Лента новостей
0

Работа над ошибками

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 11.04.2007 18:43 Zakon.kz

После проведенного перерасчета пенсий в июне 2003 года к депутатам стало поступать огромное количество писем из всех регионов страны, в которых пенсионеры выражают свое несогласие, называют перерасчет необъективным, необоснованным, игнорирующим их трудовой вклад. Приложенные к письмам ответы из Министерства труда и социальной защиты свидетельствовали о полном игнорировании вопросов, с которыми к ним обращались пожилые люди, многие из которых без труда разобрались в некомпетентно разработанном министерством механизме повышения пенсий.

Чтобы полностью разобраться в ситуации, решено было проанализировать состояние пенсионного обеспечения ранее состоявшихся пенсионеров в стране. В этих целях в Мажилисе при комитете по экономической реформе и региональному развитию была создана рабочая группа, которая в течение последних трех лет выясняла, что же собой представляют Правила повышения пенсий, утвержденные 11 июня 2003 года. В настоящее время работа завершена, и редакция журнала обратилась к руководителю рабочей группы, депутату Мажилиса, секретарю Шаймердену Уразалинову с просьбой рассказать о результатах проведенного повышения пенсий в июне 2003 года.

Рубрика - В МАЖИЛИСЕ

 

Работа над ошибками

 

Опубликовано в журнале ЮРИСТ, № 4, 2007

 

После проведенного перерасчета пенсий в июне 2003 года к депутатам стало поступать огромное количество писем из всех регионов страны, в которых пенсионеры выражают свое несогласие, называют перерасчет необъективным, необоснованным, игнорирующим их трудовой вклад. Работа над ошибками, фото - Новости Zakon.kz от 11.04.2007 18:43Приложенные к письмам ответы из Министерства труда и социальной защиты свидетельствовали о полном игнорировании вопросов, с которыми к ним обращались пожилые люди, многие из которых без труда разобрались в некомпетентно разработанном министерством механизме повышения пенсий.

Чтобы полностью разобраться в ситуации, решено было проанализировать состояние пенсионного обеспечения ранее состоявшихся пенсионеров в стране. В этих целях в Мажилисе при комитете по экономической реформе и региональному развитию была создана рабочая группа, которая в течение последних трех лет выясняла, что же собой представляют Правила повышения пенсий, утвержденные 11 июня 2003 года. В настоящее время работа завершена, и редакция журнала обратилась к руководителю рабочей группы, депутату Мажилиса, секретарю Шаймердену Уразалинову с просьбой рассказать о результатах проведенного повышения пенсий в июне 2003 года.

 

Как уменьшили базовый показатель

 

Выяснилось, что проблема пенсионного обеспечения отдельных категорий пенсионеров в нашей стране существует с 1994 года, когда был произведен перерасчет ранее назначенных пенсий с грубейшими нарушениями со стороны министерства и правительства. В постановлении Кабинета Министров от 2 апреля 1992 года № 309 (п. 3 о порядке перерасчета ранее назначенных пенсий) установлен механизм определения индивидуального расчетного коэффициента (ИРК):

«3. …учтенный в пенсионном деле среднемесячный заработок делится на среднемесячную зарплату рабочих и служащих в народном хозяйстве республики».

По существу, ИРК - это коэффициент заработной платы (доход) пенсионера, с которой он ушел на пенсию. Его величина зависит от его заработной платы, характеризует отрасль, к которой относится его профессия, а значит, трудовой вклад в развитие экономики. ИРК имеется в пенсионном деле каждого пенсионера.

Согласно этому же постановлению и пункту 8 утвержденного порядка предусмотрено: «8. Последующий перерасчет ранее назначенных пенсий, включая и пенсии, назначенные до 1 января 1993 года, производится в аналогичном порядке в 1993 году с выплатой повышенных размеров пенсий, с 1 октября 1993 года. При этом принимается во внимание среднемесячная заработная плата рабочих и служащих в народном хозяйстве Республики Казахстан на 1 октября (январь-сентябрь) 1994 года. Указанный механизм перерасчета пенсий действует и на последующие годы».

Однако 23 сентября 1994 года коллегией министерства было принято постановление № 5 «Об организации проведения перерасчета ранее назначенных пенсий с 12 октября 1994 года», согласно которому базовым показателем для перерасчета пенсий был установлен уровень среднемесячной заработной платы рабочих и служащих в народном хозяйстве республики за январь-август 1994 года, составляющий 1091,1 тенге, вместо январь-сентябрь и 2 451 тенге, предусмотренный постановлением Кабинета Министров РК от 2 апреля 1992 года № 309

Таким образом, министерство, превысив свои полномочия, с нарушением подменяет условия постановления Кабинета Министров и тем самым в 2,25 раза уменьшает базовый показатель для перерасчета пенсий.

В результате размеры пенсий были ополовинены, и индексация пенсий с октября 1994 года фактически была произведена, исходя с нарушением взятой суммы из 1091,1 тенге.

Министерство и правительство проигнорировали представление Генеральной прокуратуры № 7/243-95 от 30.10.1995 года, которое обязывало:

·     «рассмотреть настоящее представление и принять меры к устранению указанных нарушений законности;

·        произвести повторный перерасчет пенсий за 1994 год в точном соответствии с Законом и выплатить пенсионерам недоначисленную сумму пенсий».

Министерство и правительство проигнорировали и решение Верховного суда № 010-23/7 от 03.07.1996 года по иску Генеральной прокуратуры:

·        «иск удовлетворить;

·        постановление коллегии министерства от 23.09.1994 года № 5 в части применения базового показателя для перерасчета пенсий - среднемесячной зарплаты рабочих и служащих в народном хозяйстве республики за январь-август 1994 года признать недействительным».

Правительство из щекотливой ситуации нашло выход: через 9 дней, 12 июля 1996 года, принимается постановление № 899, во изменение постановления № 309, в котором задним числом узаконены действия министерства.

В результате пенсионеры из-за указанного нарушения при перерасчете в 1994 году более 10 лет получают пенсии на уровне минимальной.

 

Незаконное ограничение

 

Одной из основных задач Послания Президента Республики Казахстан от 4 апреля 2003 года является дифференцированное повышение пенсий ранее состоявшимся пенсионерам с учетом трудового вклада каждого из них, стажа его работы, заработной платы, с которой он ушел на пенсию.

Во исполнение поручения главы государства этот принцип заложен в пункте 1 постановления правительства от 11 июня 2003 года: № 564 «1. С 1 июня 2003 года произвести повышение размера пенсионных выплат из Государственного центра по выплате пенсий дифференцированно от трудового стажа и заработной платы пенсионера».

Однако в результате проведенного повышения пенсий с 1 июня 2003 года указанная норма постановления и поручение главы государства полностью нарушены и не выполнены. Вместо дифференцированного повышения пенсий произошла еще большая уравниловка для пенсионеров солидарной системы.

Разработчики (министерство и правительство) должны были знать, что реализация указанной нормы постановления невозможна без внесения изменения в действующий Закон «О пенсионном обеспечении».

В законе имеется норма, которая ограничивает доход пенсионера для исчисления пенсии, пункт 3 статьи 14: «3. Доход для исчисления пенсионных выплат из Центра не может превышать пятнадцатикратного месячного расчетного показателя, устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий год».

Согласно этой норме средняя заработная плата пенсионеров для исчисления пенсии, какой бы она ни была, приводится к единому для всех размеру: МРП х 15 = 872 х 15 = 13 080 тенге в 2003 году.

Таким образом, из-за указанного в законе ограничения средний доход для исчисления пенсий врачей, нянечек, медсестер, сторожей, журналистов, техничек, шахтеров, металлургов, летчиков, профессоров, руководителей объединений, комбинатов и т.д. приводят к единому для всех размеру. Причем для абсолютного большинства пенсионеров их средняя заработная плата значительно уменьшена. Данная норма противоречит Конституции Республики Казахстан (пункт 2 статьи 14).

По существу, это уже не средняя заработная плата пенсионера, а незаконно взятая величина. Поэтому она подлежит незамедлительному исключению из закона.

О каком дифференцированном повышении пенсий, о какой зависимости размера пенсий от средней заработной платы пенсионера может идти речь?

Уже один этот факт является основанием для аннулирования результатов проведенного повышения пенсий в 2003 году.

 

Около полумиллиона пенсионеров ждут повышения пенсий

 

Как исправить допущенные ошибки? Вот основные выводы и предложения рабочей группы Мажилиса.

Изучив и рассмотрев все материалы, связанные с реализацией постановления Правительства Республики Казахстан от 11 июня 2003 года № 564 «О повышении размеров пенсионных выплат из Государственного центра по выплате пенсий с 1 июня 2003 года» и Правил повышения размеров пенсионных выплат с 1 июня 2003 года, рабочая группа вносит на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан следующие выводы и рекомендации:

1. Министерством предварительно не выполнен детальный анализ состояния пенсионного обеспечения в стране различных категорий пенсионеров, результаты которого могли лечь в основу при разработке механизма дифференцированного повышения ранее исчисленных (начисленных) пенсионных выплат. Это привело к принятию неприемлемого механизма повышения пенсий и многочисленным нарушениям, ущемлению прав значительной части пенсионеров, оставшихся без повышения пенсий.

2. По этой причине не выполнены главные условия постановления: о повышении пенсий дифференцированно от трудового стажа и заработной платы пенсионера; повышению подлежат все пенсионные выплаты, назначенные до 1 января 2003 года.

Повышение пенсий состоялось только для 1 033 000 пенсионеров из общего числа 1 690 000 пенсионеров на 1 января 2003 года.

Все нормы правил постановления взяты с нарушением законодательных актов Республики Казахстан, а также использованные показатели при исчислении пенсии не соответствуют нормам правил (например, вместо средней заработной платы по отраслям принята необоснованная, одинаковая для всех отраслей величина).

3. Для исчисления повышенных размеров пенсий вместо средней заработной платы по отраслям за 2002 год незаконно принята надуманная ограниченная пятнадцатикратным месячным расчетным показателем единая величина для всех отраслей - 13 080 тенге.

4. Введение коэффициента трудового участия (КТУ) неправомерно для исчисления пенсий. Основными параметрами для установления пенсий пенсионерам солидарной системы являются трудовой стаж и заработная плата.

5. Министерство и правительство не приняло мер по исключению пункта 3 статьи 14 действующего пенсионного закона, норма которого ограничивает доходы пенсионеров для исчисления пенсий 15-кратным МРП и приводит к единому ограниченному размеру (13 080 тенге) для всех пенсионеров. Не принимается во внимание их дифференцированная средняя заработная плата. Нарушение пункта 2 статьи 14 Конституции Республики Казахстан.

6. Превысив свои полномочия, правительство своим постановлением устанавливает максимальный размер пенсии не более 75% от пятнадцатикратного месячного расчетного показателя. Тогда как максимальный и минимальный размеры пенсии определяются законом.

7. Нарушен пункт 2 статьи 14 Конституции Республики Казахстан в части необоснованного снижения коэффициента заработной платы (дохода) пенсионерам, находящимся на заслуженном отдыхе, работавшим на производстве, имевшим высокую заработную плату, путем введения персонифицированного расчетного показателя (ПРК).

8. Применение отраслевого принципа повышения пенсий нарушило основной принцип пенсионного законодательства прежних лет и ныне действующего - размер пенсионных выплат должен соответствовать трудовому вкладу (трудовой стаж и заработная плата) каждого пенсионера.

В результате нарушена зависимость размера пенсионных выплат от трудового стажа и заработной платы, не обеспечено дифференцированное повышение пенсий.

Введение базовой пенсии в размере 3000 тенге для всех пенсионеров не устраняет уравниловки, сложившейся после перерасчета пенсий в 2003 году.

9. Ранее состоявшимся пенсионерам пенсии исчислены в соответствии с пенсионным законодательством прежних лет и ныне действующим. Однако Правительство Республики Казахстан постановлением от 11 июня 2003 года № 564 вышло за рамки норм, и фактически провело пересмотр и новые исчисления ранее назначенных пенсий вопреки закону, введя новые параметры для исчисления.

Указанные действия являются нарушением норм Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» (пункт 3 статьи 4, пункт 1 статьи 37).

10. Правительство Республики Казахстан постановлением от 11 июня 2003 года № 564 ввело ограничение трудового стажа (не более 0,75) пенсионерам, состоявшимся до 1 января 1998 года, хотя пенсии им были исчислены с учетом полного трудового стажа, согласно действовавшему пенсионному законодательству.

Указанные действия являются нарушением пункта 2 статьи 14 Конституции Республики Казахстан, а также пункта 1 статьи 37 Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах»: «1. Действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие».

11. Все доводы и обоснования министерства и правительства о принятых Правилах повышения пенсий в 2003 году не были выполнены. В результате около полумиллиона пенсионеров остались без повышения пенсий из-за некомпетентности разработчиков и допущенных нарушений законодательных актов.

12. Рекомендовать Правительству Республики Казахстан:

- рассмотреть предложенные депутатами варианты дифференцированного повышения ранее назначенных пенсий пенсионерам, оставшимся без повышения пенсий;

- в связи с допущенными нарушениями норм законодательных актов Республики Казахстан постановление правительства от 11 июня 2003 года № 564 поставить на утрату.

 

Под этим анализом подписались все члены рабочей группы, депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан Ш. Уразалинов, Т. Космамбетов, Т. Сыздыков, М. Трошихин, В. Егоров, А. Милютин

 

- Каковы перспективы?

Шаймерден Уразалинов неоднократно инициировал проект закона о внесении изменений в пенсионное законодательство, в котором была бы исключена норма об ограничении доходов пенсионеров 15-кратным МРП, однако правительство постоянно отклоняло предложение, полностью игнорируя правовые и юридические нормы, мотивируя тем, что проект потребует увеличения бюджетных средств. Руководитель рабочей группы считает, что прежде чем приступить к совершенствованию пенсионного законодательства, необходимо исправить допущенные ошибки. Впрочем, лед может тронуться. Но что же может кардинально изменить ситуацию в сложившейся диспропорции в проблемах пенсионного обеспечения, на этот вопрос Шаймерден Уразалинов ответил кратко: политическая воля.

Политическая воля была озвучена в Послании Президента народу Казахстана, в котором наиболее приоритетным стал социальный блок. Сегодня практически все вопросы, над которыми трудилась рабочая группа депутатов Мажилиса, нашли разрешение в послании главы государства. В целом уровень пенсионного обеспечения в стране повысится и будет соответствовать международным стандартам; исчезнут уравнительные тенденции, размер пенсии теперь должен зависеть от трудового вклада каждого. Для этого предлагается изменить предусмотренное пенсионным законодательством ограничение дохода, учитываемого для исчисления пенсий, подняв его с 15-кратного до 25-кратного месячного расчетного показателя. Тем самым около полумиллиона пенсионеров (483 тысячи человек), чьи пенсии прежде были занижены за счет законодательного ограничения доходов, получат значительную прибавку к пенсии.

В послании предусматривается также увеличение и сохранение в ближайшие годы размера базовой пенсии на уровне 40 процентов от прожиточного минимума вместо 20-25%, предусмотренных ранее. Это коснется более 1 миллиона 675 тысяч пенсионеров, а минимальные пенсионные выплаты в 2008 году повысятся примерно на 1500 тенге, или на 15 процентов.

Средний размер солидарной пенсии превысит 13 600 тенге, рост составляет почти 25%, максимальные же размеры солидарных пенсий увеличатся в 2008 году до 21 700 тенге, это больше прежних выплат на 76 процентов. Кроме того, для стабилизации покупательской способности пенсионных выплат будет сохранена их индексация, при этом осуществляться она должна с опережением прогнозируемого роста индекса потребительских цен на два процента.

При этом государство на проведение этих мер потратит 55,3 млрд. тенге.

Вместе с тем депутат Ш. Уразалинов считает, что все будет зависеть от механизма перерасчета, который изберет правительство. Сейчас идет работа над этим. И уже сегодня необходимо учесть все факторы, в том числе и так называемую категорию пенсионеров рублевой зоны, то есть тех, кто вышел на пенсию до введения национальной валюты - тенге. От правильного перерасчета, вдумчивого подхода к каждому из 483 тысяч пенсионеров зависит, будут ли устранены перекосы, допущенные в 2003 году, ликвидирована уравниловка, будет ли учтен трудовой вклад каждого человека.

- По возвращении в Астану, - сказал в заключение Ш. Уразалинов, - рабочая группа депутатов намерена встретиться с представителями Министерства труда и социальной защиты, чтобы продолжить диалог по проблемам перерасчета пенсий и довести работу до конца, выполнить наказ наших многотысячных избирателей.

Работу над ошибками, начатую депутатами, предстоит завершить Министерству труда и социальной защиты населения. Послание Президента должно быть исполнено уже к 1 января 2008 года.

 

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: