Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Дорого, но сердито. Поправки в закон об обязательном страховании ГПО водителей

Пока изменения официально не приняты и проходят обсуждение в парламенте. «Литер» неоднократно делился своим видением «слабости» и «сильных сторон» автострахования по-новому. После публикации на прошлой неделе статьи «Ваш страх - наш риск» (1.03.2007) в рубрике «Пара bellum недели», посвященной опять-таки страхованию гражданско-правовой ответственности автовладельцев, в редакцию обратился один из разработчиков этих поправок, пожелав раскрыть все детали нововведений. По мнению Виталия Веревкина, управляющего директора управления автомобильного страхования АО «БТА Страхование» и члена рабочей группы по разработке поправок, «новая автогражданка» не только поднимет с колен убыточное автострахование, но и внесет массу позитива в жизнь обычных водителей.

Зарождение

В работе над законопроектом принимали участие не только ведущие работники крупнейших страховых организаций Казахстана, но и Ассоциация финансистов РК, Агентство по регулированию финансового рынка и финансовых организаций, а также Казахстанский актуарный центр. Перед каждым из экспертов стояли свои задачи.

Законопроект вряд ли бы появился на свет, если бы не родилась концепция развития финансового рынка страны, утвержденная главой государства. Кстати, этот документ, разумеется, тоже не возник на пустом месте, поскольку рынок обязательного страхования «благодаря» низким тарифам становился все более и более убыточным. А развитие сервиса и спектра услуг страховых организаций фактически остановилось.

Десять лет назад после принятия правительством постановления № 1319 об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств по стране прокатился шквал негативных откликов и недовольства: мол, государство «вешает» на нас очередной оброк. Я тоже так думал, пока волею судеб не стал работником страховой компании. Именно тогда в Казахстане зарождалась эра аварийных комиссаров и начал развиваться страховой сервис. И когда мы выезжали на ДТП, то видели одну и ту же картину - люди дрались между собой. Мы в шутку называли это выбиванием денег. Через год-полтора после выхода постановления водители уже не кидались в драку, а спрашивали, в какой компании застрахован виновник ДТП. Даже сегодня при аварии без пострадавших участники происшествия в первую очередь вызывают аварийных комиссаров, а уж потом обращаются в дорожную полицию. Позитив? Конечно. Ведь люди стали получать реальные деньги.

Таким образом начал развиваться страховой рынок. Многие компании в качестве привлекающего маневра стали использовать различные акции - одна давала бензин, другая отправляла своих людей на ДТП, третья предоставляла эвакуатор и скидки на обслуживание на СТО, а четвертая предлагала дополнительное покрытие по автомобилю виновного в ДТП страхователя.

Но социально-экономическая ситуация в стране менялась, люди стали ездить на более дорогих машинах. Стало быть, выросли суммы страховых выплат, а страховые премии остались на прежнем уровне. Приплюсуйте сюда увеличение количества транспорта и ДТП, и поймете, что жизнь сыграла со страховыми компаниями злую шутку. Компании начали выплачивать значительно больше, чем собирали страховых премий. Рынок сервиса сузился, а многие компании стали правдами и неправдами уходить от обязательного страхования ГПО автовладельцев.

Нашей задачей было с помощью внесения поправок в закон РК «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» сдвинуть с мертвой точки рынок сервиса страховых компаний. Именно автогражданка является локомотивом всего страхового рынка, ведь как раз с принятием постановления правительства началось массовое автострахование.

В Казахстане должны заработать эвакуаторы, аварийные комиссары, урегулирование должно стать быстрым и четким, а подсчеты - верными. Многие деловые люди, попадая в ДТП, готовы оставить ключи и уехать, чтобы не нести на себе все тяготы и сложности процесса урегулирования ущерба. Для многих казахстанцев самым дорогим ресурсом стало время.

Прямое урегулирование

Это первый момент, который бы я хотел отметить. Такое новшество позволит нам привести закон об обязательном страховании ГПО водителей к концепции Европейского протокола. Насколько я знаю, система прямого урегулирования действует в 15 странах Европы. Существует несколько моделей такой системы.

Казахстан выбрал свою модель. Приведу пример из жизни. Предположим, сталкиваются две машины, и у обоих водителей есть страховой полис, но разных компаний. Виновная сторона отдает свой полис потерпевшему, который обращается уже не в компанию виновника, а в свою страховую организацию. По предъявлению страхового полиса виновника компания потерпевшей стороны возмещает ущерб своему клиенту. А уж затем компания направляет соответствующие документы в компанию виновника, и компании решают все вопросы между собой.

Почему возник такой механизм? Да потому, что по действующему законодательству люди вроде платят компаниям деньги, а их услуг фактически не видят. Более того, когда случается ДТП, а выплата страховой компании виновника не устраивает потерпевшего, начинается настоящее вымогательство со стороны водителей по отношению друг к другу. Такие случаи и факты имеют место быть.

Институт прямого урегулирования решает еще один немаловажный вопрос - оценку ущерба. До сегодняшнего дня каждая компания и каждая независимая экспертиза оценивала сумму ущерба по своим, внутри установленным правилам. В результате разница выплаченных сумм в разных компаниях нередко составляла сотни тысяч тенге.

Мы придумали, как можно решить этот сложный вопрос. По новому законодательству АФН будет проводить аккредитацию нескольких оценщиков. Их должно быть достаточно, чтобы не затягивались сроки оценки, но не так много - чтобы ими было легче управлять. Таким образом, институт оценки станет прозрачным и будет являться истиной в страховом омбудсмене для всех страховых организаций. Если выяснятся какие-либо несоответствия в выставляемых оценщиками документах, начнут действовать внутренние правила АФН, и в случае выявления каких-либо неправомерных действий, некомпетентности такой оценщик может быть лишен аккредитации АФН. По новому законопроекту страховая компания не будет производить оценку нанесенного ущерба при ДТП, это будут делать аккредитованные оценщики.

Есть еще одна проблема, которая волнует многих автовладельцев, - намеренное занижение страховой организацией окончательной суммы выплаты. Когда все компании станут работать по единому механизму и установленной законом системе выплат, думаю, этот вопрос будет решен. Да, первое время после вступления закона в силу никаких скидок не будет, но задачей каждого клиентоориентированного страховщика будет создание таких условий, чтобы к его услугам обратилось как можно больше людей.

Страховой омбудсмен

Разработка системы прямого урегулирования вызвала у страховщиков вопрос: каким будет процесс возврата денег. Особенно если учесть, что на страховом рынке существуют компании, не выполняющие своих обязательств, многим страховщикам пришлось бы нести большие расходы на судебные разбирательства и выбивание долгов, а это существенные траты на содержание штата юристов и оценщиков. Эти негативные моменты были нами тщательно проанализированы, и витавшая пару лет идея введения в Казахстане института страхового омбудсмена нашла свое логическое применение.

Как раз-таки страховой омбудсмен призван решать все споры между страховыми компаниями. Страхователи, то есть водители, к омбудсмену никакого отношения иметь не будут. На всю страну большинством голосов членов совета представителей будет избираться один страховой омбудсмен, порядок его деятельности и принятия решений в данный момент разрабатываются.

Страховые премии

Они изменятся, причем в сторону повышения. При определении суммы страховой премии для каждого отдельно взятого страхователя будут применяться несколько иные принципы, нежели по действующему законодательству.

В законе появилось деление на регионы с большей или меньшей аварийностью, большими и малыми доходами населения. Тарифы при расчетах сумм страховых премий разрабатывал Казахстанский актуарный центр. Замечу, что казахстанские актуарии имеют лицензии и входят в Международную ассоциацию актуариев. КАЦ - государственная организация, учредителем которой является Национальный банк, поэтому сомневаться в его компетентности не стоит.

Страховые организации при исчислении тарифов страховых премий принимали самое мизерное участие - предоставили статистическую информацию за последние пять лет по сбору премий, средним суммам выплат, аварийности в каждом отдельном регионе Казахстана, убыточности и прочим показателям.

Теперь при подсчете суммы страховой премии, то есть, на обывательском языке, стоимости страхового полиса, не учитывается объем двигателя, поскольку он не является критерием для определения опасности или безопасности автомобиля на дороге.

Новый тариф привязан к территориальному коэффициенту, возрасту и стажу водителя, возрасту автомобиля и наличия у страхователя ДТП, произошедших по его вине. Есть, безусловно, разделение по типу ТС. Как и прежде, они делятся на группы - легковой автомобиль и мотоцикл, грузовой транспорт, автобусы до 16 пассажирских мест, автобусы свыше 16 пассажирских мест и трамваи-троллейбусы.

А теперь применим расчеты актуарного центра на практике. Базовая страховая премия, утвержденная КАЦ, составляет 1,9 МРП, или 2074,8 тенге. По отношению к этому показателю применяется территориальный коэффициент, то есть место регистрации транспортного средства. Если это ЮКО, то коэффициент равен 1,01, если Алматы - 2,96. На величину этого коэффициента влияет аварийность в регионе и уровень доходов местного населения. В Алматы эта цифра самая значительная. Для всех населенных пунктов, не являющихся областными центрами, коэффициент равен 0,8. При расчете стоимости страхового полиса базовая страховая премия размером 2074,8 тенге умножается на региональный коэффициент. Далее полученная цифра множится на коэффициент по типу транспортного средства. Если ТС легковое, то этот показатель равен 2,09. Затем полученная сумма умножается на еще один показатель, касающийся возраста водителя и его стажа вождения. Самая высокая ставка предусмотрена для лиц моложе 25 лет со стажем вождения менее 2 лет. Почему так? Потому что молодежь с малым опытом езды за рулем - самая опасная категория водителей. Последнее звено в подсчетах - возраст авто. Для машин, которым менее 7 лет, коэффициент равен 1,00. Тем ТС, срок эксплуатации которых превышает 7 лет, - 1,10.

А дальше - самое интересное. Начинает работать система бонус-малус - коэффициент аварийности каждого отдельно взятого водителя. Заработает этот механизм не сразу, поскольку страховые истории только планируется объединить в единую систему базы данных. Дальше я расскажу о ней более подробно.

Система бонус-малус позволит страховым компаниям делать скидки безаварийным водителям либо наказывать рублем тех, у кого в течение года были ДТП. За каждый безаварийный год езды человек будет получать скидку 5 процентов, 10 безаварийных лет - 50 процентов от общего для всех тарифа. Конечно, при поощрении либо наказании будет учитываться только статус виновника в случившихся ДТП. Если водитель, к примеру, совершил за год 3 ДТП, при расчете суммы страховой премии будет накидываться коэффициент 2,45. Я считаю, что это справедливо. Если водитель совершает ДТП, а кто-то по его вине несет убытки или кто-то пострадал, то человек должен отвечать за это рублем. Отмечу, что для инвалидов I и II групп, а также пенсионеров страховые премии будут составлять 50 процентов от обязательного тарифа.

Страховые выплаты

Разумеется, никто бы не пошел на поднятие стоимости страховых полисов, не подняв размеры выплат при наступлении страховых случаев. Причем страховые компании с таким раскладом дел согласились. Закон ведь имеет социальную направленность, а с учетом роста цен во многих случаях страховых выплат недостаточно, чтобы нести расходы по ремонту авто.

Вырос размер страховых выплат в случае гибели людей в ДТП с 600 до 1000 МРП за одного погибшего. При нанесении вреда здоровью тоже внесены позитивные изменения. Если получена инвалидность

I группы, человек получит 800 МРП вместо прежних 600, II группа инвалидности - 500 МРП вместо 400, установление инвалидности ребенку и III группа - 500 МРП вместо 300. Если пострадавшему в ДТП требуется стационарное лечение, страховая компания выплачивает не менее 2 МРП за один стацдень вместо прежних 1,5, максимально - не более 300 вместо 200. При нанесении вреда имущества по всему ДТП (если пострадавших машин было больше двух) максимальная сумма выплат составляла 1000 МРП, а по новому законодательству будет равна двум тысячам МРП.

Единая база данных страхователей

В ней планируется собирать статистическую информацию по всем участникам ДТП, независимо от их статуса. В базу данных будет вноситься вся информация о случившемся ДТП - место, дата, время, все участники, объемы и размеры страховых выплат, наименование оценщиков и, естественно, данные о страховщиках.

Единая база данных позволит решить две задачи. Во-первых, исключит вероятность страхового мошенничества. Мы знаем случаи, когда один и тот же человек страховался в нескольких компаниях и получал выплаты при ДТП во всех этих организациях. Случалось, что потерпевшая сторона в процессе оценки и калькуляции выплаты начинала убеждать компанию в том, что повреждений было гораздо больше.

Во-вторых, по единой базе данных будет работать система бонус-малус. Ведь на каждого страхователя в базе данных будет собираться его страховая история. Все страховые компании будут ежедневно направлять информацию в единое хранилище. Подлогов или намеренного придания безаварийному водителю статуса аварийного быть не может, поскольку в качестве основополагающей будет информация, взятая из постановления административного суда. Хранилище будет иметь многоуровневую систему защиты.

Фонд гарантирования выплат

Вопреки сложившемуся мнению средства из фонда будут получать не все пострадавшие в ДТП, а только те, кому нанесен ущерб здоровью или иждивенцы погибшего человека, причем только в случае, если водитель, причинивший вред, скрылся с места происшествия и его личность не была установлена. Моральный вред, ущерб имуществу, упущенная выгода и вред окружающей среде не покрываются выплатами из фонда гарантирования страховых выплат.

Это правильно, ведь завтра при иных условиях получения страховых выплат из фонда по новому законодательству застрахуется один водитель, а остальные будут бегать в фонд за компенсацией.

50 МРП

Речь идет о возможности самостоятельного урегулирования всех вопросов двумя или более водителями при незначительном ДТП, где сумма ущерба составляет менее 50 МРП. Довольно часто при аварии людям приходится по нескольку часов ждать приезда дорожного инспектора, который бы составил схему ДТП и оформил иные необходимые документы.

Ассоциация финансистов РК вышла с инициативой в дорожную полицию с предложением теоретического и практического обучения аварийных комиссаров по составлению схем ДТП. Если между обеими сторонами ДТП нет споров по размеру ущерба и виновности, аварийный комиссар вполне может собрать исходные данные и с ними приехать в дежурную часть дорожной полиции для составления протокола. Обучение навыкам составления схем ДТП работников страховых компаний должно гарантировать, что в дежурной части дорожной полиции не возникнет никаких вопросов по поводу оформленных на месте ДТП документов.

В законопроекте, конечно, право составления схемы ДТП на месте происшествия отдано водителям, но не все имеют такой опыт. Поэтому составление документов самими участниками ДТП по приезду в дежурную часть может вызвать недоумение и возражение полиции. Мы предлагаем роль собирателей исходных данных по ДТП отдать аварийным комиссарам, которые прибудут на место происшествия.

Александра АЛЕХОВА, Алматы


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...