Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Под каждой крышей — свои мыши, или Есть ли имидж у КСК?

Под каждой крышей — свои мыши, или Есть ли имидж у КСК?

Время показало, что кооперативы собственников квартир в большинстве не смогли выполнить главного предназначения — сохранить жилищный фонд. Фактически КСК превратились не в потребительские, а в производственные кооперативы, монополизировав услуги по эксплуатации жилья. Общий вывод, на который наталкивает практика: неэффективна сама модель жилищного самоуправления. Отсюда и коррупция в КСК, и их неспособность решить многие технические проблемы. У властей при этом есть возможность заявить, дескать, жильцы сами виноваты в собственных бедах, что часто оказывается правдой. В том, как можно исправить ситуацию, попытался разобраться кореспондент «Казахстанской правды»

Выход там, где вход

Вот типичные претензии в адрес КСК от жителей: не можем добиться, чтобы председатель провел собрание и отчитался за выполненную работу и потраченные деньги. Мы платим за услуги, но... Вода из крана еле бежит... В подъезды зайти страшно: стены ободраны, краска облупилась... Во дворе зимой — неубранный снег, в остальное время года — лужи, грязь, мусор... А кроме того — сырые подвалы, прогнившие системы водоснабжения и отопления, тараканы и мыши в домах... Это только в отчетах все блестяще: вода и тепло в домах есть, программу по преобразованию дворовых территорий выполнили на сто процентов. А при внимательном изучении убеждаешься: большинство жильцов в состоянии войны с председателями своих же кооперативов. Каждый своими методами. Кто-то бомбит жалобами различные инстанции, кто-то за свои деньги благоустраивает территорию и ремонтирует подъезды, кто-то просто не платит, мол, вы делаете вид, что работаете, а я — что оплачиваю.

Многие жильцы не доверяют КСК, и, надо сказать, не без основания: примеров растрат предостаточно. Хотя сами замечают, что из-за нескольких «паршивых овец не стоит ругать все стадо, то есть идею КСК». Тем не менее люди не верят в то, что жилищные кооперативы способны решить накопившиеся проблемы.

— КСК перед нами периодически отчитывается, но понять в этих расчетах что-либо просто невозможно, — говорит живущая в сорокалетней «хрущевке» пенсионерка Мария Петрова. — Эта система непрозрачна, а потому даже после увеличения тарифа деньги как уходили в неизвестность, так и уходят. Мне кажется, наши бытовые условия вряд ли изменились в лучшую сторону. Дело в том, что повседневную работу и траты КСК могут контролировать только жильцы, создав ревизионную комиссию. А попробуй кого в эту комиссию затащить. Никому ничего не надо!

Вызывает у людей сомнение и правильность ведения делопроизводства в КСК. Удивительно, но факт: многие обыденные вещи, как, например, составление протоколов собраний жильцов и тому подобные документы, оказывается, не имеют юридической силы. Был ли кворум на собрании или нет, а тарифы все равно повысили! Тем не менее эти документы действуют. Причем такое положение дел наблюдается повсеместно. Вот и получается: о том, как расходуются эксплуатационные взносы жильцов, доподлинно известно лишь председателю КСК, у остальных участников кооператива — смутное представление. Особенно это касается больших КСК, объединяющих несколько тысяч жильцов, где и собрание провести практически невозможно.

— Мы вынуждены гоняться за работниками КСК, — рассказывает житель одной из столичных новостроек Михаил. — Что-нибудь случится, так их не дозовешься... Если бы они хоть что-нибудь делали, мы бы платили, но ведь мы сами все выполняем! Наша семья исправно оплачивает услуги, а КСК нам их не оказывает! Да еще платим электрику, сантехнику, которых вызываем по объявлению.

Подъезды в этой новостройке ужасают своей запущенностью. На площадках первого этажа стоит вода. Уже вторую неделю. По словам жильцов, никто из КСК на это не реагирует...

Взгляд изнутри

Между тем сами председатели КСК не только видят недостатки своей работы, но знают их объективные причины и предлагают решение проблем.

— Нам не хватает денег, тариф слишком низкий, — говорит председатель КСК «Молодежный-1» (микрорайон «Молодежный»), являющаяся одновременно председателем ассоциации столичных КСК «Байтерек» Нина Семикопенко. — В каждом доме я проводила собрание, дала жителям полный расклад. Они согласились, что сварщикам и сантехникам нужно поднимать зарплату, иначе переманят их в другие организации, согласились, что подорожала электроэнергия, что нужно ремонт делать. Однако поднимать тариф отказались. А на деньги, которые они нынче платят, содержать дома нереально. Цены за последние годы поднялись в несколько раз, а услуги КСК оплачиваются по-прежнему. Жители этого не хотят понимать. Делай, говорят, что хочешь, а денег не дадим, их у нас нет!

Н. Семикопенко уверена, что повышение тарифа всего на несколько тенге может существенно улучшить ситуацию, позволит отремонтировать подъезды, кровлю, поменять трубы и повысить зарплату слесарям-сантехникам, техничкам, дворникам. Ведь именно люди этих профессий сейчас нарасхват. Идут работать туда, где больше платят. Если сантехники сегодня получают в КСК около 30 тысяч, то в новостройках им платят в два раза больше, а работы там меньше.

— Жильцы требуют, чтобы мы выбивали долги неплательщиков, — объясняет она, — а должников очень много. Есть у нас выигранные судебные процессы. Однако решения по ним до сих пор не исполнены, денег с должников мы так и не получили. И сделать в этой ситуации ничего не можем. Я считаю, надо перенимать российский опыт: предупреждать должников, а потом выселять. Только так можно добиться своевременной оплаты услуг КСК! Притом неплательщики большей частью люди далеко не бедные. Как раз таких очень тяжело заставить платить...

Председатель ассоциации столичных КСК также считает, что наладить прозрачную отчетность не проблема:

— Смета доходов и расходов нашего КСК и многих других публикуются в городских газетах, в процентном отношении и в тенге все расходы показаны. Расписано, кто и сколько в КСК получает. В КСК «Молодежный-1» общие сборы составляют триста тысяч в месяц, при тарифе 17 тенге за квадратный метр. Из них 5,5 процента идет на зарплату работникам. Сантехник, к примеру, получает 30 тысяч, дворник — 35. Конечно, люди на такой низкооплачиваемой работе не задерживаются. Так что в большинстве своем нынешние КСК экономически несостоятельны и без господдержки содержать жилищный фонд не смогут. Маломощные кондоминиумы остаются один на один со своими проблемами. Считаю, государство должно помочь создать сервисные службы, которые могли бы выполнять заявки КСК. Обслужить площадь в сорок тысяч квадратных метров (именно столько в этом КСК) с одним-двумя штатными сантехниками и тремя уборщиками нереально. В акимате нам сочувствуют, и не более того. Помочь техникой, финансами не могут. Между тем контроль государства за состоянием жилищного фонда должен быть налажен незамедлительно. Да и сама жилищная реформа нуждается в корректировке. В качестве выхода из ситуации предлагаю часть средств, которые получает государство с налога на имущество, отдавать КСК на содержание жилищного фонда.

Также, по мнению Н. Семикопенко, фактически не работает закон о жилищно-коммунальных отношениях:

— Получилось так, что жильцы равнодушны к своей собственности. Налицо безответственное потребительское отношение к ней. Госорганы, в свою очередь, фактически устранились от выполнения функций надзора и контроля в этой сфере. Передали эти обязанности КСК. Но эти организации бесправны и бессильны. Обслуживать жилищный фонд нынче некому. Дома приходят в упадок. Года через три даже жильцы новых домов это почувствуют. КСК нуждается и в законодательной поддержке....

Председатель КСК «Амелия» (улицы Сембинова, Сейфуллина, Фурманова, проспект Абая) Федор Гарицкий согласен с коллегой. И он считает: повысить тариф нужно, но опасается, что это повлечет за собой увеличение числа неплательщиков.

—Те, кто платил, будут платить и дальше, а другим хоть пять тенге тариф сделай, они все равно годами не будут делать взносов, — сетует Ф. Гарицкий. — И заставить их мы не можем! Люди считают, что мы ничего не делаем, не знают, на какие средства мы живем и чем занимаемся. Отказываются понимать, что один председатель ничего не сделает, нужно содержать штат работников, платить им зарплату. Нам пенсионеры приносят плату регулярно, а люди, которые на иномарках ездят, жалеют денег. В суды мы обращаемся, но это столько мороки... И не факт, что если выиграем дело, получим деньги. Некоторые председатели КСК, устав выбивать долги, решили делать ремонт подъездов и кровли за счет целевых сборов. Но и на это жители дают деньги с большой неохотой. Между тем наш бухгалтер любому жильцу готов предоставить полный расклад расходов кооператива, и по этому документу выходит, что по существующему тарифу уложиться в расходы невозможно.

Но обслуживание КСК посторонними организациями в нынешней ситуации не решит проблем. В нашем КСК 34 старых дома, приходится каждый день что-то ремонтировать, подключать сварку, задействовать сантехников. А нынешние сервисные организации за свои услуги берут дорого, начиная от 10 тысяч тенге. Так мы разоримся за месяц! Выход вижу в том, чтобы готовить собственные кадры! Но как их потом удержать?

Неплатежи стали головной болью и для руководства КСК «Алтай» (проспект Абылай-хана).

— Сегодня в суде у нас 12 дел, — говорит председатель этого кооператива Валентина Алеева. — Если бы разом все должники выплатили, мы бы смогли сделать не косметический, а капитальный ремонт! А пока нам приходится только латать дыры. Без повышения тарифа на эксплуатационные расходы нам не выжить. Например, наши дворники получают не больше пяти тысяч за уборку одного двора и дома. Чтобы получать более или менее приличную зарплату, люди убирают три дома одновременно. Текучесть кадров большая. Очень трудно найти сейчас техничек, дворников за такие деньги. А поднять им зарплату без повышения тарифа мы не можем. В то же время я понимаю, что бесконечно поднимать цены на услуги КСК нельзя. Наши люди не настолько богаты. К примеру, недавно в одном из подъездов вышел из строя лифт. Стоимость ремонта — 200 тысяч тенге — придется делить на 24 собственников квартир. И это только единовременная их выплата. А еще мы должны собрать с них деньги на ремонт прохудившейся кровли, нужно ставить кодовый замок... И так до бесконечности... Выход вижу в частичной государственной дотации на содержание и ремонт жилфонда. Без этого мы не справимся.

А если по-хорошему?

Нам все же довелось встретить КСК, где ситуация с жилищным фондом и отношения между председателем и жильцами складываются совсем иначе.

— У нас практически нет злостных неплательщиков, — рассказывает председатель столичного КСК «Адал» (улица Ауэзова, проспект Республики) Мурат Баеков. — А технология проста: задолжал жилец три и больше месяца — аварийные случаи в квартире не обслуживаем. В уставе мы закрепили трехступенчатую оплату за эксплуатационные услуги. При своевременной оплате жилец платит 14 тенге за квадратный метр, с опозданием на три месяца — на 25 процентов больше, на полгода — уже на 80 процентов. Так появляется резон вовремя платить. Если в подъезде появилось несколько должников, мы вывешиваем список. Его обычно срывают, тогда вывешиваем во второй и третий раз, а потом люди все равно приходят — стыдно. Все методы воспитания хороши. С жильцами нужно постоянно работать, тогда и результат будет. На каждый из 21 домов КСК сделана смета доходов и расходов. Выходит от 14 до 28 тенге за квадратный метр. Конечно, некоторые жильцы, например, пенсионеры, такую сумму не тянут. И, чтобы покрыть расходы собственников квартир, КСК зарабатывает, сдавая в аренду некоторые помещения юридическим лицам. Благодаря этому люди могут платить меньше.

В кооператив входит дом с подземными гаражами и консьержами, там расходы — 55 тенге с квадратного метра, и на этот дом есть собственная смета расходов. Жильцы согласны оплачивать свои запросы. В квитанциях указан лицевой банковский счет дома, на который собираются все средства, оплаченные его жильцами. Ежемесячно из банка приходит информация о поступлении денег, мы же сравниваем ее с плановыми затратами: наличие собственного расчетного счета обеспечивает полную прозрачность расходования средств, принадлежащих жильцам конкретного дома. Каждый платеж, производимый за подписью управляющего данным домом, имеет целевое использование для конкретных нужд именно этого дома. Платежи и их соответствие выполненным работам легко проверяемы. Кроме того, легко можно выяснить, есть ли долги или наоборот, накопились свободные деньги.

Кстати, программа развития жилищно-коммунальной сферы предполагает, что орган управления домом может открыть два вида банковских счета: текущий и сберегательный. Деньги текущего счета направляются на расходы по эксплуатации общего имущества, а сберегательного — на ремонт. При открытии банковского сберегательного счета сами собственники квартир вправе решать на общем собрании вопрос о размере ежемесячного взноса. Такая схема предельно проста, объяснима и контролируема жителями. Правда, для того, чтобы иметь свой банковский счет, заключать договоры с коммунальными службами и строительными компаниями, использовать свои юридические права в спорах с недобросовестными владельцами, КСК должен быть зарегистрирован как некоммерческое юридическое лицо. В каждом доме есть домком и инициативная группа из трех человек: они поддерживают связь с экологической полицией, службой «051» и участковым инспектором. Они же — домком, старшие по подъезду и инициативная группа — распределяют деньги самостоятельно. В фонд КСК платят только эксплуатационные расходы за содержание инженерных сетей. Они планируют и ремонт. Подрядчика выбираем так: находим две-три фирмы, а жильцы во главе с инициативной группой решают, кто будет делать работы. С фирмами рассчитываемся обычно в три этапа: сначала аванс, после приемки — вторая часть, а остаток — около 20 процентов — через какое-то время, пока работа не пройдет испытание временем. Так и нужно, чтобы председателя КСК не обвиняли в присвоении чужих денег. Вообще-то уточню, я не председатель КСК, а нанятый менеджер по управлению домами, управдом. По закону все имущество принадлежит жильцам, и если их не устраивает моя работа, они меня могут просто заменить.

Поддержка государства

Комитетом по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и торговли на рассмотрение в Мажилис внесены поправки к законам о жилищных отношениях, естественных монополиях, кодексу об административных правонарушениях. Они направлены на проведение системных преобразований в жилищно-коммунальной сфере. Намечено создание и утверждение типовых правил содержания жилищного фонда и договоров сотрудничества между КСК и организациями, предоставляющими коммунальные услуги. Новшества предусматривают государственный контроль за содержанием жилищного фонда.

— Ликвидировать КСК никто не собирается, — прокомментировал ситуацию председатель Комитета по делам строительства и ЖКХ Кайсар Омаров. — Форма этих объединений добровольная. Жильцы каждого дома должны иметь свой расчетный счет, домоуправа и собирать деньги исключительно для своих нужд. Они вправе добровольно давать взаймы средства для нужд других домов. Однако такое решение должны принимать они сами, а не правление кондоминиума. Кроме того, некоторые КСК создали огромные управленческие аппараты. Однако сущность КСК заключается не в том, чтобы самим ремонтировать, обслуживать дома. Их дело — собрать деньги. Остальное — за сервисными компаниями. Мы будем содействовать созданию таких структур. Более того, для надлежащего контроля за жилищным фондом при акиматах создаются жилищные инспекции. Предписание жилищной инспекции станет обязательным для исполнения КСК.

Тему государственного участия в сохранении жилищного фонда продолжил депутат Мажилиса Мухтар Тиникеев.

— Сейчас в некоторых городах создалась такая ситуация, что в квартиры, брошенные хозяевами в середине 90-х годов и заселенные по решениям акимата, возвращаются прежние владельцы. Их цель — продать эти квартиры, которые до появления в них новых жильцов стояли по пять — семь лет без окон, сантехники и полов... Новые хозяева сделали в них ремонт, вложили средства, а теперь должны все отдать. Мы встаем на защиту этих людей, готовим соответствующие поправки в законодательство. Что касается плачевного состояния многих КСК, то могу сказать, что нам пора возрождать жилищные ремонтно-эксплуатационные предприятия, в системе которых были специалисты, техника. Эти предприятия должны обслуживать определенную территорию и регулироваться государством. А сейчас государство с КСК, которые и так едва живы, берет налоги, хотя эти кооперативы не ведут коммерческой деятельности. Вопрос, также требующий решения. Таким образом, между местной властью и КСК должна быть установлена прочная связь. В 90-е годы мы провели приватизацию, отдали все вопросы по содержанию жилфонда в ведение КСК. Но время показало, что оставаться в стороне от этого вопроса государство не может.

Итак, КСК, созданные в свое время с подачи государства, но так и не сумевшие выйти в свободное плавание, ждут очередные преобразования «сверху». Несомненно, государственное вмешательство даст определенные результаты. Конечно, полного возвращения к прошлому — государственным домоуправлениям — не будет. Ведь реформа и затевалась по большей части из-за их неэффективности. К тому же было бы по меньшей мере странным, если бы государство взвалило на себя обязанности по содержанию теперь уже не принадлежащей ему собственности. Видимо, рассчитывать нужно на «новые правила игры», которые готовят законодатели. Несомненно, нуждается в укреплении статус КСК, чтобы нерадивые жильцы не смогли просто так отмахиваться от платежей. Впрочем, и поработать на имидж КСК их председателям полезно.

Игорь ПРОХОРОВ


MINI-MBA — ваш путь к высокооплачиваемой работе. - 43%. Успейте!

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...