Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Национальная идея как высший пик статистической химеры

В последнее время в казахстанской прессе разгорелась довольно оживленная дискуссия на тему национальной идеи населения молодого суверенного государства. Уважаемые и авторитетные идеологи  ломают копья по вопросу, который сегодня занимает умы очень многих людей. В особенности - из среды молодого поколения. «Племя младое, незнакомое» хочет поскорей отряхнуть пыль прошлого со своих ног, и, сформулировав все новое, в том числе и в идеологии, полностью почувствовать себя самостоятельными, независимыми и суверенными. По всей видимости, отсутствие национальной идеи не дает им такой возможности.

Формирование национальной идеи - дело, конечно, хорошее, только очень непростое и небыстрое. А, главное, требующее умения чувствовать самые тонкие нравственные и прагматические нюансы и сочетать наиболее сильные из них с оптимальными перспективами наиболее эффективного развития государства и общества.

Только понимание глубинных внутренних нравственных потребностей своего народа в сочетании с самыми эффективными путями развития страны и народа способно создать сильную и вдохновляющую национальную идею.

Что и говорить: работка не для слабонервных. Тем удивительней было встретить в медийных дискуссиях весьма серьезные утверждения, имеющие, кстати, весьма немалое число сторонников, относительно того, что наиболее подходящей для населения Казахстана в качестве национальной идеи является цель вхождения страны в 50-ку самых конкурентоспособных стран мира.

Просто поразительно, но совершенно адекватные и авторитетные специалисты считают возможным сделать конкретный и довольно мелкий шаг в пресловутую, совершенно условную группировку государств с не очень высокими показателями и не очень впечатляющей жизнью на нижних ступенях этой группировки - в качестве идеи, призванной объединить все общество, сцементировать его и повести на штурм высоких и трудных вершин. Немыслимо…

Эта подмена настолько парадоксальна, что приходит мысль: она была совершена не случайно и не стихийно. Возможно, под ней есть какая-то совершенно небескорыстная подоплека. Какая? А вот попробуем разобраться…

То, что вхождение Казахстана в 50-ку самых конкурентоспособных государств мира, на пороге которой, кстати, он уже стоял в 2005 году, нужно самой правящей власти - это понятно. Поскольку даст ей возможность шумно это событие отпраздновать, и долго затем комментировать, «подтверждая» свою «высокую компетентность и квалификацию».

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы это понять.

Но зачем это надо самому народу? Зачем это надо, которые себя считают властителями дум и защитниками униженных и оскорбленных?

Может быть, это условное вхождение повысит реальный авторитет нового государства и его народа в мире? Сомнительно, поскольку там прекрасно знают реальное положение дел в стране, и те способы, с помощью которых производится сие «возвышение». Это прекрасно видно по тому отношению, которое демонстрируют к местному населению иностранные фирмы и компании, работающие на территории республики. В мире уважают сильных, честных и гордых.

А если сила подменяется богатством, честность лицемерием, а гордость «надуванием щек» - в ответ идет не уважение, а прагматичное молчание, а за глаза -  снисходительная улыбка…

Разве вхождение Казахстана в 50-ку самых конкурентоспособных государств мира что-нибудь изменит в жизни простого народа? Разве это скроет тот факт, что все «высокие показатели» экономики страны основаны на огромных объемах добываемого и продаваемого сырья, высокой цены на него, и малом количестве населения, на численность которое обычно делят все эти экономические показатели?

Разве от этого вновь появится несырьевая экономика, когда-то задушенная сырьевой?

Разве появятся новые рабочие места и настоящее образование, резкое падение качества которого усиленно вуалируют все более звонкими и благозвучными названиями учебных заведений?

Разве исчезнет глубокая экономическая депрессия экономики и населения именно тех регионов страны, откуда течет в столицы это невиданное богатство?

Разве исчезнет бедность и неприкаянность основной массы сельского и пригородного населения страны?

Разве исчезнет коррупция и глубокое безразличие власти к судьбе простого казахстанца, не имеющего полезного родства во властных кланах?

Вопрос, как говорится, риторический… Тогда зачем?

По всей видимости, эта подмена столь тонкой идеологической материи грубым статистическим, причем совершенно условным фактом, произошла по следующим причинам.

Во-первых, населению молодого самостоятельного государства, буквально вчера получившего суверенность, очень хочется иметь зримые и ощутимые официальные доказательства правильности того выбора, который на них когда-то свалился в виде нежданной и неожиданной независимости.

Каждый человек и каждое общество склонно стремиться к первенству, не в одном, так в другом, не в другом, так в третьем...

Это вполне объяснимое качество, присущее всем, и в этом ничего удивительного нет.

Удивительно то, что властители дум не видят порочности подмены нравственных понятий и категорий мелкими техническими деталями, а действительных реалий жизни - условными статистическими показателями.

Условное прекрасное бытие казахстанского общества, как оно подается в громких торжественных отчетах, перейдет в условно прекрасное сознание?

Ложь и лицемерие современной обыденной реальности - перейдет в глубины ментальности и эмоциональности народа? Этого они желают?

Власть, а также сами защитники униженных и оскорбленных, вероятно, полагают, что этот процесс позитивный?

Возможно, хотя тут вполне можно и поспорить.

Но, даже если в кратковременном промежутке для этого можно отыскать какие-то плюсы, то в перспективе эта подмена способна совершить прямо противоположное - вызвать глубокое разочарование, негодование и искренний протест людей, когда они поймут всю ложь и лицемерие произведенной подмены.

Подобный обратный откат в сознании народа способен вызвать весьма серьезные возмущения идеологической, политической и социальной жизни. И ни власть, ни «чудодейственные» СМИ, когда-то совершившие подмену, не смогут преодолеть разочарование и негодование людей.

Что можно сказать об идее вхождение Казахстана в 50-ку самых конкурентоспособных государств мира?

Идеей ее вообще нельзя назвать. Идея - это нечто более глобальное и глубинное.

Назвать целью? Может быть… Только, учитывая всю условность этой статистической химеры, и ее фактическую близость по своим количественным показателя к тому, что уже есть в экономической статистике, серьезной, мобилизующей людей целью ее можно назвать только с  долей иронии.

Придавать этой цели тот сакральный смысл, который повсеместно вкладывает в нее пропаганда, либо глупо, либо лукаво.

Можно понять власть, которая с этого очень неплохо имеет сейчас, и неплохо поимеет в будущем. Можно понять народ, образовательный, политический и культурный уровень которого не позволяет предметно разобраться в подобных тонкостях, который не в состоянии самостоятельно разобраться в столь сложных категориях, а потому предпочитает полагаться на "авторитетные мнения".

Вот только как понять тех, кто эти мнения высказывает? Ведь это- грамотные, квалифицированные, подготовленные люди. Они прекрасно знают всю подоплеку этих «идеологических» телодвижений. Они прекрасно понимают всю их никчемность, и все лицемерие этой «высокой цели» и «национальной идеи». Вернее: должны знать и должны понимать…

Два варианта: либо они понимают, либо не понимают, но тогда им надо еще подучиться разбираться в содержании и форме тех «высоких идей и целей», что ставит перед обществом правящая власть.

Что можно сказать о самой национальной идее? Помимо того, что о ней уже было сказано, следует отметить, что национальная идея не имеет отношения ни к статистике, ни к уровню развития промышленности, ни к экономике вообще.

Национальная идея - категория сугубо нравственная, дающая обществу и каждому отдельному его члену осознание и ощущение того, что он правильно живет, что то, что он делает и то, что он сам собой представляет - соответствует высшему смыслу и высшему представлению правды и справедливости. Как правило, национальная идея глубоко связана с национальным характером народа, его культурными и нравственными традициями и представлениями, лежит в рамках внутренних психологических представлений и ощущений народа. Счастлив человек, сумевший уловить и сформулировать этот легчайший шепот ветерка. Счастлив народ, имеющий такого гения.

Называть же подобным высоким термином убогую статистическую задачу, лукаво подставленную властью в подмену настоящих нравственных и философских понятий, просто неловко... Печально, что люди, считающие и называющие себя властителями дум и защитниками униженных и оскорбленных, активно обсуждают эту проблему. И даже защищают мысль надеть венец национальной идеи на убогую и условную статистическую химеру. Печально, что они этого не замечают…

Подобные цели, лукаво подсовываемые обществу властью, не так уж и безобидны. Незаслуженно возведенные в ранг значимых вех, эти пустые и условные статистические химеры занимают чужое место, они не пускают на свое законное место действительно значимые в умах и сердцах людей вехи.

Постановка ложных ориентиров может привести общество не к тем целям, которые оно себе представляло в качестве важных и значимых. Помимо этого, искаженные цели не дают возможности обществу правильно оценить тот путь, которым оно идет, и провести при необходимости нужные коррективы.

Лукавые идеи развращают и саму власть, не заставляя ее тренировать свои управленческие умения и навыки, а лишь соблазняя легким путем изобретения очередной «высокой цели» или «национальной идеи».

Самое печальное, что подобная подмена развращает и само общество, которое, не заметив подмены цели, снижает и свой нравственный уровень путей к ней. А также - все остальные свои обычные житейские методики и технологии.

Попытки выдать за отсутствие патриотизма нежелание противников власти связать  техническую, никому особо не нужную химеру от статистики с национальной идеей - такое же лукавство и лицемерие, как и все остальное. Патриотизм - это РЕАЛЬНАЯ любовь к своей стране и своему народу. Любовь лукавая, химерическая, «условная» - никакого отношения к патриотизму не имеет.

Евгений Нечаев (Strannik) для  DUMAEM.RU

СПЕЦПРОЕКТ "КАЗАХСТАН"  20.03.07


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...