Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

МСУ казахстанской модели. Вопросы децентрализации государственной власти и формирования института местного самоуправления - важная компонента демократических реформ в Казахстане

МСУ казахстанской модели

Вопросы децентрализации государственной власти и формирования института местного самоуправления — важная компонента демократических реформ в Казахстане. А потому полемика вокруг этих проблем характеризуется высоким градусом накала. Сегодня собственную точку зрения по упомянутым вопросам читателям «Казправды» представляет руководитель аппарата Костанайского областного маслихата кандидат юридических наук Людмила МАЦУПА, долгое время специализирующаяся на вопросах конституционного и муниципального права, автор трех книг о маслихатах и ряда публикаций по проблемам местного самоуправления.

— «...Мы будем усиливать маслихаты, предоставим им дополнительные полномочия... Со временем районные маслихаты могут стать основой для формирования местного самоуправления». На моей памяти, Президент Нурсултан Назарбаев впервые озвучивает эту идею в нынешнем Послании народу Казахстана. Однако задачи по решению самой проблемы местного самоуправления (МСУ) были поставлены Президентом уже в Посланиях 2004 и 2005 годов. Нурсултан Абишевич последовательно подтверждает свой взгляд на дальнейшую либерализацию политической системы и управления.

В переходный период страна определила для себя этатистский подход к формированию органов местного управления, усилив вертикаль исполнительной ветви власти. Сегодня уже мало кто сомневается в правильности выбранного пути — страна встала на ноги, укрепила экономику и государственность.

Мы боялись потерять эту стабильность, дать возможность проявления сепаратизма, искусственно натягивая «одеяло демократии» на общество без гражданских устоев. Известно, ломать — не строить. К самоуправлению мы должны прийти естественным путем, по мере созревания к его восприятию и осознания необходимости такового. Кроме того, государство и самоуправление неразделимы. Попытки разъединения приведут к разрушению или самоуправления, или государства. Самоуправление по отношению к государственному механизму управления выступает как органическая часть единого целого и всегда будет ведомым.

Почему речь зашла о маслихатах как об основе формирования местного самоуправления? Потому что местные представительные органы и органы местных сообществ имеют одну правовую природу — они избираются на местах населением и призваны решать проблемы непосредственно своих административно-территориальных единиц. Ученые, юристы, практики всегда понимали, что маслихаты неразрывны с местным самоуправлением. Строка об этом в Послании Президента есть плод и их коллективного мышления. Однако во всех проектах закона о местном самоуправлении об этом не было ни слова. И это не случайно: маслихаты сами еще, в том числе и в силу несовершенного законодательства о них, пока не состоялись. Не случайно Нурсултан Абишевич в своем Послании говорит о предоставлении им дополнительных полномочий.

Во всех странах местное самоуправление реально начиналось с низового звена административно-территориальных единиц, чаще всего — с сельских. И хотя местные представительные органы, как и органы местного самоуправления, не имеют вертикальной завязки, отношения районных маслихатов и сельских органов МСУ должны быть прописаны в законе.

Многие при обсуждении очередного законопроекта о самоуправлении недоумевали: почему «кенесы», «тор-ага», «жетекши» и так далее? Не проще ли — повсюду «маслихаты»? Если бы сельские сообщества по проектам наделялись своим бюджетом, вопрос о названии исчез бы сам собой, так как местные бюджеты у нас сегодня утверждают маслихаты. Тогда в законодательстве о маслихатах должны были бы появиться поправки.

Лично я за то, чтобы повсеместно было одно название — маслихаты. Тогда решение районного маслихата было бы обязательным для исполнения нижестоящих органов. Решалась бы большая часть проблем межбюджетных отношений, контроля за целевым использованием бюджетных средств, приоритетов, госзаказов. Хотя, собственно, для выделения сообществ МСУ можно назвать их и кенесами.

При этом, однако, считаю принципиально важным в целях сохранения стабильности нашей государственности не учреждать МСУ сразу повсеместно. Для начала лучше сделать это в порядке эксперимента в отдельных, наиболее подготовленных районах.

Вспомним простую советскую модель самоуправления: районный Совет народных депутатов, райисполком; сельский совет и его исполком. Возглавлял эти органы человек, избранный прежде всем населением в депутаты. Копирования этой системы не будет, конечно, но почему бы не позаимствовать кое-что полезное из нее?

Теоретической базой для конституционно-правового регулирования местного самоуправления являются общепризнанные ценности муниципальной демократии и муниципального управления, закрепленные Европейской хартией местного самоуправления: МСУ составляет одну из основ любого демократического строя; право граждан на участие в управлении государством может быть непосредственно осуществлено именно на местном уровне; наделение органов местного самоуправления реальной властью; органы МСУ, создаваемые демократическим путем, должны иметь широкую автономию в отношении своей компетенции, порядок ее осуществления и необходимые для этого средства.

Важнейшими доводами в пользу введения самоуправления на местном уровне служит то, что Казахстан является участником нескольких международных политических институтов и процессов, у нас есть амбициозные планы насчет конкурентоспособности и желание возглавить ОБСЕ.

Для введения МСУ могут потребоваться точечные изменения Конституции. Но этого не стоит бояться и ссылаться на Конституцию США: там в каждом штате свои законы, и изменения в них — не редкость. Готова внести свое предложение, связанное с темой нашего разговора. Тем более что оно логически вытекает из статьи 89 Конституции РК. Пункт 2 статьи 3 можно изложить в следующей редакции: «Народ осуществляет свою власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам и органам местного самоуправления». Пункт 3 статьи 18: «Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации».

г. Костанай


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...