Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Заходи - не бойся, выходи - не плачь. Такой лозунг можно поместить при входе в любой из отечественных банков

Видимая доступность получения банковского кредита для потребителя на входе, и очень тяжелое, часто непосильное бремя платежей на выходе - признак «неправильного» временного бизнеса, для которого главным критерием является получение максимально большой прибыли сегодня вместо обеспечения пусть не такого большого, но стабильного дохода в долгосрочной перспективе. Что бы там ни говорили о продвинутости отечественных банков на постсоветском пространстве, казахстанский банковский сектор все больше напоминает перевернутую пирамиду с вершиной внизу и широким основанием вверху. Сейчас все мы стоим на открытой площадке двенадцатого этажа и чувствуем, что рано или поздно упадем. Хотя всегда знали, что можно спуститься вниз и выйти через дверь.

Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings прогнозирует в период с 2006 по 2009 годы более чем трехкратный рост активов казахстанских банков, а также почти пятикратное увеличение объемов кредитования ими физических лиц, что повысит степень проникновения банковского сектора (соотношение совокупных активов банков и ВВП) с 61 процента в 2005 году до 95 в 2009-м.

Fitch Ratings предупреждает, что текущие и будущие темпы экспансии в областях высокого риска (строительство, малый и средний бизнес), а также в секторах небольшого банковского опыта (розничный сегмент, особенно ипотека и выход на внешний рынок) обуславливают высокие кредитные риски. Их усиливает стремительное наращивание объемов иностранных заимствований.

Получив доступ на мировой рынок капитала, казахстанские банки активно этим пользуются. Инструменты зарубежных заимствований в виде эмиссий еврооблигаций, синдицированных кредитов и прямых линий от международных финансовых организаций стали ключевым источником повышения капитализации. Так, за период с 2001 по 2006 годы активы казахстанских банков ежегодно увеличивались в среднем на 62 процента.

Разумеется, складывающаяся ситуация не может не беспокоить государство - слишком многое в экономике завязано на банковском секторе, чтобы потерять над ним управление.

На конгрессе финансистов в середине ноября прошлого года президент страны Нурсултан Назарбаев озвучил озабоченность властей «характерными тенденциями роста банковской системы и сопутствующими рисками». Он напрямую увязал рост потребительского кредитования с падением качества активов, указал на то, что диверсификация кредитных портфелей оставляет желать лучшего, а также на чрезмерное увлечение банками внешними заимствованиями и операциями. Совершенно логично, что государство стремится ужесточить контроль за банками со стороны фискальных и регулирующих органов. Кроме того, через так называемую систему раннего оповещения финансового кризиса пытается задействовать механизмы отвлечения денежной массы по схемам «банки - клиент - фондовый рынок» и «банки - фондовый рынок». Неудивительно поэтому, что на создание регионального финансового центра в Алматы (РФЦА) брошены интеллектуальный потенциал в лице бывшего директора МВФ Джеймса Вульфенсона, финансовые возможности в формате первоначального бюджетного финансирования новой фондовой площадки, создание мощной организационной структуры, налоговые преференции для эмитентов.

По замыслу казахстанского правительства, РФЦА должен стать в краткосрочной перспективе, как и указано в названии, региональным финцентром, в долгосрочной - аккумулировать в своих стенах крупнейшие компании постсоветских государств и выйти на межрегиональный уровень. Планируется вывод на биржу акций лакомых кусков казахстанской экономики - госхолдингов «Самрук» и «Казына». Тем самым создается рынок, который, по идее, должен стать альтернативным потребительскому кредитованию.

Предлагается еще один путь ослабления давления денежной массы на потребительский сектор. Государство приглашает банки участвовать в крупных инфраструктурных проектах. Под создание этого инструмента фактически готова правовая база. Закон «О концессиях», переформатированный в документ прямого действия, вот-вот должен покинуть стены казахстанского парламента. Стимулятором закона стали неоправдавшиеся надежды казахстанского правительства и явная неудовлетворенность властей непрозрачным режимом Соглашения о разделе продукции (СРП).

Государство, по всей видимости, предполагало, что, создав льготные условия для иностранных инвесторов, оно сможет закачать в экономику необходимую денежную массу. Эта часть программы, судя по динамике привлечения инвестиций в страну, фактически перевыполнена. Однако надежды правительства на сознательность иностранцев, которые, почуяв дефицит инфраструктурных мощностей экономики, бросятся вкладывать деньги в железные дороги, автобаны и логистические центры, не совсем оправдались. Инвестор пошел вслед за «большими деньгами» в сырьевой сектор и через банки второго уровня на потребительский рынок.

С другой стороны, механизм СРП признан неудовлетворительным. Во-первых, до сих пор точно неизвестно количество подобного рода соглашений, во-вторых, условия работы инвесторов по ним находятся за семью печатями. Выход на концессионные соглашения, согласно прогнозам государственных мужей, обеспечит прозрачность, экономию бюджетных средств и активизацию на рынке не только иностранных, но и казахстанских инвесторов. А нормы прямого действия, усердно впихиваемые мажилисменами в прокрустово ложе закона, должны ослабить живучий коррупционный фактор.

А между тем пока банки переваривают государственные идеи по поводу РФЦА и думают над вопросом возможного финансирования инфраструктурных проектов на сумму 12 млрд долларов, государство, скорее всего, приведет в действие еще один фактор сдерживания. Увеличение более чем в три раза объемов внешнего заимствования казахстанских банков в 2006 году вызвало некоторый шок и в Международном валютном фонде. Выйдя из него, эксперты этой финансовой организации посоветовали казахстанским властям еще больше усилить резервные требования к банкам. Банки тут же предупредили, что любое ужесточение приведет к неизбежному росту процентных ставок по кредитам.

В нервной ситуации, когда государство хочет, но не может, а банки могут, но не хотят, власти предложили соломоново решение: мы не против внешних займов, если они будут инвестироваться во внутреннюю экономику. Когда, например, банк ТуранАлем собирается ежегодно инвестировать в Кыргызстан до 100 млн долларов и уже инвестировал в различные проекты в Грузии 1 млрд, в России - 3 млрд долларов, а в это же время внутри страны существует дефицит средств для осуществления крупных инфраструктурных проектов, государство не может равнодушно наблюдать за реализацией стратегии одного из крупнейший банков. Разумеется, речи о прямом государственном вмешательстве в дела частной структуры в условиях построения рыночной экономики быть не может. Поэтому задействуются опосредованные рычаги.

Возможное повышение резервных требований к банкам вызывает среди банкиров негативную реакцию, но кардинально повлиять на ситуацию они не смогут. В принципе банки устраивает сегодняшний статус-кво на финансовом рынке. Схема, когда «длинные» деньги привлекаются из-за границы по причине нехватки ликвидности на внутреннем рынке и продаются по ставке более высокой, чем процент рефинансирования Национального банка, обеспечивает им априори неплохие дивиденды.

За сердце хватаются, по большому счету, лишь эксперты Международного валютного фонда, для которых непонятна сама суть финансовой игры в Казахстане. Отсюда их экстренные рекомендации Национальному банку РК в апреле 2006 года: «Придется действовать без промедления, чтобы поглотить ликвидность с целью снижения темпов кредитной экспансии и сдерживания инфляционных давлений». Инструментами достижения цели эксперты МВФ считают увеличение процентных ставок по банковским депозитам и повышение резервных требований.

В октябре 2006 года миссия МВФ еще раз посетила Казахстан и, указав, что денежная масса растет на 58 процентов, а темпы роста банковского кредитования на 77, эсперты посоветовали повысить процентную ставку Нацбанка и резервные требования. Складывается устойчивое впечатление, что эксперты столь уважаемой финансовой организации из года в год предлагают одни и те же рецепты лечения потенциальной «голландской болезни» с целью скрыть свое недоумение: Центробанк РК выполняет их рекомендации, а коммерческие банки продолжают привлекать внешние заимствования. МВФ непонятна одна простая вещь - даже с учетом всех ужесточений внутри страны банки все равно получают неплохую прибыль, продавая полученные за рубежом кредиты отечественному потребителю.

Национальный банк РК обязывает казахстанские банки классифицировать свой кредитный портфель. Нравится это им или не нравится, но выполнять требования национального регулятора приходится. Типы кредитов - «стандартные», «сомнительные» и «безнадежные». Для экспресс-анализа мы взяли ежегодную отчетность банков первой тройки - банк ТуранАлем, Народный банк и Казкоммерцбанк за период с 2005 по 2006 годы.

Так, в структуре кредитного портфеля банка ТуранАлем доля сомнительных кредитов по состоянию на 1 января 2005 года составила 47 процентов, тогда как в 2004 году - 41. Далее наблюдается интересная тенденция, выраженная в уменьшении вышеуказанной доли: на 1 января 2006 года - 38 процентов, на 1 октября того же года - 25. Вместе с тем доля безнадежных кредитов по итогам 2004 и 2005 годов оставалась на уровне 1 процента, а в 2006-м выросла до двух. За весь период кредитный портфель с 239,7 млрд «потолстел» до 535,1 млрд тенге.

Структура кредитного портфеля Народного банка похожа. Здесь совокупная доля сомнительных и безнадежных кредитов составляла в 2004 году 28,4 процента, в 2005-м - 25,3, в 2006-м - 25,6, а по состоянию на 1 октября 2006 года - 36 процентов. Сам же кредитный портфель «поправился» с 166,7 млрд до 474,9 млрд тенге.

В отраслевой структуре кредитного портфеля Казкоммерцбанка по состоянию на 1 января 2005 года на кредитование торговли, строительства и физических лиц было направлено более 240 млрд тенге, тогда как весь объем кредитования составил более 494 млрд тенге. Те же показатели на 1 января 2007 года составили свыше 437 млрд тенге при общем кредитном портфеле 729,5 млрд тенге. Отраслевая структура кредитного портфеля БТА и Народного банка примерно такая же.

Цифры говорят сами за себя. Логично предположить, что все типы кредитов взаимосвязаны между собой, как сообщающиеся сосуды. Постоянный переток кредитов из стандартного в сомнительный, а затем и в безнадежный создает условия для очередной финансовой пирамиды в Казахстане, но на этот раз с консолидированным участием всей банковской системы.

И потом, затруднительно делать прогнозы по превращению одного типа кредитов в другой. Вариант первый - сомнительные, по сути, потенциально безнадежные и когда-нибудь попадут в «черную» корзину. Вариант второй - сомнительные имеют потенциал стать стандартными, если изменится конъюнктура на рынке и заемщик станет платежеспособным. Ситуация на потребительском рынке говорит о явном перекосе в сторону пессимистического прогноза.

Очевидный факт - потребительский бум в стране и разыгравшийся у населения «аппетит» к кредитам. Неочевидно, что свои «аппетиты» население соотносит со своими возможностями. В условиях жесткой конкуренции на потребительском рынке банки об этом стараются даже не вспоминать. Отсюда рост кредитования без залога и декларирования доходов, снижение требований к кредитополучателям. Но зато на каждый выданный кредит банкиры закладывают риски трех невозвращенных. Чем, собственно, как раз и повышают риски перетока выданного кредита из категории стандартного в категорию безнадежного, поскольку на определенном этапе заемщик просто не в силах «тянуть» за себя и за того парня.

С другой стороны, зарубежные рейтинговые агентства повышают кредитные рейтинги казахстанских банков, в первую очередь исходя из их возможностей быстро «усвоить» предоставляемые займы. Получается замкнутый круг: чтобы повышать капитализацию, банки активно привлекают внешние займы и стараются побыстрее их «переварить». Сегменты потенциальной угрозы - торговля, строительство, кредитование физических лиц - будут и дальше нагружаться денежной массой до тех пор, пока не станут очевидны признаки структурного кризиса во всех сразу или по очереди.

Ерболат Шакенов, Алматы


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...