15°

Астана

Ясно

Вероятность осадков: 2%

Влажность: 48%

Давление: 734 мм рт. ст.

Ветер: восточный, 4.0 м/с

Завтра

Завтра
Подробный прогноз

Выбрать другой город

  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Астана
  • Атырау
  • Байконур
  • Костанай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Кызылорда
  • Мерке
  • Павлодар
  • Петропавловск
  • Семипалатинск
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
  • Шымкент
182.00

27 августа 

Курс НБРК

182.00

-

АЛМАТЫ

Покупка

181.50

Продажа

182.50

АСТАНА

Покупка

181.38

Продажа

182.14

Подробнее
240.11

27 августа 

Курс НБРК

240.11

-0.08

АЛМАТЫ

Покупка

239.34

Продажа

240.84

АСТАНА

Покупка

239.26

Продажа

241.04

Подробнее
Новости за сегодня

Для педагогов-психологов забыли сформулировать обязанности

12 марта 2007, 17:28

Для педагогов-психологов забыли сформулировать обязанности СЕМИПАЛАТИНСК - В этом году школьная психологическая служба отмечает двадцатилетний юбилей. Но, несмотря на то что официально...

Для педагогов-психологов забыли сформулировать обязанности

СЕМИПАЛАТИНСК - В этом году школьная психологическая служба отмечает двадцатилетний юбилей. Но, несмотря на то что официально психологи в штат школ были введены еще в 1987 году, они по-прежнему лишены юридического статуса. О проблемах психологической службы в отечественных школах наш разговор с представителем методического объединения школьных психологов г. Семипалатинска Натальей КОНОВАЛОВОЙ.

Наталья Викторовна, а нужна ли психологическая служба в современной школе?

- Для того чтобы ответ на этот вопрос выглядел аргументированным, стоит заглянуть в проект «Концепции двенадцатилетнего среднего образования в Республике Казахстан», которая в первую очередь опирается на работу школьной психологической службы.

В проекте сказано, что главная цель - «формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества». То есть современный ученик должен самостоятельно добывать новые знания, уметь анализировать и синтезировать полученный объем новой информации. Но чтобы достичь этой заявленной цели, необходимо учитывать психофизиологические и возрастные особенности развития личности. Кто, как не психологи, будут этим заниматься?

То есть психолог становится главным лицом в новой системе образования?

- Сегодня у школы проблема из проблем - отсутствие мотивации у школьников к обучению. Проще говоря, дети не хотят учиться. Почему? С какого возраста? Из-за чего это происходит? Как пробудить у детей интерес и к получению образования, и вообще к посещению школы? Психолог проводит диагностику на разных этапах - в первом классе, накануне перехода в пятый класс и т.д. Затем на основании результатов мы с педагогами разрабатываем программу совместных действий, чтобы эту мотивацию повысить.

А ведь есть еще множество иных проблем: девиантные дети, интеллектуальное развитие, выявление одаренности, детская тревожность, развитие лидерских качеств. И это только небольшая часть вопросов работы психолога с детьми.

Я уже не говорю о традиционных школьных консилиумах, где учитель вместе с психологом вырабатывают методику взаимоотношений с конкретным ребенком. Например, у нас в школе был мальчик, казавшийся забитым и неспособным анализировать. Методы психологической диагностики позволили выявить у него способности к абстрагированию, не свойственные многим его сверстникам. Но как только его поднимали для ответа в классе, он начинал волноваться и сразу терялся. Рекомендации психолога учителю-предметнику помогли по-новому взглянуть на ребенка, и тот вскоре раскрылся.

В общем, доводов в пользу существования в школе психолога можно приводить бесконечное множество.

Но при этом сегодня школьного психолога как бы и нет?

- Психологи-то есть, а вот официального статуса для них в Казахстане нет. А без этого невозможно четко говорить о положении школьного педагога-психолога, его правах и обязанностях.

К примеру, такой документ давно принят в соседней России. Там определен не только сам статус, но и функции, ответственность, права, задачи педагога-психолога; расписан объем его работы (то есть почасовая нагрузка), продолжительность трудового отпуска, оплата.

У нас же несколько лет назад был разработан проект подобного документа, но он так и не утвержден. И в итоге директора школ, опираясь на действующее казахстанское трудовое законодательство, вменяют школьным психологам (как обычным госслужащим) нагрузку 40 часов в неделю. Для сравнения: у школьного педагога ставка составляет 18 часов в неделю.

Единственное, что сегодня хоть как-то могло бы регламентировать нашу работу, - составленное Министерством образования «Положение о правовом статусе психолога психологической службы в организациях образования РК». Но это - декларативный документ, составленный из лозунгов, призывающих школьных психологов способствовать формированию полноценной развитой личности.

А как содействовать? В каких направлениях развивать? Сколько часов в неделю заниматься этим? У педагогов-предметников есть утвержденные программы по каждой дисциплине, есть понятие Госстандарта, в рамках которого учитель обязан дать определенный объем знаний и умений. У них, наконец, есть поурочное расписание. У психолога нет ничего подобного! Даже оплата нашего труда не соответствует школьному уровню.

То есть?

- Дело в том, что в Законе РК «Об образовании» есть перечень педработников. В нем указан и педагог-психолог. А у финансистов есть строго расписанные нормы начисления и должностные оклады работников образования.

Здесь учтены все специальности и должности - от заведующего кафедрой до рядового школьного учителя. Но педагогов-психологов в этой так называемой категории G10 нет. Для нас определен статус в иной группе - G9. Нас не удосужились отнести к педагогическим работникам.

Не знаю, связано ли это с тем, что у школьных психологов нет статуса, или нас приравняли вообще к психологам. Ведь существует множество направлений - юридическая, коммерческая, банковская психология. Есть даже психология животных. Что же, нас всех под одну гребенку причесывать?

Что меняется от того, в какой бухгалтерской графе оказались психологи?

- В итоге этих несостыковок школьные психологи существенно потеряли в заработной плате. Это стало особенно заметно после последнего повышения. Наш оклад и так изначально был невысок. А теперь если учитель получает от 30 до 40 тысяч тенге, то психолог - около 20 тысяч. Мы тут попытались сравнить. Педагог с 20-летним стажем, работающий на полную ставку и обладающий 14-м разрядом, получает 42 тысячи тенге, а психолог, обладающий точно таким же стажем, категорией и нагрузкой, - 23, то есть вполовину меньше!

Вот и получается, что с переходом на новую Концепцию школьного образования роль и ответственность психолога возрастают на порядок, а зарплата при этом на порядок меньше.

То есть в Министерстве образования продумали суть вашей работы, но не ее оплату?

- Парадокс состоит в том, что и о сути особо никто не раздумывает. Мало того, что у отечественных школьных психологов нет соответствующего статуса, в Казахстане нет и собственных методических разработок по работе школьного психолога. Все педагоги-психологи опираются на российские пособия, методички, программы и разработки.

При этом школьных психологов неизменно проверяют. Хотя, по большому счету, на основании чего можно делать выводы о результативности работы психолога в школе? Математик обязан научить детей решать квадратные уравнения. Это есть в программе. Проверяющие свидетельствуют: научил или нет. А на основании чего психологов оценивать? Ни статуса, ни рекомендаций, ни программы, ни направлений работы нигде не прописано.

Добавьте к этому, что работа педагога-психолога не включена в базисный план. Попросту говоря, их нет в расписании. То есть свои 40 часов недельной нагрузки педагог-психолог должен отработать после окончания занятий. Сколько усилий я должна потратить на то, чтобы после шести-семи уроков учащиеся пришли ко мне? А, как психолог, я прекрасно понимаю, что и перезагружать детей нельзя. Я бы рада была, чтобы уроки психологии были внесены в расписание и мне не приходилось бы каждую неделю изворачиваться, чтобы умудриться выполнить собственные обязанности.

ОТ РЕДАКЦИИ - Наверняка вышеописанное положение дел сложилось не только в Семипалатинске, но и в других регионах страны. То есть проблема требует вмешательства на республиканском уровне. И семипалатинское методическое объединение школьных психологов планирует поднять этот вопрос в Астане. Мы в свою очередь тоже послали запрос в Минобразования. О том, как планируют решать эту проблему в профильном ведомстве, мы расскажем в следующих номерах газеты.

Анна Радченко, 09.03.2007


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Гость_Алексей 10 июля 2007 19:38
0
Совершенно с вами согласен, казахстанский психолог не обладает никаким статусом и сэтим нужно что-то делать
Гость_Darya 26 марта 2009 16:50
0
не понятно за сколько часов по Карагандинской области платят педагогам-психологам 20000,мне лично за 40 часов, хотя в документации в других областях Казахстана ставка психолога в средней школе 36 часов, в других 25 часов.
Гость_Школьный психолг г. Уральска 31 августа 2011 00:30
0
В этой статье показаны все проблемы школьного психолога. Я совершенно с вами согласна!!! Школьный психолог загружен очень сильно своей работой и его ещё загружают другой работой. Зарплата очень маленькая, а требования оргомные. Нужно эту проблему поднимать на должный уровень и соответсвенно решать.
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код