Доклад судьи Костанайского областного суда Кусаиновой К.Х.
О работе по наставничеству в Костанайской области
(11 марта 2007 года)

 

С целью оказания помощи молодым судьям в профессиональной подготовке и приобретению навыков судейской работы распоряжением председателя областного суда С. Абдрахманова за № 11 от 25 января 2005 года и распоряжениями председателей городских и районных судов за молодыми судьями были закреплены наставники. Наставники были выбраны из числа опытных судей, имеющих большой стаж судейской работы и заслуживших уважение знанием закона и навыками работы в качестве судьи.

По всем судам, где работают молодые судьи, и за которыми были закреплены наставники, указанное распоряжение было доведено до сведения.

Наибольшее число молодых судей в суде № 2 г. Костаная, г. Рудном - 5, Костанайском и Лисаковском - 4, Экономическом и Житикаринском - по два, в Аркалыкском, Амангельдинском, Аулиекольском, Денисовском, Жангельдинском, Костанайском, Карасусском, Узункольском по одному.

Наставниками назначены опытные судьи Артыкбаева Г.З., Шепелева Л.А., Касымов К.Х., Шеголева С.П., Аишева З.Д., Мухаммеджанова Л.Ж. Абдиров Н.А., Большакова Т.П., Жумабаева Н.К., Шаймерденов К.Х., Исмаилова Г.Б., Кирющенкова В.П., Ахмадиев М.Ж., Раева Г.З., Власюк В.А., Гончарова Л.Н. Карбенова Б.Е., Малелова Н.Т., Ергалиев А.Т., Кунц С.Х., Дусмагамбетов Ж.Б. и другие.

Наставничество предполагает себе постоянную помощь молодому судье, при этом данная работа должна проводиться согласно плану оказания практической помощи, с систематическим проведением рецензирования судебного процесса и отчета молодого судьи о своей работе.

В большинстве судов наставничество на сегодняшний день носит формальный характер и кроме распоряжения и справок, где лишь перечислены сколько дел молодым судьей рассмотрено и какие у него показатели, других документов подтверждающих, что данная работа проводится систематически, и планов - нет.

Да, действительно, судьи знают, что являются наставниками над молодыми судьями, но наставничество их заключалось лишь в том, что они оказывали практическую помощь при возникших вопросах у молодого судьи в качестве консультации. Это тоже конечно один из методов работы наставника и с молодым судьей, однако наставничество представляет собой большой спектр помощи молодому судье, который складывается из нескольких этапов. Это и организованное обучение, изучение права, уяснения смысла и содержания правовых норм, изучение с судебным толкованием этих норм, это планирование рабочего времени, вопросы соблюдения норм судейской этики и другие вопросы.

Для проведения анализа работы наставников с молодыми судьями были запрошены материалы работы наставников, которые были представлены практически всеми судьями наставниками.

Изучение материалов показало, что в основном наставниками оказывалась практическая помощь молодым судьям по развитию профессиональных навыков, все они делились опытом и знаниями с молодыми судьями, непосредственно помогая им при рассмотрении конкретных дел.

Однако, следует отметить что не все судьи отнеслись к данному порученному делу ответственно, и работа с молодыми судьями сводилась к лишь только к консультациям по конкретным делам, без правильного, делового и творческого подхода к данному участку. Это видно из представленных заключений судей наставников, в которых лишь перечислены, какие нормативные акты изучены молодыми судьями, итоги рассмотрения дел и качество, нет планов оказания практической помощи из чего следует, что как наставники, так и председатели судов подошли к данному вопросу формально.

Так, только справки об итогах наставнической деятельности, без подтверждения какие конкретные мероприятия были запланированы по наставничеству, какие вопросы были рассмотрены и как усвоил их молодой судья, представили судьи Рудненского суда Шаймерденов К.Х., Исмаилова Г.Б, Кирющенкова В.П., Сарыкольского суда Игиликов Н., Денисовского суда Кунц С., Аркалыкского суда Карбенова Б., Карасуского суда Жумагулов К.

План оказания практической помощи молодым судьям составлен только судьями - наставниками Костанайского городского суда Шепелевой Л.А., Житикаринского суда Зининой Г., Ахмедовой С.В., и экономического суда Ахмадиевым М.Ж., Лисаковского городского суда Большаковой Т.П., судьями суда № 2 г. Костаная Шеголевой С.П.,ими же были представлены и отчеты молодых судей по плану и составлена справка - заключение по итогам практической помощи.

Хочется отметить, что только председатель специализированного экономического суда подошел к данному вопросу не формально. Согласно распоряжению председателя суда Ахмадиев М.Ж. был назначен наставником молодому судье Кайкенову С.С.

Учеба молодого судьи Кайкенова С.С. производилась согласно утвержденному председателем суда плану, который составлялся по полугодиям. В плане оказания практической помощи молодому судье были отражены вопросы по осуществлению контроля за движением гражданских дел, по управлению процессом, по соблюдению норм судейской этики, по управлению временем и планированию рабочего времени, по выработке практических навыков подготовки процессуальных документов, по ведению делопроизводства.

В период прохождения адаптационного периода Кайкенов С.С. выполнял все мероприятия в соответствии с утвержденным планом. Им проведен анализ вынесенных судом частных постановлений, заявленных отводов и поступивших писем в адрес суда за первое полугодие 2005 года, обзор апелляционной и надзорной практики за первое полугодие 2006 года, 29 сентября 2006 года на семинарских занятиях им был подготовлен доклад «Обязательства, вследствие неосновательного обогащения». Кайкенов С.С. в период с 06 по 09 ноября 2006 года принял участие в семинаре «Вопросы международной торговли. Участие иностранных лиц в гражданском процессе», при этом им был подготовлен доклад на тему «Отдельные вопросы международной торговли». Кроме этого им была составлена справка в которой подробно изложено какие нормативные акты изучены, отражено изучение делопроизводства суда и статистики.

Из всех материалов представленных судьями наставниками по области, только в Костанайском специализированном экономическом суде, я считаю серьезно подошли к данному вопросу председатель суда Шакун В.М. и судья - наставник Ахмадиев М.Ж.

Из указанного видно, что практическая учеба молодого судьи осуществлялась продуманно и целенаправленно. Однако другие суды формально подошли к организации учебы молодого судьи, из представленных справок и других материалов видно, что председатели судов на первое место выделили не интересы молодого судьи в получении знаний, а стремление провести «мероприятие», шаблонно составив планы одинаковые для всех молодых судей, без учета показателей в работе, причин и недостатков. Бумаг много, а человека за ними не видно.

Мною изучены планы работы по оказанию практической помощи молодым судьям, составленные наставниками.

При составлении планов по оказанию практической помощи молодому судье наставник должен проанализировать работу молодого судьи и с учетом, допущенных им ошибок, с учетов причин по которым были изменены или отменены судебные постановления, вынесенные молодым судьей, а также вынесенных в адрес него писем и частных постановлений, планировать работу.

Изучение планов по наставничеству показало, что к составлению их наставники подошли формально, составляя планы на год, без учета анализа работы молодых судей и допущенных ими ошибок, повторяя из года в год одни и те же темы. Ни один наставник не представил информацию, какую работу с молодым судьей он провел, работая над ошибками. Тогда как работа над ошибками больше дает результатов в освоении норм права, чем даже неоднократное прочтение.

Согласно представленных списков в области работают 43 молодых судей. Распоряжением председателей судов каждому из молодых судей назначен наставник. В Костанайском городском суде, суде № 2 г. Костаная, Рудненском городском суде работают по 4-5 молодых судей, председатель вынужден назначить двум молодым судьям одного наставника. Это создает определенные трудности, связанные с нехваткой времени у наставника, однако следует отметить, что грамотное планирование и творческий подход эту проблему может решить.

Считаю возможным в данном случае отвести несколько часов один или два раза в неделю для беседы с молодыми судьями, чтобы они были подготовлены к этой встрече, с письменными вопросами по тем или иным нормам права, которые они сами затрудняются решить.

Для применения нормы в полном соответствии с ее содержанием требуется, чтобы они были сформулированы ясно, просто и доходчиво. Однако, как бы тщательно не готовился законодательный акт, это не исключает того, что в процессе его применения могут возникнуть новые вопросы, какие то неясности, различное понимание. Молодому судье очень трудно понять некоторые законы и задача наставника научить правильно истолковывать закон, научить суждению, единообразному применению закона с учетом разъяснения вышестоящих судов, судебной практики.

Из анализа представленных материалов по наставничеству видно, что контроль со стороны председателей судов, как за работой наставников, так и молодых судей в полной мере не осуществляется. Ни в одном суде вопрос как проходит адаптация молодого судьи в коллективе, понимание каких норм законов у молодого судьи вызывает затруднение, на совещаниях не обсуждался.

Необходимо обращать внимание при назначении наставника молодому судье его специализацию. При проведении анализа, я столкнулась с тем, что наставником молодому судье, рассматривающему гражданские дела, назначили опытного, но судью, которая рассматривает уголовные дела. Конечно же, об эффективности такого наставничества не может идти и речи. Пример: судья Шепелеева Л.А.- судья рассматривающая уголовные дела назначена наставником молодым судьям Тимофееву А.В. и Залесскому В.В., которые специализируются на рассмотрении гражданских дел. (председатель суда Ордабаев Б.С.)

Пригодность человека к определенному виду деятельности, к деятельности судьи зависит не только от наличия соответствующего образования, но и от психических и физических качеств. Поскольку судья общается с людьми, он должен обладать такими чертами, как тактичность и вежливость, сдержанность и хладнокровие, способность к самообладанию.

Самоуверенность и черствость, предвзятость и подозрительность, равно как и внушаемость и чрезмерная эмоциональность, качества несовместимые с деятельностью по осуществлению правосудия.

Судья - носитель судебных решений. В этой роли он суверенен и полагается во многом на свое внутренне убеждение, судья говорит не от своего имени, а от имени государства, поэтому задача наставника помочь молодым судьям в освоении этих навыков, профессиональному мастерству.

Как элемент судебной культуры профессиональное мастерство предполагает прежде всего высокий уровень правовой культуры судей. А это означает не просто механическое усвоение им положений различных отраслей права, но и определенный уровень его индивидуального правосознания, не допускающий отступлений от требований закона по соображениям целесообразности и другой заинтересованности.

Воспитание у судей уважительного отношения к процессуальному закону, к его изложению - непременное условие повышения судебной культуры.

Работа судьи многогранна. Судья, чтобы установить истину должен уметь критически оценить услышанное в суде, прочитанное в деле, сопоставить факты, показания, документы, заключения экспертов. Для этого ему нужно обладать не только разносторонними знаниями, но и быть принципиальным, объективным и внимательным, аккуратными и организованным в работе. От судьи требуется такая организация рабочего дня, которая не создавала бы сутолоки в суде, бесконечных откладываний дел.

Эти качества не даны от рождения, их необходимо постоянно развивать и совершенствовать. И задача наставника не упустить все эти моменты и проводить работу по воспитанию молодого судьи, прививанию у него чувства ответственности, уважению к закону, независимости и самостоятельности, принципиальности и мужеству, умению противостоять влияниям, направленным на обход закона, настойчивое стремление к знаниям.

Вопросы рациональной организации труда вызывает многочисленные жалобы граждан на судей и задача наставника научить молодого судью рационально использовать свое рабочее время, дорожить чужим временем.

Судьи еще не научились планировать свое рабочее время, поэтому и возникают такие жалобы.

Примером такого неорганизованного рабочего времени может служить жалоба адвоката Шумского Н.Н. в комиссию по судейской этике, в которой он указал , что в связи с надлежащей организацией судебного процесса по уголовному делу судьей Узункольского районного суда Буркутбаевым А.М., он потерял целый день, проездил из г.Костаная в п.Узунколь и обратно.

Несколько молодых судей понесли дисциплинарные наказания за несоблюдение норм материального и процессуального права, что явились причинами отмен и изменений судебных постановлений.

Это молодые судьи Суйналин М.Б., Кульбаева А.А.. Их наставникам (Ергалиеву А.Т., Жумабаева Н.К.) следует проводить помощь по изучению той области права, где имеются затруднения при его применении.

Моральное право судить и учить других имеет лишь человек, который выполняет свой долг по велению совести, в соответствии с законом, человек моральной чистоты и безукоризненного поведения.

Большая широта властных полномочий способна привести к случаям злоупотребления властью, формализму, равнодушному отношению к судьбе человека и многие молодые судьи могут заразиться таким «недугом».

Вне работы судья должен вести себя так, чтобы его действия и поступки не порочили звание судьи и авторитет судебной власти.

Вопросы этического поведения, как при осуществлении правосудия, так и в быту должны также быть предметом постоянной работы наставника с молодым судьей.

О том, что в данном направлении у наставников еще очень плохо налажена работа, свидетельствуют факты неэтического поведения некоторых молодых судей. Примером может служить поведение судьи Лисаковского городского суда Моисеева Г.В., который, будучи в состоянии алкогольного опьянения, находясь в ночном клубе «Колизей» г.Лисаковска, отказался оплатить по счету, выражался нецензурной бранью в адрес официантки Михальчук А.В., высказывал угрозы. Кроме того, отсутствовал на работе 20 июня 2006 года до 10 часов 44 минут и после обеда указанного дня с 14 часов 55 минут без уважительных на то причин. ( Наставник Большакова Т.П.)

А судья Аулиекольского районного суда Умаров Г.К. совместно с прокурором Аулиекольского района и его заместителем в развлекательном комплексе «Кемпинг» села Аулиеколь после удаления в совещательную комнату для вынесения приговора по уголовному делу по обвинению Большакова К.Ю. распивал спиртные напитки. ( Наставник Ергалиев А.О.)

Если нарушения норм права можно еще объяснить небольшим опытом работы, профессиональной незрелостью, то, как можно объяснить такое поведение судей.

Наставничество включает организационное обучение и оценку знаний и навыков судей, помогает молодым судьям в профессиональной подготовке, в адаптации к судебной роли, воспитании высоких моральных качеств у молодого судьи. Однако следует отметить, что каждый судья должен знать и осознавать, какими полномочиями его наделило государство, и какую ответственность он несет, в том числе и моральную. Где бы не находился судья он должен всегда контролировать себя, его поведение должно соответствовать его высокому статусу. Если судья не работает над повышением своего профессионального уровня, то, как правило, и наставничество к большому эффекту не приводит.

Молодому судье нужно постоянно учиться, повышать знания, обогащать свой опыт, совершенствовать профессиональное мастерство и если он это делает, то наставничество только ему на пользу.

Какие задачи нужно решить для изменения положения дел?

Учитывая, что наставничество в судах области носит в большей степени формальный характер, но с нынешнего года данную работу необходимо коренным образом изменить, и от формального подхода к этому участку, необходимо перейти к целенаправленному и продуманному. Для этого председателями судов, где работают молодые судьи, необходимо совместно с наставником и молодым судьей, с учетом пожелания последнего разработать план оказания практической помощи и учебы. Я думаю, что молодые судьи больше нуждаются в практических советах, а не в отвлеченных от практики рассуждениях. Поэтому планы должны быть конкретизированы и включали в себя не изучение главы Кодекса, а изучение законодательства и судебную практику по отдельным категориям дел с последующим проведением собеседования на совещании с участием наставника.

Чтобы как-то координировать работу наставников, совершенствовать учебную программу наставников, чтобы каждый из них не варился в собственном соку, назрела необходимость создания совета наставников, который бы помогал наставникам, как в планировании учебы с судьями, так и осуществлял контроль и обобщал проделанную работу и оказывал методическую помощь.

Поскольку назначение наставника осуществляется председателем суда, без учета психологической совместимости наставника и молодого судьи, то может возникнуть и такая проблема, когда либо наставник, либо молодой судья не могут работать вместе и тогда эту проблему может решить совет наставников, который с учетом особенностей черт характера человека, может рекомендовать председателю суда о замене наставника.

Как будут работать совет наставников, какие еще вопросы будет решать, и нужен ли такой орган на данном этапе, нам следует подумать и решить.

12 сентября 2005 года Председателем Верховного Суда Республики Казахстан К.А. Мами была утверждена специальная программа по оказанию помощи молодым судьям в профессиональной подготовке и приобретении навыков судейской работы на 2005-2007 год, где указано о внедрении кроме наставничества и менторства.

Судейское менторство - это программа Союза судей. Программы по судейскому менторству на местах организовываются филиалом Союза судей при содействии председателя областного суда. Руководство программой по менторству осуществляется местными филиалами Союза судей с помощью координаторов программы. Программа организовывается и контролируется только Союзом судей. Филиал согласовывает программу с председателем суда. Председатель суда назначает «менторский час» (2 часа в неделю в рабочее время для встреч ментора и протеже.) Филиал выбирает координатора программы.

Что же такое менторство и чем же оно отличается от наставничества. И менторство и наставничество преследуют одну цель оказать молодым судьям поддержку в профессиональной деятельности, передача опыта, содействие в адаптации к профессии судьи.

Однако понятие менторства имеет иное значение, чем наставничество. В чем же их различие. Так, наставничество включает в себя организованное обучение и оценку знаний и навыков судей, проведение контроля наставником за работой молодого судьи, а также отчет по проделанной работе. Наставник молодому судье назначается председателем суда. Наставничество осуществляется в обязательном порядке для впервые назначенных судей, имеющих стаж работы до одного года .

Менторство отличается от наставничество тем, что участие в программе молодого судьи является добровольным, создание пар с участием опытного судьи и молодого судьи осуществляется с учетом предпочтений, то есть выбора. Председатель суда не вмешивается в отношение ментора и протеже и не требует от менторов и протеже отчета о совместной работе.

Задачи менторства состоят в оказании молодым судьям поддержки в достижении высоких стандартов профессиональной деятельности, передача опыта, содействие в легкой адаптации к профессии судьи, оказание психологической поддержки, предоставление конструктивного совета, разъяснение и передача опытным судьей сути искусства судейской профессии.

Наставник молодому судье назначается без учета психологической совместимости, то пара ментор - протеже возникает на добровольных началах, и выбирают друг друга они сами. При таких отношениях молодому судье проще будет обратиться к своему ментору не только по вопросам, касающимся судейской профессии, но и по возникшим личным проблемам, с которыми, как правило, молодой судья остается сам с собой.

Как же создаются пары ментор-протеже. Поскольку программа менторства - это программа Союза судей, то пары создаются филиалами Союза судей на местах с участием координатора программы.

Пока же наш филиал Союза судей над этой программой не работает, в то время как в других областях филиалы Союза судей поставил эту работу на должный уровень, например Жамбыльская область.

Председателям райгорсудов области надо будет пересмотреть свое отношение к наставничеству и начать работу с учетом изложенных замечаний.

Совету наставников разработать план работы совета, в который включить заслушивание отчетов наставников в ближайшее время.


 


 

 

19 апреля 2007, 14:29
Источник, интернет-ресурс: Сайт Костанайского областного суда

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код