уроком истории для всего человечества. В России национальная идея получила свое разрешение в формуле министра просвещения царской России и национал-патриота Сергея Уварова: “православие, самодержавие, народность”. Модный в Европе национализм в конце XIX века взяло на вооружение, испугавшееся развала империи, турецкое правительство.

В чем различие между национальной идеей и национализмом? История показывает, что эти два понятия обычно идут рука об руку. Потребность в национальной идее возникает тогда, когда она необходима государству, представленному конкретной властью, для достижения собственных политических и экономических интересов. История знала различные формы политической и социальной реализации национальной идеи. Одна из них - раздельное развитие наций. Еще в Османской империи, немусульманское население было организованно в отдельные религиозно-этнические общины, у каждой из которых был свой глава. Власть вмешивалась только в межобщинные конфликты. Другой пример - апартеид в ЮАР, который ООН признала преступлением против человечества. Кстати, слово “апартеид” с языка африкаанс переводится как раздельное развитие.

Подобные “идеальные” средневековые модели национального общежития до сих пор владеют умами некоторых наших политиков, активизировавшихся в пространстве молодых независимых государств. Например, в начале 90-х, в независимой Молдове, с “благим” намерением учесть национальную специфику, было предложено ввести традиционную форму записи в паспорт для граждан разных национальностей (для евреев форму отчества на “бен”, для русских - Ф.И.О., для молдаван - только имя и фамилию). Указание прописки и национальности в документах, удостоверяющих личность, - авторитарный способ сортировки людей, сохранившийся еще с эпохи советского строя. В Казахстане в удостоверении личности нет прописки, но указана национальность. В верхах высказывалась идея ввести одинаковую для всех запись в графе национальность - казахстанец. Но казахстанец - это скорее гражданство, а не национальность. Может быть, имеет смысл убрать графу национальность, в которой, как и в отметке о прописке, демократическое общество не нуждается?

Разделение людей по национальному признаку, даже с изначально благородной целью - учесть интересы всех наций, в многонациональном государстве, таком как Казахстан, или Россия, в итоге приводит к нарушению прав человека и может привести к национальной вражде. Реализация внутренней политики, руководствующейся национальной идеей, всегда имеет своим результатом появление меньшинства, чьи интересы она не учитывает. Деление на титульную и не титульные нации, на владеющих и не владеющих государственным языком, национальные меньшинство и большинство создают излишнее напряжение и не способствуют стабилизации гражданских взаимоотношений. Национальная идея не объединяет общество и вносит помимо социально-экономических, классовых противоречий дополнительное разделение.

Открытость диалогу

Распространенное явление - смешение понятий “национальная культура” и “национальная идея”. Разговорами о консолидации общества и “возрождении духовности” пытаются обосновать необходимость концепции национальной идеи. Кстати, словосочетание “возрождение духовности” бессмысленно - духовность в процессе исторического времени меняется. Следует заметить: национализм не способствует развитию культуры, а напротив его сдерживает. Тезис о возвращении к национальным корням, предполагает то, что они утеряны и их необходимо возродить. Начинают искать причины забвения национальных корней и обнаруживают таковые в тлетворном влиянии других культур, которые обвиняют в урбанизации, экспансии языка, распространении чуждых ценностей и образа жизни. Во всех бедах виноватым оказывается нация-сосед.

Национализм приводит к обособлению от цивилизованного мира, к замыканию общества в самом себе. Но ни культура, ни общество не могут развиваться, варясь в собственном соку. Для развития культуре нужен диалог с другими культурами. Иначе ей грозит вырождение. Наука определяет бытие культуры как диалог между двумя и несколькими культурами. Существует даже такой научный подход в изучении культуры - диалоговый. В пользу того, что человечество развивалось благодаря культурному взаимообмену, свидетельствует множество примеров из мировой истории.

В тесных национальных рамках не мыслимо и современное экономическое развитие. Вслед за единым рынком капитала появилось единое мировое информационное пространство. Мы наблюдаем глобализацию экономики: снятие узких национальных границ и переход к мировому производству и потреблению. Компьютерные технологии с одной стороны демонстрируют всемирную интернационализацию, с другой служат причиной все большего ее ускорения. Современные пользовательские программы могут быть приспособлены к любым национальным условиям. Электронную технику разрабатывают, производят и собирают в самых разных уголках земного шара: от Америки до Восточной Азии.

Подлинным примером международного партнерства и общечеловеческого диалога является Интернет. Это реальная альтернатива государственной раздробленности и межнациональной вражде.

Не стоит думать, что глобализация ведет к обобществлению, а современная ситуация культурного постмодернизма характеризуется всеобщим однообразием. Напротив, современный мир все больше дифференцируется (но не распадется и дробится) на различные социальные группы. Это результат многообразия выбора, которое возникает лишь в процессе свободного культурного и экономического взаимообмена.

Объект манипуляций

В современную эпоху возрождение национальной культуры и национализм зачастую носят демонстративный характер. Ученые-антропологи отмечают постмодернистские особенности ситуации, сложившейся с традиционными культурами в современном мире. Осмысление национальной идентичности происходит будто бы на театральных подмостках. Культуры малочисленных первобытных народов, окруженных цивилизованным миром, превращаются в музеи-театры, для сохранения которых создаются специальные условия. Происходит не возрождение, а скорее изобретение традиций: представители коренного населения, при создании образа собственной национальной идентичности, ориентируются на стереотипы восприятия зрителя (стороннего наблюдателя, туриста), вычитывая его из художественных книг, например, романов Фенимора Купера, или трудов ученых-этнологов.

Так классическим примером современной американской антропологии стал весьма типичный и показательный случай. Эскимосы одного из островов северо-восточного побережья Америки были вовлечены в съемки историко-приключенческого фильма, основанного на их историческом предании. В качестве декорации для съемок потребовалась точная модель старинной культовой постройки, поскольку, из-за радикальной модернизации их образа жизни, дом для проведения церемоний не сооружался островитянами уже несколько десятков лет. К работе эскимосы приступили с неподдельным энтузиазмом, - они решили не только воссоздать этот дом в соответствии со всеми канонами, но после съемок сохранить его и использовать как музей своей традиционной культуры, как последний ее оплот. Наблюдатель-антрополог начал было наивно радоваться, глядя на то, как эскимосы озабочены сохранением и возрождением своей исконной культуры. Но тут вдруг пришло сообщение, что выделение денег на съемки фильма задерживается, и, соответственно, на неопределенный срок откладывается вознаграждение, которое туземцы должны были получить за строительство этого дома. Энтузиазм тут же улетучился, строительство прекратилось.

Кроме того, перед съемками с лидерами островной общины был согласован его сценарий. Произошел своеобразный торг, в ходе которого эскимосская традиция была искажена удобным для обеих сторон способом: культурные предустановки среднего американца, на которые ориентировался автор сценария, очень удобно пришлись к текущей политической ситуации аборигенов (в это время они вели борьбу за право свободно распоряжаться местными природными ресурсами). Впрочем, за примерами далеко ходить не надо. В Казахстане имеется и множество собственных. Один из ярчайших - съемки и концепция национального блокбастера “Кочевник” с бюджетом 40 млн. долларов.

Традиционным национальным наследием манипулируют ради экономических и политических целей: получения льгот, субсидий, инвестиций или борьбы за власть национальной элиты. В этом случае зрителями могут выступать не только местные государственные институты и общество, и мировое сообщество. Как пишет философ Сергей Корнев, “приверженность национальной культуре”, “архаичность”, “традиционность” становятся символическим капиталом, который стремятся перераспределить в свою пользу с последующей конвертацией в политический капитал, и любую иную форму, - или же просто в деньги.

Описанные процессы мы давно уже наблюдаем в пространстве СНГ. Переписывание истории, создание мифологий, воздвижение памятников новым героям - носят характер резервационных культурных репрезентаций в молодых государствах, строящих суверенитет. Но, выезжая за границу, ни один патриотично настроенный человек не будет есть руками, изображая своего предка 16 века. Напротив, мы гордимся тем, что мы часть цивилизованного мира, и у нас тоже развиты электронные технологии, а не архаизмами.

Гражданское общество

В сознании наших граждан прочно закрепилось представление о тождественности понятий: государство, общество, народ. Между тем это не просто не схожие понятия, а в некотором смысле противоположные. Особенно это касается понятий общества и государства. Государственная власть, госаппарат, бюрократическая структура - в современном развитом государстве должны контролироваться гражданским обществом. А для этого необходим сильный правовой базис. Там, где отсутствует действующие правовые механизмы, национальные идеологии создаются правящей верхушкой для политического манипулирования народом. В таком государстве “государственные интересы” (а это обычно интересы конкретных лиц, находящихся у власти), начинают именоваться “национальными” и превалируют над общественными. Нередко национальными интересами оправдывается развязывание вооруженных конфликтов. Потребность в национальной идее и национальной идеологии возникает в обществе, где не соблюдаются права человека. Конституция уже содержит все необходимые общечеловеческие базовые ценности, фиксирует политические и социальные права: равенство перед законом, свободу слова и вероисповедания, материальное благополучие личности как высшую социальную ценность. Никакие идеологии гражданину, живущему в государстве, соблюдающем законы конституции, навязаны быть не могут. В конституции прямо говорится, что “никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной”.

Не стоит ли вместо разглагольствований по поводу национальной идеи, задаться целью построения гражданского общества? Не сделать ли национальной идеей реализацию прав человека? Ведь политическое равенство и экономическое благополучие - базовые понятия развитого гражданского общества, граждане которого все равны перед законом, какой бы национальности они не были, какую бы веру не исповедовали, какое бы социальное положение не занимали.


MINI-MBA — ваш путь к высокооплачиваемой работе. - 43%. Успейте!

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...