Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Темные места электроэнергетики

Перефразируя известные слова классика ленинизма, можно сказать - из всех благ цивилизации для нас важнейшим является электричество. Без достаточного количества электроэнергии мы не можем говорить о развитии страны, о становлении промышленности, создании новых производств. И по большому счету - о безопасности страны, ее реальной независимости.

Именно в сфере электроэнергетики сегодня больше всего проблем. Депутаты группы “Аймак” попытались прояснить ситуацию с обеспеченностью страны электроэнергией, пригласив на свое заседание министра энергетики и минеральных ресурсов Бахтыкожу Измухамбетова, председателя Агентства по регулированию естественных монополий Бакытжана Сагинтаева, представителей Казахстанской энергетической компании, электроэнергетических предприятий, электроэнергетики.

Им задали простой вопрос: почему тарифы на электричество все время растут, а электроэнергии все равно не хватает? Оказалось, такого же простого ответа на этот вопрос нет.

Тарифы растут стремительно - только в Алматы они поднялись уже дважды с нового года, причем существенно. Но никто из энергетиков не в силах объяснить целесообразность таких шагов. Производство электроэнергии остается одной из самых непрозрачных сфер.

Цифры, которые называют некоторые эксперты, вызывают тревогу - электросети, станции по производству электроэнергии в городах сегодня на 60-80 процентов изношены. Ситуация на селе еще более плачевна. По данным министерства экономики и бюджетного планирования, на начало 2006 года не электрифицированными остаются 226 населенных пунктов, около 20 процентов воздушных электрических линий, находящихся на балансе предприятий, изношено и их эксплуатация опасна для жизни.

Но самое удивительное, что точной картины положения дел в этой стратегической для страны отрасли никто не знает: технического аудита объектов энергетики уже давно не проводится. Сегодня по всей республике работают всего 30 работников энергонадзора. К примеру, на всю огромную Карагандинскую область - всего один (!) инспектор. Но даже при этом уровень полномочий у него таков, что его вполне могут не пустить на территорию станции не то что для проверки - просто в кабинет начальника.

По сложившейся нынче практике паспорт стопроцентной готовности станции, ТЭЦ собственник… выписывает себе сам. И получается, что вся официальная информация о состоянии энергетики в стране строится только на данных собственников этих станций.

А те, с одной стороны, стабильно рапортуют о полной готовности к работе. С другой - так же стабильно пугают износом оборудования и требуют повышения тарифов.

Нельзя утверждать, что правительство самоустранилось от решения столь важной проблемы. Постановлением правительства от 9 апреля 1999 года №384 утверждена Программа развития электроэнергетики до 2030 года. Сейчас идет второй этап реализации этой программы.

Но уже ясно, что в программу нужно вносить коррективы. Развитие энергетического комплекса страны достигло критического предела - изношенность основных фондов уже привела к энергетическому кризису южных регионов в текущем году и значительному повышению тарифов по предоставлению услуг поставщиками тепла и электроэнергии. Хотя, по информации министерства энергетики и минеральных ресурсов, в целом по стране электроэнергообеспечение промышленности и населения обеспечивается стабильно.

Пока стабильно. Но темпы роста экономики и соответственно объемы потребления электроэнергии превышают уровни, намеченные программой. В частности, программой было предусмотрено достичь к 2010 году потребления электроэнергии в объеме от 60,5 до 70,2 миллиарда киловатт-часов. Но фактический объем потребления электроэнергии уже в 2006 году составил 72 миллиарда киловатт-часов.

При ежегодном приросте внутренней валовой продукции на 8-9 процентов среднегодовой рост электропотребления составляет 5-6 процентов (в 2006 году было 5,3 процента). Таким образом, к 2008-2009 годам потребление электроэнергии в стране превысит отметку 80 миллиардов киловатт-часов.

Выдержат ли наши электростанции и изношенные до предела электросети такую нагрузку? Министерство энергетики и минеральных ресурсов оптимистично обещает, что энергодефицита по стране не будет. При этом утверждается, что сейчас у нас не столько дефицит, сколько небаланс электроэнергии - то есть в одних регионах ее избыток, а в других - недостаток, а в целом по стране ее вполне достаточно. Вот бы, мол, только еще денег на ремонт и реконструкцию…

Денег при этом просят немало - около 1 триллиона 825 миллиардов тенге.

Понятно, что основным источником пополнения своих счетов энергетики видят повышенные тарифы. Но вот структура этих тарифов до сих пор не понятна даже специалистам.

Депутаты привели несколько примеров: на Шульбинской ГЭС цена 1 киловатта электроэнергии меньше 50 тиын, а в городе Семипалатинске доходит до 5 тенге. А Шульбинская ГЭС находится от Семипалатинска всего в 50 километрах!

Отпускной тариф в Жамбылской ГЭС - 2,1 тенге. А население в Жамбылской и Южно-Казахстанской областях платит уже по пять-шесть тенге. Отчего такие цены?

Министерство утешает себя и нас тем, что цены на электроэнергию в Казахстане гораздо ниже, чем в других странах мира. Например, в Европе. Дескать, у нас средняя по стране цена - около 4 центов за киловатт-час, в среднем по Европе - 11 центов, в Японии - 21 цент. Но вряд ли стоит равняться именно на Европу и Японию - там и уровень жизни выше, и зарплаты.

Между тем, по словам руководителей отрасли, именно низкие цены на электроэнергию делают электрическую отрасль Казахстана инвестиционно непривлекательной. Дескать, если бы предприниматели могли рассчитывать на большую прибыль, а также на всяческие налоговые льготы и преференции, они бы с большей охотой занимались развитием отрасли. А сейчас им просто невыгодно вкладываться в обновление и ремонт оборудования.

С этим можно поспорить. В структуре тарифов, по словам самих энергетиков, доля амортизационных отчислений и прибыли всегда закладывалась на уровне 27 процентов. Другое дело, что собственники в погоне за прибылями не особенно стремятся тратить полученные от потребителей деньги на ремонт. А это, как правило, приводит не только к износу оборудования, но и к большим потерям.

В тарифах, по оценкам некоторых специалистов, доля только нормативных потерь составляет от 13 до 48 процентов! Потери в тепловых сетях зачастую превышают 30 процентов, а их доля в тарифе - от 29 до 54 процентов! При этом собственники постоянно подают заявки на… увеличение нормативных потерь.

А ведь они и без того довольно высоки. Как рассказывают специалисты, во Франции потери около 7 процентов и французы считают их очень высокими.

Получается, бесхозяйственность и желание собственников сэкономить на ремонте и обновлении оборудования потребители оплачивают из своего кармана.

Есть еще один важный фактор, влияющий на рост цен. Это, как ни странно… конкуренция. Вернее, то, что министерство называет конкуренцией. В стране сложилась такая структура: сектор электроэнергетики разделен на конкурентную и монопольную части. Конкурентная часть - это производство электроэнергии и оказание услуг специализированными предприятиями. Монопольная часть - это передача и распределение электроэнергии.

В идеале каждый потребитель может сам выбрать поставщика электроэнергии. На деле же создание РЭКов и ЭСО (энергоснабжающих организаций) только имитирует наличие конкурентного рынка. Просто потому, что реального выбора у потребителя до сих пор нет, а количество посредников приводит не к снижению, а к повышению цены киловатта.

Цитата. Депутат Шаймерден Оразалинов:

- Сегодня нам говорят, что электросети станций по производству электроэнергии в городах (о селе я вообще не говорю) сегодня на 60-80 процентов изношены. Вдумайтесь в цифру! 60-80 процентов износа. Это ненадежное жизнеобеспечение и безопасность страны. Но возникает вопрос, почему это произошло? Многие станции, объекты переданы в конкурентную среду, частные руки. Перед тем как выкупить такие объекты, будущие собственники обязаны были предоставить инвестиционные планы по годам - когда и сколько намерены отремонтировать, обновить. Но никто выполнение этих планов не контролирует. Они ни копейки не вкладывают, но имеют налоговые преференции под свои инвестиционные планы.

Говоря об электроэнергии, мы не можем не затронуть и еще один вопрос. Дело в том, что сегодня мы вырабатываем электроэнергию из угля, газа, мазута - то есть из наших природных ресурсов. Более 80 процентов вырабатываемой электроэнергии приходится на уголь, около 12 процентов производят гидроэлектростанции и 8 процентов - газовые.

Хотя во всем мире уже начинают переходить на альтернативные источники - используя энергию ветра и солнца. И у нас есть для этого и возможность, и необходимость - при такой огромной территории, как наша, тянуть провода к каждому небольшому поселку дорого и не всегда целесообразно. И там очень бы кстати пришлись ветряные или солнечные электростанции.

Депутат Р. Аяшов, сам в прошлом энергетик, уже седьмой год лоббирует вопрос о солнечном кремнии - в Европе, Азии целые города переходят на энергию с использованием солнечного кремния. Но министерство, похоже, не слишком заинтересовано в развитии таких проектов. Говорит - дорого.

По расчетам выходит, что ветряная электроэнергия будет стоить 8-11 тенге за киловатт. Однако никто и не говорит, чтобы ветряными мельницами заменили все ТЭЦ и ГЭС. Их вполне можно поставить там, куда не добираются магистральные электролинии.

Как при этом можно говорить о том, что надо развивать села, создавать там перерабатывающие предприятия? Но здесь есть еще одна проблема. Даже в тех селах, где подведена линия, где есть возможность подключить вновь запущенные производства и наладить выпуск продукции, создать рабочие места, все упирается… в деньги.

За подключение - вернее, за оформление технических условий - надо выложить огромные для сельской местности деньги. За 1 киловатт на юге страны - 10,5 тысячи тенге, на севере - уже около 40 тысяч тенге. И если у крестьянина стоит 70-киловаттный трансформатор, то он должен выложить 700 тысяч тенге!

Как можно говорить о развитии малого и среднего бизнеса на селе? О создании новых рабочих мест для сельчан, о развитии производства? Но когда депутаты нашей группы попытались разобраться в этом вопросе, выяснить, кто устанавливает такие расценки, то оказалось, что крайнего так и не нашли. Министерство кивает на акиматы, акиматы разводят руками… И сотни новых цехов по переработке сельхозпродукции, которые могли бы решить многие проблемы сельчан, так и остаются лишь прожектами.

Цитата. Депутат Аскар Бейсенбаев:

- Если смотреть структуру потребления электроэнергии, то получается, что на сельское хозяйство всего из потребляемой энергии сегодня приходится 1,5 процента. Сегодня уже идет нехватка электроэнергии.

Словом, ситуация в обеспечении страны электроэнергией сложилась весьма непростая. Может быть, все это потому, что последние десять лет правительство в лице его уполномоченного органа министерства энергетики и минеральных ресурсов самоустранилось от сферы энергетики, занималось только минеральными ресурсами.

Оно и понятно - там и прибыли не в пример большие, и результаты впечатляющие. Сказывалось и то, что в середине 90-х объем потребления электроэнергии сильно упал - заводы и фабрики остановились и вырабатываемого объема электроэнергии вполне хватало.

Но запас прочности уже подходит к концу. И если сегодня не принять срочных мер, то уже в ближайшем будущем страна окажется на грани энергетического кризиса.

Есть программа развития электроэнергетики до 2030 года, она была принята в 1999 году. И уже сейчас в нее надо вносить серьезные изменения. Страна развивается быстрее, чем можно было предположить - и чтобы этот рост был и в дальнейшем таким же стремительным, стоит сейчас задуматься о наведении порядка в самой важной для промышленности отрасли.

На заседании депутатской группы “Аймак” принято решение - создать рабочую группу, которая выработала бы на основе рекомендаций специалистов предложения по внесению изменений в законодательство. И главное - осветила бы самую непрозрачную отрасль нашей экономики.

Дарига Назарбаева


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...