Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Б. Абдыгалиев: «Именно казахи должны способствовать благополучию всех народов, проживающих в Казахстане»

Трещина может превратиться в пропасть


Берик Абдыгалиев: «Именно казахи должны способствовать благополучию всех народов, проживающих в Казахстане»

Нурахмет КЕНЖЕЕВ, 06.04.2007

События в Маловодном и Казаткоме стали одной из самых обсуждаемых тем в последние недели. Точнее, не столько эти события, сколько вызванный этими и подобными происшествиями вопрос: почему в последнее время в Казахстане, руководство которого не перестает говорить о стабильности как о самом большом своем достижении, один за другим вспыхивают нешуточные конфликты между казахами и турками, казахами и уйгурами, теперь вот - между казахами и чеченцами?

Мы попросили высказать свою точку зрения на конфликт в Маловодном и Казаткоме и его причины политолога Берика АБДЫГАЛИЕВА. Если кому-то из наших читателей его суждения покажутся спорными, мы готовы продолжить дискуссию.

Где тонко, там и рвется?

Берик, как Вам наверняка известно, мнения наблюдателей по поводу событий в Маловодном и Казаткоме разделились: одни склонны оценивать их как межнациональный конфликт, другие - как хулиганство. А что Вы думаете об этом инциденте?


- Большинство известных межнациональных конфликтов в мире начиналось так же, как и этот инцидент, - с хулиганского нападения. Причем в Маловодном нападавший был уверен в своей безнаказанности, что, видимо, и заставило пострадавшего обратиться не в органы власти, а совершить самосуд. Впоследствии все это спровоцировало этнические претензии (типа «они обнаглели» и т.д.) и различные этнические лозунги, как, например, требование «покинуть территорию в течение 48 часов». То есть криминальный конфликт приобретает этническую окраску, как бы мы ни пытались отрицать это. Если все официальные структуры будут считать этот случай хулиганством, народ все равно будет говорить о межнациональном конфликте.
Одна из серьезных проблем подобных конфликтов - это последствия. Появляется трещина между народами, начинается деление общества на «мы» и «они», при этом «мы» - справедливы, а «они» - нарушители.

Турки, уйгуры, теперь чеченцы... Но есть ли на самом деле проблемы между ними и казахами?


- Проблемы есть всегда и между всеми. И «шелекский инцидент», и случай в Маловодном свидетельствуют о хрупкости межнациональных отношений. Вопрос в том, когда и при каких обстоятельствах они могут обостриться и что нужно сделать, чтобы этого не произошло.

Так в чем же, на Ваш взгляд, причина этих конфликтов?


- Причины возникновения подобных вспышек могут быть и социально-экономическими, и идеологическими, и политическими, и непосредственно этническими. При соответствующих обстоятельствах любой повод начинает провоцировать цепную реакцию. Межэтнические конфликты в большинстве случаев типичны в период, когда возникает соперничество за одни и те же виды ресурсов и источников дохода - землю, торговлю, рабочие места и т.д. То есть конкуренция и экономические противоречия облекаются в форму этнических конфликтов. И последние события в Казахстане не являются исключением из этого правила.

Но если послушать наших чиновников, социальное положение населения улучшается. Тогда что провоцирует конфликты?


- Как раз-таки большинство конфликтов происходит именно в процессе роста социального положения населения, когда начинает обостряться соперничество за ресурсы и распределение благ. Тем более когда власть коррумпирована, и за деньги можно решить любые вопросы.
Конфликтные ситуации возникают также из-за отсутствия системной национальной политики государства и консолидирующей идеи, а вопросы межэтнической интеграции в государстве пущены на самотек. Такие ключевые проблемы, как сохранение родного языка, культуры, представительство в органах власти, в бизнесе, стали личным делом каждого и зависят во многом от «милости» местных властей.

Получается, есть риск, что события в Маловодном могут перерасти в казахско-чеченский конфликт?


- Не должны. Во-первых, у казахов нет претензий ко всему чеченскому народу. Во-вторых, чеченцы - мужественный и прагматичный народ. Они понимают, что им незачем иметь проблемы с казахами и, в том числе, с властями. Я думаю, свои проблемы они решат сами, без вмешательства со стороны государства.

У нас любят говорить о «казахстанской модели» межнационального согласия. А что это за модель?


- Это прежде всего просто лозунг, который не имеет конкретно оформленной концепции. И опирается этот тезис на четыре столпа:
Первый - соблюдать концепцию «полтораязычья», или доминирования русского языка во всех сферах, т.е. «согласие» в ущерб казахскому языку.
Второй - иметь в руководстве страны двух-трех представителей неказахской национальности.
Третий - сохранять Ассамблею народов Казахстана как основную декорацию концепции «казахстанской модели».
Четвертый - постоянно «пиарить» стабильность и согласие народов Казахстана, как чуть ли не единственной в мире страны, где все это удается сохранять. Об этом на каждом шагу говорят лозунги, плакаты, билборды, с помощью которых эта мысль вдалбливается в сознание граждан.
Однако любая провокация может вызвать межнациональный конфликт, к которому не готовы ни государство, ни общество. А между тем общество должно быть готово к различным провокациям. Формирование терпимости и доверия между народами - это и есть национальная политика. И воспитание терпимости и доверия к представителям всех народов, проживающим в Казахстане, нужно начинать со школы. Тогда же следует знакомить детей с обычаями и традициями других наций. Мы же фактически не знаем друг о друге ничего. При этом есть проблемы не только межнационального характера, но и между самими казахами - так называемый «казахский вопрос».

Услышьте голос казахов!
А что Вы подразумеваете под «казахским вопросом»?


- Прежде всего это проблемы формирования казахской нации. До сих пор наблюдается углубление внутриэтнической дифференциации среди казахов. Особенно это заметно в отношении казахского языка, когда часть казахов считает проблему языка судьбоносной, а другая часть - второстепенной. Все это особенно заметно, когда читаешь наши газеты на русском и казахском языках. При этом возникает ощущение, как будто это газеты двух разных народов, даже государств: совсем разные приоритеты, проблемы, в том числе оценки происходящих процессов.
Главной темой газет на казахском языке являются вопросы, связанные с казахами, - язык, культура, история, политика. В таких публикациях зачастую звучат обида и злость по поводу пренебрежения казахским языком, причем это касается всех, и прежде всего госслужащих, в том числе президента. Аудитория данных газет замыкается на себе, никто этих людей не хочет понять, выслушать. Формируется агрессивность, недоверие к другим.
В целом казахстанское общество до сих пор не знает, что беспокоит казахов. Не хочет и не может понять их проблемы, из-за чего и формируется атмосфера недоверия. А обеспокоенность судьбой казахского языка воспринимается чуть ли не как проявление национализма. Сегодня необходимо обсуждать казахские проблемы и на русском языке. Казахский фактор в перспективе станет доминирующим фактором, и с этим всем придется считаться.

Но разве сегодня этого не происходит?


- Нет. Сегодня доминирующим является так называемый «русскоязычный» фактор, поэтому как власть, так и оппозиция пытаются использовать его в свою пользу. В том числе в ущерб интересам казахов…

Что Вы имеете в виду?


- Прежде всего, как я уже сказал, это положение государственного языка. Все граждане Казахстана должны знать два языка - казахский и русский. Это есть двуязычие.
Следующее, на мой взгляд, это история. Сейчас кто попало пишет об истории, при этом оскорбляют казахских национальных героев: Аблай-хан - «авантюрист», Кенесары - «бандит», Шокан Уалиханов - «шпион» и т.д. Вместо объективного изучения истории началась мышиная возня вокруг персоны Чингизхана - казах он или нет. До сих пор не вышли из пеленок, как дети, спорят на самом высоком уровне о таких вещах. Множественность конкурирующих версий истории — это есть формула национального кризиса.
Многие казахстанцы до сих пор слабо знают казахов, культуру, обычаи, историю. Например, в этом году исполняется 90 лет первому национальному правительству казахов. А власть молчит, видимо, не считает себя преемницей идеи Кенесары, идеи национальной автономии «Алаш-Орда». Нет нормальной академической дискуссии, общественной рефлексии. И это касается прежде всего гуманитарных наук - истории, политологии, социологии. Государство должно поддерживать данные отрасли. У нас же нет даже специализированного государственного института по политологии, социологии.

А как же Институт философии и политологии Академии наук, соответствующие кафедры в университетах?


- Этот - больше институт философии со своей давней традицией. Политология и социология должны быть отдельно - аккумулировать весь политологический интеллект нации в познании происходящих в политике процессов, формировать отечественную традицию. Что касается вузов, то там, к сожалению, мало науки, больше преподавания. Основная часть вузов оторвана от науки, так как из-за недостаточного финансирования и нехватки кадров могут заниматься только обучением студентов. Для науки ни денег, ни времени фактически не остается.

«Нужно создать казахстанцев»

А как Вы думаете, насколько политизировано казахское национальное сознание?


- Начиная с известных событий декабря 1986 года и до первого этапа становления независимости, в Казахстане доминировала этнизация политики, когда прием на государственные или иные должности зачастую связывался с этнической принадлежностью лиц, их занимающих, а оценка деятельности государства осуществлялась с точки зрения того, каким национальностям она выгодна. Казахи имели политическую субъектность, что, впрочем, касалось не только казахов.
Затем среди казахов начинается период роста трайбализма - то есть доминирует родовая идентификация, когда власть и кадровую политику оценивают с позиции, какому роду это выгодно. В последнее время с появлением различных финансовых-промышленных групп и олигархов начинают доминировать клановые, «семейные» группы. Это касается и политических субъектов.
На фоне этого сейчас заметна реанимация политизации казахского сознания. Нерешенность вопросов по развитию языка, недостаточность поддержки национальных ценностей провоцирует недовольство казахов. Сегодня нужно формировать политическую волю казахов, наполнять смыслом такие понятия, как честь и достоинство нации, о которых, к сожалению, многие забыли. Проблема в том, что большинство казахов до сих пор не чувствуют ответственности как за историю, так и за будущее народа. Не оформлена политическая позиция казахов, отсутствует национальная мечта, идея казахов. Я думаю, одна из причин этого - «неожиданное» обретение независимости.
И вообще, я все больше убеждаюсь в том, что своей государственностью мы обязаны прежде всего своим предкам и, как бы это абсурдно ни звучало, большевикам. При всей моей неприязни к большевикам факт остается фактом. Царская Россия захватила территорию Казахстана, а большевики захватили сознание, так сказать, дух народа.

Разве казахи не добровольно вошли в состав России?


- Вопрос не в том, как казахи присоединились, а в том, как Россия стала поглощать казахское государство. Думаю, если бы Россия не вмешивалась во «внутренние дела» казахов и соблюдался бы принцип конфедерации, говоря современным языком, то ситуация была бы не столь драматичной. Упразднение ханства, административное деление территории казахского ханства как губернии России, захват земель - все это приводило к естественному протесту казахов. И только большевики, обещая всем все, кто что хочет, в том числе национальную автономию, создали новую казахскую республику. Им не нужны были дополнительные проблемы с местным населением и элитой. Благодаря этому мы стали союзной республикой, затем, после распада СССР, - независимым Казахстаном.
Если бы не было этих более 300 восстаний против колонизаторов, национального правительства «Алаш-Орда» и если бы в 1917 году не победили бы большевики, то Казахстан сегодня был бы, возможно, одним из административных субъектов Российской Федерации.

Но первая казахская республика, кажется, называлась Киргизская Республика?

 
- Да, русские, а точнее, казаки не хотели называть казахов казахами. Появлялась путаница в именовании этих народов, и, видимо, поэтому ввели понятие «киргиз-кайсаки», потом просто «киргизы». А настоящих киргизов называли «кара киргизами» или «горными киргизами». В начале XX века казахская национальная интеллигенция выступила против этого и разработала альтернативный проект, а именно модель новой идентичности - «Алаш», это имя первопредка и символизирует единство его шестерых детей, куда включались, кроме трех казахских жузов, киргизы и каракалпаки. Это была новая политическая платформа казахов - формирование политической воли казахов, формирование государственных основ и атрибутов, политических целей казахского народа. При этом они осознавали важность сотрудничества с Россией и предлагали концепцию национальной автономии.

Ну а как же, по Вашему мнению, следует формировать политическую волю казахов?


- Для этого необходим целый комплекс мероприятий по «национальному строительству». Как говорил один из борцов за освобождение Италии Массимо Д’Азельо, «Италию мы создали - теперь нужно создать итальянцев». Это соответствующая образовательная, культурная, просветительская, научная политика. В том числе нужно снимать патриотические фильмы о защите чести и достоинства нации, например о борьбе за независимость от России.

А как отнесутся к этому в России? И те же русские в Казахстане?

- Это зависит от уровня и качества фильма. Нужно снимать фильмы высокого уровня, и тогда никто не будет в обиде. Никого не нужно показывать в образе врага. Фильм не должен быть враждебным. Например, в Англии я наблюдал, как люди с удовольствием и с восхищением смотрят фильм «Патриот» о том, как американцы побеждают королевскую армию Британии, или фильм о шотландцах, которые мужественно сражаются за свою независимость от Англии. И никаких комплексов.

Но сняли же фильм «Кочевник»? Эффекта пока никакого не наблюдается…


- Как бы мы ни относились к этому фильму, это достояние нашего киноискусства. Главное - сделать правильные выводы и не допускать в следующий раз каких-то промахов.
Я тоже мечтал о фильме мирового уровня об истории казахов и был очень рад, когда правительство приняло решение о производстве подобного фильма. Надеялся, что этот фильм станет своего рода презентацией нашей культуры, традиций, будет воспевать славную историю казахского народа. Но это не совсем удалось. К сожалению, фильмы Бората Сагдиева о Казахстане более популярны на Западе. К тому же он заработал на них немалые деньги.
Сейчас я понимаю, что главное - это не мировая слава для казахов, а достойная история, рассказ о славной истории казахов, предназначенный для распространения внутри страны. Конечно, не за счет других народов. То есть важнее снять фильм, ориентированный прежде всего на самих казахстанцев, фильм, формирующий нацию, политическую волю, гордость и характер.

В чем миссия казахов?
А чем казахи могут гордиться?


- Возьмем хотя бы территорию нынешнего Казахстана - огромную территорию как подтверждение славной истории казахов. Как-то в конце 90-х я ехал в купе в поезде с двумя чеченцами. В разговоре я выразил, так сказать, свое удивление, что такой малочисленный народ бросил вызов самой России. Сказал, что это, видимо, связано и с их характером - характером горцев, и что степняки, наверное, так бы не смогли поступить.
В ответ мои собеседники выразили свое восхищение и уважение к моим предкам, к тому, что относительно малочисленный казахский народ владел такой огромной территорией, и что мы можем этим гордиться.

Но Вы же не будете отрицать, что часто под лозунгом патриотизма скрывается откровенный национализм? Можно ли провести грань между национализмом и патриотизмом?


- Да, это проблема существует. Все зависит от того, какая концепция национализма будет доминировать в обществе. Чем больше будут пренебрегать интересами развития казахской нации, казахского языка, тем более эта концепция будет радикальной.
Когда-то в студенческие годы, в начале 90-х годов, я записал свои мысли о судьбе казахов и назвал этот труд очень громко - «Манифест казахского национализма». Показал своим наставникам - покойному Нурбулату Масанову и Нурлану Амрекулову, просил их помочь с публикацией в газете. Они заинтересовались моей статьей и написали предисловие под названием, кажется, «О подлинном национализме или о диком патриотизме». И газеты «Казправда» и «Караван» опубликовали одно только это предисловие - без моей работы, поскольку она была очень сырая и после мощного «предисловия» таких мэтров смысла в ее публикации не было.
Так вот, основная идея данного «Манифеста» была в том, что, во-первых, для завершения формирования казахской нации необходима идеология национализма, и, во-вторых, главная идея подобного казахского национализма должна заключаться не в борьбе против кого-то, а в преодолении своих недостатков - изжить рабскую психологию, убить в себе раба, манкурта, обрести национальную Родину, честь, гордость за нее, любовь к ней и осознать это.
Я по-прежнему считаю, что казахская нация должна осознать свою миссию в новых условиях, то есть свою ответственность за мир в Казахстане и его процветание. Именно казахи должны способствовать благополучию всех народов, проживающих в Казахстане, помогать всем и предостерегать общество от различных конфликтов, в особенности от межэтнических.


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...