Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Реорганизация и ликвидации юридических лиц (А. Лобков, юрист, эксперт по бизнесу)

А.Х. Лобков,

юрист, эксперт по бизнесу

В процессе осуществления предпринимательской деятельности очень часто возникают ситуации, когда созданное ранее юридическое лицо(компания, предприятие, организация) по каким-либо причинам перестает быть рентабельным или нуждается в изменении его организационно-правовой формы. Вот тогда у его руководителя (учредителя) возникает дилемма: реорганизовываться или ликвидироваться? Какое решение принять, чтобы не ошибиться? Чтобы выбрать наиболее оптимальное для конкретной ситуации решение, необходимо уточнить содержание названных понятий.

Под реорганизацией понимается прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее отношения правопреемства юридических лиц. Действующее законодательство Казахстана предусматривает пять видов реорганизации:

1) слияние (два и более юридических лиц соединяются (сливаются) в одно юридическое лицо);

2) присоединение (одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому юридическому лицу);

3) разделение (юридическое лицо делится на два или более юридических лиц);

4) выделение (из состава юридического лица выделяется одно или несколько юридических лиц, при этом первое юридическое лицо продолжает существовать);

5) преобразование (юридическое лицо одной организационно-правовой формы трансформируется в юридическое лицо другой организационно-правовой формы).

В соответствии со статьей 45 ГК РК реорганизация юридического лица производится добровольно или принудительно: по решению собственника его имущества или уполномоченного собственником органа, учредителей (участников), а также по решению органа, уполномоченного учредительными документами юридического лица, либо по решению судебных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами, Законодательством могут быть предусмотрены и другие формы реорганизации.

В зависимости от формы реорганизации правопреемство (переход имущественных прав и обязанностей) реализуется разными способами:

1) при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом и договором о слиянии;

2) при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом и договором о присоединении;

3) при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом;

4) при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица;

5) при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Передаточный акт и разделительный баланс, а также договоры о слиянии и присоединении утверждаются собственником имущества юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации, и должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Безусловно, что составление этих документов, без наличия которых невозможно будет произвести регистрацию вновь возникших юридических лиц или внести изменения в учредительные документы реорганизованных юридических лиц, потребует проведения целого комплекса организационных мероприятий и формирования специфической бухгалтерской отчетности.

С учетом этих обстоятельств, а также в целях наиболее оптимального решения проблем проведения процедуры реорганизации необходимо прежде всего приказом первого руководителя реорганизуемого юридического лица создать комиссию по ее проведению, основными задачами которой определить следующие:

1) письменное уведомление о принятом решении о реорганизации кредиторов реорганизуемого юридического лица, а также представление отдельной налоговой отчетности и подача заявления в территориальный налоговый орган о проведении документальной проверки в связи с реорганизацией;

2) проведение полной инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемого юридического лица;

3) проведение оценки стоимости передаваемого (принимаемого) в порядке правопреемства имущества и обязательств;

4) определение порядка реализации правопреемства в связи с изменениями в имуществе и обязательствах, которые могут возникнуть после даты утверждения передаточного акта или разделительного баланса в результате текущей деятельности реорганизуемого юридического лица, а также порядка осуществления отдельных хозяйственных операций (кредитов, займов, финансовых вложений );

5) определение способа формирования (изменения) уставного капитала возникших и реорганизуемых юридических лиц;

6) истребование дебиторской задолженности и погашение кредиторской задолженности реорганизуемого юридического лица;

7) составление заключительной бухгалтерской отчетности реорганизуемого юридического лица и подготовка передаточного акта или разделительного баланса, а также необходимых приложений к ним (бухгалтерская отчетность, акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемого лица, расшифровка (опись) кредиторской и дебиторской задолженности и др.);

8) разработка учредительных документов новых юридических лиц и изменений и дополнений в учредительные документы реорганизуемого юридического лица;

9) проведение государственной регистрации вновь возникших юридических лиц и перерегистрации реорганизованного юридического лица;

10) передача по акту приема-передачи имущества и обязательств реорганизуемого юридического лица по передаточному акту или разделительному балансу вновь возникшим юридическим лицам.

Реализация каждой из этих задач имеет свои особенности. Рассмотрим лишь некоторые из них подробнее.

Составление передаточного акта или разделительного баланса рекомендуется приурочивать к концу отчетного периода (года) или дате составления промежуточной бухгалтерской отчетности (квартала, месяца), являющейся основанием для характеристики и оценки передаваемого имущества и обязательств реорганизуемого юридического лица.

Оценка стоимости передаваемого (принимаемого) при реорганизации имущества должна производиться в соответствии с решением инициатора реорганизации: по остаточной стоимости, либо по текущей рыночной стоимости, либо по иной стоимости. При этом стоимость имущества, отраженного в передаточном акте или разделительном балансе, должна совпадать со стоимостью этого имущества, отраженного в приложениях к этим документам.

Оценка обязательств реорганизуемого юридического лица в передаточном акте или разделительном балансе отражается в сумме, по которой кредиторская задолженность была отражена в бухгалтерском балансе, с учетом сумм убытков, причитающихся возмещению кредиторам в соответствии с действующим законодательством.

Каждый вид реорганизации имеет также и дополнительные особенности формирования показателей бухгалтерской отчетности и организационные процедуры, которые требуют отдельного рассмотрения

Ликвидацией признается прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Основания ликвидации юридического лица предусмотрены статьей 49 ГК РК, которая гласит следующее: «1. По решению собственника его имущества или уполномоченного собственником органа, а также по решению органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, юридическое лицо может быть ликвидировано по любому основанию.

Ликвидация юридического лица - накопительного пенсионного фонда, страховой (перестраховочной) организации осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных законодательством о пенсионном обеспечении и страховой деятельности.

2. По решению суда юридическое лицо может быть ликвидировано в случаях:

1) банкротства;

2) признания недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер;

3) систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица;

4) осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законодательными актами, либо с неоднократным или грубым нарушением законодательства, в том числе непредставления декларации о корпоративном подоходном налоге (о совокупном годовом доходе и произведенных вычетах) или упрощенной декларации по истечении одного года после установленного законом срока представления, отсутствия юридического лица по месту нахождения или по фактическому адресу, а также учредителей (участников) и должностных лиц, без которых юридическое лицо не может функционировать в течение одного года;

5) в других случаях, предусмотренных законодательными актами.

3. Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте втором настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законодательными актами, а в случаях банкротства - также кредитором.

Решением суда о ликвидации юридического лица обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица могут быть возложены на собственника его имущества, уполномоченный собственником орган, орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, либо иной орган (лицо), назначенный судом.

4. Если стоимость имущества юридического лица, в отношении которого в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи, принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо может быть ликвидировано в порядке, установленном законодательством о банкротстве.

5. Ликвидация отдельных видов юридических лиц возможна по решению соответствующего органа, уполномоченного государством, по основаниям, предусмотренным законодательными актами».

В соответствии с действующим законодательством процедура ликвидации юридического лица включает в себя следующие этапы

1) принятие собственником, уполномоченным органом или судом решения о ликвидации и образование ликвидационной комиссии (назначение конкурсного управляющего) с определением в нем порядка и сроков ликвидации;

2) передача ликвидационной комиссии (конкурсному управляющему) всех полномочий по управлению имуществом и делами (хозяйственной деятельностью) ликвидируемого юридического лица;

3) составление плана ликвидации юридического лица;

4) письменное уведомление о принятом решении о ликвидации юридического лица территориальных государственного регистрирующего органа и налогового комитета;

5) опубликование информации о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления претензий его кредиторами в центральных печатных изданиях;

6) направление письменных извещений о ликвидации персонально всем кредиторам юридического лица;

7) открытие ликвидационного счета в банке и смена подписей должностных лиц в карточкам по расчетным и валютным счетам ликвидируемого юридического лица;

8) проведение комплекса мер по извещению и увольнению сокращаемых работников, расчетов с ними и оказание содействия в их трудоустройстве;

9) принятие мер к выявлению и получению дебиторской задолженности;

10) составление реестров кредиторской и дебиторской задолженности;

11) сверка расчетов по налогам и другим обязательным платежам в бюджет с территориальным налоговым комитетом;

12) выход из состава учредителей (участников) других юридических лиц путем продажи акций или долей (вкладов) в их уставных капиталах;

13) проведение инвентаризации активов и обязательств, составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса;

14) реализация имущества (конкурсной массы) на торгах (тендерах, аукционах) и проведение расчетов с кредиторами в порядке очередности, предусмотренной действующим законодательством. Примечание: при этом погашается задолженность не только самого юридического лица, но и его структурных подразделений (филиалов, представительств и др.);

15) уплата налогов и других обязательных платежей в бюджет, отражаемых в ликвидационной налоговой отчетности, производится в течение десяти рабочих дней со дня ее представления . Налоговая задолженность ликвидируемого юридического лица, а также его структурных подразделений погашается за счет его денег, в том числе полученных от реализации его имущества, в порядке очередности, установленной законодательными актами Республики Казахстан.

Если имущества ликвидируемого юридического лица недостаточно для погашения в полном объеме налоговой задолженности, то остающаяся часть налоговой задолженности, в соответствии с п.2 статьи 34 Налогового Кодекса РК, погашается учредителями (участниками) ликвидируемого юридического лица в случаях, установленных законодательными актами Республики Казахстан;

16) сдача лицензиарам имеющихся у юридического лица государственных лицензий;

17) распределение оставшегося после удовлетворения требований всех кредиторов имущества среди акционеров или участников, а в случае их отказа передача этого имущества на баланс или в собственность любых третьих лиц;

18) составление и утверждение окончательного ликвидационного баланса;

19) подготовка отчета о завершении процедуры ликвидации (конкурсного производства) перед собственником, уполномоченным им органом или судом;

20) получение справки налоговых органов об отсутствии задолженности юридического лица перед бюджетом и снятие с налогового учета;

21) закрытие счета (счетов) в обслуживающем банке;

22) получение справки в территориальном органе внутренних дел о приеме печати юридического лица для уничтожения;

23) представление пакета документов о проведении процедуры ликвидации юридического лица в территориальное управление юстиции;

24) получение в департаменте юстиции документа о регистрации ликвидации юридического лица;

25) сдача оставшихся документов ликвидированного юридического лица в территориальный архив.

Ликвидация филиалов и представительств казахстанских и иностранных юридических лиц производится по решению уполномоченных органов создавших их юридических лиц или суда. Порядок их преобразования в юридические лица любой организационно-правовой формы действующим гражданским законодательством Казахстана не предусмотрен.

Поскольку филиалы и представительства не являются юридическими лицами, ответственность по их обязательствам, в том числе и по погашению кредиторской задолженности, при ликвидации несут создавшие их юридические лица.

Следует помнить и о том, что за нарушение действующих нормативных правовых актов при проведении процедур реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также их филиалов и представительств установлены различные виды административной, гражданской и уголовной ответственности.


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...