Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Крути не крути, а тенге плати. Ключевые трассы страны могут стать частной собственностью

Платные автомобильные дороги в Казахстане уже практически реальность. Сегодня на прицеле у чиновников пять крупных трасс, которые, благодаря деньгам инвесторов, вскоре должны обрести цветущий вид и развитую инфраструктуру. Однако на пути к концессионной мечте стоит нешуточное препятствие - возле каждой платной дороги должна быть альтернативная бесплатная трасса.

А таковую имеет только дорога Алматы - Иссык-Куль. Строительство крупных дорог за государственный счет - дело долгое и практически нереальное. Однако если чиновники справятся с задачкой, то в республике может наступить бум платных дорог. «ЛИТЕР-Неделя» предлагает вниманию читателей свой сценарий развития «приватизации» казахстанских трасс.

Договор о концессии - это не что иное, как передача в аренду от государства к частным инвесторам того или иного социального объекта. Взамен частник должен привести дорогу в идеальное состояние. Под «идеалом» понимается безупречное дорожное покрытие, наличие всевозможных кемпингов, «забегаловок» и других заведений, а также обеспечение социальных функций (оказание медицинских услуг, к примеру). Строительство платных дорог в мировой практике не новинка. Это обусловлено тем, что в государственных бюджетах год от года все меньше денег на реконструкцию и расширение дорог.

Мировой опыт

Сегодня в мире насчитывается более 140 тысяч километров платных автомобильных трасс. Платными дорогами пользуются практически все развитые страны и некоторая часть развивающихся государств. Всего в мире по принципу платности разъезжают водители 30 стран.

Так, в Германии пошлина с водителей взимается только за проезд по автобанам, не затрагивая других видов дорог. Изначально своеобразный налог взимался только с грузовых машин, затем платный проезд по скоростным трассам распространился и на легковые автомобили. А для того, чтобы немецким водителям кататься на автобанах было не столь накладно, чиновники решили снизить налог на нефтепродукты. Некоторое снижение цены на бензин оправдало себя - автомобильная общественность приняла новое положение закона достаточно спокойно. Вариантов, как взимать с водителей плату, было несколько. Среди них так называемые виньетки, которые наклеивались на стекло машины после уплаты автолюбителем годовой пошлины на проезд по платным дорогам. Стоимость одной виньетки составляла порядка 100 евро - за эти деньги можно было кататься по автобанам хоть целые сутки год напролет. Такая система и поныне существует на платных дорогах Чехии, Словакии, Австрии и Швейцарии.

Однако немцы решили остановиться на другом варианте. Перед платным отрезком пути сооружены посты, на которых водители и проплачивают стоимость проезда. Система себя оправдала, не создав пробок при въезде на концессионный объект и обеспечив оптимальный механизм оплаты пошлины.

В других европейских странах действует покилометровая оплата проезда. В частности, во Франции (кстати, одной из первых внедрившей у себя платные дороги), Италии и Испании отрезки основных автомагистралей вблизи крупных городов бесплатны, а за проезд по другим частям трасс плата производится на развязках.

В Италии подавляющая часть автобанов платная. Цены варьируют в зависимости от намотанных по отрезку дороги километров и объема двигателя автомобиля. Для того чтобы заехать на платный участок, необходимо получить специальный талончик через турникет. А затем на выезде с трассы отдать его кассиру или вставить в автомат - и тот и другой подскажут, сколько денег вы должны за удовольствие прокатиться по этой дороге.

В Соединенных Штатах Америки начало и конец платной дороги разбивается на десяток полос, поперек каждой из них стоит шлагбаум. Устройство дает зеленый свет только после того, как водитель бросит деньги в автомат. Американцы усовершенствовали систему оплаты, установив на своих машинах специальные датчики, которые «ловят» необходимую для оплаты сумму и посылают сигнал о снятии денег с банковской карточки автолюбителя.

Власти северного соседа Казахстана только недавно начали задумываться над перспективой развития платных автотрасс. Нововведения, согласно проектным расчетам, должны быть завершены к 2010 году. Во главу угла концессионной мечты в России сегодня ставятся дороги между двумя столицами страны (и внутри них) - Москвы и Санкт-Петербурга.

Казахстанский старт

Закон о концессии, который был принят в Казахстане совсем недавно, уже претерпел немало изменений и поправок, однако отечественные чиновники все же гордятся тем, что по такому правовому акту Казахстан стал жить первым на всем постсоветском пространстве.

Согласно закону, объект концессии может передаваться в аренду на срок до 30 лет. Если по истечении этого срока вотчина инвестора останется в безупречном состоянии и будет удовлетворять государство и казахстанцев, а также приносить бизнесмену отличную прибыль, последний может легко продлить договор концессии еще на пару десятков лет. Кстати, он имеет приоритетное право на заключение концессионного контракта, если будет проводиться конкурс среди других инвесторов.

Объект подлежит концессии только в том случае, если существует его бесплатный аналог. К примеру, наряду с платной дорогой должна быть трасса, ведущая по тому же маршруту, но только безвозмездная. Альтернатива для бедняков, не претендующих на особое качество и удобства на обочинах. Хотя и бесплатные дороги, все по тому же казахстанскому закону о концессиях, должны соответствовать государственным стандартам.

По первоначальному сценарию, в частные руки отдаются 16 объектов в сфере транспорта. Среди них - актауский и атырауский аэропорты, несколько железнодорожных отрезков, а также пять автомобильных дорог.

Сегодня внимание всего Министерства транспорта и коммуникаций по большей части заострено на проекте, который позволит казахстанцам безболезненнее и быстрее добираться до кыргызстанского озера Иссык-Куль. Трасса Узунагаш-Быстровка будет иметь протяженность 88 километров, из которых 32 километра пройдут по территории Казахстана, а оставшиеся расположатся на землях соседа. Ориентировочная стоимость проекта - 29 млрд 728 млн тенге, а срок аренды составляет 22 года. Из этих показателей и рассчитывается стоимость проезда для водителей. При прогнозируемой интенсивности движения до 10 тысяч автомобилей в сутки стоимость проезда каждой машины составит 923 тенге. Сроки строительства уже определены - новая дорога должна заработать через два года. Альтернативным путем является старая трасса, проезд по которой для многих сравним с настоящим боевым путешествием.

Еще одной платной трассой, которая пройдет близ южной столицы Казахстана, станет Большая алматинская кольцевая автомобильная дорога (БАКАД). Этот проект передан в ведение самого города и скоро будет его любимым детищем. БАКАД, согласно проекту, будет состоять из трех частей: северного, южного и восточного секторов - и пройдет по территории Карасайского, Илийского и Талгарского районов Алматинской области. Строительство начнется с северного сектора протяженностью 64,85 километра, расходы оцениваются в 350 млн евро. Срок строительства первой части БАКАДа - 5 лет.

- По БАКАДу у нас практически все отработано, - отмечает аким Алматы Имангали Тасмагамбетов, - трассировки полностью намечены, интересы области соблюдены. Доработки требуют моменты, связанные с выкупом земельных участков, по территории которых пройдет дорога. Многие из них находятся в ведении акимата Алматинской области, и принимать меры по ним мы не можем. Необходимо специальное постановление правительства. До августа текущего года мы должны принять решение по сносу жилых домов и зданий, находящихся в зоне строительства БАКАДа.

Эти два концессионных проекта уже значительно отработаны, однако судьба других платных дорог еще не решена.

Трасса Астана-Караганда сегодня успешно работает, для придания статуса концессионной ее планируют расширить с существующих двух полос до четырех. Автомобильная дорога Тортколь-Шаульдер-Туркестан также подвергнется реконструкции и, возможно, станет шире. Последний потенциальный концессионный путь Караганда-Аягуз-Бугаз представлен в Министерство транспорта и коммуникаций компанией «Казахмыс» - существование такого маршрута намного облегчит компании вывоз своей продукции.

Между тем ни Астана-Караганда, ни Тортколь-Шаульдер-Туркестан, ни даже проект крупнейшего производителя меди в стране Караганда-Аягуз-Бугаз могут до статуса концессионных не дотянуть. Все дело в том, что каждая платная дорога, согласно закону о концессиях, должна иметь своего бесплатного двойника. Если в случае с трассой Алматы-Иссык-Куль на помощь концессионерам приходит старая объездная дорога, то эти три проекта безнадежно выходят за рамки закона.

- Сейчас в перечень платных дорог вносятся первые изменения, - сообщает председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры Министерства транспорта и коммуникаций Дулат Кутербеков. - Прежде всего, не готово технико-экономическое обоснование платных автодорог, не проведена независимая экспертиза, которая и определит, какие дороги будут включаться в список. Мы еще не знаем, будут ли эти три трассы платными либо государство будет проводить тендер на их аренду. Самым большим вопросом является отсутствие бесплатных альтернативных дорог возле объектов концессии. А их строительство возможно только на государственные деньги.

Потянет ли республиканский бюджет строительство и дальнейшую эксплуатацию трех крупных трасс протяженностью во многие тысячи километров - неизвестно. Однако даже в рамках транспортной стратегии, на реализацию которой из казны выделена кругленькая сумма, сделать это будет трудно.

С платными дорогами, как оказалось, не ясно еще ничего. Однако механизм сбора денег с водителей в планах чиновников уже, в принципе, расписан. По словам Кутербекова, в начале либо конце платного отрезка пути будут устанавливаться специальные аппараты, которые будут контролировать процесс оплаты. Кроме того, возле электронных аудиторов будут находиться камеры внешнего наблюдения, которые покажут хозяевам трассы лицо злостного неплательщика дорожной пошлины.

Бум платных дорог

По заверениям чиновников, сегодня в планах, помимо вышеперечисленных концессионных объектов, больше платных дорог нет. Но если концессионная мечта Казахстана все же осуществится - чиновники найдут выход из затруднительного положения с бесплатной альтернативой для бедняков, то новый бизнес вскоре может затмить даже прибыль преуспевающего рынка недвижимости.

Первыми претендентами на платность могут стать трассы Астана-Щучинск и Алматы-Капшагай. Две небольшие зоны, до недавнего времени имевшие статус курорта, станут обиталищем самого темного и прибыльного дела в стране - туда в срок до первого апреля этого года должны переселиться все казино и залы игровых автоматов. С богачами в Казахстане все в порядке, так что к заветным, теперь уже сугубо игральным, зонам потянется много народу. Для тех, кто едет проигрывать свои деньги, не составит труда оплатить дорожную пошлину - именно из этих соображений наверняка и сложится расчет платы за проезд. Если укороченная трасса Алматы-Иссык-Куль выбьет из кошельков автовладельцев 923 тенге (что уже является немаленькой суммой), то дорога к казахстанским лас-вегасам обойдется водителям, по крайней мере, раза в два дороже. Оно, может, и верно - о каких лишних двух тысячах тенге может идти речь, когда ставка делается на сотни этих самых тысяч?!

Кстати, дорогу в Щучинск для потенциальных хозяев государство уже подготавливает. В прошлом году на этом отрезке трассы начато строительство первого автобана в истории страны. Первоначально стоимость проекта составляла 37 млрд тенге, буквально на днях цена отечественной скоростной трассы протяженностью в 224 километра возросла почти в три раза, увеличившись до 105 млрд тенге. Такой рост стоимости строительства объясняется тем, что разработчики решили прибавить к проектной четырехполосной дороге еще две полосы. Все деньги выделены из республиканского бюджета. Для игроков государство решило «отличиться»: постелить вместо асфальта современный цементобетон, цена которого на 25 процентов выше стоимости традиционного дорожного материала.

Дорога из Алматы в Капшагай, в который также будут съезжаться все мастера карт и рулетки, таких грандиозных замыслов пока не удостоена. Однако все еще впереди, и в недалеком будущем на столе у министра транспорта и коммуникаций может оказаться проект концессии автобана Алматы-Капшагай.

Еще одним претендентом на гордый статус концессионного пути может стать дорога, ведущая из Китая в Казахстан. Таможенный пост «Хоргос» и так является своего рода Клондайком, а если асльфальтовый путь, по которому ежедневно проезжают фуры с грузом на миллионы, станет платным, хозяина этого отрезка вскоре можно будет считать миллиардером.

Кстати, можно получить прибыль и от транзита товаров столь прибыльного соседа. В конце января в Астане прошла встреча представителей Министерства транспорта и коммуникаций Казахстана с руководителями китайской корпорации по строительству дорог и мостов. Китайская компания предлагала республике свои услуги в строительстве и развитии международного транспортного коридора «Юг-Запад». Громадная автомобильная дорога, согласно проекту, будет начинаться в Западном Китае и заканчиваться в Западной Европе. «Великий транзитный путь» составляет 8445 километров, его маршрут более чем впечатляющий: Ляньюньган-Чжэнчжоу-Ланьчжоу-Урумчи-Алматы-Шымкент-Кызылорда-Актобе-Оренбург-Казань-Нижний Новгород-Москва-Санкт-Петербург. Прохождение коридора «Западная Европа - Западный Китай» через города Актобе, Кызылорда, Шымкент позволит транзитному транспорту выходить не только в Россию и Китай, но и в страны Южной Азии через Узбекистан и Киргизию.

Порядка 2800 километров пройдет по территории Казахстана. Между тем 2309 километров этого маршрута сегодня требуют капитального ремонта и, что вполне возможно, полосного расширения. Ориентировочная стоимость реконструкции составит 286 млрд тенге (2,3 млрд долларов). Сумма огромна - грех не поделиться затратами с инвесторами. Те же за создание отличного качества дороги и развитие инфраструктуры по «законам жанра» потребуют с транзитных фур материального «отмщения». Здесь цена за проезд, по-видимому, не останется в пределах одной-двух тысяч тенге, а на все возражения найдутся закон и подзаконные акты. Здесь самое главное, как любят говорить в высших кругах, соблюсти баланс интересов: не оставить страну без транзитно-концессионных денег - да и владельцам золотоносных фур угодить.

Айгуль КИСЫКБАСОВА, Алматы


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...