Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

От многочисленных нескончаемых реформ отечественная система образования стала хромать на все имеющиеся конечности


Ирина СЕРГЕЕВА, 30.03.2007

АСТАНА - Кабинет министров изменил методику своей работы. Теперь на еженедельном совещании правительства обсуждаются не все актуальные вопросы «скопом», а лишь один, но «глобальный» вопрос - одного конкретного министерства. Во вторник о своей работе отчитывалось Министерство образования и науки.

Тот факт, что от многочисленных нескончаемых реформ отечественная система образования стала хромать на все имеющиеся конечности, уже настолько очевиден, что не требует доказательств. Правда, новый министр Жансеит ТУЙМЕБАЕВ уверен: не все так плохо. Проблемы, конечно, имеются, но их уже обнаружили и даже определили, как решать.

Все проблемы из-за денег
По словам главы Минобразования, общими проблемами системы являются: неэффективное управление, недостаточное финансирование, несбалансированность сети и ресурсов организаций образования.

Из-за отсутствия единого механизма управления в республике произошел значительный перекос в доступности образования. Так, по дошкольному образованию разница составляет от 10% охвата в Алматинской области до 35% в Астане. А в начальном и среднем профессиональном образовании коэффициент охвата разнится по регионам более чем в три раза: от 3% в Жамбылской области до 9% в Павлодарской.

Разница в расходах на одного учащегося в регионах достигает двукратного размера. При этом, подчеркнул Туймебаев, «большие расходы не гарантируют лучшего качества». «Например, в СКО расходы на одного учащегося составляют 8,6 тысяч тенге в год, в ЮКО - 45 тысяч тенге», - пояснил он.

- В соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО для устойчивого развития расходы на образование должны составлять 6-7% от ВВП, - заметил министр. - Расходы же Казахстана не превышают 3,5% от ВВП ($331,5 млрд.).

Учителя по-прежнему остаются одной из самых низкооплачиваемых категорий трудящихся. По данным Туймебаева, «несмотря на увеличение средней зарплаты в системе образования с 25 тысяч тенге в октябре 2006 года до 29 тыс. тенге в январе этого года, она составляет 64% от средней по республике». При этом соотношение зарплаты казахстанского учителя к ВВП на душу населения остается значительно ниже, чем в развитых странах, и меньше, чем в соседней России (к слову, по данным статистики, Казахстан по многим экономическим показателям развития значительно обогнал Россию).

Для исправления ситуации министерство предлагает предпринять такие шаги. Во-первых, необходимо создать управленческую вертикаль контроля качества образования. Во-вторых, необходимо внедрить независимое тестирование и аттестацию руководителей организаций образования и педагогических работников. В-третьих, в системе образования необходимы корпоративные принципы управления.

Уже в текущем году, по словам Туймебаева, министерство приступит «к разработке основных подходов к формированию консолидированного бюджета, основанному на пообъектном учете и подушевом финансировании учащихся». Также планируется «постепенное увеличение доли расходов на одного обучающегося» и в целом «увеличение расходов на образование до 4% ВВП (475 млрд. тенге)».

Министр подчеркнул, что «без качественного дошкольного образования мы заведомо будем отставать от стран, занимающих ведущие позиции в рейтингах конкурентоспособности. Однако системе образования в одиночку не решить эту проблему».

- Нужна действенная помощь в регионах, - заявил он. - Именно акимы должны помочь в этом деле. Они должны говорить о социальной ответственности бизнеса. Это возвращение приватизированных детсадов, обязательное их строительство в новых жилых комплексах, а также их создание при крупных отечественных и иностранных предприятиях. В 1990 году количество детсадов в республике было 8880, в 2000 году - всего 1144, в настоящее время 1391. Идет прогресс, однако этого недостаточно.

Предполагается также ежегодно строить 50 детских садов на 14 тысяч мест за счет государственного бюджета, что позволит охватить дошкольными организациями не менее 30% детей, предшкольной подготовкой - не менее 80%.

Есть проблемы и с местами в школах. По данным министерства, дефицит ученических мест в школах республики составляет более 153 тысяч; 115 школ работают в три смены, 216 - находятся в аварийном состоянии, 455 - не имеют горячей воды, в 268 - надворные туалеты, в 210 школах - привозная вода.

IT-школы - наше все?
Интересно, что министр образования особо подчеркнул: «В современном, быстро меняющемся мире качество образования можно повысить только путем внедрения новых технологий обучения». Он напомнил, что президент в послании обратил особое внимание на необходимость развития современного образования, использования новых технологий, развития практики обучения в режиме онлайн, формирования инфраструктуры для регулярного обновления общедоступной базы знаний. В этой связи министерством осуществлена подготовительная работа по внедрению в учебный процесс организаций образования Мультисервисной информационно-образовательной системы (МИОС).

- Реализация проекта рассчитана на 2007-2009 годы, - сообщил Жансеит Туймебаев. - Проект обеспечит широкополосной нелимитированный доступ школ к Интернету через KazSatNet. Это в свою очередь приведет к развитию самостоятельной работы ученика, разгрузке педагогов и в целом к повышению качества образования.

Напомним, что компьютеризация школ республики и подключение их к Интернету уже стали едва ли не притчей во языцех. Соответствующее поручение давалось давно, однако во многих школах, преимущественно в сельских, привезенные компьютеры попросту пылятся без дела: в стране немало населенных пунктов, не имеющих телефонной связи. Да и сама компьютерная техника уже успела безнадежно устареть. Министр гордо пообещал премьеру - проблема будет решена:

- Мы сообщали, что 90% школ подключены к Интернету. Однако более половины из них имеют некачественный доступ, скорость доступа низкая. А оставшиеся 6% школ находятся в нетелефонизированных населенных пунктах. Мы работаем с АИС и с АО «КазСатНет» и будем обеспечивать через спутниковые технологии.

- Я даю поручение министру образования и АИС, - тотчас отозвался Карим МАСИМОВ, - технически и организационно подготовиться таким образом, чтобы 1 сентября этого года мы могли через средства электронной связи провести открытый урок из Астаны во всех школах одновременно.

Оптимизация сокращения
Особняком стоит проблема высшего и среднего профессионального образования. В стране катастрофически не хватает квалифицированных рабочих кадров, а выпускники вузов явно не блещут знаниями и навыками.

Количество вузов растет, как грибы после дождя, однако на образование это никак не влияет. Министр доложил: пути решения проблем уже найдены.

По его словам, «определена стоимость и конфигурация оборудования для 3074 профильных школ, на втором этапе приступим к другим школам - 280 профессиональных школ (ПШ), 206 региональных методических центров, 6 республиканских и 17 региональных организаций образования, по адаптации программно-методического обеспечения к требованиям государственного общеобязательного стандарта образования».

Кроме того, министерством разрабатывается Государственная программа развития технического и профессионального образования на 2008-2010 годы, которая будет предусматривать подготовку специалистов технического и обслуживающего труда, удовлетворяющих потребности рынка труда, развитие государственно-частного партнерства в финансировании подготовки кадров по приоритетным отраслям экономики и в укреплении учебно-производственной базы учебных заведений профессионального образования, увеличение на 50% государственного заказа на подготовку кадров из республиканского бюджета и на 30% - из местного бюджета по остродефицитным, имеющим стратегическое значение профессиям.

Что же касается высшего образования, то здесь главной задачей министр считает присоединение Казахстана к Болонскому процессу.

- Это даст нам возможность войти в европейское образовательное пространство и обеспечить признание наших дипломов. Мы уже создали основу для этого. Осуществлен переход на трехступенчатую модель подготовки кадров: бакалавриат - магистратура - докторантура. Внедряются кредитная технология обучения и аккредитация вузов.

Вместе с тем, по мнению Туймебаева, «избыточная сеть вузов, не обеспеченных реальным интеллектуальным и техническим содержанием, сдерживает повышение качества». В этой связи министерство намерено осуществить оптимизацию сети вузов «путем закрытия не соответствующих предъявляемым квалификационным требованиям; объединения и укрупнения; сокращения сети филиалов; акционирования государственных региональных вузов и др.». И уже начались конкретные действия.

- В настоящее время за февраль-март 9 вузами принято решение о закрытии 21 филиала, - сообщил глава Минобразования. - В этом году в плановом порядке будет проведена аттестация 51 вуза и проверено 22. Кроме этого, в целях выполнения поручения главы государства нами планируется проверка вузов на соблюдения законодательства в области образования.

Недетская проблема
Отдельным вопросом была выделена проблема детей-сирот. В республике, несмотря на регулярно увеличивающееся (по данным официальной статистики) благосостояние населения, количество брошенных детей растет. По данным председателя комитета по охране прав детей Министерства образования и науки Бахыт СЫЗДЫКОВОЙ, сегодня в стране свыше 51 тысячи таких детей. При этом лишь 17% - круглые сироты, а почти 83% -социальные сироты (при живых родителях). 1,5 тысячи детей - с ограниченными возможностями в развитии, порядка 19 тысяч - с девиантным поведением.

За годы независимости в республике количество детских сиротских учреждений возросло на 117 единиц. Основная причина, по мнению Сыздыковой, заключается «не столько в материальных проблемах семьи, сколько в падении престижа нравственно-духовных ценностей, снижении роли семьи, увеличении числа неблагополучных семей».

Усыновлять детей казахстанские граждане не спешат. Свыше 31 тысячи детей живут у попечителей, порядка 1,7 тысячи передано на патронатное воспитание. За последние 8 лет гражданами РК усыновлено 20 тысяч детей, а иностранцами - 6 тысяч детей. Однако ежегодно соответствующими органами выявляется порядка 10 тысяч беспризорников.

Сыздыкова подчеркнула, что в решении большинства проблем защиты прав детей имеются определенные трудности. Это, в частности, отсутствие структурных подразделений на местах, что «не позволяет в полной мере обеспечивать координацию деятельности с местными исполнительными органами и, прежде всего, своевременно выявлять и предупреждать нарушения прав детей, а также осуществлять контроль за соблюдением законодательства в данной сфере». В этой связи комитет предлагает создать областные управления по защите прав детей с прямым подчинением комитету.

Отмечается и нехватка специалистов по вопросам охраны прав детей. На сегодняшний день их всего 180. В результате в Южно-Казахстанской области, к примеру, на одного специалиста приходится 90 тысяч детей, в Алматы - 45 тысяч, в Астане - 60 тысяч. Тогда как в странах Европы и некоторых странах СНГ, таких как Россия, Белоруссия, Украина на одного специалиста по охране прав детей приходится от 2 до 5 тысяч.

- Не менее сложной проблемой остается вопрос охраны личных и имущественных прав детей, оставшихся без попечения родителей, - подчеркнула Сыздыкова. - Лишь 12% (1889 детей) из них имеют закрепленное жилье, остальные 87% (16 тысяч детей) - нуждаются в предоставлении жилья. И в целях защиты имущественных прав несовершеннолетних необходимо внести изменения и дополнения в некоторые законодательные акты по вопросам защиты имущественных прав.

Не развивается в стране и опекунство. Объясняется это просто - опекуны в настоящее время не получают никакой материальной поддержки из-за отсутствия в нашем законодательстве нормы о выплате им пособия на содержание ребенка. Это, конечно же, сдерживает процесс передачи детей из детских домов в семьи опекунов, подчеркнула глава комитета.

- Для выхода из сложившейся ситуации мы считаем важным решить вопрос о выплате пособий опекунам и попечителям на содержание детей, - заявила Бахыт Сыздыкова. - Именно на эти цели из государственного бюджета, по предварительным расчетам, потребуется более 5 млрд. тенге. К примеру, расходы на одного ребенка, переданного на патронатное воспитание, составляют около 20 тысяч тенге в месяц. Сегодня содержание одного ребенка в детском сиротском учреждении - детском доме, обходится государству в 46 тысяч тенге в месяц. В опекунской семье, конечно же, это будет в два раза дешевле. И эффекта, конечно же, будет в два раза больше.

Премьер-министр прервал доклад на середине, спросив, что конкретно требуется комитету для решения вышеназванных проблем. Ответ последовал незамедлительно:
- Нам требуются изменения в Закон «О браке и семье». Сейчас есть 111 статья в Законе «О браке и семье», где прописано, что вопрос о выплате этих пособий определятся компетенцией правительства. И если мы примем данную поправку, то можем эти деньги направлять на содержание детей.

- Я сразу даю поручение министру юстиции и министру образования проработать этот вопрос, - мгновенно принял решение премьер-министр. - Я в целом поддерживаю эту идеологию.


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...