Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Правый руль - за и против

Правый руль - за и против

01.02.2007

Рассмотреть непростой вопрос на страницах нашей газеты предложил постоянный автор - доктор технических наук, профессор Николай Садвакасович Буктуков. Кстати говоря, он сам уже не первый год управляет правосторонним автомобилем. Предлагая тему право- и левостороннего управления, автор отметил, что проблема не оставит равнодушными большинство отечественных преподавателей вузов или ученых - ведь не секрет, что многие из них садятся именно за «правый руль», который в последнее время с подачи Госавтоинспекции и чиновников может перейти из разряда недорогих альтернатив левосторонним иномаркам или некачественным «жигулям» - в незаконное средство передвижения.

Итак, влияет ли расположение руля справа на безопасность дорожного движения? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать причины возникновения аварий, а не ограничиваться констатацией однобокого факта, что из более чем 16 000 дорожно-транспортных происшествий, 800 аварий произошло с участием праворульных машин. Как видно, доля ДТП с участием праворульных машин составляет около пяти процентов. При этом следует обратить внимание на другого участника происшествия - был он леворульным или тоже с правым рулем. Кроме того, надо учесть в каждом конкретном случае - в чем причина аварии и кто виноват - водитель или правое расположение системы управления машиной?

Так в каких случаях происходят аварии? Имеются две основные группы причин, связанные с человеческим фактором и техническим состоянием автотранспортного средства. К первой группе факторов относятся случаи, когда водитель «принял на грудь» или уснул за рулем, устал и утратил контроль за дорожной ситуацией, с ним случился внезапный приступ, или он проигнорировал правила дорожного движения. К техническим факторам относятся отказ тормозной системы, поломка рулевого управления, выход из строя колес, шин, любой важной детали ходовой части и т.д.

Человеческий фактор мы оставим в стороне - тут все ясно. А имеются ли преимущества или явные недостатки с технической точки зрения у праворульных машин перед «левыми собратьями»?

Да, преимущества есть

При остановке водитель безопасно, не ожидая просвета в потоке машин, может выйти из авто и сесть в него, так как на обгон поток идет слева. При движении в правом ряду водитель праворульки видит автомашины, которые припаркованы у обочины дороги и может легко принять решение для их объезда. При пересечении дороги в условиях ограниченной видимости слева - при повороте налево, направо или прямолинейном движении, водитель, сидящий в праворульной машине, имеет больший обзор. Так водитель праворульной машины раньше увидит приближающийся слева автомобиль, чем если бы при управлении леворульным авто. Следовательно, водитель праворульной машины находится в более выгодном положении для обеспечения безопасного маневра.

При движении в густом тумане водитель праворульной машины ориентируется по правой ограничительной линии и, следовательно, держится правой стороны, тогда как в этой же ситуации водитель леворульной машины едет, ориентируясь на разделительную полосу, прижимаясь к осевой линии. В этом случае у леворульной машины значительно вырастает вероятность лобового столкновения. У меня была возможность на практике оценить преимущества моего праворульного автомобиля в описанной выше ситуации зимой прошлого года, когда я возвращался из Бишкека.

Чего греха таить, есть и недостатки

«Пушечный» довод ГАИ - у праворулек затруднен обгон крупногабаритных машин. Но выход есть! В этом случае для обеспечения обзора необходимо приотстать от обгоняемой машины или поставить дополнительное зеркало слева на уровне или несколько ниже верхнего угла ветрового стекла для обзора полосы встречного движения. Поскольку автомобили с правым рулем, как правило, японского производства, они обладают достаточным скоростным, динамическим потенциалом, и обгон крупногабаритной машины, после того как «праворулька» приотстанет, не представляет никакой трудности и не уменьшает безопасность движения. А установка дополнительного зеркала в смысле обзора встречной полосы даже дает неоспоримые преимущества по сравнению с леворульной машиной, поскольку зеркало находится левее, чем сидит «левый» водитель.

Посадка пассажира спереди в праворульной машине и посадка водителя в леворульной машине имеет одинаковый уровень безопасности, поскольку здоровье и жизнь водителя или пассажира одинаково ценны. Вместе с тем, водитель чаще садится в машину и покидает ее, чем пассажир, следовательно безопасность праворульной машины выше.

Таким образом, причин снижения безопасности дорожного движения при расположении руля справа нет. А имеющиеся пять процентов аварий с участием праворульных машин обусловлены не расположением руля, а нарушением правил дорожного движения конкретным водителем или неисправностями отдельно взятого транспортного средства.

Куда положить кошелек - направо или налево?

Каковы же причины инициативы запрета праворульных машин? Их может быть, как минимум, две. Во-первых, возможная неграмотность сотрудников ГАИ при анализе причин аварий, если, конечно, такие анализы вообще имели место.

Следовало бы выявить, сколько аварий из названных 800 произошли из-за нарушения правил дорожного движения (человеческий фактор), сколько из-за технической неисправности автомобиля (технический фактор) и сколько исключительно из-за правого расположения руля. Чувствуете, каким непоколебимым становится «алиби» праворульной машины? Ведь, по меткому выражению не хвост должен вертеть собакой, а наоборот! Например, не убедившись в отсутствии машин на встречной полосе, нельзя совершать обгон или поворачивать налево на перекрестке - будь то автомобиль с правым или с левым расположением руля. Кроме того, в скольких из этих 800 аварий участвовало леворульных машин!? Или бились только «правые» с «правыми»? Из-за отсутствия данных и понимая, что в этих ДТП второй автомобиль был как правило леворульным, поскольку их значительно больше, можно считать, что аварии с участием праворульных машин составляют около двух с половиной процентов. Другими словами, 97,5 % происшествий происходит с участием леворульных машин. Согласно логике, озвученной с инициативой запрета праворульных машин, получается, что запрет леворульных авто значительно сократит число ДТП. Скажу больше - запрет как «правых», так и «левых» рулей полностью исключит аварии на автодорогах и идеально решит проблему пробок!

В средствах массовой информации называлось число праворульных машин в нашей стране: от 117 000 до 200 000. Следовательно, количество аварий с участием праворульных машин от общего количества ДТП составляет 0,4-0,68 %. Этот же показатель надо сравнить со статистикой по леворульным машинам. Поскольку данных об их количестве нет, то допустим, что их - 1 млн, доля аварий составит 1,6 %. Получается: аварийность леворульных машин в четыре раза выше, чем праворульных. В этом случае инициатива запрета праворульных машин объясняется только тем, что «перебросить» правый руль на левую сторону стоит как минимум 1000-1500 долларов США. Если правых рулей 117 000, то прибыль СТО составит не менее 117 млн долларов! Причем это наличные деньги, львиную долю которых не в состоянии будут учесть налоговые органы. Останется только гадать - в какой карман их положат - в правый или левый.

Что же делать в этой ситуации владельцам «праворулек»? Зарабатывать деньги! Причем на том, чего их хотят лишить: если выйдет постановление Правительства или закон, запрещающий эксплуатировать праворульные машины, такой запрет заведомо будет противоречить Конституции. А значит, в судебном порядке можно будет получать компенсацию от государства за ограничение гражданских прав.

Но поставить дополнительное зеркало, о котором говорилось выше, все-таки надо, чтобы знать - что ждет нас там, впереди.


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...