Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Чего хотят русские? Краткий урок «анатомии» для начинающих

Алексей ЛОБАНОВ, Станислав ЕПИФАНЦЕВ

Волею судеб, а скорее промыслом Божьим, человеку (Адаму) и его потомству не приходилось, за редким исключением, жить в одиночестве. Небольшие, деградированные изоляты, время от времени открываемые до сих пор где-нибудь в забытых местах, только подчеркивают этот момент в истории человеческой цивилизации. Любой народ, существующий сегодня на земле, является продуктом смешения племен, народов и рас. На примере “богоизбранного народа” и китайцев, двух современных народов, чья история наиболее прослежена в письменных источниках, мы находим наглядное подтверждение этому тезису. Таковы же русские, таковы же и казахи. Более того, в силу исторических коллизий в крови русских, их языке и культуре весьма велика доля тюркских (считай и казахских) вливаний, а так же еще много чего. Точно также, сколько бы не выпрыгивали националисты, влияние русских на казахов весьма велико в таких же аспектах. Все это историческая реальность. И сто раз прав был Олжас Сулейменов в своей культовой книге “Аз и Я” затрагивая эту тему. Вопреки популярной некогда и все еще не забытой теории “пантюркизма” все тюркские народы в реальности разнятся и по происхождению и по культуре. Монголоиды и христиане якуты, кавказоиды и мусульмане турки наиболее контрастный пример. Таковы же славяне, англосаксы, романские народы.

Русские, живущие в Казахстане, и еще во многих уголках земли не есть нечто исключительное в истории мировой цивилизации. И при этом сплошь и рядом “великие переселения народов” во весь период обозримой человеческой истории шли рука об руку с трагедией, слезами и кровью. Даже новейший, весьма вроде бы гуманный век, ничем не лучше. Именно поэтому самым заметным вкладом Казахстана в мировую цивилизацию за 15 независимых лет является феномен политики межнационального согласия, культивируемой в нашей стране. В конце концов, пока это единственная фишка Казахстана в международных отношениях, которая в реализме воспринимается миром, как безусловный позитив. Здесь, конечно, присутствует все - и взаимная толерантность народов, населяющих Казахстан и интернациональное советское наследие и в значительной степени политика руководства страны. Можно и нужно, наверное, предъявлять правительству претензии по тем или иным аспектам внутренней и внешней политики. Тем более что в современном цивилизованном мире вообще не принято хвалить свои правительства. В Европе и Америке это считается даже дурным тоном. Просто считается, что критика подстегивает политиков и заставляет их держаться в тонусе. При этом, в отличие от “другого мира”, при таком отношении западные политики снова и снова имеют шанс вернуться на вершину, т.е. нормальная демократическая процедура. Но, возвращаясь к теме, можно сказать, что национальная политика в Казахстане за годы независимости при всех каких-то недочетах является в принципе примером взвешенного и профессионального подхода, здравого рационализма. Русские в Казахстане, и это не секрет, в большинстве своем поддерживают нынешнюю национальную политику руководства. И не потому вовсе, что идеализируют её как-то и в чем-то, а потому, что это политика в рамках возможного. В самом главном пока удается сохранять баланс. Да, нет ничего хорошего в том, что в казахоязычных СМИ и титульной среде идет зачастую довольно оскорбительная дискуссия на русскую тему, но с другой стороны это всегда давало возможность выплеснуться различным ультра, да и простым обывателям. При этом в стране не сформировалось радикального националистического движения, пока, по крайней мере. Однако был ли данный факт продуманной линией или произвольным развитием - не важно. Главное, в нашей стране до сегодняшнего дня не было серьезных конфликтов на национальной почве. Конечно, миллионы людей покинули страну и это плохо, но можно отметить, что происходил этот процесс достаточно спокойно. Во всяком случае, этот процесс не был как-то особо отягощен негативом.

Чего же хотят русские, которые вопреки всем перипетиям остались в Казахстане, не захотели уезжать со своей Родины? В сущности немногого, не более того, что хотят казахи и другие народы, населяющие страну.

Все просто, они хотят спокойствия, здоровья себе и близким, уверенности в завтрашнем дне и благополучия своих детей. Разве не хотят того же люди любой национальности?

Известно, что до 91-го года именно русские были преобладающей нацией в Советском Союзе и несли функцию так называемого “старшего брата” в “братской” семье народов. Нынче же, роли изменились, и русские сами оказались в роли “младшего брата” со всеми вытекающими психологическими последствиями. Сказать, что крушение Союза никак не сказалось на психологическом состоянии русского населения в Казахстане - значит сильно лукавить. Развал великой страны и последовавший за этим хаос был сильнейшим шоком для всех, но для титульных наций он демпфировался и перекрывался всеобщим подъемом, связанным с получением независимости и с теми ожиданиями, которые охватили многих.

Вместе с тем именно казахстанские русские оказались в числе тех, кто наиболее быстро адаптировался к новой среде, подтвердив тем самым свою репутацию стойких, работящих людей и некую отличность в этом от русских в России. Как всегда бывает в эпоху перемен, массы людей сдвинулись со своих мест. Умерли или пришли в запустение прежде процветающие городки и поселки. Население из глубинки, из сел двинулось в крупные города. Миллионы русских, немцев и других поднялись со своих мест и разъехались по всему миру. Это, конечно, был драматичный период в жизни страны и каждого человека. Особо остро этот период пережили русские. Если немцев, евреев… ждали на родине предков, то русских не только не звали и не ждали, но зачастую и встречали весьма недружелюбно. Тем не менее, миллионы русских все-таки переселились в Россию и благодаря своему трудолюбию, предприимчивости нашли свое место в жизни.

15 лет, конечно, не срок в масштабах вечности, но в жизни человека это целая эпоха. Мы прожили эту эпоху и, оглядываясь, удивляемся прошлому, как сну.

В самом же Казахстане, осталось изрядное количество русских людей, которые в массе своей проживают в городах. Работающая часть русского населения делится в основном на несколько крупных частей. Одна, значительная часть, - это самозанятое население в сфере мелкого и среднего бизнеса. Другая часть - это наемный квалифицированный персонал различных компаний. Эти две группы русских можно в основном отнести к зарождающемуся среднему классу. Кроме того, русские присутствуют в традиционном “интеллигентском” секторе - ученые, учителя, врачи и т.д. Далее определенная часть русской диаспоры занята в аграрном и производственном секторах. Значительную прослойку составляют пенсионеры. И очень незначительную часть составляют служащие различных госструктур.

Так уж сложилось, что с первых лет независимости и по сию пору русские практически никаким боком не принимали участия в борьбе за власть и в разделе и переделе богатств страны. То ли слишком были заняты собственным выживанием, то ли аполитичны по природе, то ли еще что. В любом случае по прошествии 15 лет независимости мы имеем в стране своеобразное межнациональное разделение труда и вообще секторов занятости, что в принципе русскими воспринимается, как вполне терпимая ситуация. По крайней мере, ожидать от русской диаспоры каких-то непредсказуемых действий не приходится. Хотя сказать, что жизнь русских легка, а будущее видится безоблачно сияющим тоже вряд ли. В этом плане положение всех народов Казахстана примерно одинаковое. Однако чисто в этом секторе особо сетовать не на что. Рыночная ситуация жестокая вещь и представляется, что мы еще не в полной мере хлебнули прелестей капиталистического рая, трудные времена еще впереди, разумеется, имеется в виду не та группа населения, которая решила все проблемы для себя, своих детей и внуков.

И в этой связи несколько слов о “русском вопросе” в Казахстане в аспекте развития страны, как полноправного члена цивилизованного сообщества. Если слегка заглянуть за шторку политкорректности, то, как гласит английская поговорка: “В каждой семье есть свой скелет в шкафу”. Вот и у нас в шкафу есть такой маленький-маленький скелетик. Проблема кроется в двух аспектах, одинаковой как бы весомости. Первый аспект заключается в истории отношений русских и казахов в ретроспективе последних столетий. Вообще история отношений двух этносов насчитывает (вернее, начиная с их предков) столько, сколько позволяют заглянуть письменные источники. И в этой истории было полно всего, поскольку все это время оба этноса жили по соседству друг с другом. Проблема разночтения истории отношений, как всегда, заключается в разности позиций, с которых рассматривается вопрос. При таком положении взгляд одного всегда будет отличен от взгляда другого и никогда не будет иного. Как в классическом вопросе: “Что такое любовь? Это когда двое смотрят друг на друга или смотрят в одну сторону?!”. Так вот, единство будет только тогда, когда все перестанут оглядываться назад и по сторонам, а будут вместе не только смотреть в одну сторону, но и идти в общее будущее! А историей пусть занимаются ученые, и если в своих “ученых” дискуссиях вырвут друг у друга часть волос - ничего страшного не произойдет. Пока же любые проблемные вопросы, минуя академическую среду, сразу же вбрасываются в общество. Поэтому для Казахстана характерна системная попытка доказательства “закона Ньютона” путём общественного голосования, что было бы смешно, если бы зачастую не было бы грустно.

Вторым аспектом проблемы является сам факт совместного проживания этносов в одном пространстве. Даже не имея в виду национальный вопрос, человеку по природе свойственно (скорее всего, досталось в наследство от шимпанзе) агрессивное и зачастую ксенофобское отношение к ближнему. В чужом саду всегда ведь яблоки крупнее и слаще, да и корова своя пусть сдохнет, да только чтоб у соседа сдохло две, а еще лучше все стадо. Против природы, конечно, не попрешь, но на то человек; видимо, осознавая свое несовершенство, и придумал законы проживания в социуме, в том числе и государство, которое в данном случае должно и власть употребить. У нас в стране в этом плане развиваются две тенденции. Одна из них официальная - у нас все ОК, мы “впереди планеты всей” и это, в общем-то, правда - одна. Другая правда - под спудом продолжает тлеть, а возможно и накапливаться взрывчатый материал, пополняемый нерешенными социальными вопросами, а также подпитываемый политиками, сделавшими спекуляции на тему, средой своего общественно-политического существования. Их принято представлять как безобидных субъектов с некоторыми странностями, а в целом патриотов, но вся беда в том, что эти люди находят свою аудиторию, и это несет угрозу для национальной безопасности. И ничего особенного в том не было бы, если в Казахстане было возможно в какие-то короткие сроки получить моноэтническое государство (что, конечно, невозможно в рамках здравого смысла), или хотя бы был взят курс публично на создание этнократического государства. Но нет, мы все знаем, что публично озвучены совсем другие ориентиры. А если это так, то Казахстан не единственное в мире полиэтническое государство и модели модернизации стран с таким населением давно и хорошо известны. Есть, конечно, своя специфика у каждой страны, но, в общем, здесь, (перефразируя) точно по Льву Николаевичу Толстому, все успешные страны - успешны и счастливы одинаково (принципиально по схеме нашего друга Архиепископа Алексия: “Мы все едины в своих разностях”), а неуспешные страны несчастны каждая по-своему. Полиэтническая страна может добиться успеха только максимально широко обеспечивая принцип равных возможностей для всего многонационального населения, во всем спектре общественно-политической и деловой жизни.

Разумеется, при этом всем обществом вполне взвешенно будет воспринята грамотная патерналистская политика по отношению к титульному населению, развитию языка и культуры. При обеспечении принципа равных возможностей не будет никаких проблем с изучением казахского языка не казахами, более того не титульное население может внести солидный вклад в развитие и подъем языка и в этом нет ничего экстраординарного. В конце концов, в свое время и учебники и массовая грамотность в стране были внедрены всем обществом вместе, ведь сто лет назад простой народ был тотально неграмотным, независимо от национальности. В качестве примера можно привести факт, известный любому филологу, развитие русского языка в 19-20 вв. обязано в значительной мере ученым, нерусским по происхождению. А Болгария в свое время, добившись независимости от турков, для подъема и развития родного языка прибегла к помощи русских ученых. Т.е. потенциал русскоязычной части общества может быть использован более эффективно и в этом разделе также.

Судя по последним проектам политических реформ, руководство страны понимает проблемы в этом секторе общественной жизни, хотя и не озвучивает вопроса. Об этом можно судить, хотя бы по предложению установить квоты в парламенте для Ассамблеи народов Казахстана. Все это неплохо, наверное. Впрочем, любое движение уже позитив против застоя, в этом плане реформы можно только приветствовать, если они действительно будут реализовываться.

Во всяком случае, по нашему мнению будет лучше и для страны, и для русской диаспоры, если ее потенциал найдет свое применение в Казахстане.

Безусловно, свобода передвижения есть величайшее завоевание современного общества. И было бы замечательно, если бы любой человек, любой национальности имел бы шанс и возможность самореализации в самом широком диапазоне. Но однозначно здорово, если полем для такой самореализации будет родная страна. В самой миграции русских сегодня нет никакой драмы, тем более трагедии, обычный “любовный треугольник”, Россия приглашает, Казахстан не гонит, диаспора на распутье. Людям, как известно, свойственно искать лучшей доли, тем более немало и таких среди русских, кто выбирает Канаду, Австралию… Но как раз поэтому не будем забывать, что успешная страна не теряет своих граждан, а наоборот заинтересована в привлечении людских ресурсов, в том числе и новых граждан. Это один из широко известных показателей успешной страны.

В области межэтнических отношений существует немало мифов и позитивного и негативного свойства и стоит помнить, что на забытом, заброшенном поле всегда в первую очередь разрастается “чертополох”, который имеет свойство появляться ниоткуда. Вот и нам всем не стоит давать разрастаться “чертополоху” на нашем поле.


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...