Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Сохранение согласия - долг каждого гражданина и всего общества в целом

Сохранение согласия - долг каждого гражданина и всего общества в целом

Алексей ЛОБАНОВ, 20.04.2007

В газете «Республика» было опубликовано интервью с Бериком АБДЫГАЛИЕВЫМ на тему национализма и межнациональных отношений в Казахстане, а также о некоторых сопрягающихся вопросах. В принципе, все затронутые вопросы относятся к классическому случаю - если вы не хотите заниматься проблемой, то рано или поздно проблема начинает заниматься вами, призрак чего и замаячил перед нашим обществом в последнее время.

Бесспорно, межнациональная проблема всегда актуальна в многорасовом, многонациональном и многоконфессиональном обществе. И в чем Абдыгалиев бесспорно прав - об этом нужно говорить. Можно, разумеется, загнать на какое-то время какие-то проблемы под спуд, но вот вечно их там удерживать невозможно. Даже в масштабах отдельно взятой семьи существует тысяча и одна проблема, что уж говорить о целом государстве! Впрочем, что касается семьи, вполне можно обойтись «с помощью зонта», но вот в масштабах страны так просто не получается. А потому можно только приветствовать обращение газеты к этой теме. Тем более что Берик Абдыгалиев является одним из немногих субъектов национал-патриотического пространства, кто публикуется на русском языке и опирается или пытается опираться на аналитику и научный инструментарий в своих работах.

Где корень «зла»?
Что касается нынешнего интервью, то отношение к нему двоякое. К числу плюсов можно отнести то, что оно, в отличие от многих публикаций на казахском языке и не только, дано в политкорректном формате. И если просто следовать вопросам - ответам материала, то вполне можно согласиться со многими высказанными мыслями. Но поскольку статья пишется в порядке дискуссии, скажем, в чем мы расходимся с г-ном Абдыгалиевым.
Нам уже приходилось в своих работах упоминать, что националистам первой волны не удалось создать идеологию казахского национализма, ее теоретический базис, что явилось благом для страны и народа, поскольку позволило в переходный период сосредоточиться на мобилизационных программах. В нынешних же условиях достаточно стабильного состояния государства, его экономики, общества и т.д. вполне логично появление «новой волны» национал-патриотов - более фанатичных, более «вооруженных» и зачастую, видимо, более искренних, которых можно было бы отнести к подвижникам.
Нет большей ошибки общества и государства, чем считать, что по мере развития общества национализм сам по себе сойдет на нет. Взрыв этнического самосознания в новейший период, в том числе и в постсоветских государствах, явился шоком для Запада (да и для нас тоже), полагавшего, что с приходом капитализма, демократии и глобализации процессы этнизации затухнут сами по себе. На самом же деле все произошло с точностью до наоборот. И рассматривая вопрос постфактум, мы видим, что такое развитие носит вполне объяснимый характер.
В переходный период была уничтожена база самоидентификации индивида, уничтожены прежние системы социальной защиты, здравоохранения, образования и т.д. Соответственно, индивид, оказавшийся лицом к лицу с непонятной ему действительностью, зачастую враждебной, с чуждыми ему ценностями, стал искать и нашел опору в этничности, обратился к архаическим пластам, где находил привычные и понятные образы и ценности, мир, который он понимал и который его поддерживал.
Во времена и при условиях, когда государство не может, а зачастую и не хочет поддержать индивида, наиболее незащищенная часть общества пытается найти опору среди сородичей. Характерным можно назвать небольшое интервью одного молодого и, видимо, достаточно популярного шоумена. На вопрос российского журналиста он ответил, что в Казахстане отношение к олигархам и коррупции иное, более спокойное, чем в России, поскольку каждый из этих людей является чьим-то родственником, которые его поддерживают…
Таким образом, природа этнизации, стремления к этнократичности носят вполне естественный и исторически обоснованный характер. И в этом плане государству и обществу не стоит замалчивать проблему, она не рассосется, поскольку наше общество беременно этой проблемой. В то же время другой стороной национализма и этнизации является иррациональность, и в этом качестве это явление способно быть бессмысленно разрушительным и беспощадно жестоким.
Является такое развитие неизбежным? Нет! В мире есть примеры позитива. Пока и Казахстан является своего рода образцом позитивного развития и, несмотря на иронию, высказанную Абдыгалиевым, это есть и это надо ценить. Несомненно, ход развития процесса зависит от позиции элит. В первую очередь политической, но и не в последнюю очередь от позиции творческой элиты.
Можно согласиться с Абдыгалиевым, что государство в последнее время было убаюкано существующим спокойствием, но принципиальное решение однозначно лежит на иных путях. Если рассматривать вопрос прямо и откровенно, то следует и говорить честно и откровенно. Например, такая цитата из интервью: «Сейчас кто попало пишет об истории, при этом оскорбляют казахских национальных героев: Аблайхан - «авантюрист», Кенесары - «бандит», Шокан Уалиханов - «шпион» и т.д…»
Все сказанное - верно и смотрится достаточно прискорбно. Но у любого прочитавшего неизбежно возникает мысль, что все это дело рук инородцев, и в первую очередь «проклятых колонизаторов». Между тем стопроцентно эти исторические изыски принадлежат перу авторов-казахов. Почему Абдыгалиев не счел нужным сделать это уточнение?!

Кто и чем недоволен?
Еще один вопрос. Автор неплохо эрудирован в истории вопроса в мировом, так сказать, масштабе, но становится пристрастен, возвращаясь на родные просторы. Известно, и автором отмечено, что публикации в казахской прессе эмоциональные, зачастую излишне агрессивные и в выражениях не слишком стесняются. Да, как правило, эти опусы не переводятся на русский язык, но в нашем маленьком мире совсем необязательно совать руку в кастрюлю с кипящей водой, чтобы обжечься, - вполне хватит пара и кипящих брызг.
Почему же «объективному» автору не достает объективности дать этому явлению свою оценку, критическую или поддерживающую, чтобы аудитории была вполне ясна его личная позиция? Здесь, впрочем, согласимся с ним. Необходимо авторам публиковаться на русском языке, что приучит их, будем надеяться, к политкорректности и позволит всему казахстанскому обществу услышать их прямую речь.
И тут, кстати, еще один отрывок из прямой речи: «Нерешенность вопросов по развитию языка, недостаточность поддержки национальных ценностей провоцирует недовольство казахов…» Предупреждая возможный наезд «доброжелателей», хочу обозначить: я абсолютно лояльный и законопослушный гражданин, уважительно отношусь к казахскому народу, его культуре и языку, впрочем, как и к другим народам Казахстана.
Но поскольку живу не в безвоздушном пространстве, знаю точно - практически всех граждан нашей страны, независимо от национальности, волнует в первую очередь благополучие и здоровье семьи, личная безопасность и будущее детей, а тезис, высказанный автором, сильно возбуждает достаточно небольшую прослойку общества, которая, впрочем, при определенных обстоятельствах вполне способна трансполировать это недовольство на значительную часть общества. И, кстати, автор постоянно в своих выступлениях акцентирует внимание на угрозе потенциальной агрессии со стороны титульного общества.
В нашей стране, будем откровенны, политическая власть в руках у казахской элиты. Во всех органах государственной власти доминируют казахи. Крупнейшими собственниками в массе также являются казахи. Почему же это свое недовольство национальный актив переносит в сферу межнациональных отношений? Не происходит ли это в силу родоплеменной ориентации, когда виноватым может быть обязательно и только чужак? Как ученый, автор должен был бы понимать, куда ведет эта дорога!
Здесь же можно отметить: фраза типа «недовольство казахов» является постоянным рефреном всех работ и выступлений Абдыгалиева, независимо от того, идет ли речь о недовольстве «колонизаторами», чиновниками, историками, семейными кланами, руководством страны и пр. В данном контексте глобальное понятие «казахи» (т.е. весь народ), становясь то ли фигурой речи, то ли культурой речи, несет сильный провоцирующий момент межнационального конфликта. Здесь по умыслу или интуитивно в подсознании «недовольных казахов» формируется «образ врага». Знает или не знает Б.А., но это весьма эффективный прием воздействия на подсознание толпы, описанный во всех профессиональных методиках. Ныне он применяется в современных системах управления, например на выборах или в рекламных кампаниях. А из прошлого опыта можно вспомнить «хунвейбинов», «дацзыбао» и «огонь по штабам».

«Никто не обещал кормить по дороге»
Еще одна фраза из подзаголовка статьи: «…Именно казахи должны способствовать благополучию всех народов, проживающих в Казахстане». Но разве в современном мире, и в нашей стране в том числе не государство выступает всеобщим гарантом справедливости и равных возможностей для всех граждан и народов Казахстана? И разве не личным трудом каждого гражданина создается благополучие человека и общества? Здесь идет типичная подмена понятий, характерная для национально-патриотической риторики, перемежающейся некими благопожеланиями абстрактного свойства.
Кстати, согласимся с г-ном Абыгалиевым, что необходимо создание талантливых патриотических кинофильмов для воспитания национального самосознания. Но, безусловно, они должны быть исторически правдивыми. В этом плане ссылка на фильмы «Патриот» и «Храброе сердце» о борьбе за независимость американских колоний и Шотландии в общем контексте некорректны, как минимум. В первом случае идет война, в сущности, между людьми одной и той же национальности: англичанами, защищавшими интересы метрополии, и англичанами - жителями колонии, да и то вперемежку, но подданными все того же короля Георга, т.е. вариант гражданской войны.
А во втором случае опять-таки война идет между этносами, общими по религии, происхождению, аристократической верхушке (известно, что убиенная Елизаветой Великой шотландская королева Мария Стюарт была родоначальницей английской королевской династии) и в конце концов ставшими одной нацией, одним государством. Т.е. проводя аналогию - война, например, между предками различных казахских родов, ставших впоследствии одним народом.
И при чем в таком раскладе Россия и русские? Данный пример говорит о том, насколько следует быть деликатным и точным в этом вопросе. Мое собственное мнение, что наиболее конструктивной линией в воспитании самосознания граждан Казахстана явилось бы культивирование и пропаганда позитивных примеров в нашей совместной истории (истории казахов и русских, казахов и всех других народов страны). Тем более что здесь нет никакого лукавства. Мы имели замечательную совместную историю, у нас есть общие достижения, которыми мы можем и обязаны гордиться!
Стоит ли так сильно напрягаться с поиском «национальной идеи», ведь все в этом мире уже было? Что может быть лучше и конструктивнее идеи «единство в многообразии», впечатанной золотыми буквами в систему ценностей американцев? И, надо полагать, американцы не с дури поместили эту фразу на герб страны. Ибо поняли и доказали, что без единства не будет ничего… Никакого другого разумного пути для многонационального государства нет. Что история и доказала не единожды морем крови и разбитыми лбами упертых.
В общем, ясно только следующее. Национализм и этнизация есть неизбежная данность, ее невозможно отменить никаким указом, но которая, безусловно, нуждается в разумных рамках со стороны государства. Проблемы титульного населения, в первую очередь бедность, безусловно, должны решаться. Я простой гражданин, но с пониманием отнесусь к специальному закону по защите прав титульного населения.

На всех парах в тупик или все же подумаем?
Хотелось бы в завершение статьи сказать, что в современном мире не добилось успеха еще ни одно государство, выбравшее этнический путь развития. Как правило, в качестве обратного примера приводится всегда Япония. Да, действительно, Япония успешна, да, 98% населения - японцы, но забывают при этом, какие неисчислимые страдания перенесли Япония и японцы только в XX веке, а какие еще более ужасные страдания они принесли сотням миллионов людей в мире, пока не пришли к благоденствию в конце века под американской опекой.
Если взглянуть поближе, на соседей по Центральной Азии, то и здесь мы видим, что никто из соседей не смог реализовать этническую модель развития, что негласно признано везде. Если бы по мановению волшебной палочки Казахстан стал моноэтнической страной, то взгляды и позиция г-на Абдыгалиева выглядели бы вполне нормально. Если бы официальная государственная доктрина провозгласила национализм доминантой внутренней жизни, то и в этом случае Абдыгалиев мог быть на коне. Но мы имеем то, что имеем.
И последнее. Формирование казахской идентичности, подъем казахского языка и культуры вовсе необязательно должны происходить на перпендикулярных курсах с чем-либо или кем-либо. Это контрпродуктивно. Замыкание проблем в узком мирке ведет к деградации ситуации, созданию упомянутых автором псевдопатриотических и псевдоисторических мифов, могущих подпитывать только творчество Боратов. Видимо, стоит помнить слова Нурболата МАСАНОВА, учителя Берика Абдыгалиева, что, пойдя по этому пути, историческая наука независимого Казахстана рухнула на уровень начала прошлого века.
Нравится кому-то это или не нравится, но Бог судил нам жить всем вместе здесь и сейчас, значит, таков был промысел Божий. Нам ли спорить с Богом!


MINI-MBA — ваш путь к высокооплачиваемой работе. - 43%. Успейте!

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...