Коллегия и Палата: конфронтация или сотрудничество аудиторов!?

    

Острая дискуссия по вопросу аудиторской деятельности заставила меня сесть за компьютер, чтобы написать данную статью, и может тем самым вызвать на себя огонь. Я уже несколько раз в своих статьях оппонировал уважаемому Нурсеитову Э.О., которого считаю большим специалистом в области бух.учета и аудита. Мною подвергается критике его деятельность в профессиональных организациях, как руководителя и его тактика высказывать совершенно полярные мнения, тезисы, наверное, в зависимости от ситуации ему выгодной, по разным вопросам.

 

1. МСФО.

 

Сегодняшние заявления Нурсеитова Э.О., о внедрение и поддержке МСФО похвальны и в то же время удивительны, ведь только недавно, а это лето 2006 года, он пытался демонстрировать и доказать обратное, в свое статье «МСФО и казахстанское законодательство», на которую я писал критическую статью. Что это резкая смена позиции, а мне кажется, что это маневрирование в сиюминутной ситуации, резкая смена полярности взглядов с выгодой для своего авторитета. Данную свою статью привожу полностью:

 

Начало статьи:

МСФО и казахстанское законодательство: Ответ отправителю

(Статья Э. Нурсеитова, директора ТОО «Фирма «Финаудит», «МСФО и казахстанское законодательство» (журнал «Файл бухгалтера» №1,2 от 2006 ).

 

Уважаемый автор дал анализ возможных последствий от внедрения МСФО в Республике Казахстан, надо отметить, что подобного рода статьи и публикации, имеют свою положительную роль в вопросах совершенствования законодательства, поскольку в спорах рождается истина, но автор, по моему мнению, допустил несколько неточностей в толковании правовых норм, что, как следствие, неверно ориентирует профессиональное сообщество бухгалтеров и других пользователей и фактически исказило его благородные намерения, в которых я не сомневаюсь.

 

Автор пишет; «Отметим также и то, что бухгалтерский учет у нас тесно связан с гражданским законодательством и определяющим для отражения в балансе имущества предприятия является право собственности на него. МСФО, однако, этот факт практически игнорируется, так как для международных стандартов главным является возможность объекта генерировать доходы от использования актива в течение продолжительного времени. Таким образом, если компания не имеет права собственности на объект, но он приносит доходы, то он по МСФО, должен признаваться активом компании». В данных строках видно стандартное заблуждение, которое, к сожалению, возникает из-за незнания основ права, когда в одну «кучу» смешивают такие две отрасли права, как гражданское и административное право. Что происходит, когда вы хотите купить квартиру, вступить в брак или устроиться на работу, вы прежде всего думаете, стоит это делать или нет, это говорит что у вас право выбора, означающее свободу ваших действий, вы можете покупать или не покупать, жениться или не жениться, работать или не работать. А ваша противоположная сторона, у которой вы хотите купить дом, жениться или устроиться на работу, какие права у него, такие же, как и у вас, у неё тоже есть право и свобода выбора. У вас, как и другой стороны, есть право и свобода выбора, никто из вас не может обязать другую сторону к совершению сделки по купли-продажи квартиры, жениться или устроиться на работу, это значит, что вы равны между собой, у вас равные права и обязанности, полное равенство сторон. Такие отношения, когда все равны и имеют свободу выбора, характерны для гражданско-правовых отношений, которыми регулируются отношения по Гражданскому кодексу, Семейному кодексу, Трудовому кодексу.

Рассмотрим теперь варианты таких ваших отношений как например, с инспектором ГАИ, когда он вас останавливает за нарушение правил дорожного движения, с налоговым инспектором, когда он вам по результатам проверки производит доначисление налогов, с инспектором по труду, когда он составляет протокол о нарушение трудового законодательства. Прежде всего проанализируем, есть у вас свобода выбора, которая подразумевает что вы можете платить штраф или не платить, к сожалению нет у вас право выбора, вы обязаны заплатить штраф, если решение инспектора вступило в законную силу, на которое обычно отводится некоторое разумное время, чтобы дать вам время на обжалование действий инспектора, если оно вас не устраивает. Кто же этот инспектор, это прежде всего на просто Иванов Иван Иванович, физическое лицо, а должностное лицо, исполняющий функции государства, значит представитель органов государственной власти. Значит, такого рода отношения можно охарактеризовать разным набором прав и обязанностей, что сразу указывает на неравенство сторон, отсутствием свободы выбора. С одно стороны представитель органов власти, в лице Иванова Ивана Ивановича, с другой стороны вы, как физическое или юридическое лицо, такие отношения можно характеризовать по принципу «власть-подчинение», они власть и мы должны им подчиниться. Такого рода отношения называют административно-правовыми и они характерны для Кодекса об административных правонарушениях, Налогового кодекса, Таможенного кодекса, Закона о бухгалтерском учете, в том числе МСФО и т.д.

Можно привести пример, когда вы владеете двумя объектами недвижимости, одним на праве собственности, на другое у вас нет права собственности, но вы два объекта сдаете в аренду, и получаете ежемесячный доход и у вас есть основания, что вы будете получать доходы от двух объектов продолжительное время и вы будет на них рассчитывать. Если руководствоваться только правом собственности, то вы должны учесть только один объект, на который у вас право собственности, как актив, с которого вы получаете доход, но вы получаете доход с двух объектов недвижимости, а получение доходов и учет объектов с которых вы получаете доходы регулируются Налоговым кодексом и МСФО, который является частью Закона о бухгалтерском учете, а для таких отношений характерен принцип «власть-подчинение». Поэтому Вы обязаны показать все источники доходов, объекты, как на праве собственности, так и без него, власть, в части получения доходов, интересует не ваше право собственности, а доходы, которые вы получаете, со всех источников, которые вы должны, прежде всего учесть по МСФО и заплатить с них налоги, если вы этого не делаете, то органы власти имеют право подчинить вас это сделать с помощью властных распоряжений и вы будете обязаны подчиниться.

     Различия между гражданским и административным, в том числе финансовым, налоговым, правом хороши, видны в вопросах определения резиденства и нерезиденства. Если следовать логике автора, то всех иностранцев и лиц без гражданства проживающих в Казахстане более 183 дней и получающих доходы из казахстанских источников, мы должны в налоговых правоотношениях признать нерезидентами, что будет неправильно.

 

Автор пишет; «Кстати, в Российской Федерации также намечен переход на МСФО, но там этот переход осуществляется через национальные стандарты, разработанные на основе МСФО. Но и РФ уже возникает мнение у ряда специалистов, что с принятием МСФО теряет смысл существования гражданского, бюджетного и налогового законодательства». «И совершенно непонятно, как можно придавать статус казахстанского нормативного документа стандартам, разрабатываемым общественной организацией, находящийся за рубежом, коей и является Совет по МСФО? Для этого, по крайней мере, необходимо, чтобы Казахстан являлся членом Европейского Союза». В Российской Федерации была принята КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ от 01.07.2004 года где МСФО отводится главная роль; «Целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004 - 2010 гг.) является создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации. В частности, функции формирования информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономических решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями (собственниками, инвесторами, кредиторами, органами государственной власти, управленческим персоналом хозяйствующих субъектов и др.). Суть дальнейшего развития состоит в активизации использования МСФО для реализации этой функции путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса».

По данным Азиатского банка развития около 60% крупных, листинговых компаний в мире, расположенных в многих странах ведут учет в соответствии с МСФО и гражданское, налоговое законодательство этих стран не «потеряло смысл». В самой Великобритании, откуда МСФО получило распространение, тоже краха правовой системы не видно. Банковская система Республики Казахстан перешла на МСФО с 2003 года и на сегодняшний день является лучшей, по общему мнению экспертов, на территории СНГ и данный переход не вызвал потрясений в нашей, Республики Казахстан, правовой системе. Традиционно, внешняя экономическая среда оказывает существенное воздействие на систему бухгалтерского учета, то в странах с похожими социально-экономическими условиями бухгалтерский учет имеет много общего. По экономическому признаку принято различать три следующие основные модели бухгалтерского учета.

Британско-американская модель. Основополагающие принципы в указанную модель внесли Великобритания, США и Голландия. Главная идея модели состоит в ориентации бухгалтерского учета на нужды инвесторов и кредиторов. Модель применяется следующими странами: Австралия, Багамы, Барбадос, Бенин, Бермуды, Ботсвана, Великобритания, Венесуэла, Гана, Гонконг, Доминиканская Республика, Замбия, Зимбабве, Израиль, Индия, Индонезия, Ирландия, Каймановы острова, Канада, Кения, Кипр, Колумбия, Либерия, Малави, Малайзия, Мексика, Нигерия, Нидерланды, Новая Зеландия, Пакистан, Панама, Папуа Новая Гвинея, Пуэрто-Рико, Сингапур, США, Танзания, Тринидад и Тобаго, Уганда, Фиджи, Филиппины, Центральноамериканские страны, ЮАР, Ямайка.

Континентальная модель. Основополагающие принципы в данную модель внесли развитые страны континентальной Европы и Япония. Главная идея модели состоит в ориентации на удовлетворение требований правительства, в частности налоговому законодательству. Модель применяется следующими странами: Австрия, Алжир, Ангола, Бельгия, Буркина-Фасо, Берег Слоновой Кости, Гвинея, Греция, Дания, Египет, Заир, Испания, Италия, Камерун, Люксембург, Мали, Марокко, Норвегия, Португалия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того, Франция, ФРГ, Швейцария, Швеция, Япония.

Южноамериканская модель. Основополагающие принципы в данную модель внесли страны Южной Америки. Главная идея модели состоит в ориентации на потребности государственных плановых органов, в том числе на контроль исполнения налоговой политики и на корректировку бухгалтерской отчетности в соответствии с темпами инфляции. Модель применяется следующими странами: Аргентина, Боливия, Бразилия, Гайана, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор.

Скорей всего проблема внедрения МСФО, является вопросом столкновения двух правовых систем, нашей, континентальной системы права, с ее кодификациями и нормативно-правовым актом, как источником права и общей, англо-саксонской (британско-американской), системой права, где прецедент является источником права. МСФО, как правовой институт, могут быть внедрены, имплементированы,  в национальную правовую систему и стать ее частью, как многие международные договоры, подписанные Республикой Казахстан. В правовой системе Республики Казахстан таких примеров много, одним из которых является ИНКОТЕРМС, который уже прочно вошел в правовую систему Республики Казахстан, одним из примеров является постановление Правительства Республики Казахстан от 21 февраля 2002 года №237 «Об утверждении Правил оперирования материальными ценностями государственного материального резерва», пункт 6; «Условия отгрузки и доставки материальных ценностей государственного материального резерва оговариваются в договорах с учетом требований ИНКОТЕРМС».

Автор затронул проблему отсутствия в Республике Казахстан официального текста МСФО на русском языке, в чем я с ним солидарен, так как это создает определенные проблемы для бухгалтеров, но этот вопрос, кажется мне, чисто техническим и органы государственного регулирования бухгалтерского учета сумеют с ним справиться. Вопрос применения МСФО должен рассматриваться с позиции мотивации самого предприятия, нужно им это или нет, кому нужно, давно нашел способы перейти на МСФО и надо отметить, что проект нового закона о бухгалтерском учете, выдвинутый в порядке законодательной инициативы группой депутатов Мажилиса РК предусматривает большой круг хозяйствующих субъектов, к которым применение МСФО не обязательно или не обязательно в полном объеме и для которых применение МСФО обязательно. У нас, в обществе много задач, которые надо решить в ближайшее годы, одна из которых, это вхождения Казахстана в число 50 стран с развитой экономикой и успешное внедрение МСФО будет способствовать этому.

 

Алимбетов Нурлан.

Председатель палаты профессиональных бухгалтеров и аудиторов Республики Казахстан.

Сертифицированный бухгалтер-практик CAP

Выпускник Московской государственной юридической академии (МГЮА).

Конец статьи.

 

Вышеприведенную статью можно почитать на ссылке http://www.accountant.kz/ms.htm

или в Бюллетне Бухгалтера.

 

2. Монополия и конкуренция.

 

Последний год, уважаемый Нурсеитов Э.О., подвергал критике деятельность Палаты Аудиторов, может где-то справедливой, за ее монополизм в сфере аудита и на этом лозунге он собирал сторонников, но когда ситуация повернулась обратно, когда Коллегия Аудиторов первая получила аккредитацию, вызывающею много вопросов, он забыл о таком термине как «монополия», потому что, это теперь наверное ему выгодно, и коллегия аудиторов стала активно использовать свое, монопольное, положение, это видно хорошо из смысла  Письма ПАО «Коллегия аудиторов» от 17 апреля 2007 года № 3 дальше дословно: ссылка http://www.zakon.kz/our/news/news.asp?id=30097968)

 

Обращаем внимание руководителей аудиторских организаций, а также руководителей организаций, подлежащих обязательному аудиту на то, что с 1 марта 2007 года действует норма, в соответствии с которой обязательный аудит может проводить аудиторская организация, подтвердившая членство в аккредитованной профессиональной организации (см. пп. 3 п. 2 приказа Министра финансов Республики Казахстан от 3 ноября 2006 года № 434).

 

Смысл данного письма очевиден и звучит как предупреждение тем, кто поддерживает палату, что теперь коллегия аудиторов занимает главное, монопольное, положение, и что у палаты аудиторов нет шансов получить аккредитацию, поэтому все должны сдаться на милость победителю.

 

Если бы Палата Аудиторов использовала свое влияние, то она бы не голосовала за принятие Союза бухгалтеров и аудиторов РК, в члены ЕССБА, что дала им возможность Союзу, где председателем является Нурсеитов Э.О., привлекать в свои ряды членов, сдавших экзамены по сертификации CIPA. Протокол данного заседания в С-Петербурге можно попросить у исполнительного директора Шютц Д.. На данном совете ЕССБА, Кошкимбаев С.Х. и я, Алимбетов Нурлан, голосовали за принятие Союза бухгалтеров и аудиторов РК в члены ЕССБА. Если у председателя Коллегии аудиторов Нурсеитова Э.О. высокая гражданская позиция, то он должен максимально содействовать аккредитации Палаты аудиторов РК, действительного члена Международной Федерации Бухгалтеров, чтобы в честной борьбе, конкуренции, а лучше в тесном сотрудничестве, доказывать всему профессиональному сообществу кто лучший, от этого выиграет только сама Коллегия Аудиторов РК и несомненно вся страна.

 

3. Мифы и действительность.

 

В борьбе за электорат, членов, применяются набор давно известных политтехнологий, уважаемый Нурсеитов Э.О. выбрал, такую, как популизм (Попули́зм (от лат. populus — народ) — политическая позиция или стиль риторики, апеллирующие к широким народным массам. В основе популизма лежит утверждение, что правящая элита не заботится об интересах простого человека, так как заинтересована только в своих благах, и что власть необходимо у неё отнять и использовать для интересов общества в целом.).

Свою деятельность в Союзе бухгалтеров и аудиторов РК, уже будучи членом ЕССБА, он, Нурсеитов Э.О., начал с популистских лозунгов, «что палата профессиональных бухгалтеров бездействует», «что туда насильно сгоняются бухгалтера» и в таком духе и как им казалось, что все бухгалтера тут-же начнут переход из палаты в союз, и все последующие, кто сдал экзамены на CAPCIPA, начнут сдавать свои документы в Союз бухгалтеров и аудиторов РК, чтобы получить сертификат профессионального бухгалтера. Честно говоря,  меня тоже это сильно беспокоило, но статистика последних трех сессий, что когда у человека есть выбор, куда пойти членом, в Палату или Союз, говорит о том, что все-таки большинство людей, около 70%, отдали предпочтения Палате профессиональных бухгалтеров, эти данные можно получить в исполнительной дирекции ЕССБА. На сегодняшний день в Палате профессиональных бухгалтеров и аудиторов РК 2500 членов, в Союзе бухгалтеров и аудиторов РК 270 членов, сертифицированных бухгалтеров. Я много раз заявлял, что уважаю выбор и право выбора людей, куда им идти членами и очень рад, что теперь у бухгалтеров есть выбор, в большем смысле этого слова.

Нельзя не отметить тот факт, деятельность Союза бухгалтеров и аудиторов очень положительно сказалась на деятельности Палаты профессиональных бухгалтеров, мы значительно улучшили свою работу за последнею половину года и собираемся делать это дальше, здоровая конкуренция к этому приводит. 

 

Миф о том, что все, 100%, хотят стать членами Союза бухгалтеров и аудиторов РК, превратился в реальную действительность, которая составляет 10%, от желаемого. Мне кажется, что данный миф переносится на деятельность уже вновь созданной Коллегии Аудиторов.

 

4. Роль государства.

 

В данном споре, я очень надеюсь, что он не вырастет до конфликта, очень важную роль играет государство, в лице уполномоченного, регулирующего органа и конкретно личности человека, который руководит данным государственным органом. Государственный служащий, это не просто физическое лицо, со своими прихотями и предпочтениями, а человек, осуществляющий определенные функции от имени государства, и один из важных признаков правового государства, это режим законности в государстве и обществе, беспристрастности по отношению ко всем, независимо от личного отношения к тому или иному человеку или организации. Государственный служащий не имеет право и в некоторых моментах это запрещено, под страхом уголовного наказания, лоббировать интересы каких-то физических или юридических лиц. Трудно назвать не лоббированием, когда государственный орган, в под руководством конкретного государственного служащего создает максимально благоприятный режим для деятельности одной организации и максимально сложный режим или запрет для другой. Работа государственного служащего очень трудна, и как правило не высокооплачиваемая, но если гражданин выбрал государственную службу, то ее надо исполнять честно, компетентно, беспристрастно и профессионально.

 

5. Сотрудничество.

 

Я уверен, что мои комментарии в данной статье будут услышаны упомянутыми в ней людьми и организациями, поэтому я еще раз декларирую принцип взаимовыгодного сотрудничества и приглашаю Членов Правления Коллегии Аудиторов РК, Членов Правления Союза Бухгалтеров и Аудиторов РК, лично Нурсеитова Э.О., Айтжанову Ж..М. на нашу отчетно-перевыборную конференцию, которая состоится 24 апреля.

 

Есть один способ снять все противоречия, это беседа за круглым столом, лицом к лицу, к чему я всех приглашаю и призываю.

 

 

С уважением Алимбетов Нурлан.

Председатель палаты профессиональных бухгалтеров и аудиторов РК.

Алматы, 21.04.2007 года

22 апреля 2007, 11:21
Источник, интернет-ресурс: Алимбетов Н.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код