Призываю всех граждан Казахстана
к активному участию в контроле за работой судей

 

Опубликовано в журнале ЮРИСТ, № 4, 2007

 

А.Т. Жукенов, председатель коллегии по уголовным делам ВС РК

Описание: smithdoc_src$�40119�40119370.JPG

А.Т. Жукенов

Родился в селе Герасимовка Андреевского района Талдыкорганской области. После окончания средней школы в 1978 году был призван на воинскую службу в Вооруженные силы СССР и прослужил 2 года на полуострове Камчатка. После демобилизации в 1980 поступил на юридический факультет Каз.ГУ имени С.М. Кирова. Закончив университет, он работал секретарем судебного заседания, консультантом суда, судьей, а затем заместителем председателя Восточно-Казахстанского областного суда. В мае 1995 года был избран судьей Верховного Суда, а с 1996 года - секретарем Пленума Верховного Суда. В январе 2001 года назначен заместителем Генерального Прокурора Республики. В мае 2003 года ему был присвоен классный чин - государственный советник юстиции третьего класса. В июне 2005 года избран председателем коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Казахстан.

Женат. Имеет троих детей.

 

Сегодня Абдрашид Тулегенович отвечает на наши вопросы

 

- В стране уже не первый год идет судебная реформа. Но до сих пор сказать, что реформа состоялась - невозможно. Какой этап она сейчас переживает.

 

- Построение нашей казахстанской государственности, наряду с укреплением политической и экономической мощи страны, осуществляется и путем проведения судебных реформ, конечной целью которых, безусловно, является установление в Казахстане верховенства закона, независимого правосудия, авторитетной судебной ветви государственной власти.

Сегодня к деятельности судебных органов и судей с каждым днем увеличивается общественное внимание. Растет количество обращений граждан в суд за защитой своих прав и свобод. Есть большой интерес к вопросам реформирования судебной системы, а также определенная критика в адрес судов. Если обобщить все предложения и критику, то вывод один - казахстанское общество достигло правого уровня осознания необходимости в стране независимого, профессионального и беспристрастного суда.

В то же время, реальное значение судебной власти в функционировании правового и демократического государства и жизни открытого общества не всем понятна. Часть населения относится к суду с недоверием и без должного уважения, из-за наличия в судебном корпусе случайных людей, которые по своим профессиональным и моральным качествам не достойны быть судьями. До сих пор часть общества, в том числе и некоторые представители органов государственной власти, воспринимают суд лишь как карательный орган и звено в правоохранительной системе исполнительной ветви государственной власти. А отдельным лицам - утверждение независимого и беспристрастного правосудия вообще не нужно. Им выгоднее, когда суд является зависимым и нуждается материально, а судью при этом можно подкупить или устрашить.

Думаю, что все эти негативные моменты лишь издержки времени. Рано или поздно необходимость функционирования авторитетной независимой судебной ветви государственной власти признают все. Уже сегодня в становлении судебной системы сделано немало. Есть авторитетное мнение Президента страны Нурсултана Абишевича Назарбаева о необходимости создания в Казахстане сильной и независимой судебной власти. Его рекомендации, высказанные на 4-м съезде судей Республики, стали основой для подготовки Верховным Судом ряда законопроектов о внесении изменений и дополнений в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», процессуальные кодексы и некоторые законы Республики. На сегодня все они поддержаны Парламентом. Этими изменениями определена целостная система мер по совершенствованию судебной системы страны и укрепления независимости судьи и его статуса путем:

- разграничения в судах процесса правосудия от вопросов администрирования;

- повышения ответственности за неуважение к суду;

- усиления гласности по рассмотрению дисциплинарных дел в отношении судей;

- повышения требовательности к профессиональным качествам судьи и его ответственности за соблюдение законности при отправлении правосудия и норм судейской этики,

- упорядочивания механизма наделения и освобождения от должности судьи, в том числе через его отставку - как особой почетной формы прекращения полномочий судьи, имеющего безупречную репутацию;

- усиления ответственности председателей судов за обеспечение работы по противодействию коррупции;

- повышения материального и социального обеспечения судей.

Сегодня новые нормы закона уже начали действовать. Так, 7 марта 2007 года на пленарном заседании Верховного Суда путем тайного голосования из числа авторитетных судей Республики избран первый состав Судебного жюри, который теперь будет давать оценку профессиональной пригодности судей. Ожидаем, что введение этого института существенно повысит профессиональный уровень судей, установит правило обязательного совершенствования и углубления знаний каждым судьей, повлечет уход из судебной системы неспособных работников и, наоборот, приток грамотных юристов. Согласитесь, что если работник имеет лишь диплом юриста, но при этом не обладает соответствующими знаниями в области права, не совершенствует свой профессионализм, в связи с чем, допускает грубейшие нарушения закона и отмены судебных решений, то он не имеют право осуществлять правосудие, решать от имени государства судьбы людей. Такие лица и будут освобождаться от должности по рекомендации Жюри. Только компетентный и высокопрофессиональный юрист имеет право быть судьей. Этого требует время. Поэтому на Судебное жюри, объективность, принципиальность и беспристрастность их членов нами возлагаются очень большие надежды. Законом предусмотрены следующие механизмы работы Судебного жюри: его члены ограждены от вмешательства; в своей деятельности они никому не подотчетны; решение ими принимаются путем тайного голосования; их решение не может быть пересмотрено.

Развитие судебной системы и совершенствование правосудия в Республике, на наш взгляд, должно осуществляться по следующим направлениям.

Самое главное, следует добиться того, чтобы в судебном корпусе были только достойные граждане нашей страны. Как я сказал выше, судья должен обладать высокими знаниями. Он также обязан быть честен и неподкупен, неукоснительно соблюдать требования судейской этики и избегать всего, что могло бы опорочить авторитет, достоинство судьи или вызвать сомнения в его объективности и беспристрастности.

В этих целях следует улучшать действующий механизм отбора кандидатов в судьи, исключить формализм при проверке и изучении их деловых и личностных качеств, а также почву для протекционизма и подкупа. И конечно же, достойное материальное и социальное обеспечение каждого судьи со стороны государства является реальным и главным механизмом как независимости и неподкупности судьи, так и притока в судейский корпус достойных людей через большой конкурс. К сожаленью, вопрос о повышении судьям заработной платы вызывает в обществе чаще раздражение, чем поддержку, и его решение все время откладывается. Это связано с преобладающей психологией обывателя о том, что «судьи и так не бедно живут, чем они лучше других и т.п.». Это крайне ошибочная позиция. Оплата труда судей, особенно местных судов, в настоящее время низкая. Тогда как, материальное и социальное обеспечение судьи должно расцениваться не просто как плата за работу служащего-судьи, а как важнейший факт признания государством и обществом особого статуса судьи - представителя судебной ветви государственной власти, в которой наличие коррупции и зависимости от кого-либо должно быть полностью исключено. Во всех развитых государствах этот принцип соблюдается строжайшим образом, поскольку на нем держатся устои правового и демократического государства. Казахстан должен тоже идти по этому пути.

Считаю, что должна быть обеспечена стопроцентная доступность каждого на судебную защиту своих прав и охраняемых законом интересов, возможность в любое время и по любому спору обратиться в суд.

Не менее важной целью и задачей является полное обеспечение принципа гласности судебного разбирательства и открытости правосудия. Гласность судебного разбирательства, обеспечивая возможность представителям СМИ, гражданам присутствовать в зале суда и следить за ходом производства по делу, а также освещать его в прессе, является важным средством привлечения внимания общества к осуществлению правосудия, средством контроля граждан за деятельностью суда.

Верховным Судом проводится работа по внедрению в каждом суде системы видеозаписи судебных разбирательств. Видеозаписи процесса следует придать процессуальную силу и приобщать ее к материалам дела вместе с протоколом судебного заседания. По действующему законодательству Республики применение подобной видеозаписи допускается при рассмотрении в суде уголовных дел. Осуществление экспериментальной видеозаписи судебных процессах в одном из районных судов показало, что их применение более эффективно обеспечивает гласность, законность, соблюдение всех процедур, корректность и активность участников процесса. По этим делам наблюдается существенное снижение жалоб участников процесса в вышестоящие суды. Предложения о внесении необходимых изменений во все процессуальные законы мы направили в Министерство юстиции. Внедрение такой системы в каждом суде потребует затраты государства, но дело того стоит.

Полагаю, что внедрение современных информационных технологий в судебном процессе и работе аппарата суда в целях обеспечения законности и объективности просто необходимо. Верховным Судом будет продолжена работа по дальнейшему развитию единой базы данных судебных решений, внедрению программы автоматического распределения судебных дел, обеспечению беспристрастного отбора в присяжные заседатели. Планируется применение системы «видеоконференцсвязь» для допроса обвиняемых и свидетелей на расстоянии при рассмотрении уголовных дел в апелляционном порядке. Такая практика имеется во многих развитых странах. Признано, что эти меры обеспечивают не только безопасность участников процесса, но и приносят существенную материальную экономию для государства и уменьшают судебные и моральные издержки.

Если говорить в целом о судебной реформе или точнее о дальнейшем совершенствовании судоустройства и судопроизводства, то я поддерживаю предложения, направленные на углубление специализации судов, создание ювенальных судов, расширение юрисдикции специализированных административных судов, чтобы в них рассматривались все правовые споры между гражданином и государственным органом (должностным лицом), усиление судебного контроля на досудебных стадиях уголовного процесса и роли адвокатуры в уголовном процессе, упрощение расследования по очевидным преступлениям, сужение стадии пересмотра дел в порядке надзора и т.п. С учетом результатов функционирования в нашей стране института суда присяжных заседателей можно было бы через определенное время подумать о расширении категории дел, подлежащих рассмотрению этим судом.

 

- Говорят, что с помощью окружных судов можно будет ликвидировать волокиту в судах. И вообще, как Вы считаете своевременность введения такого института в судебную практику?

 

- Я не думаю, что создание новых промежуточных судебных инстанций между областными судами и Верховным Судом в виде окружных судов сыграет положительную роль в совершенствовании судебной системы, ликвидирует судебную волокиту. Наоборот, есть большая вероятность, что их создание наряду с существенным увеличением отвлеченных материальных затрат государства, повлечет усложнение процедуры пересмотра дел и разность судебной практики. Что касается сроков рассмотрения судебных дел, то они сегодня в достаточной степени регламентированы процессуальными законами. Нарушение этих сроков допускаются все реже. К примеру, согласно данным правовой статистики году в 2006 году по Республике с нарушением процессуальных сроков рассмотрено всего лишь 1 уголовное дело, против 11 дел в 2005 году. Конечно, есть дела, которые рассматриваются продолжительное время. Но это, скорее, связано с судебной процедурой, в том числе необходимостью соблюдения основных принципов правосудия: непосредственности, объективности, всесторонности, полноты судебного следствия и т.д. В некоторых случаях поспешность играет против правосудия. Конечно же, умышленное и необоснованное затягивание рассмотрение дела должно пресекаться. Как правило, волокита присуще стадиям апелляционного обжалования решений судов и пересмотра дел в порядке надзора. Здесь есть проблемы, над которыми надо работать и принимать меры.

Мне представляется, что нужно увеличивать не вышестоящие суды, а суды первой инстанции, в том числе создавать специализированные районные и межрайонные суды, заполнив их квалифицированными кадрами, уменьшить нагрузку на судей. Областные суды должны являться в целом судами первой и апелляционной инстанции. После завершения апелляционного пересмотра и вступления судебного акта в силу, он подлежит немедленному исполнению. Пересмотр в порядке надзора должен осуществляться лишь Верховным Судом для обеспечения единой судебной практики и процессуального надзора за нижестоящими судами и очень редко при наличии исключительных оснований.

 

- Поддерживает ли судейское сообщество планы по сохранению бессрочности пребывания в должности только судей Верховного Суда?

 

- Установленный Конституцией Республики Казахстан принцип наделения судьи полномочиями на постоянной основе является одним из основных гарантий независимости судей. Такая конституционная гарантия, безусловно, должна быть сохранена в отношении судей любой инстанции. Но с учетом сегодняшних реалий - конституционную поправку все же необходимо сделать. Есть проблема когда, отдельные лица, впервые назначенные (постоянно) на должность судьи, не справляются с судейской работой, не обладают необходимыми знаниями и опытом, то есть оказались случайными в судейском корпусе. Поэтому, было бы правильным - на должность судьи впервые назначать на определенный срок (3-5 лет), а по истечении этого испытательного срока переназначать на должность судьи уже на постоянной основе, лишь тех лиц, которые подтвердили способность отправлять правосудие и заслужили безупречную репутацию.

Здесь же можно сказать о наличии обоснованного, на мой взгляд, общественного мнения о необходимости поднятия установленного Конституцией возрастного ценза для кандидата в судьи с 25 лет до 30-35 лет.

 

- В республике заработал институт присяжных. Конечно, говорить о их работе - еще рановато. Но их работе предшествовала Ваша работа. Все мы в общих чертах, знаем, что каждый может быть присяжным. Но кто конкретно - знаете только Вы. Итак, как были разрешены спорные вопросы, такие как оплата их занятости во время процесса, присутствие случайности при отбор и так далее?

 

Введение в Казахстане с 1 января 2007 года института осуществления уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей следует отнести к значимым мерам по развитию нашей судебной системы. Считаю, что судопроизводство с участием присяжных заседателей сыграет важную положительную роль в утверждении принципа равноправия и состязательности сторон, улучшении качества предварительного расследования и судебного разбирательства, повышении профессионального уровня сторон. Кроме того, оно сможет существенно дисциплинировать органы предварительного следствия и ориентировать их неукоснительно исполнять все предписания процессуального закона. Суд с участием присяжных заседателей обеспечивает также сближение власти и населения страны, повышает правовой уровень и правовую культуру общества, воспитывает законопослушных граждан, способствует повышению доверия и уважения населения к суду.

Согласно Уголовно-процессуальному кодексу республики, суды присяжных рассматривают уголовные дела по обвинению граждан в совершении преступлений, за которые может быть применена смертная казнь. Эти дела, согласно Уголовно-процессуальному кодексу республики, могут быть также рассмотрены и в обычном порядке. Право выбора на рассмотрение дела с участием присяжных заседателей или без них принадлежит только обвиняемому. О праве обвиняемого на ходатайство о рассмотрении его дела судом присяжных, а также правовых последствиях удовлетворения такого ходатайства ему обязан сообщить следователь по окончании предварительного следствия. То есть обвиняемый лишь один раз и именно на этой стадии осуществляет свой выбор.

Решение о таком рассмотрении принимается судьей областного суда в судебном заседании с обязательным участием прокурора, подсудимого и его защитника. Затем дело подлежит разбирательству судом в составе двух судей областного суда и девяти присяжных. Для определения списка присяжных в суд с использованием электронной технологии, позволяющей обеспечить беспристрастную выборку, приглашаются не менее 25 кандидатов в присяжные. Кандидатом в присяжные может стать гражданин Казахстана, достигший двадцати пяти лет, отвечающий требованиям, предусмотренным законом. Кандидатом в присяжные заседатели не могут быть лица: не достигшие возраста двадцати пяти лет; имеющие непогашенную либо неснятую судимость; признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными; судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, государственные служащие и военнослужащие, а также работники правоохранительных органов; состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере. Также из списков кандидатов в присяжные заседатели исключаются по их письменному заявлению: лица, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство; лица, не способные в силу своих физических или психических недостатков исполнять обязанности присяжных заседателей; лица старше шестидесяти пяти лет; священнослужители. Списки кандидатов в присяжные составляются исполнительными органами на местах, точнее акимами областей, ежегодно к первому декабря в порядке, установленном Законом РК «О присяжных заседателях», путем применения программы случайного отбора из числа всех жителей области и областного центра, включенных в общие списки избирателей. В прошлом году эта работа во всех областях была проведена успешно. Списки кандидатов, а в них в разных областях включены от двух до пяти тысяч граждан, внесены в компьютерные базы программ «случайный отбор» в каждом областном суде. Данная компьютерная программа не позволяет копировать информацию или вносить какие-либо изменения в имеющиеся списки кандидатов в присяжные заседатели.

Важным звеном отправления правосудия с участием присяжных является отбор из приглашенных в суд кандидатов - коллегии присяжных в составе девяти человек, которые непосредственно будут осуществлять правосудие, и двух запасных присяжных. Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает многоступенчатый механизм отбора: самоотводы, отводы и немотивированные отводы сторонами кандидатов в присяжные, использование в некоторых случаях жеребьевки. Отбор преследует цель исключить, в первую очередь, у сторон защиты и обвинения, которые непосредственно участвует в этом, каких-либо сомнений в объективности и беспристрастности отобранных присяжных заседателей.

Первым присяжным заседателем Республики Казахстан, как известно, стал житель Северо-Казахстанской области Нурушев С.К., рабочий по профессии.

Судом с участием присяжных заседателей уже рассмотрены в Северо-Казахстанской и Западно-Казахстанской областях и городе Алматы по одному уголовному делу в отношении 7 лиц по обвинению их в совершении умышленных убийств при отягчающих обстоятельствах. Все три вердикта, вынесенные по этим делам судьями и присяжными заседателями, являются обвинительными. На рассмотрении судов с участием присяжных заседателей находятся еще несколько уголовных дел.

Практика показывает, что явка приглашенных кандидатов в присяжные заседателей хорошая. Наши граждане с желанием и интересом хотят участвовать в осуществлении правосудия. Положительным фактором здесь выступает наличие оплаты присяжным заседателям. Согласно закону, присяжному заседателю выплачивается по окончании рассмотрения конкретного дела, а в случае, если рассмотрение дела затягивается, ежемесячно за счет бюджетных средств вознаграждение в размере половины должностного оклада судьи областного суда, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы пропорционально времени присутствия в суде. Оклад судьи областного суда сейчас составляет около 120 тысяч тенге. Возмещаются присяжному заседателю также командировочные расходы. При исполнении обязанностей присяжного заседателя за ним сохраняется место его основной работы. Увольнение присяжного заседателя или перевод его на нижеоплачиваемую работу по инициативе работодателя во время исполнения им обязанностей в суде не допускается.

 

- Недавно ОБСЕ опубликовало отчет о соответствии условий функционирования казахстанских судов международным стандартам справедливого судебного разбирательства и действующему законодательству Республики. Что они рекомендуют и в какой части Вы согласны с ним, в какой - нет?

 

- Данный отчет составлен по результатам проведенного мониторинга, организаторам которого явились - Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека и Центр ОБСЕ в Алматы. Верховный Суд Республики поддержал идею проведения мониторинга, и не только в силу принятых государствами-участниками ОБСЕ обязательств предоставлять наблюдателям свободный доступ в суды, но и как необходимое мероприятие по совершенствованию нашей судебно-правовой системы, повышению уровня соответствия казахстанского уголовного процесса международным стандартам и выполнению республикой международных обязательств по справедливому судопроизводству.

Мониторинг 730 судебных заседаний по уголовным делам в восьми регионах страны был осуществлен самостоятельно силами двадцати пяти независимых наблюдателей, обученных ОБСЕ/БДИПЧ.

Презентация отчета о результатах мониторинга судебных разбирательств в Казахстане состоялась 23 февраля 2007 года в здании Верховного Суда с участием Председателя и судей Верховного Суда, руководства Генеральной прокуратуры, депутатов, послов и работников посольств некоторых государств Европы, представителей иных государственных органов, организаторов и составителей отчета. Состоялся широкий и полезный обмен мнениями.

Отчет включает в себя статистику и оценку наблюдателей по определению соответствия условий функционирования казахстанских судов международным стандартам справедливого судебного разбирательства и действующему законодательству нашей Республики, а также рекомендации для государственных органов.

Надо отметить, что в целом заключения и рекомендации отчета объективны, корректны и заслуживают уважения. В то же время, некоторые из них сделаны без достаточного учета существующих реалий. К примеру, отнесение к нарушению принципа свободного доступа в суд и гласности судебного разбирательства - случаев отказа доступа в здание суда в связи с отсутствием удостоверения личности. Правило о свободном и беспрепятственном доступе в здание суда, очевидно, может распространяться лишь в отношении доступа непосредственно в зал судебных заседаний, где рассматривается дело в открытом заседании. И это право не может быть распространено на процедуру входа в само здание суда, так как это связано с вопросами обеспечения безопасности судей и судебных работников, исключения вмешательство в деятельность суда в целом. На мой взгляд, есть также некоторые субъективные оценки наблюдателей, касающиеся проблем обеспечения равенства сторон в процессе, когда судья ввиду пассивности сторон вынужден самостоятельно допрашивать подсудимого и принимать другие активные меры, что, по мнению наблюдателей, приводит к нарушению принципов справедливого судопроизводства. Тогда как, в установленных процессуальным законом пределах судья вправе осуществлять указанные действия. Здесь, нужно было учесть, что одной из задач мониторинга является оценка уголовных судебных разбирательствах на предмет их соответствия не только международным стандартам, но и законодательству Республики Казахстан. Как несоответствие праву на открытое судебное разбирательство отнесено то обстоятельство, что 71,4 % из 462 посещенных залов судебных заседаний не были оснащены техническими (аудио- и видео-) средствами. Эти обстоятельства нельзя отнести к нарушениям, так как они связаны с недостаточным материальным обеспечением этих судов. Уголовно-процессуальный кодекс не обязывает, но в то же время, допускает применение технических средств для фиксации процесса. Я уже выше говорил о необходимости внедрения во всех судах технических средств. Многие выводы и предложения отчета общеизвестны и созвучны с позицией и той повседневной практической деятельностью, которую осуществляет Верховный Суд Казахстана по обеспечению соблюдения судьями процессуального закона и норм судейской этики.

Некоторые поднятые в отчете аспекты являются очень важными и актуальными. Так, можно особо выделить позицию отчета о несоответствии принципу презумпции невиновности существующей практики помещения обвиняемых в металлические клетки в зале судебных заседаний. Этим вопросом Верховный Суд занимается еще с прошлого года и принимает конкретные действия. В ближайшее время, после того как заинтересованными государственными органами будут выработаны меры по обеспечению безопасности участников процесса, металлические клетки в зале судебных заседаний будут демонтированы.

Пользуясь случаем, хотел бы еще раз выразить организатором мониторинга - Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека и Центр ОБСЕ в Алматы благодарность за помощь и полезное сотрудничество.

 

- Вопросы социальной защищенности судей - стали предметом разговора во властных структурах. Более того, в последней декаде февраля был подписан закон «О внесении дополнения в Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Изменение закона направлено на дальнейшее усиление гарантий судей. Отныне для них установлены дополнительные пенсионные взносы за счет средств республиканского бюджета в размере десяти процентов от заработной платы на индивидуальный пенсионный счет вкладчика. При освобождении судьи от должности по отрицательным мотивам указанные взносы изымаются в республиканский бюджет. Новое, очень оригинальное начинание. Но что оно даст?

 

- Необходимость внесения изменений в указанный закон вытекает из требований Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», в который в конце прошлого года в целях реализации поручений Главы государства на 4-м съезде судей о дальнейшем усилении для судей правовых и социальных гарантий были внесены соответствующие коррективы. Так, статья 35-1 названного Конституционного закона, действующая с 1 января 2007 года, предусматривает для судей выплату дополнительных пенсионных взносов за счет средств республиканского бюджета. Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» конкретизировал эту норму и установил эти взносы в размере 10 процентов заработной платы судьи.

При подготовке названных выше законопроектов Верховный Суд с учетом позиции Главы государства внес множество предложений по повышению материального и социального обеспечения судей. Касательно пенсионного обеспечения, мы предлагали тем судьям, которые своей безупречной репутацией и наличием большого стажа судейской работы заслужили почетную отставку, установить пенсию в виде пособия в размере до 50-70% заработной платы судьи по последней его должности. Правительство нас поддержало частично, и в итоге приняты нормы о единовременном выходном пособии при отставке судьи и дополнительные пенсионные взносы для судьи за счет средств республиканского бюджета в указанных выше размерах. Вопросы увеличения заработной платы судьям Правительством также были отложены на потом.

Также с учетом рекомендаций Президента страны на 4-м съезде судей по обеспечению чистоты судейского корпуса, нами во взаимосвязи с вопросами значительного повышения материального и социального обеспечения судей были предложены механизмы лишения предусмотренных законом прав и гарантий судьи, в том числе материальных и социальных, в случае совершения им порочащего поступка, повлекшего прекращение его полномочий. Эти предложения поддержаны и сегодня являются правовой нормой. Полагаю, что этот механизм будет очень действенным, в особенности, если произойдет существенное повышение оплаты труда судьи. Он, конечно же, будет стараться работать добросовестно, иметь безупречную репутацию, дающую основания для льгот и почетной отставки, чем лишиться всего этого. Этот механизм приемлем для всех работающих на государство лиц. Он не нов и успешно применяется в мире.

 

- Как вы считаете, внесенные поправки в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», касающиеся соответствующих изменений в пенсионное законодательство, смогут как то изменить ситуацию, или это как говорят депутаты, только полумера. Как будет впредь осуществляться материальное и пенсионное обеспечение судей?

 

- Я уже высказался о том, что одним их основных механизмов обеспечения независимости и неподкупности судей, хотим мы это признавать или нет, является высокое материальное и социальное обеспечение каждого судьи со стороны государства. Судья также должен быть уверен в том, что государство не забудет его и после отставки, и поэтому предан службе. Это общепризнанное в мире состояние. Оно закреплено законами многих стран. Статья 80 Конституции Республики Казахстан установила, что «финансирование судов, обеспечение судей жильем производится за счет средств республиканского бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия». Есть на этот счет и международные соглашения. Взять, к примеру, Европейскую Хартию «О законе о статусе судей» от 10 июля 1998 года. Статья 6.1 этого документа гласит - «судьи, выполняющие судейские функции в профессиональном качестве, имеют право на вознаграждение, уровень которого должен быть таким, чтобы они были защищены от давления при принятии ими решений и в работе вообще, то есть, чтобы не были умалены их независимость и беспристрастность», а статья 6.4 его устанавливает конкретные правила о том, что «судьи, достигшие установленного законом возраста для выхода в отставку с судейской должности и исполнявшие судейские обязанности в течение определенного срока, должны получать пенсию по выходу в отставку, уровень которой должен быть как можно ближе к уровню их последней заработной платы в качестве судьи». В европейских государствах судья, выходя в отставку, продолжает, как правило, заниматься полезной для общества и государства деятельностью. Многие наши юристы знакомы с тем, что в международных конференциях по правовым вопросам активное участие принимают судьи в отставке из США, Германии и других европейских государств. Просто вызывает восхищение как эти люди, в основном преклонного возраста, выступая профессионально и доступно, пропагандируют свое право и мораль и возвеличивают свою страну. Полагаю, что и в Казахстане нужно строить такую систему. Сегодня наши судьи, в том числе Верховного Суда, ушедшие на пенсию фактически забыты. С первого января текущего года с учетом надбавки судья Верховного Суда, независимо от стажа работы, получает пенсию в размере 15 600 тенге. Думаю, комментарии здесь излишни.

В период становления нашей государственности, подъема экономики, наличия социальной напряженности в обществе и других трудностей переходного периода говорить о выплате судьям достойной оплаты за труд и пенсии, может было, и неуместно. Сегодня же Казахстан вышел из категории экономически отсталых стран и имеет возможность достойно решить эту задачу, тем самым обеспечить будущность демократического и правового Казахстана. Я уверен, у Правительства есть определенные планы на этот счет.

 

- Темой мздоимства сегодня никого не удивишь. Президент оставил только один процент их присутствия среди населения. А какой процент в судебной системе они занимают? И вообще можно ли исключить коррупцию в судебных органах?

 

- На этот вопрос, в частности о причинах и условиях, порождающих коррупцию в судебной системе, я, думаю, частично уже дал ответ выше. Могу ответственно сказать, что основная часть судейского корпуса это добросовестные и честные работники, которые дорожат честью судьи, являются патриотами своей родины. Но есть в этом корпусе и случайные люди, которые используют высокий статус судьи в корыстных интересах. Их единицы. Но именно их противоправная деятельность создает негативное общественное мнение и умаляет авторитет правосудия. Наличие коррупции в судебной системе и правосудии, это вообще недопустимое явление для государства, которое утверждает себя демократическим и правовым. Уверен, что при наличии имеющейся политической воли руководства страны, возможности государства по необходимому материальному обеспечению судей - исключить коррупцию в судебной систем можно и нужно.

В практическом плане Верховный Суд сегодня существенно повысил требования к чистоте судейского корпуса. Мы остро и принципиально реагируем на факты злоупотреблений со стороны судей, нарушения ими норм и правил судейской этики. Суды поддерживают работу специальных и правоохранительных органов по выявлению коррупции. В целях предупреждения коррупционных проявлений среди судей и работников судебной системы Председателем Верховного Суда образована служба внутренней безопасности с подразделениями в местных судах, которые при тесном взаимодействии с дисциплинарно-квалификационными коллегиями, комиссиями по судейской этике и руководителями судов проводят работу по профилактике, выявлению и пресечению коррупционных правонарушений в судах. Предъявляются большие требования и к моральному облику судьи, принимаются самые строгие дисциплинарные меры - вплоть до освобождения от должности - не только за нарушение законности при осуществлении правосудия, но и за совершение поступка, противоречащего критериям судейского поведения. Закон о судах прямо указывает: при выполнении своих конституционных обязанностей, а также во внеслужебных отношениях судья обязан неукоснительно соблюдать требования судейской этики и избегать всего, что могло бы опорочить авторитет, достоинство судьи или вызвать сомнения в его объективности и беспристрастности. Сейчас любой гражданин имеет возможность просигнализировать о фактах нарушения судьей закона и норм судейской этики через установленные во всех областных судах телефоны доверия. И как показывает практика, граждане все чаще обращаются с жалобой на действия судьи не в государственные органы или к должностным лицам, а именно в комиссии по судебной этике. И это очень важно. Международная практика показывает, что в борьбе с коррупцией важнейшим фактором является именно публичность, прозрачность деятельности органов власти, наличие контроля со стороны общества. Призываю всех граждан Казахстана к активному участию в контроле за судьями…

12 апреля 2007, 17:13
Источник, интернет-ресурс: Жукенов А.Т.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код