Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Ваш страх - наш риск. Будет ли новый закон об «автогражданке» прогрессивным - покажет время

Проект закона о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по обязательным видам страхования с замечаниями сената все еще находится в нижней палате парламента. Страховые агенты утверждают, что страховать водителей по-новому им предстоит уже с 1 апреля. Хотя у нас на этот счет имеются некоторые сомнения: за месяц документ вряд ли успеет пройти все необходимые процедуры, включая подпись президента. Автогражданка станет дороже, а взаимоотношения страхователей и страховщиков кардинально изменятся. С вступлением закона в силу в Казахстане заработает институт страхового омбудсмена, автовладельцы перестанут обивать пороги страховых компаний, а при незначительном ущербе в результате ДТП стороны смогут разбираться самостоятельно. Насколько эффективно будут работать статьи нового закона для восстановления справедливости? Будет ли прогресс или люди найдут новые способы уходить от ответственности? Депутат сената Рашит Ахметов считает разработанные изменения позитивными. А председатель профсоюза работников транспорта и автодорог Казахстана Мурат Машкенов полагает, что особых изменений в автогражданке не произойдет.

«за»

Внесение изменений и дополнений в законодательные акты не имеет целью кардинальное обновление документа. Это процесс объективного усовершенствования законодательной базы с учетом того, что жизнь не стоит на месте.

В части «автогражданки» изменения будут достаточно серьезными - вводится институт омбудсмена. Задачей законотворческого органа была изоляция страхователя от проблем, связанных с оценкой при ДТП, выбиванием денег, доказыванием своей правоты.

Несмотря на то что закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» был сравнительно новым, действие документа в жизни показало, что водители, которых государство обязало страховать свою ответственность, затем вынуждены ходить по судам для восстановления справедливости.

Конечно, у общества возник вполне резонный вопрос: если омбудсменом может стать человек, имеющий опыт работы в страховой компании, не будет ли он с ней аффилирован?

Безусловно, можно еще не родившегося страхового омбудсмена подозревать в необъективности и прочем негативе, но при критике нужно учитывать, что кандидатуру будет представлять уполномоченный орган, в данном случае - Агентство по финнадзору. Этим госведомство взяло на себя ответственность, что интересы омбудсмена будут равноудаленными от интересов страховых компаний. Притом омбудсмен, по логике вещей, не может быть аффилированным сразу с двумя или тремя компаниями. Избирать на роль страхового третейского судьи человека со стороны, не имевшего опыта работы на страховом рынке, - значит обречь идею на провал. Голосовать за ту или иную кандидатуру на место омбудсмена будут все страховые компании. Следовательно, он будет всегда на виду. Тем более что третейский судья в автогражданке будет один на всю страну.

Априори можно сколько угодно говорить, что омбудсмен будет продажным, компании - под пятой АФН, но если разобраться, то во всей этой связке как раз и выстраивается система сдержек и противовесов. И все ради водителя, которому при ДТП жаль не столько свою машину, сколько нервы. Я, конечно, разделяю все возникающие опасения, но если мы не будем пробовать, рыночные механизмы на страховом рынке так и не заработают, а компании будут продолжать работать в разгульно-базарном варианте. Лучше от этого не будет никому.

По действующему страховому законодательству, при незначительном ущербе в ДТП водители были вынуждены часами ждать дорожную полицию, потом обращаться к оценщикам и в страховую компанию. По новому законопроекту предполагается, что если в ДТП с участием не больше двух машин ущерб, по оценке самих водителей, меньше 50 МРП, они не обязаны обращаться к услугам оценщиков и вызывать дорожную инспекцию. Достаточно составить схему ДТП самостоятельно, оформить факт ДТП в органах внутренних дел, а потом обратиться в страховую компанию по общей для всех схеме. То есть в данном случае водители обходят стороной систему оценки, поскольку сумму ущерба определили самостоятельно.

Будет введена в действие новая тарифная сетка, единая для всех страховых компаний. Прописаны соответствующие коэффициенты в зависимости от региона. Самый высокий коэффициент в Алматы - 2,96. Эта цифра затем будет умножаться на базовую страховую премию в размере 1,9 МРП, и с учетом типа транспортного средства, стажа вождения, срока эксплуатации авто получится индивидуальная сумма страховой премии для каждого владельца. Новшество в создании единой методики расчетов для ее упорядочивания. Вырастут не только тарифы на страхование, но и сумма максимальной выплаты при наступлении страхового случая. Раньше она составляла 600 МРП, а теперь возрастет до тысячи.

Особое беспокойство у меня вызывает задержка с принятием законопроекта, поскольку в нем, помимо автогражданки, присутствуют интересы крестьянских хозяйств, которых государство тоже обязало страховать риски. Время посевной уже близко, со дня на день начнется заключение договоров. Если мы не поторопимся с принятием поправок в законы по обязательным видам страхования, крестьяне будут вынуждены сеять и убирать урожай по старому законодательству, которое, как известно, имеет массу пробелов.

«Против»

На мой взгляд, как действующий закон по страхованию гражданско-правовой ответственности автовладельцев был сырым, так и эти инновации не слишком проработаны. То, что автогражданка сегодня для водителей обязаловка, - уже диктат. И если рассматривать поправки в законодательство с точки зрения простого автовладельца, которого они напрямую коснутся, то почему его мнения никто не спросил?

Мы имеем законы, их нужно совершенствовать, согласен. Но принимаются они не только для страховых компаний и депутатов.

Введение того же института омбудсмена - идея сама по себе неплохая. Но при выборе этого третейского судьи голос главного звена, то есть водителя, учтен не будет. Страховые компании договорятся между собой, а в чьих интересах будет работать омбудсмен - непонятно. Почему он должен быть непременно выходцем из страхового рынка, а не нейтральным человеком, который знаком с системой страхования?

В мажилисе парламента создан прекрасный институт - общественная палата экспертов. В ней-то как раз представлены обычные люди, рядовые граждане, которые могли бы выразить свою позицию. Прежде чем принимать скороспелые законы, которые таят больше вопросов, чем ответов, их нужно выносить на широкое рассмотрение и обсуждение. Тем более что я не впервые сталкиваюсь с тем, что многие законы в стране работают, увы, не в пользу рядовых граждан.

В законопроекте по автогражданке серьезно поставлен вопрос процедуры оценки суммы ущерба в случае ДТП, тарифы на страхование значительно возрастут. Сразу становится понятным, что все идет к тому, чтобы увеличить расходы автовладельцев в пользу страховых компаний. В Казахстане их немало, а это значит, что прибыль все это время они получали. Сможет ли существовать бизнес-структура, если она нерентабельна?

В условиях того, что подавляющее большинство казахстанцев не живет в роскоши и богатстве, а налоги, коммунальные тарифы и прочие платежи неумолимо растут, автогражданка для многих станет очередной обузой. После этого кто-то может меня убедить в том, что закон принимается в интересах рядового гражданина?

Законодатели под маркой упрощения процедур оценки фактически поставили под сомнение всю эту систему. Если затронуть вопрос величины ущерба при ДТП - менее или более 50 МРП, то кто, собственно, будет определять, каков ущерб? Водители? Они в таком случае должны, как минимум, каждый день быть участниками ДТП, чтобы, так сказать, руку в этом вопросе набить. Второй момент - кто признает водительскую оценку и признают ли ее вообще? Когда дело касается собственности и денег, люди становятся другими. На фоне всеобщей небогатости населения каждый начнет считать копейку и в ущерб себе занижать сумму выплаты не станет. Сильно сомневаюсь, что даже в мелком ДТП всем удастся прийти к общему согласию, типа я виновный, ты пострадавший, поехали в дорожную полицию. Схема, собственноручно составленная двумя дилетантами в этих вопросах, может быть в соответствующих органах воспринята как дешевая картинка, место которой известно где.

Поскольку вернуть ущерб в интересах только пострадавшей стороны, то ей и придется снова бегать за теми, в чьих руках судьба вопроса. И если раньше это были агенты страховой компании, то теперь водитель будет обивать пороги дорожной полиции, двух страховых компаний, судов. Ведь неизвестно, когда страховая компания выплатит человеку деньги. Может получиться так, что пострадавший будет вынужден ждать, пока страховые компании договорятся между собой. Вот и волокита по срокам на пустом месте.

Я не говорю, что все предлагаемые инновации неприемлемы. Они, безусловно, нужны, но если следовать здравой логике, то законодателям не стоит идти на поводу у страховых компаний, которые в свое время и навязали водителям автогражданку. Обсуждать нужно такие социальные законы.

Подготовила Александра АЛЕХОВА, фото Сергея ХОДАНОВА


MINI-MBA — ваш путь к высокооплачиваемой работе. - 43%. Успейте!

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...