Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Проблемы определения статуса «нелегальных» мигрантов и гармонизации законодательства в этой области давно стоят на повестке дня

Проблемы определения статуса «нелегальных» мигрантов и гармонизации законодательства в этой области давно стоят на повестке дня

В последнее время президент Назарбаев часто поднимает вопрос о евразийской интеграции, с разными вариациями (в 2005 и 2006 году это центральноазиатский союз и концепция для Центральной Азии, в последнем послании прозвучала идея о Евразийском экономическом союзе). Один из процессов, который должен подтолкнуть страны Центральной Азии, - это миграция внутри региона.

Согласно отчету Всемирного банка по миграции, Казахстан является 9-й страной по приему мигрантов. Среди мигрантов преобладают оралманы, этнические казахи, проживавшие за пределами страны, и трудовые мигранты, которые приезжают в основном из более бедных стран региона - Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. Число трудовых мигрантов, приезжающих в Казахстан, варьируется от 300 до 500 тысяч человек1. Важными центрами трудовой миграции являются Алматы, Астана, Западный Казахстан, Южный Казахстан.

Большинство трудовых мигрантов - это те, у которых нет разрешения на работу, и чьи доходы не декларируются компаниями, которые их нанимают. Согласно Международному бюро по труду, использование термина «нелегальный мигрант» подразумевает криминальный подтекст; поэтому оно рекомендует использовать термин «мигрант с неурегулированным статусом».

Действительно, эти мигранты не являются преступниками, а сами становятся заложниками своего положения, попадая в зависимость от работодателя, который диктует условия работы, без предоставления каких-либо дополнительных компенсаций помимо минимальной зарплаты. Да, большинство таких мигрантов имеют низкую квалификацию, но ни в коем случае нельзя умалять достоинства и такой рабочей силы. Талантливость, способность к ремеслу и экономические навыки у населения Центральной Азии традиционно высокие.

Решать проблему определения статуса трудовых мигрантов и гармонизации законодательства в этой области страны региона должны совместно. Однако между странами до сих пор нет единой политики в этом аспекте, что усугубляет плачевное положение мигрантов. Законодательство в вопросе миграции несовершенно и оставляет лазейки для местных органов власти использовать его по своему усмотрению.

Власти Казахстана также противоречивы в своем отношении к миграции. Правительство Карима МАСИМОВА в своем плане работы на 2007-2009 гг. говорит о намерении разработать «долгосрочную миграционную политику, направленную на удовлетворение дополнительных потребностей страны в трудовых ресурсах». В то же время планируется расширять полномочия миграционной полиции, принимая во внимание «особенности центральноазиатской миграции», что, в свою очередь, может повлечь за собой беспредел в действиях полиции.

Очевидно, что власти Казахстана неоднозначно относятся к процессу миграции. В то же время интенсификация миграционного процесса в странах Центральной Азии свидетельствует о том, что как бы ни закрывались страны друг от друга, человеческий фактор преодолевает эти барьеры, становясь исходной точкой в диалоге между странами.

Конечно, трудовая миграция имеет свои отрицательные и положительные стороны, и, изучив их, правительство Казахстана сможет регулировать ее, обращая ее на пользу экономической ситуации в стране и в регионе.

Положительные стороны от трудовой миграции в целом для Казахстана, как для принимающей стороны:

* приток необходимой рабочей силы и удовлетворение спроса на рынке труда;

* улучшение демографической ситуации за счет того, что часть трудовых мигрантов интегрируются в общество, где работают;

* более благоприятные условия для инвестиций компаний Казахстана в странах Центральной Азии.

Вместе с тем трудовая миграция приносит и плюсы странам Центральной Азии, экспортирующим мигрантов. Это:

* трудоустройство населения и снижение социальной напряженности;

* приток дополнительных денежных средств в эти страны за счет заработков мигрантов. Вследствие этого повышается уровень покупательской способности и сбережений населения;

* создание целых сетей, которые помогают трудоустраиваться мигрантам в Казахстане;

* повышение профессиональных навыков мигрантов, если они заняты по специальности.

Впоследствии мигранты могут использовать эти навыки у себя на родине, при условии улучшения экономической и политической ситуации.

Также миграция внутри региона укрепляет неформальные связи между странами, сближая их, другими словами - создает хорошую почву для сотрудничества, и в дальнейшем - для интеграции.

К негативным эффектам, которые может вызвать трудовая миграция в Казахстане, относятся следующие:

* повышенная конкуренция для местного трудоспособного населения и вследствие этого усиление межэтнической напряженности;

* неадекватное восприятие мигрантов, результатом которого может стать недопонимание между странами;

* наличие мигрантов с неурегулированным статусом способствует сокрытию налогов, а значит, и увеличению доли теневой экономики.

Для Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана тоже есть отрицательные стороны. Самый главный минус - отток образованных специалистов, которые необходимы для развития собственных экономик. Также, согласно Всемирному банку, миграция не является долгосрочным решением проблем безработицы и таким странам необходимо внедрять полноценные программы экономического развития. Очевидно, что насколько миграция помогает решать определенные проблемы, настолько она и создает их, точнее они возникают из-за нежелания между странами сотрудничать в этой области.

Однако с тем режимом, который существует в Узбекистане, и с теми проблемами, с которыми сталкивается Кыргызстан, поиск работы в других странах, где созданы более благоприятные условия, является оптимальным решением для многих людей.

Казахстан, с его огромной территорией, стремительным оттоком специалистов за рубеж в 90-х годах, быстро развивающимися секторами услуг, строительства, банковского сектора, страдает от недостаточного предложения рабочей силы на рынке труда.

Так, например, в секторе строительства нехватка рабочей силы оценивается в 25000 человек, а в сельском хозяйстве - до 100000 человек2. То есть село остается без работников, количество депрессивных районов растет, что может полностью похоронить «деревню» - источник жизни.

Многие из трудовых мигрантов заняты в сфере торговле и на многочисленных стройках больших городов Казахстана (Алматы, Астана), на табачных плантациях (в Южном Казахстане), в аграрном секторе, чаще всего получая при этом минимальную оплату, на которую бы не согласились граждане Казахстана (разница между минимальной оплатой труда казахстанцев и трудовым мигрантов составляет около 150 - 200 долларов). Так как прожиточный минимум в Кыргызстане и Узбекистане ниже, чем в Казахстане, эта минимальная оплата для трудовых мигрантов имеет большую покупательскую способность, принимая во внимание то, что большую часть денег они отсылают или вывозят на родину.

Наем трудовых мигрантов влияет на более низкие потребительские цены, так как, благодаря более низкой оплате труда, снижаются производственные расходы.

Отрицательной стороной такого рынка является то, что многие из этих компаний не регистрируют иностранных рабочих, тем самым пытаясь избежать налогов. Это негативно сказывается и на самих трудовых мигрантах, которым приходится работать в более тяжелых условиях и под угрозой депортации из страны.

С августа по декабрь 2006 года в Казахстане проходила акция по легализации мигрантов с неурегулированным статусом. В целом по Казахстану было зарегистрировано около 150000 человек, из них в Алматы - 25199 мигрантов, большинство из таких мигрантов заняты на строительных объектах3. Подобные акции не должны быть одноразовыми. Гораздо целесообразнее было бы облегчить правила въезда, регистрации и трудоустройства мигрантов, координировать деятельность Комитета по миграции Казахстана с соответствующими органами тех стран, откуда они приехали. Тем самым власти Казахстана смогут лучше контролировать перемещение этих мигрантов на территории страны, отслеживать их занятость, предупреждая их вовлечение в криминальный бизнес.

Многие из мигрантов приезжают в Казахстан в поисках сезонной работы, оставляя семью в своей стране. Однако есть и такие, которые остаются в Казахстане насовсем, приобретая гражданство. В основном они мигрируют и оседают в приграничных с их страной районах Казахстана. Например, большинство мигрантов из Узбекистана находятся в Южном Казахстане. Приблизительное их число оценивается в 20000 человек, и они составляют большую часть всех мигрантов в республике.

Численность же кыргызских мигрантов, приезжающих в Казахстан ежегодно, колеблется от 40000 до 100000 человек. Чаще всего это сезонные мигранты, приезжающие на сельскохозяйственные работы, а также занимающиеся торговлей.

В целом мигранты из стран Центральной Азии положительно влияют на демографическую динамику в стране, быстро ассимилируясь и владея базовыми знаниями казахского языка и традиций. Также яркая и сильная культура среднеазиатских народов могла бы повысить казахскую самобытность, укрепить моральные устои и поднять демографические показатели!

Многие трудовые мигранты приезжают по уже созданной «сети» родственников и знакомых, занимающихся бизнесом в Казахстане. Мигранты более ранней волны открывают дверь более поздним. Однако возможен и обратный процесс. Трудовые мигранты из Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана могут способствовать приходу казахстанского бизнеса на рынки своих стран.

Самым важным преимуществом для стран Центральной Азии является трудоустройство населения. Например, по неофициальным данным, в Узбекистане уровень безработицы колеблется от 20% до 50% в зависимости от региона. В основном мигранты из Узбекистана выезжают в Казахстан, Россию и Китай.

Сопутствующим трудовой миграции благоприятным фактором является приток денежных средств, повышается покупательная способность населения, тем самым генерируя спрос и повышая производство. В целом это имеет положительный эффект на рост ВВП.

Согласно Всемирному банку, в 2004 году денежные перечисления казахстанских трудовых мигрантов составили 2% от ВВП страны, в Кыргызстане этот показатель оценивался в 9% ВВП, в Таджикистане - 14%4. Эти данные не включают заработки сезонных мигрантов, которые не пользуются банковскими услугами для перевода денег. Если принять это во внимание, доля притока денежных средств, зарабатываемых мигрантами, увеличивается в несколько раз.

Выезд на заработки позволяет мигрантам из Центральной Азии улучшить материальное положение своих семей. Это облегчает правительствам этих стран решение такой задачи, как борьба с бедностью. Благодаря трудовой миграции, семьям в беднейших странах региона удается иметь доход хотя бы в пределах минимального прожиточного уровня.

Однако неурегулированная миграция может приводить к межэтническим конфликтам, как это произошло на западе Казахстана между турецкими и казахскими рабочими осенью 2006 года. Поэтому Казахстану прежде всего необходимо упростить правила въезда и пребывания трудовых мигрантов на территории республики, для того чтобы снизить процент мигрантов с неурегулированным статусом. Упрощая правила для мигрантов, наша страна тем самым обеспечивает себе механизм регуляции миграции и отслеживания уплаты налогов с доходов трудовых мигрантов.

Кроме того, странам Центральной Азии необходимо отработать законодательную базу по миграции, так чтобы она четко определяла права мигрантов. Эти страны могут взять за основу международные конвенции по миграции и приспособить их к своим условиям. Соглашения между странами Центральной Азии в этой области прежде всего должны быть направлены на защиту прав мигрантов, а не защиту рынков от мигрантов.

Создание информационных каналов, которые помогали бы трудоустраиваться мигрантам в тех секторах, где есть нехватка рабочей силы, способствовало бы улучшению экономического эффекта от миграции для нашей страны и для самих мигрантов.

Страны могли бы совместно создавать центры юридической помощи мигрантам. Кроме того, сотрудничество в области миграции между странами Центральной Азии помогло бы улучшить качество статистики, так как в данный момент официальные и неофициальные цифры по миграции значительно отличаются друг от друга.

Страны Центральной Азии должны прийти к пониманию в отношении миграции, а не ограждаться от нее или делать вид, что этой проблемы не существует.

Мария Дисенова, аналитик Института экономических стратегий - Центральная Азия (ИНЭС-ЦА)

Мария Дисенова, 09.03.2007


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...