Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Забытые деньги. Мы порой даже не знаем обо всех пенсионных фондах, где находятся наши пенсионные взносы

Забытые деньги

С самого начала пенсионной реформы стихийно сложилось так, что пенсионные накопления вкладчиков могли копиться в нескольких фондах разом, что создавало определенную путаницу. Позже была введена норма “один вкладчик - один фонд”, которая не работала. В связи с этим была введена Программа дальнейшего углубления социальных реформ и развития накопительной пенсионной системы в РК на 2005-2007 год или проще - оптимизация. То есть всех нас автоматически приписали к тому фонду, с которым мы заключили последний договор. Однако загвоздка в том, что теперь мы связаны лишь с одним пенсионным фондом, а деньги-то наши по-прежнему находятся в нескольких. И только сам вкладчик может позаботиться о том, чтобы собрать все свои сбережения воедино. Для этого придется побегать, иначе накопленные в других НПФ деньги не будут включены в пенсию. А для многих из нас сложность состоит еще и в том, что мы порой даже не знаем обо всех пенсионных фондах, где находятся наши пенсионные взносы. Как в таком случае найти свои деньги?

Диверсификация

пенсии

Основанием для перечисления пенсионных отчислений в пенсионный фонд является договор, который заключают между собой вкладчик и фонд. Раньше система работала так. Бухгалтеры направляли платежки в тот фонд, который вкладчику или им лично, или их предприятию казался наиболее удобным. Это мог быть и аффилированный пенсионный фонд. И они предпочитали всех своих сотрудников обслуживать в одном фонде: так и бумаг, и мороки меньше. Если же приходил новый работник, у которого уже был договор с другим НПФ, то и его предпочитали переводить в “свой”. Для этого сотрудника просили подписать новый договор, а иногда обходилось и без этого - в нарушение закона за вкладчика расписывался сам бухгалтер или, к примеру, кадровик.

В результате и возникла эта путаница со счетами. По данным Государственного центра по выплате пенсий, на июль 2006 года в стране было открыто 11 с половиной миллионов пенсионных счетов, хотя число экономически активных граждан у нас всего 7,8 миллиона человек (на 2004 год). В ходе проверки выяснилось, что примерно 1,2 миллиона казахстанцев имели договоры с двумя разными фондами, 190 тысяч - с тремя, 23 тысячи - с четырьмя, 2649 человек - с пятью, 244 - с шестью, 29 - с семью. И обнаружен один человек, который держал свои пенсионные отчисления в восьми фондах.

В результате, ясное дело, и статистика фондов была неточная. В отчетах они указывали фактически несуществующих вкладчиков - то есть тех, от кого уже давно не поступают деньги, но счета которых по закону фонд все еще должен сохранять и инвестировать. Если население эта ситуация особенно не обременяла, то для всей пенсионной системы она обернулась немалыми финансовыми затратами. Ведь каждому пенсионному счету уделялось внимание, с ним работали, информация о нем была в архивах, в базах данных, пенсионные фонды были готовы обслужить каждого своего клиента, в том числе тех, на чьи счета взносы не поступали ни разу.

Последний,

но нелюбимый

Когда в июле прошлого года власти решили навести в этой сфере порядок, проблем оказалось еще больше. С одной стороны, придумано все неплохо: законным считается договор, заключенный с последним фондом, предполагается, что это и есть самое свежее волеизъявление вкладчика. Как пояснила в интервью “НП” Майра Кичигина, исполнительный директор Пенсионного фонда Народного банка, эта система значительно снизила зависимость вкладчика от работодателя. Теперь теоретически работодатель не знает, в каком фонде обслуживается его работник, бухгалтер направляет все платежки в Государственный центр по выплате пенсий (ГЦВП), а центр уже перечисляет поступления единственному закрепленному теперь за вкладчиком фонду.

Однако мы имеем реальную возможность не найти теперь все свои деньги, если сами об этом не позаботимся. Как рассказывает Майра Кичигина, согласно закона вкладчик обязан при заключении нового договора позаботиться о переводе своих сбережений из старого фонда в новый. Для этого нужно в фонде А (бывшем) написать заявление на перевод пенсионных накоплений в фонд В, сознательно выбранный вкладчиком. “Система эту норму требует, но вместе с тем позволяет вкладчику допустить это нарушение. А надо подстегнуть его к тому, чтобы он позаботился об этом”, - поясняет эксперт.

Итак, в данный момент мы связаны с тем фондом, договор с которым заключен более поздней датой. А наши деньги тем временем разбросаны по всем фондам, с которыми мы когда-либо заключали договоры. Конечно, средства принадлежат только вкладчику, и они никуда не могут деться, но если сам вкладчик о деньгах не позаботится, он их не вернет. В особенно затруднительном положении оказались те люди, которые не помнят названий своих бывших пенсионных фондов. Сегодня для того, чтобы собрать свои сбережения, нужно обратиться в ГЦВП, получить информацию обо всех фондах, которым вы доверяли свои сбережения, затем обратиться в эти фонды с заявлением, чтобы они перевели все ваши деньги в тот единственный пенсионный фонд, которому вы решили доверить свои накопления.

Забытые на старых счетах деньги - не единственная проблема, с которой столкнулись вкладчики. В некоторых случаях последний фонд - это вовсе не тот фонд, с которым бы вы на самом деле хотели сотрудничать. К примеру, работает журналист пятнадцать лет в одной и той же редакции. А тут коллеги из аналитического журнала попросили его подготовить статью. И когда журнал начислял журналисту гонорар, он автоматически приписал внештатного автора к “своему” пенсионному фонду, а журналист этого и не знал. Или же забыл. В такой ситуации именно этот, последний, фонд и становится для вкладчика основным, а на деле там лежит, к примеру, лишь 1000 тенге. А тот фонд, где накоплены уже 150 тысяч, оказался в стороне. И деньги соответственно тоже. В такой ситуации вкладчик опять же должен сам позаботиться о том, чтобы остаться со “своим” фондом. Для этого подробности можно опять же выяснить в ГЦВП, а с любимым фондом нужно заново составить договор.

Система для людей

Конечно, необходимость выяснять судьбу своих пенсионных отчислений попортит казахстанцам немало нервов. И, вполне возможно, какие-то суммы так и останутся “бесхозными”. То есть хозяин у денег, конечно, есть. Но если сам вкладчик о себе не позаботится, эти деньги не будут включены в его пенсию.

Специалисты пенсионных фондов знают, как преобразовать нынешнюю систему таким образом, чтобы у вкладчика просто не было шанса потерять свои деньги.

В Чили, откуда заимствована модель нашей пенсионной системы, договор заключается только один раз - когда вкладчик начинает откладывать на беззаботную старость. Если же он потом пожелает сменить фонд, то делается это не с помощью договора, а с помощью заявления о переводе. Причем пишет он это заявление в фонде-получателе, то есть в том, в каком он хочет отныне обслуживаться. Все остальное делают сами НПФ. В итоге уже сделанные накопления переводятся в новый фонд.

Есть еще один вариант, он сейчас рассматривается Министерством труда и социальной защиты Казахстана. Предлагается отказаться не от договоров, а от заявлений. И ввести автопереводы. Сменяет человек фонд или закрепляет за ним ГЦВП последний фонд, туда и должны автоматически перечисляться накопленные ранее средства. Ведь зачастую в регионах очень сложно найти представительство своего “бывшего” НПФ, где можно было бы написать заявление, так пусть система сама урегулирует это вопрос.

Амина Джалилова


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...