Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Проверка правительства на коммунальную «вшивость»

Петр СВОИК 

Проведенная десять лет назад, в самые кризисные годы, жилищно-коммунальная реформа в Казахстане считается самой успешной и даже образцовой в СНГ. Однако не стоит забывать, что разовый отказ государства от дотаций ЖКХ и повышение коммунальных тарифов хотя и привели к самоокупаемости жилищной сферы, однако исключительно в части покрытия лишь текущих эксплуатационных затрат. Благо, все 90-е годы резкий спад потребления позволил предприятиям электро-тепло-водоснабжения работать не только без ввода новых мощностей, но и без серьезных капитальных ремонтов.

Собственно говоря, вся та коммунальная реформа свелась не столько к переводу целостной системы ЖКХ на полноценное существование в рыночных условиях, сколько к аврально-упрощенному приспособлению к самофинансированию, причем, - по самой укороченной и, по существу, внерыночной схеме.

Мы вправе так говорить, поскольку внутри ЖКХ и теперь, через десять лет после коммунальной реформы, так и не появились те базовые юридические, организационные и технические решения, без которых нормальные рыночные отношения просто не возможны. Зато под другими названиями сохранились едва ли не все рудименты того нерыночного жилищно-коммунального хозяйства, каким оно было еще в годы СССР.

Так, созданные в 1996-1997 годах КСК фактически воспроизвели все те же домоуправления, внутри которых как не было, так и не появилось такого объективно базового субъекта самоорганизации жильцов и договорных отношений с поставщиками коммунальных услуг, как отдельный многоквартирный дом.

Одно только это “упущение” дало, и - дает, целый веер самых негативных последствий, и в самых разных направлениях.

Так, в “подвешенном” состоянии оказались председатели КСК. Жильцы, которые их фактически не выбирали, и от которых они слишком далеко, их, понятное дело, не любят. С другой стороны, ни одного доброго слова руководители КСК не слышат и от городских властей, которые также вправе быть недовольными их деятельностью.

Не существует в коммунальной сфере и нормальных договорных отношений. То, что сейчас называется “публичными договорами” категорически не соответствует этому правовому понятию в трактовке Гражданского Кодекса, и являет собой одностороннюю внеправовую самодеятельность местных “коммунальщиков”.

Мало того, и самого измерения отпущенной продукции, без чего рыночные отношения невозможны в принципе, в коммунальном хозяйстве так и не налажено. Не все знают, но это факт: жильцы многоквартирных домов до сих пор платят за отопление своих квартир вовсе не по фактическому потреблению, а по некоему абстрактному нормативу, соответствие которого реалиям никто до сих пор не проверил, ни практически, ни даже теоретически.

Вообще же, надо сказать, наше нынешнее коммунальное хозяйство, при всей его важности как в социально-экономическом, так и в прямо политическом смыслах, являет собой уникальный, не превзойденный ни в какой иной сфере образец того, как писаное законодательство на практике не исполняется, извращается и игнорируется самими же государственными органами, призванными его соблюдать или контролировать соблюдение. И, продолжая эту мысль, - ни в какой иной сфере, подлежащей государственному регулированию, это регулирование не является столь маловразумительным, функционально разорванным между самыми разными и плохо взаимодействующими между собой государственными органами. Руководство и кадровый состав которых, к тому же, удивительно (хотя, что здесь удивительного?!) столь мало соответствуют своему назначению.

И вот тот факт, что структурные проблемы ЖКХ все предыдущие полтора десятка лет не решались, а только консервировались и накапливались, плюсом к тому, что электро-тепло-водо-нагрузки с начала 2000-х годов пошли в рост, тогда как обветшавшие мощности для их покрытия, - вниз, что и выразилось, в частности, в учащенном повышении тарифов, подвел “коммуналку” к новому кризисному состоянию. Которое уже не может не тревожить ни центральные, ни местные власти, ни общественность.

Нет, нельзя сказать, что ранее Правительство вообще не занималось коммунальными проблемами. Так, еще летом прошлого года была принята “Программа развития ЖКХ на 2007-2009 годы”, и тем же летом в Закон “О естественных монополиях” было добавлено требование до 1 января 2009 года оснастить всех потребителей тепла учетными приборами.

Однако, именно то, как принимаются и “продвигаются” такие документы, само по себе иллюстрирует сказанное нами выше.

Вот, к примеру, один только такой локальный аспект, как установка измерительных устройств. Только сам по себе прибор для измерения тепла на стандартную “многоэтажку” стоит порядка двух с половиной тысяч у.е. Не считая установки, наладки и последующего обслуживания. Но куда прикажете ставить эту тонкую и дорогую штуку, если в большинстве домов советской еще постройки соответствующих помещений просто нет, А где можно найти и как-то приспособить нужное подвальное помещение, там некому его охранять, элементарно защитить от воровства или вывода из строя даже и самими жильцами.

Идем далее: нет никакого смысла снабжать дома электронными измерителями количества тепла, если это самое количество идет через старый добрый советский элеватор, то есть через такую “железяку”, которая рассчитана сразу на весь дом, и регулируется, в лучшем случае, раз в год - перед отопительным сезоном.

Еще далее: поставь на входе в дом хоть самую совершенную измерительную систему, добавь к ней самый лучший оперативный регулятор, - все это будет лишь бесполезной тратой сил и средств, если внутридомовые разводки и батареи так и останутся прогнившими, забитыми ржавчиной и илом…

Опять же, дом, жильцы которого попытаются жить по новому: с измерением и регулированием получаемого тепла, сразу же сам “потребует” модернизации на предмет утепления, замены дверей и окон, а то и дополнительной обшивки стен.

И все это деньги, деньги и деньги…

А кроме денег необходима еще и целенаправленная государственная политика, обеспечивающая организационное, юридическое и техническое единство хотя бы того же оприборивания жилого фонда, поскольку расчет на “самодеятельность” в этом деле со стороны самих жильцов или местных “коммунальщиков” и не реален, и вреден по существу.

Вообще же, если попытаться проинвентаризовать только самые важные проблемы, которые необходимо решить для того, чтобы коммунальное хозяйство, в обеих своих главных составляющих - как массовое жилье, так и коммунальные предприятия-поставщики света, тепла и воды, действительно могло бы самостоятельно существовать и развиваться, то их, - самых важных и уже неотложных, наберется никак не меньше десятка.

Причем про все без исключения такие проблемы можно уверенно сказать две вещи. Во-первых, любая из них может быть решена только комплексно, в увязке со всеми остальными, по отдельности они не решаются. Во-вторых, любая из них требует целенаправленной и тоже комплексной государственной политики.

Другими словами - государству пора “возвращаться” в жилищно-коммунальную сферу. Нет, мы не говорим, что возврат необходим для восстановления бюджетного дотирования ЖКХ (хотя без серьезных затрат не обойтись), в эту сферу государство должно вернуться для проведения реальной, осмысленной и понятной всем политики. Включая и продуманное бюджетное участие.

Для начала же нужна Государственная программа развития ЖКХ, под которую следовало бы серьезно изменить действующие законы и принять комплексные правительственные решения.

Здесь нам могут напомнить, что такая Программа уже есть, - та самая, принятая в июне 2006 года. Однако как раз таки этот правительственный документ и доказывает, что без настоящей Государственной Программы здесь не обойтись.

Да, хорошо, что хотя бы та, прошлогодняя, программа уже имеется. Это все же лучше, чем ничего. Хорошо, что в этой программе многократно повторяется такая правильная мысль, что каждый отдельный многоквартирный дом должен стать самостоятельным кондоминиумом. И хорошо, что в ней добросовестно сведены в таблицы данные акиматов об объемах накопившихся капитальных ремонтах жилья.

Но это - и все ее достоинства. Во всем остальном принятая Правительством Программа - это образец именно не комплексного и половинчатого подхода, некий сборник недоговоренностей, замалчиваний и неподкрепленных ресурсами задач.

Так, обильная и, в целом, справедливая критика КСК по существу ничем не заканчивается. Разумеется, задача организация кондоминиумов в каждом многоквартирном доме - это правильно, но ведь такая “кондоминизация” вовсе не может служить альтернативой самой системе обслуживания и управления многими домами силами одной профессиональной организации, располагающей для этого необходимыми кадрами, техникой и ресурсами. Кто же будет спорить, что централизация администрирования и бухгалтерии, услуг электриков и сантехников, уборки и освещению территорий, вывозке бытовых отходов в расчете на несколько десятков, а то и - сотен, домов организационно и экономически оправдана и необходима.

Кондоминиум же - это совершенно необходимый базовый элемент той сервисной инфраструктуры, роль которой, худо-бедно, играют нынешние КСК, и которую надо не разрушать, а налаживать по-современному.

Между тем, в “Программе” дальнейшей судьбе КСК посвящена только одна, но зато совершенно замечательная фраза: необходимо, чтобы существующие КСК не получили формальных полномочий продолжать работать так, как они работают сейчас. Вот уж, действительно, непревзойденный образец неопределенности и двусмысленности сразу!

Главная же неопределенность и двусмысленность правительственной программы заключается в “подвешенности” ключевого вопроса: кто, и за счет каких ресурсов должен делать накопившиеся капитальные ремонты в многоквартирных домах.

Необходимые для этого суммы - огромны. Так, подсчитанные в Программе затраты только на ремонт лифтов, кровли, фундаментов и несущих конструкций указаны величиной 238,794 млрд. тенге, общая же сумма обозначена в 433,478 млрд. тенге. А таких денег у жильцов старых “многоэтажек” попросту нет физически!

Само же государство собирается выделить, по этой Программе аж 31,7, но… не миллиарда, а - миллиона тенге. Исключительно на информационно-агитационные мероприятия, которые побудили бы граждан создавать у себя в домах кондоминиумы.

Между прочим, всего по Казахстану, согласно Программе, необходимо зарегистрировать 51731 дом с общим числом 2 миллиона сорок семь тысяч квартир. Стоимость же регистрации указана величиной 4,737 млрд. тенге, то есть, на каждый дом приходится в среднем по 150 тысяч тенге или по 3,8 тысячи тенге на квартиру.

Тогда как агитационных средств приходится по 0,82 тенге на дом. Спрашивается, какой же искусной должна быть госагитация, чтобы за 82 тиинки на дом побудить его жильцов скинуться по четыре тысячи с квартиры ради не понятно для чего им нужной регистрации!

Между тем, есть один такой вопрос, правильный ответ на который действительно способен сделать движение “кондоминизации” добровольным и массовым.

И это же вопрос является, одновременно, проверкой самого Правительства на состоятельность и способность соблюдать собственное законодательство. Речь идет о том, кому все же на сегодня принадлежит право собственности на так называемое общедомовое имущество: лестничные клетки, чердаки и подвалы. А также и придомовые территории.

Государство, выдав в 1993-1995 годах гражданам документы на приватизацию их квартир, явочным порядком “освободилось” как бы и от всего остального. И с тех пор через исполнительные органы власти до граждан подспудно доводится мысль, что, дескать, текущие крыши и затопленные подвалы, - так же как содержание дворников и благоустройство дворов - это теперь ваши проблемы.

Между тем, юридически это отнюдь не так. Покуда жильцы данного дома не получат на руки полагающиеся по Гражданскому Кодексу правоустанавливающие документы о передаче в их долевую собственность общедомового имущества - оно остается государственным. Конкретно - коммунальным, то есть принадлежащим соответствующему акиму.

Кстати, в Гражданском Кодексе есть статья с красноречивым названием “бремя собственности”, которую по данному поводу есть смысл полностью процитировать: Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законодательными актами или договором, и не может в одностороннем порядке переложить такое бремя на третье лицо.

Так вот, никакого законодательного акта об одностороннем возложении на собственников приватизированных квартир бремя содержания общедомового имущества в Республике Казахстан не принималось, а посему это бремя остается за государством в лице Президента и Правительства, и их представителей на местах - акимов.

И еще: договор приватизации общедомового имущества при создании кондоминиума, - это именно договор, заключаемый обеими сторонами по взаимному согласию, на основе совместно найденных решений. Например, жильцы согласны превратить свой дом в кондоминиум, если государство само оплатит расходы на составление технической документации, включит в состав имущественного комплекса всю дворовую территорию, все придомовые проходы и подъезды, да еще добавит средств на приведение в порядок даримых жильцам подвала и кровли…

Именно так: у граждан есть право стать собственниками своего дома, включая и землю вокруг него, но у них нет обязанности все это приобретать помимо своего желания.

Вот, собственно, на сегодня это и есть проверка Правительства “на вшивость”. Найдет оно в себе силы элементарно встать на правовую норму - пойдет вперед и коммунальная реформа. Будет (как делает уже несколько лет) тупо уклоняться от свой юридической (о моральной, социальной и политической не стоит и говорить!) ответственности, - проблемы и дальше будут только усугубляться.


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...