Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

В Сенате презентована новая модель государственного управления - озадачены и правительство, и депутаты

АСТАНА - Как будет выглядеть структура правительства, министерств и акиматов после проведения административной реформы, сенаторам объяснял вице-премьер-министр экономики и бюджетного планирования Аслан МУСИН.

Депутаты слушали очень внимательно - подобного в Казахстане еще не было. Тем более что вице-премьер сразу отметил: разработанная схема, хоть и основывается на мировом опыте, все же не имеет полностью идентичных аналогов.

Схема госуправления, по его словам, будет такой: премьер-министр - заместитель премьер-министра - служба обеспечения деятельности премьер-министра и его заместителя - группа советников заместителя премьер-министра и группа советников премьер-министра - министр - аким области, Астаны и Алматы - аким района - аким аула, поселка. Везде, кроме последнего звена, будет введен принцип корпоративного управления.

Новый статус министерств и акиматов основан на «разграничении полномочий политических и административных функций, введении принципов корпоративного управления, предоставлении возможности руководителю сосредоточиться на вопросах выработки политики, разработке и принятии стратегического плана госоргана, разгрузке руководителя от текущей работы, связанной с реализацией программных документов».

Разграничить полномочия планируется по следующей схеме: министр - совет директоров - служба внутреннего контроля - группа советников - служба обеспечения деятельности министра - генеральный директор. Должности вице-министров аннулируются. Сам же министр возглавит совет директоров, в состав которого войдут представитель Администрации президента, генеральный директор министерства, руководитель службы внутреннего контроля и независимые директора.

В полномочия совета войдет утверждение фонда оплаты труда министра, гендиректора и его заместителей, согласование стратегического плана госоргана, программы развития госоргана, ежегодного план госоргана, структуры и штатной численности ведомства, плана финансирования, финансовой отчетности госоргана.

Поскольку должность министра или акима является политической, руководителю ведомства дается право заниматься именно политикой: принимать решения, разрабатывать и утверждать стратегические документы. Все каждодневные функции, включая выполнение поручений министра, возлагаются на генерального директора, который будет назначаться президентом страны.

К полномочиям гендиректора отнесена разработка программы развития госоргана, ежегодного плана госоргана, исполнение решений и программных документов, принимаемых министром, определение структуры и штатной численности госоргана в пределах фонда оплаты труда министерства.

Такую же схему планируется внедрить и в акиматах, с тем лишь исключением, что в состав совета директоров акимата города областного значения или района вместо представителя Администрации президента войдет представитель областного акимата.

Естественно, такие новшества не могли не вызвать интерес депутатов. Но наряду с интересом у сенаторов есть и некое беспокойство. В этой связи Ахан БИЖАНОВ предложил вице-премьеру провести вначале эксперимент: ввести пилотные проекты в паре министерств и паре акиматов. Аслан Мусин признал, что беспокойство у него тоже есть. Но сказать, как именно будет внедряться новая модель, он пока не может:

- Мы тоже сильно переживаем за это. Изучение мирового опыта показывает, что в среднем для реформирования госслужбы в разных странах отводилось время от 3 до 10 лет. Другой вопрос - наша страна, нам кажется, мы живем по каким-то другим стандартам, наша страна развивается другими темпами, потому что президент перед нами ставит исключительные задачи, и мы их стараемся решить в очень короткие сроки. Я не знаю, будет ли нам дано такое время - от 3 до 10 лет. Конечно, зная ответственность перед государством, перед народом, никто не собирается сломя голову ее внедрять. Нам надо ее принять, а она еще не принята. Как только она будет принята, я думаю, после обсуждения, наверняка она изменится, потому что много будет различных предложений. Конечно, у нас и сегодня есть понимание, что ее надо вводить поэтапно, однозначно надо делать пилотный проект. Мы считаем, что торопиться не надо, обязательно надо делать апробацию. Я уверен, для того чтобы эта система заработала, нам нужно время.

Презентация системы показала, что у парламента и правительства разные точки зрения по одному и тому же вопросу. Так, сенаторы предположили, что при подобной схеме, когда в одном ведомстве два по сути равнозначных руководителя, причем оба - назначаемые президентом, может возникнуть двоевластие, и министр с гендиректором примутся дружно тянуть одеяло в разные стороны.

Аслан Мусин возразил - именно назначение президентом двоевластие прекратит:

- Это реформирование как раз направлено, чтобы не было никакого двоевластия. Президент в каждом своем выступлении говорит о том, что нам надо разделить функции: политические функции министра, акима и исполнительную работу, которой будут люди заниматься. Отношения министра, акима и гендиректора будут заключаться на основе договора, где будут прописаны обязанности гендиректора. Он отвечает за эту отрасль по конкретным позициям, и министр больше не вмешивается в это дело. Министр имеет право поставить перед президентом за конкретно невыполненные договорные обязательства вопрос об отставке гендиректора. Я наоборот, считаю, что такая работа больше разграничивает функции и повышает ответственность людей.

Внедрение новой системы потребует и участия законодателей, причем не только в качестве советчиков. Для нормального функционирования госорганов по новой модели требуется принятие около 400 нормативных правовых актов. А возможно, и внесение изменений в Конституцию, поскольку, как пояснил вице-премьер, речь идет о новой функции правительства.

…По итогам встречи депутаты попросили у вице-премьера соответствующие документы по предстоящей реформе - для собственного изучения и информирования населения в своем регионе. Аслан Мусин просьбу не удовлетворил, объяснив, что, поскольку предложения еще не одобрены президентом, нести эти планы правительства «в народ» по меньшей мере некорректно.

Ирина Сергеева, 09.03.2007

Ораз Жандосов: «С советами директоров идея не совсем понятная…»

Ноу-хау от правительства вызывает, прямо скажем, неоднозначные чувства. Помочь разобраться, насколько эффективны будут предлагаемые реформы, мы попросили бывшего чиновника, работавшего в одном из составов кабмина на посту вице-премьера, Ораза Жандосова.

- В самом желании сделать административную службу более стабильной нет ничего криминального. В принципе, направление правильное. Но по самой данной презентации сложно судить о сущности предстоящей реформы. Разве только то, что она будет достаточно большой. Но слишком много неясных моментов. Например, пункт о «разграничении полномочий политических и административных функций». Такое разграничение существует и сейчас, само определение предусматривает его. Если имелось в виду что-то другое, так и нужно было говорить.

Что касается принципов корпоративного управления, на мой взгляд, в нашей сегодняшней ситуации это не тот шаг, который необходим в Казахстане. Да и что такое корпоративное управление в применении к государственным органам - это сам по себе очень спорный вопрос. Если имелись в виду те принципы, которые реализуются в бизнес-структурах, то в государственных органах они по идее уже должны существовать, причем функционировать на два порядка лучше. Например, такие составляющие этих принципов, как транспарентность и нацеленность на конечный результат.

Если в бизнесе хорошая компания работает на интересы своих собственников и в меньшей степени - менеджмента, то министерство по определению должно работать на всех граждан Казахстана. То есть нет такой характеристики корпоративного управления, которая сама по определению не должна бы быть развита на государственной службе. Сразу приведу пример, как должны работать государственные органы: первый в Казахстане финансовый аудит у международного аудитора провел Национальный банк в 1994 году.

Причем в госорганах эти принципы должны быть имманентны. Если в бизнес-структуре они могут быть в полной мере, а чего-нибудь может и не быть (ни транспарентности, ни отчетности), то в государственных органах - обязательно все и с самого начала.

С советами директоров тоже идея не совсем понятная. Совет директоров в бизнесе - это орган, призванный контролировать деятельность менеджмента. Поскольку у менеджмента нет долгосрочного интереса, завязанного на интересах собственника, а есть только текущий, краткосрочный интерес, сразу возникает вопрос: кто тот собственник, который назначает директоров, и кого он будет назначать? По форме идея вроде имитирует эту структуру, но в итоге подразумевается, что есть разница между текущими интересами министра и глубинными - президента, как субъекта, который по Конституции делегирует министру его права. И совет директоров должен отстаивать интересы президента, защищать их и продвигать. При этом министр возглавит этот совет. Зачем это вообще нужно - я не понимаю.

Роман Иванов, 09.03.2007


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...