Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Ермухамет Ертысбаев: Рассказывать правду — легко и приятно...

— Есть в нашем цехе, Ермухамет Кабидинович, ехидное, но точное присловье: «любимый завтрак журналиста - это его коллеги». Но вот завершается март - тот месяц, в котором присловье такое в республике было начисто опровергнуто. «Любимым завтраком» для прессы, уж извините, стали лично вы. Не буду упадать в комплиментарные гиперболы, но факт: министр достойно вышел из нелегкой ситуации. Что дальше? «Обратки», я знаю, не будете слать - не в вашем характере это. Но какие-то выводы есть?

— Надеюсь, что я по-прежнему останусь любимым завтраком для ваших коллег - для публичного политика это большая честь. Тем более что я привык к этому задолго до моего назначения министром. Есть такая история. Приезжает Папа Римский с визитом в один из европейских городов. «Как вы относитесь к домам терпимости?» — спрашивают его журналисты. «А разве у вас есть дома терпимости?», — удивленно вопрошает Папа. Наутро в одной из газет опубликовано: «Первое, что спросил Папа Римский: есть ли в нашем городе дома терпимости»...

К сожалению, в отдельных казахстанских изданиях и электронных СМИ прочно утвердилась подобная тенденция: передернуть, измыслить, а, если нет «жареного», то что-нибудь придумать, попросту - наврать. Вместо интерпретации, творческого подхода, высказывания собственного мнения, на что журналист имеет полное право, в конечном счете, происходит дезинформация. СМИ обладают огромными возможностями для воздействия на общественное мнение. В зависимости то того, в чьих руках они находятся, их можно использовать как для объективного и оперативного информирования граждан о реальных событиях, просвещения и воспитания, так и для манипулирования, зомбирования, откровенного промывания мозгов читателей и телезрителей в интересах тех или иных персоналий или элитных групп.

Сложилась ситуация, когда средство передачи само по себе более важно, чем передаваемая им информация. Конечно, и государственные, и проправительственные, и олигархические, и оппозиционные СМИ время от времени апеллируют к чувственным, иррациональным, эмоционально-волевым компонентам общественного сознания, чтобы мобилизовать значительные слои населения в поддержку тех или иных акций правящей элиты или отдельных заинтересованных групп. В подобных случаях воздействие на массовое сознание всегда носит кратковременный характер. Но общественное благо требует от любых СМИ исполнения их главной обязанности - давать объективную, правдивую и беспристрастную информацию.

Вот, например, выступаю с докладом на республиканском совещании. Подробно рассказываю о планах министерства в свете Послания Президента республики народу Казахстана. И слышу вечером в сюжете телевизионных новостей: «Мы ничего не узнали о планах министерства культуры и информации...». И начинается буря в стакане мутной воды. Сейчас, когда вода отстоялась, ясно видны цели и побудительные мотивы тех, кто ту «бурю» пытался поднять. За полтора месяца до этого состоялся один конкурс, результатами которого проигравшие были не очень довольны. Конкретный пример того, как используется недобросовестная информация для прикрытия вполне земных желаний.

Да, я не очень-то удобный министр. Но вывод из этого только один - пишите и рассказывайте правду. Тем более что это действительно легко и приятно. По себе знаю.

— Свободным в любой сфере и в обществе любом можно быть лишь при условии, что живешь по определенным правилам. Пусть это нравится кому-то или нет, но в Казахстане эти правила диктует журналистам ваше министерство. Рамки правил, опять-таки, нравятся вовсе не всем. Они будут меняться, Ермухамет Кабидинович?

— Министерство не диктует правила. Правила продиктованы Конституцией и законом о средствах массовой информации. Функциональная обязанность министерства - следить, чтобы закон о СМИ реально исполнялся и соблюдался всеми газетами, журналами и электронными СМИ на территории Казахстана. Если есть факты грубейшего нарушения закона, то наша обязанность - указать конкретным СМИ, что они игнорируют закон и если надо, то проинформировать органы прокуратуры. Справедливо и обратное. Если нарушается закон в отношении журналистов, министерство всегда готово выступить в их защиту, в том числе и в суде: о ситуациях с газетами «Алма-Ата-ИНФО» и «Централ Азия Монитор» я уже рассказывал.

Другое дело, что сейчас мы совместно с нашими коллегами из ОБСЕ и журналистским сообществом обсуждаем актуальнейшие вопросы саморегуляции СМИ. Итогом может стать принятие документа. Скажем, кодекса этики, который призван определить допустимые этические пределы журналистской деятельности, или, если хотите, профессиональные правила игры. Необходимость таких норм, соблюдение которых стало бы не только делом цеховой самодисциплины, но и результатом внутренней убежденности, сегодня как никогда актуальна. Надо признать, что действующие законодательные нормы не всегда способствуют выстраиванию по настоящему партнерских отношений между государством, обществом и масс-медиа. Наша позиция - по возможности не доводить дело до судебного разбирательства. Недавно мы показали, что можем быть достаточно гибкими в этом вопросе. Но я уверен, что с принятием неких профессиональных этических канонов, поле для конфликтов существенно сократится.

У слова «свобода» богатая семантическая парадигма, которая охватывает широкий спектр значений: от независимости до разнузданности. Но это не значит, что границы понятия «свобода слова» беспредельны. У него должны быть четкие рамки. Иначе легко будет преодолена та грань, которая разделяет свободу и вседозволенность. Представителям всех ветвей власти, включая четвертую, необходимо эту грань видеть и не преступать ее.

— Давайте я чуть-чуть плесну бензина в шаманский костер тех, кто ворожит сейчас о «ненужности» вашего ведомства. Вот, еще в XIX веке поэт и граф Алексей Толстой (не тот, что «Хождение по мукам», а тот, что стихи и еще «Князь Серебряный») родил такие строчки: «Способ, что творил Создатель, что считал он боле кстати, знать не может председатель комитета по печати». Согласны или нет?

— Я думаю, в данном случае речь идет о цензуре, от которой страдали все российские литераторы, и в царский период, и в советское время. У нас же цензура запрещена Конституцией...

Когда говорят о необходимости упразднения информационного блока нашего министерства, то это — от невежества. Регистрация печатных изданий - всего лишь 0,001 процента работы комитета информации и архивов. В реальности наш «комитет по печати» занимается многогранной, поверьте, полезной деятельностью. Комитет по информации не только создает условия для деятельности СМИ по реализации государственной информационной политики через госзаказ. Здесь решаются методические и организационные вопросы обеспечения и защиты информационной безопасности, осуществляется нормотворческая деятельность, ведется анализ информационного пространства и мониторинг соблюдения законодательства о СМИ. Прежде всего, это касается соблюдения норм по языку вещания и ретрансляции зарубежных телепередач. Нравится это кому-то или нет, но все, кто будут нарушать эти правила, вступят в конфликт не с министерством, а с законом.

Комитет информации проводит большую работу по разъяснению и пропаганде в СМИ общенациональной стратегии развития нашего государства. Это важнейшая работа. Казахстан - молодое государство и для нас очень важно становление сознания общности граждан, ощущение идентичности, лояльности, солидарности в новой системе. Не забывайте, ни одна реформа ни в одной стране мира не прошла без поддержки народа, общественности, тех или иных социальных групп. Реформаторам всегда нужно было даже не участие, а всего лишь поддержка. И единственный способ ее обеспечить - средства массовой информации.

Министерство является также уполномоченным органом в области книгоиздания и полиграфии. Комитет занимается реализацией программы по выпуску социально важных видов литературы. Благодаря этому увидели свет тысячи книг казахстанских авторов, в том числе в рамках госпрограммы «Культурное наследие». Здесь же осуществляется контроль качества книг, выпущенных в рамках госзаказа, разрабатываются нормативные акты по вопросам маркетинга книжной продукции.

Кроме того, комитетом осуществляется работа по контролю и регулированию деятельности в сфере архивного дела. Система национальной архивной службы включает Комитет информации и архивов, управления архивами и документацией областей, Астаны и Алматы, семь республиканских архивов, 16 областных, более двухсот городских и районных. Вся эта система входит в ведение нашего министерства. Мы ведем работу по хранению, формированию и использованию исторической памяти народа.

Де-юре наше ведомство называется Министерство культуры и информации, де-факто это Министерство по защите национальных интересов в гуманитарной сфере. Приходится заниматься и вопросами религии, и вопросами Госкомиссии по демократизации, и неправительственными организациями (мы, между прочим, добились увеличения госзаказа для НПО до трехсот миллионов тенге), и развитием казахского языка (в структуре министерства — Комитет по языкам), и модернизацией библиотечной сферы, и многими другими общественно-значимыми делами. Это все — не считая громадного «культурного блока».

Только невежественный человек может публично требовать упразднения Министерства информации. А Маркс, которого не надо забывать, говорил: «Невежество - это демоническая сила и мы опасаемся, что оно послужит еще причиной многих трагедий».

— Между тем у соседей буквально вот только что указом президента России создана новая служба, которой надлежит осуществлять надзор за всеми средствами распространения информации в стране. Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия формируется на базе Росохранкультуры и Россвязьнадзора. Для чего? Для «ликвидации межведомственных противоречий и административных барьеров на пути развития информационных технологий в России». Кстати, эта служба намерена контролировать Интернет. В других же, вполне демократических странах, такие органы надзора действуют давно и никому как будто не мешают...

— Не будем заглядывать за плечо к соседу: у них своя ситуация, у нас - своя. Что касается нашей ситуации, то скажу более конкретно: цель нашего ведомства - не политическая цензура, не надзор за журналистами. Это, поверьте, в условиях нашей страны бесперспективная и безнадежная задача. Другое дело — контроль за киберпреступностью и кибертерроризмом, создание условий для развития контента национальной сети Интернет, повышение качества информационных услуг, внедрение новых информационных технологий, и, наконец, создание условий для ускоренного формирования в стране информационного общества. Это - приоритеты. Как в самых демократичных странах.

— Вы настаиваете на законодательном лицензировании типографий. И опять с вами спорят. Будто не знают, какую роль в падении Акаева сыграла типография в Бишкеке с иностранным капиталом. Будто не помнят саму суть той революции, которую на казахстанском медиа-пространстве совершил бизнесмен Борис Гиллер, не просто создав самый первый конкретный таблоид, но, поставив свою типографию с иностранным участием, отобрав монополию у властей на печатный станок... «Пусть расцветают сто цветов» — опасный клич в издательской, вообще в медийной сфере?

— Мы ни в коем случае не ратуем за монополию государства в издательском деле. Это просто невозможно, поскольку тут частнопредпринимательский институт, отрасль экономики, в которой задействованы десятки тысяч людей. Их экономическая деятельность основывается на сборе, производстве, хранении и продаже информации. В этом качестве функционирование и СМИ, и издательств подчиняется законам рыночной экономики. Но рыночная экономика требует соблюдения определенных законодательных и нормативно-правовых норм. Например, в законодательстве Австрии для выпуска печатной продукции и торговли ими, для оптовой торговли периодической печатной продукцией, а также для владения типографией необходимо получение торговой лицензии. Во многих странах СНГ аналогичная практика.

Почему Казахстан должен быть исключением? У нас предостаточно фактов, когда появляется печатная продукция, но неизвестно, в какой типографии она была издана. Нам навязывают роль «ночного сторожа», когда государство вообще не должно контролировать и регулировать. Требуют даже упразднения всех контролирующих и регулирующих функций! В законодательной практике мы открыты к диалогу и готовы к дискуссиям. Обсуждаем сейчас эти вопросы и с экспертами ОБСЕ, и с издателями, сделали законопроект о регулировании полиграфической деятельности достоянием широкой общественности. Кстати, требование о лицензировании - требование самих полиграфистов, мы включили его в законопроект с их подачи. Но диалог идет, и мы примем решение большинства. Но все же, извините меня, вопросы технической сертификации, качества ввозимой продукции важны не только для нашего молодого издательского рынка. Это требование ВТО. На пороге вступления во Всемирную торговую организацию мы должны принять решение, которое должно сочетаться с общемировыми принципами в этой области. И — никакой политики.

— Но тема саморегуляции возникла ведь не вдруг. Ее недавно обсуждали горячо. В присутствии «арбитров» из ОБСЕ. Очень важная тема, как думаете, Ереке?

— Семинар, проведенный нашим министерством совместно с казахстанским представительством ОБСЕ, посвящался вопросам саморегуляции СМИ и журналистской этики. Позавчера у меня была важная встреча с Джанет Гарвей - заместителем координатора бюро международных информационных программ Госдепартамента США и Кевином Мэйлсом, заместителем Чрезвычайного и Полномочного Посла США. Мы договорились о сотрудничестве и обмене опытом в области распространения объективной информации о государстве и разъяснения его политики посредством СМИ. Договорились о приезде американских специалистов по вопросам СМИ с целью проведения семинаров и обучающих тренингов для казахстанских журналистов, об открытии годичной школы журналистского мастерства — будет выделен грант для 25 наиболее способных журналистов. Кстати, в апреле в Алматы состоится очередная сессия Евразийского медиа-форума. Его тема - «Регулирование масс-медиа на постсоветском пространстве».

Некоторые ошибочно полагают, что тема регуляции или саморегуляции - это попытка усиления контроля со стороны государства. На самом деле рентабельными, читаемыми и смотрибельными СМИ могут быть только те, которые открыто не ассоциируют себя с государством, корпорацией или какой-либо политической партией. В то же время все газеты стремятся найти доступ к известным государственным и политическим деятелям, государственным органам, являющимися источниками информации. Регуляция подразумевает цивилизованные партнерские отношения.

Я поражаюсь своим оппонентам, которые предлагают устранить роль государства в регуляции СМИ. Государство во всех 50 ведущих стран мира является крупнейшим производителем информации. Например, правительство США входит в число 20 лучших рекламных агентств страны, соперничая по расходам с такими гигантами, как «Кока-Кола». Годовые расходы на рекламу составляют сотни миллионов долларов. Вашингтон называют «Голливуд на Востоке» — правительственные агентства тратят миллиарды на производство фильмов и аудиовизуальных программ. Стоимость печатной продукции и деятельность «паблик рилейшнз» обходится правительствам западных стран в миллиарды долларов. Первой издательской группой Франции по количеству названий является государство. Объяснение политики государства обходится самому государство дорого. И важным инструментом осуществления влияния правительства на СМИ является предоставление им государственных субсидий. Из 14 тысяч выходящих во Франции изданий более 10 тысяч получают субсидии от государства на основании того, что их содержание «представляет всеобщий интерес».

Вообще, вопросы саморегуляции СМИ приобретают особую актуальность. Саморегуляция - это самостоятельный институт досудебного решения информационных споров. А для формирования конкурентоспособного информационного пространства необходимо создание профессиональных корпораций журналистского сообщества. Из опыта западных стран известны множество форм объединения журналистов, основной целью которых является развитие этических и профессиональных норм. К таким органам журналистского самоуправления можно отнести разнообразные советы журналистов, омбудсменов по делам прессы, профессиональные ассоциации. Принципиальной основой их деятельности являются законность, правомочность и доверие. Не менее разнообразны и нормативные акты, регулирующие «правила поведения». В их числе могут быть названы кодексы профессионального поведения и этические кодексы. Именно нарушение этих кодексов приводило в свое время к отставке директора Би-би-си. Официальная версия парламентской комиссии по Би-би-си была такова: «утерян редакционный контроль» (!). Или такой известный факт: в журнале «Штерн» напечатали «дневник Гитлера», оказавшийся фальшивкой. Разразился скандал. Главный редактор подал в отставку.

Поэтому, сколько бы нас не критиковали, министерство будет проводить мероприятия по обсуждению нормативных документов, регламентирующих профессиональное поведение журналиста. Сама жизнь показывает, что в настоящее время СМИ, как впрочем и журналистское сообщество в целом, нуждаются в соблюдении определенных правил. С одной стороны, в отношениях с обществом, с другой - с властью.

— Есть смысл вспомнить о том, что ведь никто не отменял Указа Президента Нурсултана Назарбаева о создании Общественного Совета по СМИ при Главе нашего государства. В него вошли и вы, и Сейтказы Матаев, председатель Союза журналистов. Но за четыре года тот Совет, по-моему, собрался раза три, не более. А с Президентом - один раз всего, хотя тот «раз» навсегда все запомнили. Местечковые темы, конечно, нельзя выносить к Президенту. Ну, а принципиальные для цеха и страны в эпоху информационных войн, «наездов» журналистов страны икс на государство игрек?

— Я считаю, что любая информационная война как таковая представляет большую угрозу для государства, народа, страны в целом. Попытка форсированной манипуляции общественного мнения, граничащая с дезинформацией, приводит не только к межэлитному расколу, но и расколу в обществе. А тема единства священна не только для казахов, а для всего многонационального казахстанского народа. На заре становления американской государственности Томас Джефферсон говорил: «Согласие в настроениях и мнениях общества не в интересах людей, стоящих у печатного пресса... Люди от печатного станка никогда не могут позволить себе оставить нас в состоянии совершенного покоя и согласия. Они ведь тогда не будут нужны и должны будут взяться за плуги». Джефферсон сетовал и на то, что «злоупотребления свободной печати доходят у нас до пределов, прежде не известных и не терпимых ни одной цивилизованной нацией». Тем не менее не должностное лицо должно проводить четкую линию между свободой слова и злоупотреблением свободой слова, а общественное мнение, здравое общественное суждение.

Помнится, несколько лет назад глава государства жестко предупредил олигархов, имеющих СМИ, что если не прекратят информационные войны, то он примет «драконовские меры», в том числе и законодательного характера — в плане именно регуляции СМИ.

Другое дело, когда СМИ помогают урегулировать конфликты, имеющие место в нашем обществе, когда СМИ трубят о злободневных и актуальных проблемах социально-экономического, общественно-политического характера. И мы можем привести много примеров в казахстанской прессе, когда именно пресса успешно разрешала те или иные конфликты.

— Вот, кстати, уже и некоторые депутаты в Мажилисе упрекают: официальная пресса замалчивает трагические события в Маловодном, не решается обсуждать тему межнациональных отношений...

— Государственные СМИ не обходили эту тему, но освещали конфликт строго в рамках официальных пресс-релизов МВД. Уверен, у государственных СМИ значительно выше чувство ответственности за каждое свое слово. Слово - тоже оружие... В Маловодном межнационального конфликта не было. Мы можем говорить о недостатках региональной политики.

— Мне кажется, речь в нашем цехе следует нынче вести не о библейской свободе слова, а о прозаической организации дела. Это дело определено Президентом страны в утвержденной им Концепции повышения конкурентоспособности информационного пространства Казахстана. Вот проблема для журналистики нашей страны, решившей войти в число 50 лучших государств планеты!

— Я настоятельно советую всем руководителям СМИ изучить Концепцию развития конкурентоспособности информационного пространства, утвержденную Президентом Нурсултаном Назарбаевым. Глава государства установил четкие критерии конкуренции, определил современное состояние информационного рынка Казахстана. В Концепции говорится, что государство должно играть роль своеобразного катализатора конкурентоспособности — через налоговое, инвестиционное и правовое регулирование. Особое внимание уделено информационной безопасности РК - состоянию защищенности государственных информресурсов, а также прав личности и интересов общества в информационной сфере, повышению уровня правовой и экономической грамотности представителей информсектора, продвижению национальных интересов и интересов отечественных профессиональных участников на зарубежные информационные рынки. В Концепции четко расписаны направления и механизмы реализации этих задач. Очень важны такие направления, как развитее конкурентоспособности отечественных СМИ; совершенствование законодательства; развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и внедрение цифрового телевидения. Конкурентоспособность - вот настоящее и будущее Казахстана, народа, государства, общества, каждого гражданина. Об этом постоянно напоминает Глава нашего государства. Без этого казахстанские СМИ не смогут выполнить свою главную задачу.

— У нас того, кто служит власти, принято упрекать в продажности. А тех, кого, действительно, купили, — в продажности обычно не упрекают. Ибо, как говорил герой Александра Николаевича Островского: «Я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать...». Но будем объективны. И вспомним, как под видом свободной прессы два олигарха сотворили персональный агитпроп. Со времен Березовского и Гусинского любая борьба за олигархические интересы - не только в России, конечно, выглядит, как священная защита свободы слова. А всякая попытка оспорить эти интересы воспринимается как подлое покушение на эту свободу. Этим вирусом переболел уже наш казахстанский цех?

— Действительно, некоторые наши труженики печатного станка постоянно всех казахстанских чиновников скопом упрекают в продажности. Но надо здесь понять одну простую вещь. СМИ пронизаны противоречиями общества и воспроизводят их в своих публикациях, телепрограммах. СМИ затрагивают интересы различных социальных слоев и групп. В республике тоже случаются информационные войны, бывают «наезды», хотя мелкотемье подобной «борьбы» всегда очевидно. То есть «вирус» имеется. Но, разумеется, не повсеместно. Мне нравится, как работают в настоящее время газеты «Казправда», «Егемен Казакстан», «Экспресс-К», «Литер», «Айкын», «Комсомольская правда», «Известия» (я имею в виду их казахстанские блоки), а также «АИФ в Казахстане». Много хороших газет есть сейчас в регионах. Считаю, что хорошо работает «Хабар», на новый уровень вышла ТРК «Казахстан», набирает свой вес «АС ТВ», заслуженно победивший на тендере по распределению новых телечастот: по существу, телеканал стал общереспубликанским и это, кстати, тоже отвечает интересам конкурентоспособности информпространства Казахстана.

— Мы с вами соглашались не единожды: не может быть для прессы табуированных тем. Ведь, правда, легче сразу объяснить, проинформировать, чем потом отбиваться, оправдываться. Чего не хватает нам всем для такой постоянной практики? Мастерства? Политической воли? Доверия тех же владельцев колючей, жестокой порой, но ведь правды, но ведь информации? А когда очевидцы молчат, знатоки держат паузу — тогда и рождаются слухи, легенды и сплетни. Тогда суетятся различные «толкователи» и только они заполняют весь вакуум вокруг неоднозначных событий...

— Слухи - это импровизированные новости, появившиеся в результате коллективного обсуждения. Они были во все времена и никогда не исчезнут. Но, если газета базируется исключительно на слухах, то, значит, она сознательно или бессознательно избрала путь «бульварной», «желтой» прессы. Наверное, такое чтиво тоже имеет право быть. Вы правы, Олег Вадимович, всякий раз, когда общественность желает о чем-то знать, но не получает четких, точных разъяснений, мгновенно возникают слухи, и оживает «черный рынок информации».

Не хочу давать категоричных оценок. Но хотя бы в новостном блоке журналисты обязаны всегда сообщать объективную и беспристрастную информацию. Четко разделять информацию и мнение с точным указанием лиц или организаций, которые это мнение высказывают. Дикторы и ведущие западного ТВ просто автоматически семантически (прямым текстом) и интонационно разделяют сообщаемую информацию и мнение о каком—то вопросе. Если, к примеру, телеведущий говорит о «голодных шахтерах Караганды», то он должен предупредить: это лишь его мнение, это, в сущности, его политика. А реальная информация - то, что сейчас средняя зарплата 14 200 шахтеров - 80 тысяч тенге (а проходчики и забойщики получают до 120 тысяч тенге). Очень важны для нас право граждан, общественных и государственных организаций на опровержение неверной информации — на том же телеканале и в то же время. Речь идет именно о праве, а не о доброй воле владельцев СМИ. С учетом цены эфирного времени, реализация этого права становится серьезной экономической санкцией. Важно утверждение права неприкосновенности личного образа, которое некоторые наши СМИ нарушают с такой удивительной легкостью...

— Куда уходит, господин Министр, необходимый журналисту каждый день кураж? По госзаказу не напишется хорошая статья без вдохновения и без адреналина! Вы сам пером и словом владеете - дай бог! Может, подскажете?

— Есть четыре основные функции СМИ: наблюдение за миром (сбор и распространение информации); редактирование (отбор и комментирование информации); формирование общественного мнения и распространение культуры. Мне представляется, что подавляющая часть казахстанского журналистского корпуса хорошо справляется с первыми двумя функциями. И если они обратят внимание на третью и четвертую, то наша журналистика выйдет на новый качественный уровень. Информация - это тоже товар, иногда более ценный и важный, чем нефть, газ, цветные металлы. Наш век - это век информации. Журналисты могут и должны быть в фарватере всех процессов, играть роль арбитров, быть по-настоящему четвертой ветвью власти. Президент Нурсултан Назарбаев поставил перед страной и обществом грандиозную задачу - войти в число развитых и конкурентоспособных стран мира. Очень важную роль в осуществлении этой задачи сыграют казахстанские СМИ. Если не забудут своей ответственности перед народом, обществом, Историей.

Беседовал

Олег Квятковский


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...